Методы и приемы по формированию коммуникативной компетентности дошкольников в условиях реализации ФГОС.
консультация по логопедии

И.Д. Польшина
Методы обучения- способ взаимодействия между педагогом и воспитанниками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения чему-либо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_iriny_dmitrievny_1.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы по формированию коммуникативной компетентности дошкольников в условиях реализации ФГОС.

Методы обучения- способ взаимодействия между педагогом и воспитанниками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения чему-либо.

В отечественной педагогике методы обучения подразделяются на три группы:

А) Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1. Словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала);

2. Продуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные (по характеру учебно-познавательной деятельности);

3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);

Б) Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками)

В) Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (определенные поощрения в формированиях мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками)

Прием обучения — это составная часть или отдельная сторона метода.

В чем разница между методом и приемом обучения?

Прием — это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным умением или навыком.

Метод – процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов.

Примеры методов обучения

Среди наиболее востребованных сегодня современных методов обучения можно выделить:

- занятия (форма, но мы можем отнести и к методу);

- педагогическое наблюдение;

- педагогическая беседа;

- изучения продуктов деятельности;

- педагогическая экскурсия;

- изучение педагогических документов и др.

На примере педагогического наблюдения, которое является методом обучения, рассмотрим приёмы, используемые в данной работе (загадки, рассматривания, описание, дидактическая игра, подвижная игра, эксперимент (снег, лист (засох), упражнения на логическое мышление, элементы ТРИЗ (огонь-хорошо, плохо).

Коммуникативная деятельность- является одним из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Коммуникативные навыки — это средства, обеспечивающие успешную деятельность человека, ребенка в среде в коммуникации (общение, контакт). Более того, конструктивное общение-показатель культуры современной личности в целом.

- Ролевые игры;

- Действия по образцу;

При данном виде общения участники достигают своих целей, а сам процесс имеет положительный эмоциональный эффект. (каждая сторона получает удовлетворение от процесса общения, слышит и понимает собеседника)

Многолетний опыт работы говорит о том, что многие дошкольники, а дети – логопаты ещё в большей степени, испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, и особенно, со сверстниками.

Ни проявляют инициативу в обращении к другому человеку, не могут поддерживать и развить устанавливающийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Недостаточно сформированная коммуникативная компетентность у дошкольников обусловливает недостаточную готовность ребенка к школе и успешное освоение образовательной программы.

Поэтому так важно учить детей умению общаться, воспитывать культуру общения.

Каковы же основные признаки наличия функциональной грамотности

- знания о правилах, принципах, общих понятий, составляющих основу для решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности.

- умение адаптироваться к изменяющемуся миру;

- решать конфликты, работать с информацией;

- применять правила личной безопасности в жизни;

- готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира;

- принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов;

- повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Умения, которые предполагает наличия коммуникативной грамотности.

- работать в группах, команде;

- договариваться, согласовывать действия;

- располагать к себе других людей;

Формами организации детского общения могут стать

- непосредственная образовательная деятельность (НОД);

- речевые проблемные ситуации;

- составление рассказов, сказок, загадок;

- ситуативные разговоры;

- игры;

И, конечно, одна из наиболее эффективных форм взаимодействия детей-игра-ведущий вид деятельности ребенка.

Это лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка, а также основной метод формирования коммуникативных способностей.

Согласно ФГОС ДО игровая деятельность выступает, как форма социализации ребенка.

В ходе игры формируется умение вступать в общение и сотрудничество друг с другом и со взрослыми. Обогащается эмоциональный мир ребенка. Повышаются коммуникативные способности детей, служащие одним и параметров высокого уровня социализации.

Обратимся к наиболее эффективным практикам формирования и оценки функциональной грамотности.

1. Игры-приветствия

«Утро»

Утро наступает – в сад идти пора, с добрым утром, с добрым утром просыпайся детвора.

Просыпайтесь все вокруг- с вами самый лучший друг.

«Комплимент»

«Поклонимся с соседом» и тд.

«Почему я хочу с ним дружить?»

Совместные трудовые поручения, изготовление совместных поделок и коллажей, сотрудничество с педагогами и детьми старших и младших групп. (Театральные постановки, совместные проекты (экскурсия, прогулки); посещение и сотрудничество с музеями, Домом ремесел, библиотеками и т. д.

Образовательная среда, в которой находится ребенок в дошкольном образовательном учреждении, обладает потенциальными возможностями развития коммуникативной компетенции дошкольников благодаря системе целенаправленной работы. Вот поэтому я выделяю занятия и как фору организации деятельности детей и как метод работы с ними в этом направлении.

Сформированные коммуникативные способности- главнейший показатель готовности ребенка к взаимодействию с окружающими людьми, а также школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по проекту "Коммуникативная компетентность педагога как условие реализации ФГОС ДО"

Коммуникативная компетентность педагога  как условие реализации ФГОС ДО. Слайд 1. Добрый день уважаемые коллеги. Разрешите представиться – Баркова Людмила Игоревна, педагог – психолог детско...

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС

В презентации представлены условия, созданные в соответствии с ФГОС и опыт работы по социально-коммуникативному направлению Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский ...

«Формирование ИКТ-компетентности педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Развитие современного общества неразрывно связано с информационно-коммуникативными технологиями, которые прочно вошли в сферу жизни человека. Система образования предъявляет новые требования...

"Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ"

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры ...

Мастер-класс для воспитателей «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ»

Представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социально – коммуникативных навыков у  дошкольников....

План работы методического объединения педагогов Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»

План работы методического объединения педагогов  Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»...

"Социально - коммуникативное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"

Рекомендации для педагогов на тему социально - коммуникативного развития дошкольников....