Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты
статья по логопедии (старшая группа)
Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты.
Письменная речь является продолжением устной речи, а значит, развитию устной речи необходимо уделять достаточное внимание. Если у ребёнка есть трудности в развитии устной речи, это может впоследствии вызвать нежелательные результаты в развитии письменной речи — дислексию (нарушение чтения) и дисграфию (нерушение письма). Необходимо заранее позаботиться о логопедической помощи такому ребёнку.
Обучать чтению следует звуковым методом. Это значит, что ребёнок ддолжен сначала усвоить не названия букв, а обозначаемые ими звуки: Б, БЬ, а не «бэ»; Н, НЬ, а не «эн»; Л,ЛЬ, а не «эл» и т.д. Звуки, а не буквы помогут ребёнку в синтезе слогов и слов. Только после освоения послогового чтения ребёнка можно познакомить с названиями букв, с алфавитом.
Звуки речи делятся на гласные и согласные.
Гласным называется звук, произносимый беспрепятственно: ни один из органов артикуляционного аппарата не является преградой в его произношении. Гласные звуки можно произносить длительно, даже петь: а-а-а, у-у-у и т. д. При произношении гласных рот в различной степени (но обязательно) открыт. Эта закономерность используется при изучении с ребёнком деления слов на слоги, подставив ладонь под подбородок. Произнося гласный звук, он непроизвольно открывает рот и касается подбородком ладони. Количество таких прикосновений будет соответствовать количеству слогов в слове. В возрасте шести лет дети хорошо усваивают правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Сначала, научившись на слух выделять в слове гласные. Ребёнок называет количество слогов. Затем он проверяет себя предложенным способом с ладонью. Этот же способ можно использовать и в другом варианте работы. Зная начертания гласных букв, ребёнок определяет количество слогов в напечатанном слове, не прочитывая его. Затем он читает слово и определяет количество слогов, используя способ с ладонью.
Гласных звуков 6: А, О, У, И, Ы, Э.
Гласных букв в русском языке больше, чем гласных звуков, - их 10. Дело в том, что в русском алфавите есть йотированные гласные буквы. Каждая такая буква может обозначать как один, так и два звука:
Я обозначает звуки [а] и [йа],
Ю - [ у] и [йу],
Е - [э] и [йэ],
Ё - [о] и [йо].
Согласным называется звук, при произнесении которого возникает какое-либо препятствие в артикуляционном аппарате.
Согласные звуки делятся на глухие и звонкие. Звонкость и глухость согласных ребёнок может проверять самостоятельно (конечно, с помощью взрослого). При произнесении звонких согласных возникает сильная вибрация голосовых связок. Произнося звук, нужно ладонью прикоснуться к горлу. Если звук звонкий, «горлышко дрожит» (например, ж-ж-ж); если такого дрожания нет — значит, звук глухой (например, ш-ш-ш).
Некоторые согласные звуки являются парными, т. е. звонкому звуку соответствует глухой, произносимый без участия голосовых связок.. Другие согласные не имеют пар.
Парные:Б (БЬ) - П (ПЬ); В (ВЬ) - Ф (ФЬ); Г (ГЬ) - К (КЬ), Д (ДЬ) - Т (ТЬ); Ж- Ш; З,(ЗЬ) - С (СЬ). Непарные: звонкие: Й, Л, (ЛЬ), М (МЬ), Н (НЬ), Р (РЬ); глухие: Х (ХЬ), Ц, Ч, Щ.
Большинство согласных звуков могут быть твёрдыми и мягкими. Согласные Ж, Ш, Ц — всегда твёрдые; согласные Й,Ч, Щ — всегда мягкие. К сожалению, нет способа проверки твёрдости и мягкости согласного. Ребёнок может научиться различать твёрдые и мягкие согласные только на слух, с помощью тренировки.
В период овладения основами письменной речи ребёнок сталкивается с множеством условных обозначений. Так согласный твёрдый обозначаем синим цветом, согласный мягкий - зелёным, гласный — красным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рекомендации «Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка-дошкольника».
Ведущая потребность - в общении, в уважении, в признании самостоятельности ребенка. Ведущая потребность - игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой. Ведущая...
«Что нужно знать взрослому, ребёнок которого начинает изучать основы грамоты…»
В консультации представлены основные правила обучения грамоты....

Памятка взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты
Краткие рекомендации взрослым, которые решили приступить к обучению дошкольник основам грамоты...

Консультация для родителей "Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты!"
Ваш малыш скоро пойдет в школу, и Вы, дорогие родители, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно и как можно более успешно. И Вы задумываетесь, чем помочь малышу, как п...

Советы логопеда: "Что полезно знать родителям, готовящимся обучать дошкольника грамоте".
Советы логопеда:Что полезно знать родителям,готовящимся обучать дошкольника грамоте.Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. ...

Сведения, которые полезно знать родителям, готовящимся обучать дошкольника грамоте.
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольн...

Консультация для родителей (законных представителей): «Что нужно знать взрослому, ребёнок которого начинает изучать основы грамоты»
Консультация для родителей старшей группы компенсирующей напрвленности....