Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с ОВЗ.
статья (старшая группа)

Никулина Оксана Сергеевна

Использование специальных упражнений в работе с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.66 КБ

Предварительный просмотр:

Использование кинезиологических упражнений

в работе с детьми с ОВЗ.

Никулина О.С.

МБДОУ «Детский сад «Изумрудный город» г.Тамбов

Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является коррекция отклонений в развитии ребенка. А добиться этого можно только при условии тесного взаимодействия всех участников педагогического процесса.

В нашем учреждении есть группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, которые посещают и дети инвалиды, и дети с задержкой психического развития (ЗПР). Работа с детьми данных групп имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии у них имеются вторичные отклонения в развитии. У многих детей есть нарушения мышечного тонуса, легкие парезы, нарушения равновесия и координации движений, недостаточно дифференцирована моторика пальцев рук, что ведет к моторной неловкости, нарушению звукопроизношения, нечеткой, смазанной речи. Дети с тяжелым нарушением речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части, а отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, проблемы с речевым развитием. И как результат - проявляется низкая работоспособность, повышенная утомляемость, низкий уровень произвольности психических процессов. Все эти трудности возможно преодолеть только через создание правильного выбора методов педагогической коррекции.

Поэтому целью нашей работы является коррекция речи дошкольников с помощью подвижных игр и физических упражнений, направленных на развитие произвольной моторики. В своей работе мы применяем такую здоровьесберегающую технологию, как кинезиология.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Учёные доказали тесную взаимосвязь между тонкими движениями пальцев и функции высшей нервной деятельности. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. По словам немецкого философа И. Канта - «Рука является вышедшим наружу головным мозгом. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Дети с удовольствием занимаются кинезиологическими упражнениями. Почему? Потому что им было интересно научиться таким движениям, которые выполняют даже космонавты во время подготовки к полетам. Кроме того, дети, выполняя упражнения всегда знают, что они помогают им лучше думать, быть внимательными, лучше запоминать. Да и игровой момент развития интеллекта дает больше пользы, чем наскучившие методы обучения тем или иным навыкам и умениям.

При разучивании кинезиологических упражнений, вначале разучиваем технику движений. А затем, использую их как на самих коррекционно-развивающих занятиях, в качестве динамических пауз (отдыхалочек), так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий.

Эти упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающийся эффект. Упражнения эти нужно делать ежедневно, по 5-15 минут, желательно в спокойной обстановке. Главное – движения должны усложняться и частота их выполнения должна расти!

Кинезиологические упражнения можно включать в любую НОД. Постепенно увеличивать время и сложность упражнений. Учим выполнять движения сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При

затруднениях я предлагаем ребенку помогать себе командами («заяц-коза-вилка» или «ухо-нос» и т.д.), произносимыми вслух или про себя. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-15 минут в день. Упражнения окажутся особо эффективными, если связать их с интересной и актуальной для детей тематикой, использовать сказочных героев и животных.

Регулярные занятия упражнениями приведут к развитию устной речи, улучшению коммуникативных навыков, повышению мотивации к обучению, формированию логического мышления, а также облегчится процесс чтения и письма, снизиться уровень раздражения, тревожности и повысится стрессоустойчивость.

Таким образом, взаимодействие в работе воспитателей и инструктора физической культуры способствует прочному закреплению всех результатов,

сохранению и укреплению здоровья детей, и совершенствованию коррекционно-развивающий процессов.

Литературы:

1.Колесников А. «Гимнастика мозга, или Легкие способы развития ребенка»;

2.Коренберг В.Б. «Основы спортивной кинезеологии»;

3.Крипенчук О.И «Тренируем пальчики – развиваем речь!»;

4.Крипенчук О.И., Витязева О.В. «Движение и речь»;

5.Сиротюк А.Л. «Упражнения для психомоторного развития дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Почему логоритмика?  Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...

Опыт работы «Использование мнемотаблиц в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей, и мы знаем, что в настоящее время эта  проблема становится особенно значимой. Главной и о...

Опыт работы по теме : " Использование ИКТ в работе с детьми , имеющими нарушения речи".

Информационно- коммуникативные технологии, как в нашем детском саду, так и в других ДОУ- актуальная проблема современного дошкольного воспитания, поэтому, сегодня мне хотелось с Вами, уважаемые коллег...

Из опыта работы "Использование лэпбука в работе с детьми"

В консультации расскрываются варианты работы с лэпбуком....

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...