Конспект открытого логопедического занятия
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Кистанова Елена Львовна

Конспект открытого логопедического занятия в группе Комбинированной направленности для детей сТНР.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_domashnie_zhivotnye_zimoy.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Русалочка»

__________________________________________________

г. Кстово 3 микрорайон дом 27 телефон 2-11-93,2-27-16,2-17-31

  Конспект открытого логопедического      

              занятия в группе

Комбинированной направленности

             Медуза  для детей сТНР

                                                                                     Подготовила учитель-логопед

                                                                                    Кистанова Е.Л.

             Лексическая тема «Домашние животные зимой».    

                                       

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные» (животное, корова, лошадь, коза, овца, свинья, собака, кошка, рога, грива, копыта, хлев, стойло, сено, пойло, запас; домашний, теплый, полезный, умный; кормить, поить, чистить, доить, возить, охранять, ловить, давать, приносить). Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -емок-, -ат-, -ят-). Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [в]—[ф] в словах). Совершенствование слоговой структуры слов (трехсложные слова с одним закрытым слогом). Автоматизация произношения звука [ж] в открытых слогах и словах с ними.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, слухового внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Наборное полотно, магнитофон, кассета с записью голосов домашних животных, предметные картинки с изображениями домашних животных и их детенышей1, тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами.

Предварительная работа. Просмотр картинок с изображениями домашних животных и их детенышей. Рассматривание фотографий домашних питомцев детей и сотрудников детского сада. Беседа о том, какую пользу приносят домашние животные. Разучивание пальчиковой гимнастики «Буренушка». Чтение рассказа К. Ушинского «Слепая лошадь».

                                     Ход занятия

1\Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Развитие слухового внимания. Актуализация номинативного словаря по теме «Домашние животные». Расширение словаря глаголов по теме «Домашние животные». Звучат голоса животных.

-Где мы с вами только что побывали? Что там услышали?

Дети. Мы побывали в деревне и услышали голоса домашних животных.

- Перечислите их.

Дети. Мы услышали голоса коровы, лошади, овцы, свиньи, собаки, кошки.

- Как подает голос собака?

Дети. Она лает.

- А кошка?

Дети. Она мяукает.

- А свинья?

Дети. Свинья хрюкает.

-Кто знает, как подают голос корова, лошадь и овца?

Дети. Корова кричит: «Му!»

- Корова мычит. Повторите, пожалуйста, новое  слово. Что делает корова?

Дети. Корова мычит.

- Как подает голос лошадь?

Дети. Она кричит: «И-го-го!»

- Лошадь ржет. Повторите, пожалуйста, новое слово. Что делает лошадь?

Дети. Лошадь ржет.

- Как подает голос овца?

Дети. Овца кричит: «Бе-е-е».

-Овца блеет. Повторите, пожалуйста, новое слово. Что делает овца?

Дети. Овца блеет.

-Думаю, вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о домашних животных, о том, как они выглядят, какую пользу приносят человеку, как человек за ними ухаживает. - Человек за это ухаживает за домашними животными. Зимой он держит скот (корову, лошадь, овцу, барана, козу) в теплом хлеву, дает ему вкусное сено и теплое пойло, убирает навоз. Кошка живет в теплом доме хозяина. Конуру собаки на зиму утепляют, стелют сено, чтобы собаке было не холодно спать на земле. Лошадь очень нужна в деревне. Она поможет хозяину привезти из леса дрова, с поля — сено, заготовленное летом в стога, отвезти на поле навоз. Все домашние животные нужны человеку. Значит, какие они?

Дети. Нужные.

-Все они приносят пользу. Значит, какие они?

Дети. Полезные.

2. Беседа о домашних животных с опорой на картинки. [Закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные». Развитие диалогической речи.]

Логопед помещает на наборное полотно альбом «Живая природа. В мире животных».

- Внимательно посмотрите на картинки. Кто на них изображен?

Дети. На картинках нарисованы домашние животные и их детеныши: коза с козленком, свинья с поросятами, овца и баран с ягненком, лошадь с жеребенком, собака, корова. Послушайте стихотворение «Мои друзья».

На подворье нашем

Овцы и барашек,

Хрюшка с поросенком

И коза с козленком,

Добрый пес Трезорка

И корова Зорька,

Кролики, крольчата,

Лошадь, жеребята.

Все они хорошие,

Я их всех люблю.

Кроликов я травкою

Утром покормлю.

.

- Человек за это ухаживает за домашними животными. Зимой он держит скот (корову, лошадь, овцу, барана, козу) в теплом хлеву, дает ему вкусное сено и теплое пойло, убирает навоз. Кошка живет в теплом доме хозяина. Конуру собаки на зиму утепляют, стелют сено, чтобы собаке было не холодно спать на земле. Лошадь очень нужна в деревне. Она поможет хозяину привезти из леса дрова, с поля — сено, заготовленное летом в стога, отвезти на поле навоз. Все домашние животные нужны человеку. Значит, какие они?

Дети. Нужные.

-Все они приносят пользу. Значит, какие они?

Дети. Полезные.

-Давайте четко проговорим это слово по слогам и простукаем его. На ударный слог мы еще и топнем правой ногой.

Дети. Те-ле-нок. Аналогично проговариваются слова котенок, ягненок. Предварительно логопед выясняет, чьи это детеныши.

 3.Работа в тетради №1. [Профилактика нарушений письменной речи. Развитие тонкой моторики.]

Логопед убирает фигурки животных и их детенышей, раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

- Откройте тетради там, где лежит закладка. Посмотрите на правую страницу. Кого изобразил художник?

Дети. Лошадь, собаку и кошку.

- Верно. Послушайте загадку об одном из этих животных.

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Дети. Это собака.

Логопед. Верно. Возьмите серый карандаш, обведите собаку по контуру, раскрасьте ее, нарисуйте ей глаз.

-Теперь коричневым карандашом обведите по контуру лошадь, а оранжевым — кошку.

Дети обводят изображения домашних животных по контуру.

4.Поговорим скороговорку –Расклевал дрозд Рябины гроздь и сделаем упражнение с мыльными пузырями.

5. Давайте образуем семейку слов от слова рога, а для этого сравните рога всех этих животных и их детенышей. Какие рога у козленка, теленка и ягненка?

1-й ребенок. У них маленькие рога, рожки.

- У барана самые большие рога. Как их можно назвать?

2-й ребенок. Рожищи.

-У всех этих животных и их детенышей есть рога. Какие эти животные?

3-й ребенок. Рогатые.

- А знаете ли вы, чем пользуются мальчишки, чтобы научиться метко стрелять в цель? Название этого предмета тоже образовано от слова рога.

4-й ребенок. Мальчишки стреляют из рогатки.

- Верно. Давайте перечислим все слова, которые мы образовали от слова рога.

Дети. Рожки, рожищи, рогатые, рогатка.

-Давайте составим предложения с этими словами.

1-й ребенок. У теленка, козленка и ягненка маленькие рожки.

2-й ребенок. У барана большие закрученные рожищи.

3-й ребенок. Корова, коза и баран — рогатые домашние животные.

4-й ребенок. Мальчишки учатся стрелять из рогатки.

6. Упражнение светофор.

 Совершенствование навыков звукового анализа ,синтеза и чтения слов.

Определите место звука – в начале, середине  или в конце слова.

7.        Работа по книге «Мой букварь». [Знакомство с буквой Вв. Совершенствование навыка чтения. Развитие фонематического  восприятия, связной речи.] на стр. 37

- Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней. Послушайте и подумайте, в каких словах этого стихотворения есть звук [в].

В ванне Вовочку купают

И водою поливают.

Дети. В ванне, Вовочку, водою, поливают.

-Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Вв. Что обозначают пиши и зеленый кружки под ними?

Дети. Значит, буква Вв обозначает два звука: [в] и [в'].

-Верно. Давайте выполним задание в нижней части страницы. Придумайте каждому из детей имя, которое начинается с буквы, написанной на его одежде.

Дети. Даша, Боря, Галя, Ваня.

Логопед. Молодцы! Соедините с каждым ребенком мячик с той буквой, с которой начинается имя ребенка.

Логопед убирает карандаши и ставит на стол контейнер с деталями букв.

-Отлично. А теперь возьмите необходимые детали и составьте по одной букве В.

Дети составляют по одной букве В.

- Какие детали вам потребовались?

Дети. Нужны длинная палочка и два полукруга.

- С какой стороны от палочки расположены полукруги?

Дети. Справой.

- Правильно. А теперь сложите буквы в контейнер.

- Переверните страницу. Давайте почитаем, что написано рядом с зелеными кружками.

Дети . Ва. Ву. Во Ви. Вата. Ванна. Вода. Вова. Вика. Вита Буква. Диван. Вагон.

-Очень хорошо. Посмотрите на картинки. Давайте прочитаем, что написано под ними.

Дети. Диван. Вагон. У Вики вата.

- Обратите внимание: слова Вова, Вика, Вита написаны с большой буквы. Почему?

Дети. Имена людей и клички животных всегда пишутся с большой буквы.

- Хочу обратить ваше внимание на то, что Арина прочитала предложения. Мы с вами уже говорили о том, что наша речь состоит из предложений. Давайте все вместе прочитаем предложение.

Дети. У Вики вата.

8. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям вспомнить по порядку все задания, которые они выполняли, рассказать, что им понравилось делать. Потом он оценивает работу каждого ребенка

Список родителей старшей группы Медуза на открытом занятии

           ФИО

        Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе Тема: «Осень»

Образовательная область: речевое развитиеВид деятельности: непосредственно -образовательнаяВозрастная группа: старший дошкольный возрастЦель: обобщение представлений о характерных признаках осени.Прог...

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной логопедической группе

Занятие направлено на закрепление пройденного материала по теме «Осень.Деревья»....

конспект открытого логопедического занятия на тему "Весна" план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

конспект открытого логопедического занятия на тему "Весна"план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме...