Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе по лексической теме "Зима"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе по лексической теме "Зима"
Задачи:
Образовательные:
1.Продолжать расширять представления детей о зиме;
2. Способствовать развитию познавательного интереса;
3. Закрепить знания детей о зимних месяцах;
4. Закреплять умение правильно строить предложения.
Развивающие :
1. Упражнять в умении согласовывать движения со словами;
2. Активизировать речь посредством стихотворений;
3. Обогащать словарь детей;
4. Развивать связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к зимним явлениям природы;
2. Воспитывать заботливое, бережное отношение к лесу, к птицам, зверям;
3. Учить выслушивать ответы детей, не перебивая;
4.Прививать любовь к поэтическому слову;
5. Вызвать положительные эмоции у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 30.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе
Тема: «Зима».
Задачи:
Образовательные:
1.Продолжать расширять представления детей о зиме;
2. Способствовать развитию познавательного интереса;
3. Закрепить знания детей о зимних месяцах;
4. Закреплять умение правильно строить предложения.
Развивающие :
1. Упражнять в умении согласовывать движения со словами;
2. Активизировать речь посредством стихотворений;
3. Обогащать словарь детей;
4. Развивать связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к зимним явлениям природы;
2. Воспитывать заботливое, бережное отношение к лесу, к птицам, зверям;
3. Учить выслушивать ответы детей, не перебивая;
4.Прививать любовь к поэтическому слову;
5. Вызвать положительные эмоции у детей.
Методы и приемы:
- Словесные – беседа, объяснение, художественное слово;
- Наглядные – показ слайдов;
- Практические – игровые упражнения, физминутка для глаз;
- Игровые – игровая мотивация, загадки;
- Итог
Оборудование: ноутбук, презентация.
Листы темной бумаги, клей, соль, салфетки, ведерко с крышкой, письмо.
Предварительная работа: коллективные и индивидуальные беседы с детьми о зиме, о правилах безопасности зимой, рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы. Разучивание стихов о зиме. Составление рассказов о красоте зимнего пейзажа.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
«Подари улыбку другу».
Воспитатель: Ребята, посмотрите какое чудесное зимнее утро. Давайте поприветствуем друг друга и гостей словами
Доброе утро
Скорей проснитесь
Солнцу шире улыбнитесь
Улыбнемся друг другу, подарим радостное настроение и пожелаем друг другу всего самого хорошего.
Помощник воспитателя вносит ведёрко со снегом закрытое крышкой и говорит о том, что оно стояло на крыльце при входе в детский сад, что в ведёрке она не знает.
Воспитатель: «Ребята давайте узнаем, что в ведёрке ( дети на ощупь определяют то, что в ведёрке снег)
-что лежит в ведёрке? (снег)
-какой он на ощупь? (холодный, мокрый, рассыпчатый, ледяной, хрупкий и т.д.)
-когда бывает снег? В какое время года? (зимой)
Воспитатель уточняет у детей какое сейчас время года. (Выслушивает ответы детей).
-А как вы думаете, что произойдет со снегом если мы оставим его в группе?
2. Основная часть.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сегодня сорока на хвосте принесла нам письмо. Хотите узнать от кого оно? Тогда отгадайте загадку и узнаете ответ.
Загадка:
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокожа, светлолица
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!
Воспитатель: -Как вы думаете, о какой царице говориться в этой загадке? (О зиме)
- Правильно, это Зимушка - зима.
- Вот, что пишет вам Зимушка – зима:
«Дорогие, ребята! Я вас приглашаю в путешествие в зимний лес. А также я вам приготовила интересные задания, с которыми вы должны будете справиться».Итак, ребята, вы готовы отправиться в путешествие в зимний лес?
- На чем мы можем добраться в лес?
Дети: На машине, на автобусе.
Воспитатель: А может пешком пойдем?
Дети: Нет. В лесу много снега и мы не сможем идти по сугробам.
Воспитатель: Правильно! В лесу лежат глубокие сугробы. На чем же нам
отправиться в лес? Могу предложить коньки, санки или лыжи.
- Ответьте на вопрос полным предложением.
Дети. Мы отправимся в лес на лыжах!
Воспитатель: Почему?
Дети. Потому что на лыжах удобно ходить по снегу.
- Потому что лыжи не проваливаются в снег.
Воспитатель: Почему лыжи не проваливаются в снег?
Дети. Потому что лыжи деревянные, легкие, длинные.
Воспитатель: Надевайте лыжи. Поехали! (Дети имитируют движения ходьбы на лыжах).
Мы надели лыжи, встали на лыжню.
Не догнать нас даже быстрому коню!
Нам не страшен холод, и не быть беде.
Мы домчимся быстро к Зимушке-зиме!
- Вот мы и приехали с вами в лес! (проходим за столы)
Воспитатель: (Слайд№1)
Как красиво кругом. Природа в зимнюю пору совершенно иная, чем весною, летом и осенью. С наступлением декабря леса и поля покрываются снегом, становятся белыми, светлыми и чистыми. Природа будто бы погружается в сказочный сон.
Воспитатель: Послушайте прекрасное стихотворение Федора Тютчева о зиме
(Слайд №2)
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой.
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Воспитатель: - И ещё послушайте стихотворение Ивана Сурикова Зима
(Слайд №3)
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, -
Вот пришли морозцы -
И зима настала.
Воспитатель:- Ребята, а вы можете ответить на вопрос, какая зима?
Игра «Красивые слова».
(Дети называют слова – определения, к слову «зима»
(красивая, снежная, холодная, весёлая, серебристая).
Воспитатель: - Зима – это хорошо или плохо?
Игра «Хорошо - плохо»
Зима - это хорошо. Почему?
Зима – это плохо. Почему?
Воспитатель: Зима просит вас отгадать загадки о зимних месяцах.
Послушайте и постарайтесь отгадать.
Загадки о зимних месяцах(Слайд№4)
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
(Декабрь)
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
(Январь)
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?
(Февраль)
Физкультминутка
ПРОГУЛКА В ЗИМНЕМ ЛЕСУ
Мы пришли в зимний лес
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа березка в шубке стоит,
Слева елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся,
На землю тихо ложатся.
Вот и зайка прискакал,
От лисы он убежал.
Серый волк по лесу рыщет,
Он себе добычу ищет!
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Пролетают снегири,
Словно капельки зари,
В лесу красота и покой,
А нам не хочется домой!
Ходьба на месте
Разводят руки в стороны
Прослеживают взглядом за рукой вправо
Прослеживают взглядом за рукой влево
Движение «Фонарики» сверху вниз,
прослеживают взглядом за руками.
Прыжки, руки показывают ушки зайца
Руки двигаются попеременно вперед,
пальцы полусогнуты.
Руку на лоб, глядим в разные стороны.
Руки домиком над головой
Присесть
Руки под щеку, Глаза закрыты
Имитация полета птиц в разные стороны
Руки в стороны, сверху вниз покачивая
плавно опускаем вниз, машем рукой.
Воспитатель:- Мы находимся в царстве живой природы и узнаем, как животные и птицы готовятся к зиме.
(слайд№5,6,7,8,9)
Воспитатель: - Засыпало лес снегом. Как хорошо зимой в лесу! Деревья все в пушистом снегу, искрящемся в лучах солнца.
Но вот животным в зимнем лесу жить нелегко. Непросто добывать из-под снега пропитание, беречь силы. Лисы попрятались в свои тёплые норы.
Белки живут тем, что грызут орехи, припрятанные про запас осенью. Медведи в берлогах лапу сосут.
Волки выслеживают добычу.
И холодно, и голодно птицам, нашим пернатым друзьям. На ветках сидят, нахохлившись, прилетают поближе к человеческому жилью в надежде, что здесь найдут хоть какую-то кормежку. Кто же может помочь бедняжкам-птицам? Только мы, люди.
Физкультминутка для глаз
Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут (Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
Воспитатель: Ребята, а Зимушка – зима хотела бы узнать, чем занимаетесь вы зимой? взрослые люди?
(Слайд № )
Ответы детей. Катание на санках, лыжах, коньках, с горки, игры в снежки, развешивают кормушки, подкармливают птиц и уборка снега с крыш, с дорожек, удаление сосулек с крыш и т.д.
Воспитатель: Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Зимушка- зима предлагает поиграть с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово снег.
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю…(снег)
С неба все скользят пушинки – серебристые… (снежинки)
На деревья, на лужок тихо падает… (снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее…(снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в… (снежки)
Рядом снежная фигурка - это девочка… (Снегурка)
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой… (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег)
Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик)
- Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик…)
- На какое слово они все похожи? (на слово «снег»)
Упражнение «Закончи предложение»
- Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.
Мы решили слепить…(снеговика).
Мы приделали нос-морковку нашему…(снеговику).
Мы показали соседям нашего…(снеговика).
Мы играли с нашим …(снеговиком).
Мы рассказали бабушке о …(снеговике).
-Снеговик предлагает поиграть в игру «Назови действие», вам нужно закончить предложение:
-зимой метель…метет
-ночью ветер в трубах…воет, завывает
-из снеговой тучи снежинки…падают, кружатся, летят
-в лесу зимой голодный волк…воет
-зимой медведь в берлоге…спит
-мороз щеки и носы…щиплет
-зимой вода в реке…замерзает
-зимой снег все вокруг…накрывает
-под снегом травка зимой…греется
-зимой мы на санках…катаемся.
Воспитатель: Молодцы, успешно справились с испытаниями. А теперь пришло время выполнить главное задание Зимушки. Скажите, что появляется на окнах домов морозной зимой?
Дети: на окнах появляются морозные узоры.
Воспитатель:- Зимушка просит, чтобы вы помогли ей украсить окна.
Воспитатель: Давайте посмотрим, какие бывают морозные узоры.
(Слайд № ) «Зимние узоры».
Практическая часть.
Воспитатель: Прежде чем приступить к рисованию, давайте разомнем пальчики:
Пальчиковая гимнастика «Снежинки»
Стою и снежинки в ладошку ловлю. (Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.)
Я зиму, и снег, и снежинки люблю, (Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.)
Но где же снежинки? (На вопрос сжать кулаки, на ответ)
В ладошке вода, (разжать.)
Куда же исчезли снежинки? Куда? (На первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать.)
Растаяли хрупкие льдинки-лучи. (Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.)
Как видно, ладошки мои горячи.
Воспитатель: Ну а наши узоры не растают. А где же краски и кисти? Их нет. Ребята сегодня мы будем рисовать клеем и крупной солью. И сейчас мы узнаем как, и попробуем вместе.
(Воспитатель знакомит детей с техникой «солевого» рисования и предлагает самостоятельно украсить листы темной цветной бумаги произвольными узорами-кружевами).
На листе клеящим карандашом наноситься рисунок «морозного узора», затем сверху засыпается солью. Частички соли прилипают к клею и образуют «морозные узоры») .
Воспитатель: Молодцы! Какие красивые морозные кружева получились у вас. Нужно некоторое время, чтобы клей высох. Давайте вытрем руки салфетками.
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, вот теперь ваши узоры готовы. Надо смахнуть аккуратно с них соль в тарелочки, посмотрите, как это делаю я. Очень красивые узоры получились, давайте поместим их на окно.
(Дети крепят узоры на магнитную доску).
Воспитатель: Зимушка-зима благодарит вас за помощь. (Слайд № )
Итоги НОД: От кого мы письмо получили? О каком времени года мы говорили? Какую помощь оказали Зимушке-зиме? Что вам понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР
Календарный план соответствует рекомендациям авторов книги «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации» (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркин...
Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе по лексической теме "Перелетные птицы".
Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе по лексической теме "Перелетные птицы".Задачи:Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.Расширение словарного запаса...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР к лексической теме "Домашние птицы"
Конспект фронтального логопедического занятия к лексической теме "Домашние птицы"...
Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе по лексической теме «Золотая осень»
Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе по лексической теме «Золотая осень»...
Конспект итогового фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Профессии людей»
Цель:Расширение и уточнение представлений, знаний о разных профессиях. Коррекционно-образовательные цели.Расширить представления о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости и ор...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Мебель»
Цель: уточнение и закрепление знаний о предметах мебели и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.Задачи:Коррекционно - о...
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе по лексической «Овощи»
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе по лексической «Овощи»...