«Развитие фонематического слуха у старших дошкольников с ОНР»
консультация по логопедии

Малахова Елена Николаевна

Фонематический слух- это способность правильно слышать и узнавать звуки (фонемы). У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и при собственном проговаривании слов. Развитие фонематического слуха у детей проходит индивидуально. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие фонематического слуха у старших дошкольников с ОНР»        

Фонематический слух- это способность правильно слышать и узнавать звуки (фонемы). У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и при собственном проговаривании слов. Развитие фонематического слуха у детей проходит индивидуально. Наиболее чувствительным периодом является возраст до 2 лет. Правильно читая простые детские стихи, чистоговорки, потешки, песенки (понятные для ребенка этого возраста), незаметно идет развитие фонематического слуха.

К третьему году жизни ребенок приобретает возможность различать на слух все звуки речи. К четырем годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки т.е. у него должно быть сформированно фонематическое восприятие. К пяти годам дети узнают звуки в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук.

К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов. Дифференцировать близкие по звучанию фонемы.

Фонематический слух нужен для того, чтобы можно было соотнести звук и букву, для правильного понимания слов (рак- лак теряется смысл слов) и правильному произношению. При обучении чтению и письму ошибки становятся более явными. Трудности в первую очередь связаны с путаницей звуков, сложностью слияния звуков в слоги, а в дальнейшем и слияние слогов в слова. Отсюда идет побуквенное и послоговое чтение и ряд других проблем.

В письменной речи появляются постоянные орфографические ошибки. В дальнейшем, когда ребенок пойдет в школу у него это проявится в виде дислексии (нарушение чтения) и дисграфии (нарушение письма), в результате к логопедическим проблемам добавятся плохие оценки, проблемы психологического характера и негативное отношение к процессу обучения.

По развитию фонематического слуха можно выделить несколько этапов:

1. Узнавание неречевых звуков- это фундамент развития фонематического слуха.

Игра: Угадай, что звучало. Выслушайте с ребенком шум воды, шелест бумаги, звон музыкальных инструментов, др. бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать- что звучало.

Игра волшебная палочка. Возьмите карандаш, постучите им по разным предметам. Волшебная палочка заствит звучать вазу, стол, стену, миску. Потом усложните задание- ребенок отгадывает закрытыми глазами, какой предмет звучал.

Игра шумящие мешочки. Вместе с детьми насыпьте в коробочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать, что внутри мешочка по звуку.

Игра "Жмурки". Ребенку завязывают глаза и он двигается в сторону звенящего колокольчика, свистка и т.д.

Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. В усложненном варианте малыши повторяют ритм с закрытыми глазами.

2. Различение звуков речи по силе, тембру и высоте.

Игра «Громко- тихо»: договоритесь, что дети будут выполнять определенное действие, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры «Далеко- близко». Игра  «Три медведя»: ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант- ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

3. Различение сходных по звучанию слов.

Игра «Слушай и выбирай»: перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком- сом- лом- дом), взрослый называет предмет, ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра «Верно- неверно»: взрослый показывает ребенку картинку и заменяет первый звук в слове (форота, корота, морота, ворота, хорота); задача ребенка хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант.

4. Различение слогов.

Игра «Прохлопаем»: взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова; проговаривает их, интонационно и хлопками разделяет слова на слоги. Затем предлагаем ребенку самому отхлопать количество слогов в слове «дом».

Игра «Что лишнее?»: ребенок хлопает в ладоши, когда слышит нужный звук.

5. Различение звуков. Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарит поет песенку- ззз, ветер дует- ссс, жук жужжит- жжж, тигр рычит- ррр.. Взрослый произносит звук, дети отгадывают, кто (что) его издает.

6. Освоение навыков анализа и синтеза.

Игра «Сколько звуков?»: взрослый произносит слова, дети определяют звуки и называют их количество. Не берутся слова с буквами : я, е, е, ю, я (они означают 2 звука).

Игра «Похлопаем»: взрослый проговаривает ряды слов, дети хлопают, когда слышат слово с заданным звуком. Сначала слова, начинающиеся с заданного звука, далее заканчивающиеся на заданный звук, затем слова, содержащие нужный звук в середине.

Игра «Отгадай слово»: ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком- нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (..ампа, мы..о, ..ук).

Итак, уделяя особое внимание развитию фонематического слуха, вы облегчаете ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Несложная система игр позволит детям самостоятельно и продуктивно овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предотвратить речевые нарушения. Если же нарушения уже имеются, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути их преодоления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у старших дошкольников

Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызываем интерес к учебной...

Игры для развития фонематического слуха у старших дошкольников.

       Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово....

Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников»

    Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызыв...

Развитие фонематического слуха у старших дошкольников

Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызываем интерес к учебной...

Проект «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников через использование дидактических игр и упражнений в разных видах детской деятельности»

Проект «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников через использование дидактических игр и упражнений в разных видах детской деятельности»...

"Игры на развитие фонематического слуха для старших дошкольников".

В статье размещены игры на развитие фонематического слуха у старших дошкольников, которые являются профилактикой нарушений чтения и письма....

Приказ об утверждении положения о проекте "Развитие фонематического слуха у старших дошкольников"

Приказ об утверждении положения о проекте "Развитие фонематического слуха у старших дошкольников"...