Рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
консультация по психологии

Способность педагога к рефлексии. Умение педагога управлять своим поведением. Управление собственными эмоциями. Стрессоустойчивость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План:

1. Способность педагога к рефлексии.

2. Умение педагога управлять своим поведением.

2.1. Управление собственными эмоциями.

2.2. Стрессоустойчивость.

1. Способность педагога к рефлексии

Рефле́ксия (от позднелат. reflexio «обращение назад») — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. 

Рефлексивная компетентность – это способность педагога к анализу своего педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией, с тем, что составляет педагогическую ситуацию: он сам, воспитанники, цель, содержание, арсенал педагогических методов и средств и т.д.

Отечественные ученые С.В.Кондратьева, Б.П.Ковалев предлагают виды рефлексии в процессах педагогического общения:

Виды педагогической рефлексии:

- социально-перцептивная;

- коммуникативная;

- личностная.

1. Социально-перцептивная рефлексия, предметом которой является переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений, которые у него сформировались об учащихся в процессе общения с ними.

2. Коммуникативная рефлексия заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие («Я – глазами других»).

3. Личностная рефлексия – осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.

2. Умение педагога управлять своим поведением

В педагогической деятельности не последнюю роль играет эмоциональная сфера педагога. Рефлексии или анализа требуют не только методы и способы организации педагогической работы, но и его поведение, эмоциональное состояние.

Умение педагога управлять своим поведением включает в себя следующие компоненты:

- владение мимикой, пантомимой;

- социально-перцептивные способности;

- техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи);

- управление эмоциями, настроением.

Мимика - это искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляда оказывает на воспитанников более сильное воздействие, чем слова.

Пантомимика - это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ.

Социально-перцептивные способности - способности, позволяющие понимать субъекта педагогического воздействия на основе чувственного восприятия: внимание, наблюдательность, воображение.

Техника речи – голос не должен вызывать неприятных ощущений, произношение должно быть четким и ясным, должно присутствовать правильное литературное произношение всех слов родного языка, речь должна быть наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием.

Управление собственными эмоциями, настроением предполагает овладение способамисаморегуляции к которым можно отнести: воспитание доброжелательности и оптимизма; контроль своего поведения (регуляция мышечного напряжения, темпа движений, речи, дыхания); самовнушение и др. Остановимся на этом подробнее.

2.1. Управление собственными эмоциями

Управление собственными эмоциями и понимание эмоций окружающих — наиболее важные качества, необходимые для успешного педагогического взаимодействия. Управление эмоциями и чувствами предполагает, в первую очередь, их осознание и контроль над формой проявления.

Управление эмоциями: - осознание эмоции;

                                         - контроль над формой проявления эмоции

Степень осознанности эмоций может быть различной. Полное осознание эмоционального процесса предполагает, как исчерпывающую характеристику самой эмоции, так и понимание связей между эмоцией и вызвавшими её факторами, с одной стороны, и эмоцией и действиями, к которым она побуждает – с другой.

Осознание эмоционального процесса – это осознание:

- самой эмоции;

 - факторов, вызвавших эту эмоцию;

- действий, которые спровоцировала эта эмоция.

Рассмотрим процесс осознания эмоции на примере общения воспитателя и не очень послушных воспитанников.

C:\Users\Виктор\Desktop\работа\теория\фото\Без названия.jpg

Какие возникают эмоции, когда вы не можете успокоить непослушногоребенка? Злость, разочарование, обида.

C:\Users\Виктор\Desktop\работа\теория\фото\images (5).jpg

Что послужило фактором, вызвавшим эту эмоцию. Поведение ребенка, сорванное занятие, испорченные игрушки и т.д., в зависимости от того что натворил непоседа. К  каким действиям приведет эта эмоция? Как минимум, к повышению голоса.

C:\Users\Виктор\Desktop\работа\теория\фото\Без названия (1).jpg

Этапы управления эмоциями:

- осознание переживания и себя как объекта переживания;

- понимание и вербализация эмоции;

- расширение или ограничение потока эмоциональной информации.

Управление эмоциями включает несколько этапов. Прежде всего, это осознание себя как субъекта переживания и осознание наличия этого переживания как объекта анализа, «отделение» собственного Я от переживаемого чувства («Я испытываю страх, удовольствие», а не «Мир страшен либо приятен»). То есть я испытываю злость, но это не значит, что этот ребенок плохой.

Следующий за осознанием этап управления эмоциями, связанный с пониманием эмоций, обозначается как называние. Вербализация собственного эмоционального состояния играет двоякую роль: с одной стороны, информирует нашего партнёра о переживаемых нами чувствах и снижает его напряжение, с другой — помогает регулировать собственное эмоциональное напряжение. Дело в том, что, будучи названным, эмоциональное переживание утрачивает свою интенсивность и власть над человеком. Скажите какие чувства вы испытываете, когда непослушный ребенок, например, срывает занятие. Если вы для себя расчлените  и назовете свои переживания, они станут более понятными и с ними легче будет справиться.

Следующий этап управления эмоциями состоит в расширении или ограничении потока эмоциональной информации. Так, защитная, ограничивающая эмоциональный опыт стратегия сопровождается мыслями типа «Не думай об этом», «Это не заслуживает моего внимания», «Я не реагирую». Напротив, такие мысли, как «Узнай об этом больше», «Открой себя для этого чувства» и т.д., свидетельствуют об открытости сознания для потока эмоциональных переживаний. Когда человек предпочитает стратегию открытости эмоциональным событиям, он в большей степени способен сопереживать окружающим.

Если ты не можешь изменить ситуацию – измени свое отношение к ней.

Говоря об управлении эмоциями, психологи отмечают необходимость контроля не отрицательных эмоций как непосредственных, достаточно кратковременных, неприятных переживаний, но эмоций «неуместных», «деструктивных». Общим для «неуместных» и «деструктивных» эмоций является то, что они возникают вследствие неправильного представления ситуации. Для управления такими эмоциями достаточно исправить ошибку в интеллектуальной оценке ситуации. Нужно избавиться не от эмоций, а лишь от неправильного восприятия сложившейся ситуации. Неправильное восприятие часто возникает как результат определённых ожиданий. Рассогласование ожиданий и реальности, действия и результата вызывает неприятные переживания. При этом, чем значимее наши ожидания, чем больше желаний воплощено в них, тем сильнее реакция на рассогласование с реальностью.

Проблема развития эмоциональной компетентности педагогов связана не только с профессиональной необходимостью — выслушать и понять воспитанников, создать позитивный эмоциональный фон в группе, но и с удовлетворённостью от собственного профессионализма, с переживанием личностного и профессионального роста. Ведь тот, кто сам переживал моменты, в которые партнёр охотно шёл ему навстречу, всегда поймёт позицию и чувства другого человека.

2.2. Стрессоустойчивость

Стрессоустойчивость – это способность человека спокойно, (без лишних эмоций), достигать поставленную цель в условиях стрессовой ситуации.

Профессиональный долг обязывает воспитателя принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, раздражительности, отчаяния.  Внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный процесс, отнюдь не приводит к успокоению. Наоборот, эмоциональное напряжение повышается и негативно отражается на здоровье, вызывая разного рода психосоматические заболевания. Кроме того, повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния, нередко приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога (раздражительности, тревожности, пессимизма и т. д.), что в свою очередь негативно сказывается на эффективности деятельности и на взаимоотношениях с детьми и коллегами. Ведет к ухудшению результатов их деятельности, к снижению работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению показателей психических познавательных процессов (памяти, внимания, мышления).

Справиться со стрессом может помочь, например, упражнение «Проблема». Выберите место и время, когда никто не будет вас отвлекать. Сядьте, закройте глаза, не обращая внимания на посторонние звуки. Представьте проблемную ситуацию, которая вас беспокоит. Поместите эту ситуацию в воображаемое зеркало или на экран телевизора.

Вы выступаете в качестве зрителя (хотя и можете быть в составе действующих лиц на экране или в зеркале). Включите в "картинку" своих ближайших друзей и родственников. Постепенно расширьте экран, помещая на него соседей по площадке, по подъезду. Представьте дом, в котором вы живете, затем район, поселок или город и всех его жителей. Еще расширьте картинку, охватив взглядом страну, а затем и весь земной шар – с морями и континентами, множеством людей, живущих на планете. Еще больше увеличьте фокус зрения, посмотрите, как Земля вращается вокруг Солнца вместе с другими планетами. Почувствуйте, что Солнечная система – одна из многих подобных систем в Галактике, а таких галактик во Вселенной великое множество. Удерживая в воображении картинку холодного, величественного и бесконечного космоса, вернитесь к вашей проблеме и постарайтесь ее сформулировать одним коротким предложением. Из глубин бесконечной Вселенной ваша проблема уже не кажется столь гигантской – вы в состоянии успешно ее решить.

Кроме того, хотелось бы добавить несколько советов, которые помогут справляться конструктивно со стрессовыми ситуациями, которые могут возникать у педагогов дошкольных образовательных организаций:

C:\Users\Виктор\Desktop\работа\теория\фото\Без названия (7).jpg

1. Развивать в себе уверенность. Тогда вы не будете волноваться, и нервничать по каждому пустяку. Вы должны осознать, чтобы не произошло - мир вокруг не рушится. Из любой неприятной ситуации есть несколько выходов, просто иногда не один из вариантов нам не нравится. В этом случае нужно отсекать те варианты, которые нравятся меньше всего, и оставшийся брать за основу и развивать в сторону позитива. А потом делать выводы, какие следует предпринять действия, чтобы эта ситуация не повторилась вновь.

https://otvet.imgsmail.ru/download/u_813ac6f8504a05a5da86b95ab474a37f_800.jpg

2. Несмотря на важность дел, которые нужно выполнять каждый день, нужно обязательно выделять себе время для отдыха, любимого занятия и постараться в это время полностью отключаться от всех важных вопросов. Знайте, пока вы отдыхаете, процесс идет, возможно, не так идеально, как вам хотелось бы, но он идет, а когда вы вернетесь к нему, то сможете поправить возможные недочеты, возникшие во время вашего отсутствия.

3. Нужно научиться правильно относиться к кратковременным стрессам. Когда вы чем-то крайне не довольны и постоянно думаете об этом, пока ваше сознание недовольно какой- то ситуацией, ваше подсознание зачастую уже творит чудо. Оно ищет варианты решения и когда находит – стресс поворачивается к вам уже совсем другим лицом – в виде оптимального решения сложной задачи. Иногда такой кратковременный стресс может помочь вам сделать карьеру или придумать выход из очень казалось бы, сложной ситуации. Учитесь управлять и извлекать пользу из таких кратковременных стрессов.

Важно помнить, что стрессоустойчивость – это врожденное качество, оно хорошо поддается тренировке. Чтобы педагог не оказывал негативного влияния на тех, с кем он общается, и мог жить в мире с самим собой, следует разобраться с собой, со своими проблемами, т.е. нужно начать с себя.

МБДОУ детский сад №7 «Радуга», ул.Целинная - 77

Рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции,  способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

C:\Users\Виктор\Desktop\работа\теория\фото\emocionalnaya-kompetentnost.jpg

Составитель:

Педагог-психолог Гросс Е.В.

с. Кулунда

2018


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Слайд 2

Рефле́ксия (от позднелат . reflexio «обращение назад») — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление

Слайд 3

Рефлексивная компетентность – это способность педагога к анализу своего педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией, с тем, что составляет педагогическую ситуацию: он сам, воспитанники, цель, содержание, арсенал педагогических методов и средств и т.д.

Слайд 4

Виды педагогической рефлексии: - социально-перцептивная; - коммуникативная; - личностная.

Слайд 5

Умение педагога управлять своим поведением включает в себя следующие компоненты : - владение мимикой, пантомимой; - социально-перцептивные способности; - техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи); - управление эмоциями, настроением.

Слайд 6

Управление эмоциями : - осознание эмоции; - контроль над формой проявления эмоции

Слайд 7

Осознание эмоционального процесса – это осознание: - самой эмоции; - факторов, вызвавших эту эмоцию; - действий, которые спровоцировала эта эмоция.

Слайд 8

Какие возникают эмоции, когда вы не можете успокоить непослушного ребенка?

Слайд 9

Злость

Слайд 10

К каким действиям приведет эта эмоция?

Слайд 11

Этапы управления эмоциями: - Осознание и переживания себя как объекта переживания; - понимание и вербализация эмоции; - расширение или ограничение потока эмоциональной информации .

Слайд 13

Стрессоустойчивость – это способность человека спокойно, (без лишних эмоций), достигать поставленную цель в условиях стрессовой ситуации.

Слайд 14

Фото выступающего

Слайд 22

Стресс – это поиск оптимального решения сложных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как научить ребенка управлять своим поведением"

Часто поведение ребенка требует применения дисциплинарных мер. Но каких ? Многие родители ошибочно считают, что достаточно прикрикнуть на ребенка и он сразу все поймет.К сожалению э...

Как научить ребенка управлять своим поведением

Выступление педагога-психолога на родительском собрании.«Как научить ребенка управлять своим поведением». Расположение родителей: по кругу за расставленными заранее столами, на которых лежат бума...

«Способность управлять своим поведением на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения».

Статья: Учёт возрастных и психологических особенностей обучающихся в организации работы по обучению безопасному поведению на улице....

Как научить ребенка контролировать свое поведение?

Самоконтроль помогает человеку контролировать свое поведение в нестандартных условиях, выполнять необходимые действия, которые способствуют разрешению поставленных задач. Дети, с их непосредственность...

Может ли ребенок контролировать свое поведение

Упражнения для развития волевых качеств ребенка....