«Волшебство в деталях или технология ВОЛШЕБНАЯ ЛУПА»
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
В даной статье описывается технология "Волшебная лупа", основанная на методике кандидата педагогических наук Вадима Петровича Глухова, которая направлена на развитие связной речи у детей с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_nsportala_volshebstvo_v_detalyah_ili_tehnologiya_volshebnaya_lupa.docx | 16.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Волшебство в деталях или технология ВОЛШЕБНАЯ ЛУПА»
«Высшее искусство, которым обладает учитель, - это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний»
Альберт Эйнштейн
«Волшебные лупы» основаны на методике к.п.н., доцента кафедры логопедии МГГУ им. М.А.Шолохова Вадима Петровича Глухова, которая направлена на развитие связной речи у детей с ОНР.
Вадим Петрович написал более 40 научных и научно-методических трудов. Он является одним из ведущих специалистов по проблеме формирования связной речи детей с речевой патологией.
Лупа – самый простой увеличительный прибор. Главная его часть – увеличительное стекло, выпуклое с двух сторон и вставленное в оправу. Она позволяет разглядеть и заметить то, что на первый взгляд выглядит маленьким и неприметным.
«Волшебная» лупа становится проводником к познанию 5 органов человека: слух, зрение, осязание, вкус, ощущение.
Дети воспринимают эти лупы как игрушки, становятся «сыщиками», находя детали или исследуя какой-либо предмет.
В методике Вадима Петровича Глухова упор делается на формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий.
Лупы можно использовать индивидуально, на занятиях со всей группой, или разделив детей на пары.
Малышам рекомендуется вводить лупы постепенно: по одной в неделю. Ребят постарше можно знакомить с несколькими лупами сразу.
Разнообразие луп:
Лупы грамматические
Лупы для составления описательных и сюжетных рассказов, загадок
Зашумлённые лупы
Задачи:
- Автоматизация звуков
- Развитие грамматического строя речи:
- Согласование местоимений «мой», «моя», «моё», «мои» с именами существительными
- Упражнение в образовании падежных окончаний
- Упражнение в образовании имён существительных в уменьшительно-ласкательной форме
- Упражнение в согласовании числительных с существительными
- Упражнение в составлении предложных конструкций (лупы с предлогами)
- Упражнение в выделении признаков предметов (цветные лупы, универсальные лупы для составления рассказов-описаний)
- Составление предложений
- Деление слов на слоги
- Развитие зрительного восприятия, мышления и воображения
- Развитие коммуникативных умений и навыков
- Развитие связной речи
Применение волшебных луп включает в себя несколько этапов:
Знакомство с предметом
На этом этапе дети рассматривают предмет через лупу, изучают его детали, задают вопросы о предмете.
Описание предмета
Дети составляют рассказ-описание предмета, используя полученные знания и информацию, которую они получили через лупу.
Планирование рассказа
С помощью лупы дети учатся выделять главные и второстепенные детали предмета, составлять план своего рассказа и следовать ему.
Для составления рассказа-описания.
Например, составляем описание апельсина.
- Берём лупу с глазом – говорим, что видим. Апельсин оранжевый, круглый.
- Лупа с одной рукой – говорим, что чувствуем на ощупь. Апельсин шершавый, тёплый (холодный), твёрдый (мягкий).
- Лупа с носом – говорим, какой запах у апельсина. Цитрусовый, апельсиновый.
- Лупа с языком – говорим, какой апельсин на вкус. Кислый или сладкий и т.д.
- Лупа с ухом – говорим, какой звук издаёт. Апельсин не издаёт звуков.
- Лупа с руками – говорим, как апельсин использует человек. Из апельсинов делают салат, сок, варят варенье и т.д.
Применяя технологию «Волшебная лупа» педагоги мотивируют детей на выполнение сложных лексико-грамматических упражнений в игровой форме. Тем самым формируют лексический и грамматический базис связной речи, а также коммуникативные умения и навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Волшебные лупы"
Цель: Автоматизация звуков позднего онтогенеза.Ход игры: «Мой, моя, моё, мои" - ребёнок кладет волшебную лупу с 2 –мя ладонями на картинку и произносит: «Моя рыба». ...
Конспект мастер-класса для педагогов по организации и проведению развивающей игры «Волшебная лупа» в старшей группе образовательная область «Речевое развитие»
В ходе мастер-класса педагоги познакомились с развивающей игрой "Волшебная лупа", с одним из вариантов ее использования....
Дидактическая игра "Волшебные лупы"
Варианты игр1 ВариантИгры: «Волшебные лупы» (Развитие речи)Цель: автоматизация звуков [ р ], [ л ], [ л, ], [ ж ].Задачи:Закреплять произношение звуков в словосочетаниях;Расширять и активи...
Семинар для воспитателей детского сада на тему: Технология "Волшебная Лупа"
Семинар для воспитателей детского сада...
Дидактическое пособие для детей старшего возраста "Волшебная лупа или угадай животного"
Применение технологии «Волшебная лупа», позволяет опосредствовать различные познавательные (восприятие, внимание, память), а также социально эмоциональные и волевые процессы дошкольников. Дети любят о...
Доклад-презентация для педагогов "Технология парных коммуникаций "Волшебная лупа"
Технология «Волшебная лупа» применяется в опытно-экспериментальной деятельности: для выявления свойств и качеств различных материалов и предметов, а также для развития у детей ...
Сценарий научного шоу Тема "Волшебная лупа или необычное путешествие Захара"
Районное методическое объединение воспитателей ДОУ Кабанского района....