Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме: "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Цели:

  • Уточнять и расширять словарь по теме «Зимующие птицы».
  • Формировать обобщающее понятие «зимующие птицы».
  • Формировать фразовую речь.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Совершенствовать навыки словообразования.
  • Обучать детей составлению описательных рассказов о зимующих птицах.
  • Развивать произвольное внимание, память, логическое мышление.
  • Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их зимой.

Оборудование: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, картинки с изображением корма для птиц, картинно-графический план; магнитная доска, мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Введение в тему

Игра «Узнай по описанию»

3. Упражнение «Накорми птиц»

4. Упражнение «Кормушка»

5.Динамическая пауза

6. Игра с мячом « Назови ласково»

7. Упражнение «Составь новое слово»

8. Составление описательных рассказов о зимующих птицах

9. Игра «Четвертый лишний»

10. Итог занятия

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по развитию речи с детьми старшей группы на тему "Зимующие птицы»


Цели:

  • Уточнять и расширять словарь по теме «Зимующие птицы».
  • Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.
  • Формировать обобщающее понятие «зимующие птицы».
  • Формировать фразовую речь.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Совершенствовать навыки словообразования.
  • Обучать детей составлению описательных рассказов о зимующих птицах.
  • Развивать произвольное внимание, память, логическое мышление.
  • Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их зимой.

Оборудование: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, картинки с изображением корма для птиц, картинно-графический план; магнитная доска, мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед загадывает детям загадки. По мере называния птиц логопед выставляет на доску соответствующую картинку.

2. Введение в тему

Игра «Узнай по описанию»

Шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, смелый (воробей)

Красногрудый, ленивый, малоподвижный ( снегирь)

Красноголовый, большой, умный, зимующий (дятел)

Большеглазая, сонная, ночная, малоподвижная (сова)

Желтогрудая, юркая, весёлая, умная (синица)

Логопед: Скажите, какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Логопед: Каких ещё зимующих птиц вы знаете?

Логопед: Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края?

Дети: Потому что они могут найти себе корм.

Логопед: А чем питаются птицы зимой?

Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками.

Логопед: А хватает ли птицами пищи зимой?

Дети: Нет, не хватает.

Логопед: Почему не хватает?

Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.

Логопед: А чем мы можем помочь птицам?

Дети: Мы можем их подкармливать.

Логопед: Что для этого нужно сделать?

Дети: Кормушку.

3. Упражнение «Накорми птиц»

Логопед выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки:

Снегири – ягоды рябины.
Синицы – семечки.
Голубь – хлебные крошки.
Воробей – зерна.
Дятел – семена шишек.

Дети:
– Я дам снегирям ягоды рябины.
– Я угощу синиц семечками.
– Я накормлю голубя хлебными крошками.
– Я дам воробью зёрен.
– Я накормлю дятла семенами шишек.

4. Упражнение «Кормушка»

Логопед предлагает детям прослушать стихотворение З.Александровой «Новая столовая».

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь–сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.

Логопед: Ребята скажите, какие птицы прилетели к кормушке? Назовите птиц со словом много.

5.Динамическая пауза

Дети выполняют движения по тексту:

Зарумянились кустарники                  (пощипывать щёки)

Не от утренней зари.                              

Это красные фонарики                     (фонарики)

Засветили снегири.                             (взмахи руками)

Чистят пёрышки пунцовые,             (чистим пёрышки)

Воду пьют из родника.                        (пьём)

Переливы бубенцовые

Мне слышны издалека.                     (хлопаем в ладоши)

6. Игра с мячом « Назови ласково»

Логопед предлагает детям назвать предметы в уменьшительно – ласкательной форме. При затруднении логопед помогает детям.

Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.

7. Упражнение «Составь новое слово»

Логопед предлагает детям закончить предложения:

  • У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.
  • У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.
  • У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.
  • У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.
  • У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.
  • У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.

Далее логопед предлагает детям внимательно картинки с изображением птиц и самостоятельно составить предложения.

8. Составление описательных рассказов о зимующих птицах

Логопед предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и послушать рассказ о снегире:

Снегирь – это зимующая птица. Тело снегиря покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, две лапки, хвост. Грудка у него красная: красногрудый снегирь. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами, почками растений.

Затем логопед предлагает детям самостоятельно составить рассказы-описания зимующих птиц, опираясь на картинно-графический план.

9. Игра «Четвертый лишний»

Логопед предлагает детям назвать изображения на доске птиц и выбрать среди них одну лишнюю, объяснить свой выбор.

  • Снегирь, ворона, грач, сова.
  • Соловей, кукушка, щегол, журавль.
  • Воробей, ворона, дятел, скворец.

10. Итог занятия

Логопед: О ком мы сегодня составляли рассказы? Назовите всех птиц, о которых мы сегодня говорили. Как можно назвать этих птиц одним словом? Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Зимующие птицы»

Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении. Формировать понятие зимующие птицы. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на в...

Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе по лексической теме "Зима"

Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе по лексической теме "Зима"Задачи:Образовательные:1.Продолжать расширять представления детей о зиме;2. Способствовать развитию познавательн...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по лексической теме «Зима»

В данной методической разработке предложено занятие по лексической теме "Зима" в подготовительной группе.  Здесь представлены :пальчиковая и гра, физминутка , задания на составление пре...

Методическая разработка логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Зима» с использованием новых технологий.

В связи со значительным ростом речевой патологии, актуальным остается поиск новых эффективных путей коррекции сложных речевых дефектов, использование инновационных технологий, способствующих развитию ...

Логопедическое занятие в старшей группе по лексической теме Зима

Задачи:Коррекционно-образовательные задачи:- активизация и расширение словаря по теме «Зима», «Зимние забавы»- образование существительных и прилагательных с помощью уменьшител...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме: «Перелетные птицы».

Занятие разработано чтобы обобщить и систематизировать знания детей о перелетных птицах....

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме: «Зимующие птицы».

Занятие разработано чтобы систематизировать и обобщить знания детей о зимующих птицах....