"Реализация коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда по формированию основ нравственно-патриотического воспитания у обучающихся с ОВЗ"
статья по логопедии (подготовительная группа)
Проблема нравственно-патириотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Она может быть успешно реализована, только во взаимодействии семьи и педагогического коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_obuchayushchihsya_s_ovz.docx | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Реализация коррекционно – развивающей деятельности учителя – логопеда по формированию основ нравственно – патриотического воспитания
у обучающихся с ОВЗ».
Татарова Светлана Николаевна, учитель-логопед
СП ДС «Солнышко» ГБОУ СОШ№9, г. Кинель
«Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
В.А. Сухомлинский.
Чувство патриотизма начинает зарождаться у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Патриотизм для ребенка – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, любовь к родным местам, гордость за свой народ, который из поколения в поколение несет народная культура и историческое прошлое страны. Нравственно – патриотическое воспитание закладывается в дошкольном детстве и красной нитью следует через всю его жизнь.
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Она может быть успешно реализована, только во взаимодействии семьи и педагогического коллектива.
Поэтому в решении задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников первостепенное значение приобретает эффективное налаживание целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно-образовательного процесса.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.
Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с нарушениями речи, служит средством в коррекционно-развивающей работе.
Дети с нарушениями речи испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер: несформированность чувства языка; неспособность к построению развернутого высказывания; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности.
Я, как учитель – логопед, ставлю перед собой задачи патриотического воспитания обучающихся: пробудить в ребёнке любовь к родной земле, формировать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к самым близким людям, к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувства гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Хочу обратить Ваше внимание на последнюю задачу, которую мы, к сожалению, сужаем, и зачастую сводим лишь к воспитанию уважения к близким людям, к родному дому, улице, городу… А ведь так важно уделять особое внимание детей к стержневым вопросам. Так в теме «Труд» главное – это взаимосвязь людей разных профессий и значение труда каждого для общества в целом. Только совместный труд людей, позволяет получать хороший результат.
Коррекционно-развивающую работу с детьми на занятиях я выстраиваю согласно календарю тематических недель. Материал лексических тем позволяет не только решать логопедические задачи: развивать связную речь, формировать лексико-грамматические категории, фонематическое восприятие, звукопроизношение, слоговую структуру, развивать и совершенствовать психологическую базу речи, но и воспитывать чувство патриотизма у детей. На индивидуальных и подгрупповых занятиях для детей с нарушениями речи, я использую различные формы работы: тематические презентации, ситуативные разговоры и беседы; дидактические игры и упражнения.
В ходе изучения всех тематических недель, также решаются задачи по ранней профориентации обучающихся, вместе с детьми знакомимся и закрепляем профессии, согласно лексической теме.
В сентябре, при прохождении темы «Здравствуй, детский сад!» на занятиях активизируется предметный словарь детей, используя названия профессий сотрудников, работающих в детском саду. Беседовали о важности труда всех сотрудников нашего учреждения. Все это способствовало формированию и обретению у детей привязанности к детскому саду, воспитания уважения к сотрудникам, работающих в учреждении и их труду. Для закрепления материала детьми составила картотеку речевых игр по теме недели. Родителям воспитанников рекомендую, например, полезную ссылку на сайт учреждения, где они совместно с детьми могут ознакомиться, вспомнить сотрудников нашего учреждения, создающих комфорт, благоприятные условия детям, в их счастливый период детства.
Изучая тему недели: «Мой дом, мой город, моя страна». Мы с детьми вспоминаем домашний адрес, место работы родителей, значимость их труда; место проживания: улица, город; крупные предприятия, здания культуры, памятные места родного города и их значимость. Рекомендую родителям совершить прогулку с ребёнком, изучая достопримечательности города.
На занятиях также изучаем и закрепляем:
- символику страны, герб города, свою национальность, язык, традиции (дети должны гордиться своим народом, его достижениями;)
- столицу нашей Родины — Москву (герб, гимн России);
- представителей других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
- природу родных мест (необходимо помочь ребёнку научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
- изучать народы, живущие в России, их быт, традиции.
Применяю следующие игры (например):
«Букет красивых слов» — словарь детей обогащается образными выразительными средствами речи /эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами, относящимися к Родине и родному городу.
«Угадай места, достопримечательности», «Узнай по описанию», «Узнай свой город» – закрепляем знания родного города и страны.
«ГЕРБ родного края» — закрепляем знаний детей о гербе родного края.
В ходе реализации тематической недели «Моя семья». Используются следующие дидактические /словесные игры (к примеру):
Подбираем с детьми признаки: Какая у вас семья? — большая, дружная, крепкая, трудолюбивая, работящая, здоровая, заботливая, счастливая и др.
Подбираем с детьми глаголы (обязанности членов семьи): что делает папа? что делает мама? Какие обязанности у сестры, у брата? и т.п.
«Составь рассказ по картинкам» — дети учатся составлять рассказы по сюжетным картинкам, по плану.
В феврале дети знакомятся с темой «Защитники Отечества».
Применяю следующие игры (например):
«Защитники Отечества», «Разные войска» «Назови военную профессию» — словарь детей пополняется новыми словами — синонимами — Отечество — Отчизна — Родина;
Защитник Отечества — боец, воин, солдат; защищать Родину — охранять, беречь.
Также дети учатся словообразованию на примере различных военных профессий: граница -пограничник, артиллерия – артиллерист, танк – танкист, море — моряк, космос – космонавт.
На занятиях воспитываю чувства уважения, благодарности и любви к людям, защищающим Родину от врагов.
Первый весенний месяц всегда посвящен теме Женщины, Матери, в рамках тематической недели:
На занятиях прививаю чувство уважения и любви к маме, бабушке, сестренке, дошкольники узнают много нового о женских профессиях.
Использую дидактические игры (например):
«Подбери признак»: мама – какая? бабушка – какая? сестренка, воспитатель и др.;
«Назови ласково» — мамочка, мамуля, матушка и др.;
«Кому что нужно для работы?» повару – кастрюля, поварешка; учителю – учебник, тетради, ручка, мел и т.д.
В конце учебного года – тематическая неделя великого праздника – «День Победы».
На своих занятиях воспитываю уважение к героям Великой Отечественной войны, гордости за победу над фашизмом, глубокой благодарности к Ветеранам войны.
Использую игры (например):
«Подбери слово» (синоним) /смелый — храбрый, отважный, геройский/;
«Подбери родственное слово» /герой — геройский, героический, героиня/.
Словарный запас детей пополняется новыми словами и словосочетаниями: подвиг, Победа, героический поступок, ветеран, «мир строит, война — разрушает» и др.
Работу в данном направлении проходит в тесном взаимодействии с воспитателями групп (тетрадь взаимодействия) и родителями/ законными представителями (выдаются папки с рекомендациями по каждой тематической неделе).
В завершении хочу отметить, что можно бесконечно долго беседовать, о патриотизме и любви к Родине, но, если ребенок не видит личного примера взрослых, которые его окружают, все это напрасно.
Наш патриотизм очень прост: это фантик, брошенный в урну, из уважения к своей Земле, это посаженное дерево, с заботой о будущем поколении, это добрые слова о своей Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по формированию основ нравственно - патриотического воспитания дошкольников
Работа предназначена для расширения представлений педагогов по формированию основ нравственно-патриотического воспитания дошкольников...
Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста
Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...
Проекты детского сада по формированию основ нравственно-патриотического воспитания.
Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности....
Дополнительная общеобразовательная программа по патриотическому воспитанию "Формирование основ нравственно-патриотического воспитания дошкольников"
Программа направлена на воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников 5-7 лет....
Доклад из опыта работы на тему «Реализация работы по формированию основ нравственно – патриотического воспитания у обучающихся с ОВЗ в коррекционно - развивающей деятельности учителя – дефектолога»
Доклад из опыта работы на тему «Реализация работы по формированию основ нравственно – патриотического воспитания у обучающихся с ОВЗ в коррекционно - развивающей деятельности учителя &nda...
Реализация работы по формированию основ нравственно-патриотического воспитания в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
Нравственно – патриотическое воспитание закладывается в дошкольном детстве и красной нитью следует через всю его жизнь.Чувство патриотизма начинает зарождаться у ребёнка с отношения к семье...
Доклад на тему: «Формирование основ нравственно - патриотических ценностей у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФОП ДО»
Тема доклада: «Формирование основ нравственно - патриотических ценностей у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФОП ДО»«Быть человеком - значит не только обладать знаниям...