«Особенности работы воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи»
статья (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
МБДУ ДС КВ №17 «Весёлые гномики» с. Небуг
«Особенности работы воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи»
Воспитатель Коледина Л.И.
Если 4-5 летний ребёнок хорошо слышит, но говорит мало и неразборчиво, может оказаться, что у малыша общее недоразвитие речи. Это сложный дефект, коррекция которого требует усилий со стороны логопедов, воспитателей и, конечно, родителей. Различают три уровня развития у таких малышей. Самый низкий это 1-й, самый высокий 3-й.
Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния:
- частей предметов и объектов (кабина, сиденье, ствол, фундамент, затылок, виски, грива, вымя и т. п.);
- глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, лижет, грызет, откусывает, жует - все выражается словом «ест»);
- приставочных глаголов (подплыл, отплыл, переплыл, всплыл и т. п.);
- антонимов (гладкий - шершавый, храбрый - трусливый, глубокий - мелкий, густой - жидкий и т. п.);
- относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный, вишневый, грушевый, земляничный и т. п.).
В грамматическом строе распространены ошибки:
- в употреблении предлогов В, К, С (СО), ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ, НАД;
- в построении предложений.
В фонетическом плане дети:
— неверно произносят 10—20 звуков: не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие—твердые, звонкие—глухие, а также звуки С—Ш, 3—Ж, ТЬ—Ч, СЬ—Щ, JI—Р и т.п.;
— искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов;
— не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, некоторые звуковые и слоговые сочетания (кот-кит-ток, бык-бак-бок, па-ба-па, та-кта, фта-кта, та-тя).
Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Отсутствие у таких детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.
Для детей с общим недоразвитием речи характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:
— нарушены внимание и память;
— нарушены пальцевая и артикуляционная моторика;
— недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.
Из-за того, что у детей нарушение внимания и памяти, им трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, они не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку.
Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности или слабости движений подвижных органов артикуляции — языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти. Нарушение артикуляции звуков приводит к их дефектному произношению, а часто и к общей невнятности, смазанности речи.
Связь пальцевой моторики и речевой функции сравнительно недавно была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков АПН РФ (А. В. Антакова-Фомина, М. И. Кольцова, Е. И. Исенина). Они установили, что если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту, а если развитие движений отстает, то и речь не соответствует возрастным нормам. У значительного большинства детей с общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью.
Так как речь и мышление тесно связаны между собой, то и словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков.
В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость, а иные, наоборот — вялость, апатию. Среди таких детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма, излишней агрессивности либо ранимости, обидчивости. Необходимо прививать таким детям нормы общения в коллективе, без которых невозможно полноценное обучение и воспитание.
Специфика работы воспитателя в группах для детей с общим недоразвитием речи определяется имеющимися у каждого такого дошкольника:
— речевыми недостатками;
— неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);
— характерологическими особенностями.
Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных массовой программой детского сада. К ним относятся умственное, нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание детей, привитие им культурно-гигиенических навыков и пр. Из двух направлений первое — коррекционно-воспитательное — является ведущим, а второе — общеобразовательное — подчиненным.
Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. Его главенствующая роль объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические возможности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.
К коррекционным задачам воспитателя относят:
— закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;
— проведение фронтальных занятий по развитию речи (по особой системе);
— пополнение, уточнение и активизацию словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов;
— систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;
— развитие у детей внимания и памяти — процессов, тесно связанных с речью;
— совершенствование словесно-логического мышления ребенка как одной из функций речи;
— развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики, также связанной с речевой функцией.
Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во второй половине дня, сразу же после дневного сна. Их лучше всего проводить в специально оборудованном логопедическом уголке.
Занимаясь с ребенком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом — произноситься утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка. Занятие продолжается после того, как ребенок все скажет правильно.
Фронтальные занятия по развитию речи в течение одного месяца проводятся по трём-четырём лексическим темам. Виды работ по каждой теме планируются по принципу: от простого к сложному.
Коллективное разучивание стихов проводится только тогда, когда большинство детей уже овладели правильным произношением.
В отличие от массовой группы, здесь на занятиях по развитию речи требуется уточнение значительно большего количества понятий.
На занятиях по развитию речи все виды работ должны быть обеспечены наглядным материалом.
Воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, уголке природы, игровом уголке и других местах, где имеется широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи. Поэтому на воспитателя в большей мере возложена задача по пополнению, уточнению и активизации словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов. Не вся словарная работа проводится воспитателем. Ему следует ограничиться лишь обиходно-бытовой лексикой, объединяя для этой цели 4-5 детей. Главное чтобы они занимались добровольно, с желанием и положительными эмоциями.
Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Важно, чтобы ошибки детей исправлялись корректно.
Воспитатель развивает у детей внимание и память не только на занятиях, но и в различные режимные моменты.
Развитию словесно-логического мышления способствует умение сравнивать предметы и явления. Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок.
Очень сложным для детей с ОНР является понимание и объяснение пословиц, поэтому их следует использовать с детьми 7-го года жизни.
Развитие артикуляционной моторики проводится воспитателем вслед за аналогичной работой логопеда. Артикуляционная гимнастика улучшает произношение детей, проводится ежедневно.
Вне занятий воспитатель предлагает детям, с нарушениями мелкой пальцевой моторики, собирать мозаику, работать с конструктором, собирать рассыпанные мелкие предметы, застегивать и расстегивать пуговицы и др.
Вторым направлением в работе воспитателя логопедической группы является общеобразовательное.
Оно включает в себя:
— обучение на занятиях по всем разделам программы массового детского сада;
— воспитательную работу в соответствии с программой массового детского сада;
— работу с родителями.
Эти задачи воспитатель осуществляет относительно самостоятельно, но и здесь необходимы рабочий контакт с логопедом и некоторая его помощь.
Совместная работа воспитателя и логопеда способствует преодолению ОНР у детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая работа в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи. Презентация учителя-логопеда.
Презентация коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с О,Н,Р....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи ( с 5 до 7 лет)
Рабочая программа учителя-логопеда....
Организация логопедической работы в дошкольных группах для детей с общим недоразвитием речи
Методическая разработка для воспитателей, о том как правильно организовать логопедическую работу для детей с ОНР...
Консультация «Работа воспитателя в группах для детей с общим недоразвитием речи (ОНР)»
Консультация для воспитателей...
Нищева Н. В. ПРОГРАММА + материалы по коррекционной работе в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи
Нищева Н. В. ПРОГРАММА + материалы по коррекционной работе в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи...
Н. В. Нищева СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Пособие включает три раздела, посвященных логопедической работы в разных возрастных группах — средней (1-й год обучения), старшей (2-й год обучения) и подготовительной к школе (3-й год обучении)...
Н. В. Нищева СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Пособие включает три раздела, посвященных логопедической работы в разных возрастных группах — средней (1-й год обучения), старшей (2-й год обучения) и подготовительной к школе (3-й год обучении)...