Логопедическое занятие «Новогодние приключения» в подготовительной группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие
«Новогодние приключения» в подготовительной группе
Тема: Дифференциация звуков Ж-Ш
Оборудование: Артикуляторно – акустические схемы звуков,сигнальные карточки согласных звуков, картинки: ШОКОЛАД, КАША, ПИРОЖНОЕ, ПИРОЖОК, плакат со слогами: РИК, РАФ, БА, ФЛА, МЕ, ША, ЖА, ЖИ, ШОК, ЖОК, игрушки (картинки): шарик, жаба, мешок, жираф, флажок ,карточки: ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ, игрушки(Елка, Чебурашка, Ежик), карточки: УШИ, УЖИ,карточки с условным изображением предлога ЗА, карточки для составления предложений, карточки с изображением букв Ш и Ж каждому ребенку, планшеты для составления звуковой схемы слова – каждому ребенку, картинка Шапокляк( или ростовая кукла), письмо Деда Мороза.
Ход занятия:
- Организационный момент
Письмо от Деда Мороза.
К нам в кабинет пробралась хитрая Шапокляк. У нее в руках письмо от Деда Мороза и коробка с елочными игрушками. Ни письмо, ни елочные игрушки Шапокляк не отдает.
Что бы его прочитать, нужно ответить на вопросы:
Какой звук слышится в начале слова Шапокляк?
Назовите парный звук звуку Ш.
Шапокляк отдает детям письмо от Деда мороза:
Дорогие ребята, я приветствую вас! Я, дедушка Мороз, поздравляю Вас с наступающим праздником и благодарю за хорошее поведение и за все ваши добрые дела. Я очень вами доволен!
Мои друзья Чебурашка, Ежик могут остаться без нарядной новогодней елочки. Очень Вас прошу сделать еще одно доброе дело в этом году: Помогите моим друзьям украсить новогоднюю елку. (за каждый правильный ответ вы получаете игрушки, которыми в конце нашего путешествия украсите елочку).
Появляются Чебурашка и Ежик.
Шапокляк отдаст вам елочные игрушки если вы правильно ответите на ее вопросы.
В ответах должен слышатся звук Ш или звук Ж.
-На чем катаются зимой с горки? (На лыжах)
-Назовите зимнюю одежду. (Шуба, шапка, шарф)
-Что вешают на елку? (Игрушки)
-Кто спит всю зиму? (Мишка, ежик)
-Кто главный герой мультфильма, из которого пришла Шапокляк? (Чебурашка)
Итак, игрушки у нас есть, осталось найти красивую елочку и украсить ее.
2.Артикуляционная гимнастика.
Для губ:
Широко рот открываем и спокойно закрываем
Губами сделали овал, чтоб был он не велик не мал.
Улыбнулись мы пошире, чтобы зубы видны были.
Потянем губы в трубочку, как будто дуем в дудочку.
Для выработки воздушной струи:
Дует, дует ветерок
И летит, летит снежок.
Упражнение «Снег и ветер». Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики «снег» и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.
Снежинка на носу у нас
Сдуем мы ее сейчас
Будем воздух выдыхать
И начнет она летать.
Для языка:
Язычок наш крепко спал
не вертелся не скакал
тихо молча он лежал. (широкий язык положить на нижнюю губу, удерживать под счет)
«Горка»
Язычок у нас силач—
В зубы упирается,
Сильно напрягается,
Горкой выгибается.
Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху устремляются. Покатились с горки.
«Чашечка»
Очень долго не гуляй. На столе ждет сладкий чай.
«Вкусное варенье»
Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
3.Объявление темы.
Вы уже, наверное, догадались, какие звуки в течении всего путешествия будете различать?
4.Анализ артикуляции.
На доске прикреплены артикуляторно – акустические схемы звуков. Дети рассказывают о положении губ, зубов, языка, о воздушной струе. Работе голосовых складок. (Приложение 1)
5.Характеристика звуков.
– Какие это звуки?
– Почему они согласные?
– Какие символы звуков подберем.
- Дайте полную характеристику каждого звука. Что еще можете сказать про звуки Ш-Ж? (Они парные)
- какой буквой мы обозначим звук Ш (звук Ж) на письме?
На что(кого) похожа эта буква?
Ш – три нитки от шаров, лопнул шар – и был таков. Вместо шара – посмотри: буква И, как две иглы.
Ж – похожа на жука: И толста, и велика (приложение 2)
6.Чтение
Чебурашка, ежик готовятся к Новому году. Они отправили в магазин список того, что им хотелось бы видеть на новогоднем столе. Хитрая Шапокляк испортила все записи. Попробуйте догадаться, что заказали Чебурашка, Ежик.
_ОКОЛАД, ПИРО_НОЕ, КА _А, КО_ОРИП
Что хочет съесть Чебурашка? А Ежик? Почему? Назовите эти предметы одним словом (Приложение 3)
7. Физ. минутка.
Ежик весело бежит, лапками он семенит.
Вот так вот так лапками он семенит.
Чебурашка дома был – головой своей крутил,
А потом он стал плясать, прыгать, ловко приседать.
Ежик лапки поднимает и спокойно опускает.
А потом их разведет и опять к себе прижмет.
А теперь все веселей вместе хлопаем скорей!
7.Развитие фонематического слуха.
У нас зазвонил телефон. Давайте послушаем, кто позвонил Чебурашке, Ежику? Если услышите в словах звук Ш, поднимите карточку с буквой Ш, если услышите звук Ж – карточку с буквой Ж.
ПОЛОЖИЛ В БОЛЬШОЙ МЕШОК ИГРУШКИ, КНИЖЕЧКИ, КАРАНДАШИ, МАТРЕШЕК. ПРИЕЗЖАЮ.
ДЕД МОРОЗ.
Разговор этот услышала Шапокляк и решила сделать так, чтобы Чебурашка и Ежик не получили подарки.
А наши друзья в это время мечтают, что же подарит им дед Мороз на праздник. Зашифруем названия подарков.
Игра «Шифровальщики»
ПИЖАМА, ЖУРНАЛ, КАРАНДАШ, ЛЫЖИ, ЛОШАДКА, ШАРФ
Логопед называет слово, дети записывают только букву Ж или Ш. после этого они называют слова с этими же согласными звуками.
К нашим друзьям на новый год придут гости. Попробуйте догадаться, кого пригласил на праздник Чебурашка, а кого Ежик
(мышку, кошку, лошадку, матрешку, жука, медвежонка, жабу и т.д.)
8.Звуко – буквенный анализ слова
Вот и Дед Мороз. Но что это? Он расстроен. Шапокляк унесла мешок с подарками. Придется догадаться, какие подарки нес Дед мороз. (звуковая схема слова Игрушки)
- какой звук слышим в слове игрушки: Ш или Ж? какой буквой обозначим этот звук?
9. Письмо.
Какие это подарки вы догадаетесь сами. Соедини половинки слов. Какие подарки Ежику, а какие Чебурашке?
РИК, МЕ, БА, ФЛА, РАФ
Половинки: ША, ЖА, ШОК, ЖОК, ЖИ.
Дети записывают названия подарков в два столбика: первый – подарки для Чебурашки, второй – подарки для Ежика.
Предварительно необходимо повторить правило написания ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ (с сочетаний жи – ши пиши И)
- Ребята, давайте тоже подарим Чебурашке и Ежику новогодние подарки. В названиях ваших подарков должен слышится звук Ш или звук Ж
(Дети рассказывают, что они подарят Ежику или Чебурашке. Уточняется, какой звук слышится в слове, звонкий он или глухой, место звука в слове). Дети записывают названия подарков.
10. Работа над предложением.
Посмотрите. Вот и мешок с подарками (его нашел Чебурашка). Где Шапокляк спрятала его? За столом (за елкой). Какой предлог в этом предложении?
Помогите Чебурашке составить предложение
ИГРУ_КИ ЧЕБУРА_КА ЕЛКОЙ НА_ЕЛ ЗА
Составим схему предложения.
Чебурашка и ежик обрадовались, что получили подарки. Они решили поиграть с Дедом Морозом.
Подвижная игра «Заморожу».
11.Итог. Какие звуки мы сегодня различали? Чем они похожи, чем различаются?
Подсчитывается количество игрушек, собранных для украшения елки. Отмечается победитель. Наряжается елка. Дети получают сладкие призы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новогодние приключения для подготовительной группы
Новый год - сценарий для подг.группы....
Конспект логопедического занятия «Зимние приключения» в старшей группе детского сада ( совместно с родителями).
Предстьавлен конспект логопедического занятия с детьми старшего возраста , проведенного в рамках участия детского сада в районной акции " Сохраним елочку". Проект занял 3 место в районном конкурсе....
Новогоднее приключение для подготовительной группы
Приближается новый год и все ребята ждут чудес. Неужели мы сможем их разочаровать. О, конечно, нет. Потому что у нас есть очень интересное новогоднее представление. И чего в нем только нет! И любимые ...
Конспект логопедического занятия «Новогоднее путешествие» для детей с ОНР
Предлагаю конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения....
Конспект занятия «Весенние приключения Снеговика» Подготовительная группа
Цели:Закрепить представление о весенних изменениях в природе.Упражнять в решении устных задач.Упражнять в классификации предметов по одному признаку.Закреплять знание о составе числа из 2 меньших.Упра...
Проект недели по теме «Космические приключения» в подготовительной группе «Пчелки»
Цель: продолжать формировать у детей представления о космическом пространстве, об освоении космоса людьми.Задачи:-...
Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе «Осеннее приключение» материал (подготовительная группа)
Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе «Осеннее приключение»...