«Рефлекторная основа поведения. Представления о безусловных и условных рефлексах, рефлекторной дуге, рефлекторном кольце»
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
«Рефлекторная основа поведения. Представления о безусловных и условных рефлексах, рефлекторной дуге, рефлекторном кольце»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_vysshey_nervnoy_deyatnelnosti_kornilovoy_v.e.docx | 68.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рефлекторная основа поведения. Представления о безусловных и условных рефлексах, рефлекторной дуге, рефлекторном кольце»
Теория, которая подразумевает, что все действия живого организма представляют собой реакции на внешние раздражители, называется рефлекторной.
Термин «рефлекс» был введен французским ученым Р. Декартом в XVII в. Но для объяснения психической деятельности он был применен основоположником русской материалистической физиологии И. М. Сеченовым. Развивая учение И. М. Сеченова, И. П. Павлов экспериментально исследовал особенности функционирования рефлексов и использовал условный рефлекс как метод изучения высшей нервной деятельности. Все рефлексы были разделены им на две группы: безусловные; условные.
Безусловные рефлексы
Безусловные рефлексы — врожденные реакции организма на жизненно важные раздражители (пищу, опасность и т. п.). Они не требуют каких-либо условий для своей выработки (например, выделение слюны при виде пиши). Безусловные рефлексы — природный запас готовых, стереотипных реакций организма. Они возникли в результате длительного эволюционного развития данного вида животных. Безусловные рефлексы одинаковы у всех особей одного вида. Они осуществляются с помощью спинного и низших отделов головного мозга. Сложные комплексы безусловных рефлексов проявляются в виде инстинктов.
Условные рефлексы
Но поведение высших животных и человека характеризуется не только врожденными, т. е. безусловными реакциями, но и такими реакциями, которые приобретены данным организмом в процессе индивидуальной жизнедеятельности, т. е. условными рефлексами. Биологический смысл условного рефлекса состоит в том, что многочисленные внешние раздражители, окружающие животное в естественных условиях и сами по себе не имеющие жизненно важного значения, предшествуя в опыте животного пище или опасности, удовлетворению других биологических потребностей, начинают выступать в роли сигналов, по которым животное ориентирует свое поведение.
Итак, механизм наследственного приспособления - безусловный рефлекс, а механизм индивидуального изменчивого приспособления - условный рефлекс, вырабатываемый при сочетании жизненно значимых явлений с сопутствующими сигналами.
Открытие И.П. Павловым основного механизма высшей нервной деятельности — условного рефлекса — стало одним из революционных завоеваний естествознания, исторически поворотным пунктом в понимании связи физиологического и психического.С познания динамики образования и изменения условных рефлексов началось открытие сложных механизмов деятельности человеческого мозга, выявление закономерностей высшей нервной деятельности.
Рефлекторная дуга
Итак, рефлекс – это реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы. Таким образом, можно заключить, что рефлекторная дуга - это совокупность нервных образований, участвующих в осуществлении рефлекса. В состав рефлекторной дуги входят рецептор или нервные окончания, воспринимающие раздражения, чувствительные нервные волокна, передающие возбуждения от рецепторов в центральную нервную систему, нервный центр, состоящий из одного или более нейронов, воспринимающих возбуждение и передающих его двигательным волокнам, которые проводят возбуждение от нервного центра к исполнительным органам – мышцам или железам. В рефлекторной дуге нервный импульс проводится только в одном направлении – от рецептора к исполнительному органу.
Рассмотрим простой пример. Когда вы приходите к доктору-неврологу, он, не долго думая, усаживает вас в положение «нога на ногу» и проверяет наличие данного рефлекса. Схематически данная рефлекторная дуга представлена ниже. Это пример простейшей двухнейронной рефлекторной дуги, замыкающейся на уровне спинного мозга.
Примером трехнейронной рефлекторной дуги может служить рефлекторная дуга рефлекса отдергивания руки, например, от горячего предмета. При прикосновении к горячему предмету болевой рецептор кожи сигнализирует о возможном повреждении ткани. Эта информация передается чувствительному нейрону, тело которого расположено в нервном узле задних корешков спинного мозга. Аксон чувствительного нейрона входит в задние рога спинного мозга, а затем образует синапс со вставочным нейроном. Как мы уже говорили, нейрон называется вставочным, если он контактирует только с другими нейронами. В данном случае он связан с чувствительным нейроном и с моторным нейроном, который, в свою очередь, посылает свой нервный импульс к мышце-сгибателю, и рука отдергивается от горячего предмета.
Рефлекторное кольцо
Рефлекторное кольцо - совокупность структур нервной системы, участвующих
в осуществлении рефлекса и обратной передаче информации о характере и силе
рефлекторного действия в центральной нервной системе. Рефлекторное кольцо
(в концепции Н. А. Бернштейна) включает в себя рефлекторную дугу и обратную афферентацию от эффекторного органа в центральную нервную систему.
Принципиальным отличием рефлекторного кольца от дуги является наличие
обратной афферентации, то есть обратной связи между эффектором и нервным
центром. Информация об исполненном эффектором действии сравнивается с
запрограммированным в акцепторе результате действия нервном центре. Если
рефлекторное кольцо достигает цели и исполненное действие совпадает с
закодированной моделью, эта временная функциональная система распадается. Рефлекторное кольцо действует не по принципу стимул - реакция, как
рефлекторная дуга, а по принципу кольцевого взаимодействия среды и организма.
Принцип рефлекторного кольца применим в кибернетике. Если И. П. Павлов
сравнивал рефлекторную дугу с телефонной станцией, рефлекторное кольцо
можно сравнить с ЭВМ. Впервые исследовать рефлекторное кольцо с этой точки
зрения начал Н. Винер. В СССР в этой области работал Л. М. Веккер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания «ТЕМПЕРАМЕНТ – основа поведения ребенка»
В конспекте дана характеристика 4 видов темперамета, тест и памятка для родителей....
Буклет для родителей "Темперамент - основа поведения ребёнка"
Буклет в формате pub для родителей "Темперамент - основа поведения ребёнка". Раскрываются вопросы: что такое темперамент? Как определить тип темперамента у ребёнка? Характеристика типов темперамента (...
Темперамент - основа поведения ребёнка.
С помощью этой консультации родители смогут определить темперамент своего ребёнка....
Темперамент – основа поведения ребенка.
Почему одни дети с рождения очень спокойные, другие гиперактивные. Родители только удивляются «И в кого он такой тюфяк?» или «Вот чертенок, ни минуты покоя!», а причина таких отличий в темпераменте. С...
Темперамент - основа поведения ребенка
консультация для родителей...
Первые условные рефлексы детей до 1,5 лет.
Условные рефлексы-индивидуально приобретённые сложные приспособительные реакции организма человека, возникающие при определённых условиях на основе образования временной связи между условным (си...
Рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Способность педагога к рефлексии. Умение педагога управлять своим поведением. Управление собственными эмоциями. Стрессоустойчивость....