Методы и приемы по формированию коммуникативной компетентности дошкольников в условиях реализации ФГОС.
консультация по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_iriny_dmitrievny_1.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы по формированию коммуникативной компетентности дошкольников в условиях реализации ФГОС.
Методы обучения- способ взаимодействия между педагогом и воспитанниками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения чему-либо.
В отечественной педагогике методы обучения подразделяются на три группы:
А) Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала);
2. Продуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные (по характеру учебно-познавательной деятельности);
3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);
Б) Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками)
В) Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (определенные поощрения в формированиях мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками)
Прием обучения — это составная часть или отдельная сторона метода.
В чем разница между методом и приемом обучения?
Прием — это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным умением или навыком.
Метод – процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов.
Примеры методов обучения
Среди наиболее востребованных сегодня современных методов обучения можно выделить:
- занятия (форма, но мы можем отнести и к методу);
- педагогическое наблюдение;
- педагогическая беседа;
- изучения продуктов деятельности;
- педагогическая экскурсия;
- изучение педагогических документов и др.
На примере педагогического наблюдения, которое является методом обучения, рассмотрим приёмы, используемые в данной работе (загадки, рассматривания, описание, дидактическая игра, подвижная игра, эксперимент (снег, лист (засох), упражнения на логическое мышление, элементы ТРИЗ (огонь-хорошо, плохо).
Коммуникативная деятельность- является одним из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Коммуникативные навыки — это средства, обеспечивающие успешную деятельность человека, ребенка в среде в коммуникации (общение, контакт). Более того, конструктивное общение-показатель культуры современной личности в целом.
- Ролевые игры;
- Действия по образцу;
При данном виде общения участники достигают своих целей, а сам процесс имеет положительный эмоциональный эффект. (каждая сторона получает удовлетворение от процесса общения, слышит и понимает собеседника)
Многолетний опыт работы говорит о том, что многие дошкольники, а дети – логопаты ещё в большей степени, испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, и особенно, со сверстниками.
Ни проявляют инициативу в обращении к другому человеку, не могут поддерживать и развить устанавливающийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
Недостаточно сформированная коммуникативная компетентность у дошкольников обусловливает недостаточную готовность ребенка к школе и успешное освоение образовательной программы.
Поэтому так важно учить детей умению общаться, воспитывать культуру общения.
Каковы же основные признаки наличия функциональной грамотности
- знания о правилах, принципах, общих понятий, составляющих основу для решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности.
- умение адаптироваться к изменяющемуся миру;
- решать конфликты, работать с информацией;
- применять правила личной безопасности в жизни;
- готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира;
- принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов;
- повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Умения, которые предполагает наличия коммуникативной грамотности.
- работать в группах, команде;
- договариваться, согласовывать действия;
- располагать к себе других людей;
Формами организации детского общения могут стать
- непосредственная образовательная деятельность (НОД);
- речевые проблемные ситуации;
- составление рассказов, сказок, загадок;
- ситуативные разговоры;
- игры;
И, конечно, одна из наиболее эффективных форм взаимодействия детей-игра-ведущий вид деятельности ребенка.
Это лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка, а также основной метод формирования коммуникативных способностей.
Согласно ФГОС ДО игровая деятельность выступает, как форма социализации ребенка.
В ходе игры формируется умение вступать в общение и сотрудничество друг с другом и со взрослыми. Обогащается эмоциональный мир ребенка. Повышаются коммуникативные способности детей, служащие одним и параметров высокого уровня социализации.
Обратимся к наиболее эффективным практикам формирования и оценки функциональной грамотности.
1. Игры-приветствия
«Утро»
Утро наступает – в сад идти пора, с добрым утром, с добрым утром просыпайся детвора.
Просыпайтесь все вокруг- с вами самый лучший друг.
«Комплимент»
«Поклонимся с соседом» и тд.
«Почему я хочу с ним дружить?»
Совместные трудовые поручения, изготовление совместных поделок и коллажей, сотрудничество с педагогами и детьми старших и младших групп. (Театральные постановки, совместные проекты (экскурсия, прогулки); посещение и сотрудничество с музеями, Домом ремесел, библиотеками и т. д.
Образовательная среда, в которой находится ребенок в дошкольном образовательном учреждении, обладает потенциальными возможностями развития коммуникативной компетенции дошкольников благодаря системе целенаправленной работы. Вот поэтому я выделяю занятия и как фору организации деятельности детей и как метод работы с ними в этом направлении.
Сформированные коммуникативные способности- главнейший показатель готовности ребенка к взаимодействию с окружающими людьми, а также школе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по проекту "Коммуникативная компетентность педагога как условие реализации ФГОС ДО"
Коммуникативная компетентность педагога как условие реализации ФГОС ДО. Слайд 1. Добрый день уважаемые коллеги. Разрешите представиться – Баркова Людмила Игоревна, педагог – психолог детско...
Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС
В презентации представлены условия, созданные в соответствии с ФГОС и опыт работы по социально-коммуникативному направлению Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский ...
«Формирование ИКТ-компетентности педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Развитие современного общества неразрывно связано с информационно-коммуникативными технологиями, которые прочно вошли в сферу жизни человека. Система образования предъявляет новые требования...
"Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ"
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры ...
Мастер-класс для воспитателей «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ»
Представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социально – коммуникативных навыков у дошкольников....
План работы методического объединения педагогов Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»
План работы методического объединения педагогов Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»...
"Социально - коммуникативное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"
Рекомендации для педагогов на тему социально - коммуникативного развития дошкольников....