Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с ТНР
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Ерёмзина Олеся Петровна

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Ход мастер – класса

Мы начнем мастер – класс по теме: «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи».

Мне бы хотелось, чтобы Вы сегодня были не только слушателями, но и активными участниками этого мастер-класса. В последнее время отмечается увеличение количества детей с тяжелыми нарушениями речи.

В своей практической деятельности для детей с различными нарушениями речи я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

Артикуляционная гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Динамические паузы (речь с движением)

Пальчиковая гимнастика (су-джок терапия)

Массаж и самомассаж.

Релаксация.

Один из здоровьесберегающих технологий, который меня заинтересовал, является кинезиология.

Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения, (т.е. наука о головном мозге).

Название “кинезиотерапия” происходит от греческого слова “кинезис” что означает “движение”, therapia –лечение.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Применение данной методики позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.

Учеными доказано, что после двух лет у ребенка начинают укрепляться связи между левым полушарием, ответственным за речь и правым, формирующим все наши зрительно-пространственные и другие восприятия. А речь в свою очередь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. А органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной.

Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении.

В своей работе я использую специальный комплекс кинезиологических упражнений, в который включены:

-растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию, массаж.

Растяжки применяю при дизартрии, заикании, задержке речевого развития, общем недоразвитии речи, при синдроме дефицита внимания и гиперактивности:

1 упражнение: «Дерево»

Цель: Нормализует гипертонус и гипотонус.

Дети сидят на корточках. Прячут голову в колени, обхватив их руками.

«Представьте, что вы – семечко, которое прорастет и превратится в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево».

Приступаем к дыхательной гимнастике. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с заиканием.

"Надувание" цветных шаров в животе, "вдыхание" солнечного света и золотистой энергии. Ребенку предлагается положить руку на область движения диафрагмы, чувствуя, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе - опускается вниз.

Цель: Активизируют работу стволовых отделов головного мозга, улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Для слабовидящих детей, для детей с дефицитом внимания, при общем недоразвитии речи применяю:

Гимнастику для глаз: «Глаз – путешественник»

Задачи: Расширение поля зрения, улучшение восприятия. Однонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

В разных углах комнат расположены игрушки.

- Нужно найти их глазами, не поворачивая головы.

При задержке речевого развития, общем недоразвиии речи, дизартрии, задержке психического развития, ринолалии применяю следующие приемы, которые вызывают у моих дошкольников особый интерес и положительные эмоции:

Упражнения для развития мелкой моторики:

1 упражнение Кольцо: соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживают под счет до 10.

Детям с тяжелыми нарушениями очень сложно удержать это положение под счет до 10.

«Кулак-ребро-ладонь» Ребенку показывают три положения ладони на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, - ладонь ребром – выпрямленная ладонь. Упражнение сначала выполняют правой рукой, потом левой, затем двумя руками.

Цель: Улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, стимулируют развитие речи.

«Зеркальное рисование». Одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы. Цель: Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации.

Телесные упражнения: применяю с детьми с фонетико-фонематическим нарушением, фонетическом нарушении, при общем недоразвитии речи. «Перекрестные шаги». Благодаря этим упражнениям одновременно активизируются обширные зоны обоих полушарий мозга. Мозг переключается в интегрированный режим работы, что помогает активизироваться для выполнения любой деятельности, быстрее в нее включиться. Можно выполнять сидя или стоя. Локтем левой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену правой ноги, слегка коснитесь его. Локтем правой руки потянитесь к поднимающемуся колену левой ноги, слегка коснись его. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям (примерно 4-8 раз), дышите в обычном темпе. Рукой рисуйте ленивую восьмерку, начиная от центра, идя вверх по часовой стрелке. Глаз следят за движением кончиков пальцев. Старайтесь рисовать всем телом, для этого нужно немного присесть и корпусом задавать движение руке. Для того чтобы задействовать аудиальный канал восприятия, одновременно с движением гудите «У», но можно выполнять упражнение без звука. Выполняйте упражнение медленно от трех до пяти раз левой рукой и столько же правой.

Для детей с задержкой речевого развития, с общим недоразвитием речи, ринолалии (расщелинах губы и неба), фонетическом нарушении речи, задержке психического развития, фонетико-фонематическом нарушении речи, применяю важный составной прием:

Артикуляционная гимнастика: -движения челюстью в разных направлениях; движения языком как щелканье, цоканье, посвистывание.

Мимические движения: «рожицы»-вытягиваем губы трубочкой, «рожицы»- широко открываем рот, «рожицы»-выдвигаем язык, «рожицы»-хмурое сдвигание бровей, «рожицы»-улыбка.

Цель: Активизирует работу стволовых отделов мозга, развивает артикуляционную моторику, восприятие, мышление. Эффект упражнений усиливается, если выполнять артикуляционную гимнастику под счет, под музыку, с хлопками, с движениями рук.

Для детей с дизартрией – при ограниченной подвижности органов речи (мягкого нёба, языка, губ), Применяю следующее упражнение:

«Энергетическая зевота» Сидя. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти.

Цель: Снимает напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче.

Для детей с различными нарушениями речи применяю:

Массаж:- Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

-Сжимать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимать кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делаем вдох. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.

Цели: Снятие напряжения, общее расслабление.

Все эти упражнения дают высокую умственную энергию.

Таких простых, но очень действенных упражнений очень много.

В завершении я хочу вам пожелать, чтобы самым лучшим отдыхом была для вас работа; лучшим днем был день – «сегодня»; самым большим даром - любовь, а самым большим богатством – здоровье!

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми шестилетнего возраста, имеющих нарушения речи»часть1

данная презентация содержит кинезиологические упражнения, которые целесообразно использовать на занятиях логопеда...

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с нарушением речи

Кинезиология, как оздоровительная форма, применяется в умственном и физическом оздоровлении дошкольников...

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с ОВЗ

Кинезиологические упражнения, позволяющие улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольно...

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии.

Данная презентация позволит читателям не только просмотреть материал, но и некоторые кинезиологические упражнения проделать самим. Получить положительный опыт, а через некоторое время почувствовать се...

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с ОВЗ.

Использование специальных упражнений в работе с детьми с ОВЗ...