Игру недаром называют «ведущей»
статья по логопедии (старшая группа)

Игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности. «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям в помощь

Игру недаром называют «ведущей»

Игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности.

«Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский.

Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют «маленькому» человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом.

В условиях реализации ФГОС ДО, игра приобрела особую значимость и является средством всестороннего воспитания ребёнка дошкольного возраста. Игры обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями. Игра для ребенка – это жизнь, самая настоящая жизнь, невыдуманная, как кажется нам, взрослым, ребенок искренне верит в происходящее. Связь игры и реальности очень важна, только таким образом ребенок сможет в дальнейшем применить опыт, полученный в ходе игры, в жизни. В наше время – время перемен, пришли новые веяния и в российское дошкольное образование. Появились новые подходы к извечным проблемам: как и чему, учить, развивать, корректировать, новые педагогические технологии, приёмы, методы, новые взгляды на взаимоотношения педагога и воспитанника.

Потребность детей в игре, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в 2-3 года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыпляток, бегающих с курочкой мамой. Действия их подражательны, но чрезвычайно насыщены и потому несут в себе большой положительный заряд. Игра является главной и фактически единственной формой проявления инициативности и самостоятельности детей. Такая самостоятельная активность позволяет ребёнку почувствовать и увидеть результаты своей активности, воплощение своего замысла и, в конечном счете, самого себя, что имеет неоценимое значение для формирования самосознания и чувства своей активности. Но игра – это, прежде всего свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых.

Можно вывести несколько основных видов детских игр:

сюжетно-ролевые игры выступают важным средством социально-коммуникативного развития детей. Они способствуют усвоению норм и правил поведения в социуме, помогают овладеть определёнными умениями и социальными навыками. Играя, дети пробуют себя в различных ситуациях, приобретают знания о том, как строятся взаимоотношения людей, учатся общаться со сверстниками, «примеряют» на себя различные социальные роли;

дидактические игры – еще одна разновидность игровой деятельности детей. Это также средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности. Игры из этой категории построены по определенным правилам, которым ребенок должен следовать, кроме того, проводят их с использованием различных материалов, способствующих лучшему восприятию происходящего, а также повышающих у ребенка интерес к игре. Дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, пластические этюды, тренинги на устранение отрицательных эмоций помогают налаживать общение друг с другом, развивают коммуникативные навыки;

логоритмические и пальчиковые игры, а также игры с предметами и игрушками, словесные, настольно-печатные, такие как лото, домино, шашки; игры с правилами, требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливыми, честными, уступчивыми.

подвижные игры, располагают большими возможностями для воспитания характера человека. Во время игр дети учатся объединяться в игровой коллектив, соблюдать определенные правила, искать выход из разнообразных по сложности двигательных заданий.

В подвижных играх постоянно происходит моделирование ситуаций, когда при ограниченном времени и постоянно изменяющихся условиях возникает необходимость менять ситуацию, выбирать необходимое действие. Как следствие этого, мы вырабатываем у детей умение контролировать свои эмоции, договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам, понимать и уважать других, правильно воспринимать критику, что также влияет в дальнейшем на успешную социализацию;

игры с предметами, то есть такие игры, в ходе которых ребенок непосредственно взаимодействует с теми или иными вещами;

интеллектуальные игры – игры, которые способствуют умственному развитию, у дошкольников это могут быть различные головоломки, загадки, игры на развитие смекалки, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают соревновательный характер и проходят в форме викторин и интеллектуальных конкурсов.

Все игровые методики, так или иначе, затрагивают перечисленные виды игр, ведь они являются базовыми. Так или иначе, но игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Вся жизнь ребенка – дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.

Отечественный философ, психолог и педагог Василий Васильевич Зеньковский, пытаясь разгадать феномен детства, утверждал, что «…для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но, в то же время, не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства…»

Нет ничего гармоничнее играющего ребенкаСила этой гармонии, настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг.

При всем своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия. Игры – это творческая деятельность, которая не направлена на конечный продукт.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть: игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого человека.

С уважением, к Вам и Вашим детям, Прохорова И. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов «Игра – основной и ведущий вид деятельности и средство всестороннего развития ребенка»

Семинар предназначен для педагогов ДОУ. Задачи семинара: Способствовать закреплению теоретических и практических знаний и умений педагогов по руководству и развитию сюжетно-ролевых игр дошкольник...

Дидактическая игра «Как называется?»

Игра может быть показана на мониторе компьютера, иного устройства, где ребенок смог бы сам составить нужные пары (чтобы картинка с народным промыслом соответствовала названию промысла), либо распечата...

"Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка" (консультация для педагогов)

Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО): ребенок овладевает основ...

Игру недаром называют «ведущей» (Родителям в помощь)

                                                      ...

Методическая копилка. Игра и её ведущая роль в развитии дошкольника

Особо стоит  подчеркнуть, что в  дошкольном возрасте игры  считаются самым  важным  видом деятельности.  Игры являются эффективным  средством  формирования личн...