«Волшебство в деталях или технология ВОЛШЕБНАЯ ЛУПА»
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Трясунова Татьяна Борисовна

В даной статье описывается технология "Волшебная лупа", основанная на методике кандидата педагогических наук Вадима Петровича Глухова, которая направлена на развитие связной речи у детей с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Волшебство в деталях или технология ВОЛШЕБНАЯ ЛУПА»

«Высшее искусство, которым обладает учитель, - это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний»

                                                                                     Альберт Эйнштейн

     «Волшебные лупы» основаны на методике к.п.н., доцента кафедры логопедии МГГУ им. М.А.Шолохова Вадима Петровича Глухова, которая направлена на развитие связной речи у детей с ОНР.

     Вадим Петрович написал более 40 научных и научно-методических трудов. Он является одним из ведущих специалистов по проблеме формирования связной речи детей с речевой патологией.

     Лупа – самый простой увеличительный прибор. Главная его часть – увеличительное стекло, выпуклое с двух сторон и вставленное в оправу. Она позволяет разглядеть и заметить то, что на первый взгляд  выглядит маленьким и неприметным.

     «Волшебная» лупа становится проводником к познанию 5 органов человека: слух, зрение, осязание, вкус, ощущение.

     Дети воспринимают эти лупы как игрушки, становятся «сыщиками», находя  детали или исследуя какой-либо предмет.

     В методике Вадима Петровича Глухова упор делается на формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий.

     Лупы можно использовать индивидуально, на занятиях со всей группой, или разделив детей на пары.

     Малышам рекомендуется вводить лупы постепенно: по одной в неделю. Ребят постарше можно знакомить с несколькими лупами сразу.

Разнообразие луп:

Лупы грамматические

Лупы для составления описательных и сюжетных рассказов, загадок

Зашумлённые лупы

Задачи:

-   Автоматизация звуков

-   Развитие грамматического строя речи:

  • Согласование местоимений «мой», «моя», «моё», «мои» с именами существительными
  • Упражнение в образовании падежных окончаний
  • Упражнение в образовании имён существительных в уменьшительно-ласкательной форме
  • Упражнение в согласовании числительных с существительными
  • Упражнение в составлении предложных конструкций (лупы с предлогами)
  • Упражнение в выделении признаков предметов (цветные лупы, универсальные лупы для составления рассказов-описаний)
  • Составление предложений
  • Деление слов на слоги
  • Развитие зрительного восприятия, мышления и               воображения
  • Развитие коммуникативных умений и навыков
  •  Развитие связной речи

Применение волшебных луп включает в себя несколько этапов:

Знакомство с предметом

На этом этапе дети рассматривают предмет через лупу, изучают его детали, задают вопросы о предмете.

Описание предмета

Дети составляют рассказ-описание предмета, используя полученные знания и информацию, которую они получили через лупу.

Планирование рассказа

С помощью лупы дети учатся выделять главные и второстепенные детали предмета, составлять план своего рассказа и следовать ему.

Для составления рассказа-описания.

 Например, составляем описание апельсина.

  1. Берём лупу с глазом – говорим, что видим. Апельсин оранжевый, круглый.
  2. Лупа с одной рукой – говорим, что чувствуем на ощупь. Апельсин шершавый, тёплый (холодный), твёрдый (мягкий).
  3. Лупа с носом – говорим, какой запах у апельсина. Цитрусовый, апельсиновый.
  4.  Лупа с языком – говорим, какой апельсин на вкус. Кислый или сладкий и т.д.
  5. Лупа с ухом – говорим, какой звук издаёт. Апельсин не издаёт звуков.
  6. Лупа с руками – говорим, как апельсин использует человек. Из апельсинов делают салат, сок, варят варенье и т.д.

     Применяя технологию «Волшебная лупа» педагоги мотивируют детей на выполнение сложных лексико-грамматических упражнений в игровой форме. Тем самым формируют лексический и грамматический базис связной речи, а также коммуникативные умения и навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Волшебные лупы"

Цель: Автоматизация звуков позднего онтогенеза.Ход игры: «Мой, моя, моё, мои" - ребёнок кладет волшебную лупу с 2 –мя ладонями на картинку и произносит: «Моя рыба».  ...

Конспект мастер-класса для педагогов по организации и проведению развивающей игры «Волшебная лупа» в старшей группе образовательная область «Речевое развитие»

В ходе мастер-класса педагоги познакомились с развивающей игрой "Волшебная лупа", с одним из вариантов ее использования....

Дидактическая игра "Волшебные лупы"

Варианты игр1 ВариантИгры: «Волшебные лупы» (Развитие речи)Цель: автоматизация звуков [ р ], [ л ], [ л, ], [ ж ].Задачи:Закреплять произношение звуков в словосочетаниях;Расширять и активи...

Дидактическое пособие для детей старшего возраста "Волшебная лупа или угадай животного"

Применение технологии «Волшебная лупа», позволяет опосредствовать различные познавательные (восприятие, внимание, память), а также социально эмоциональные и волевые процессы дошкольников. Дети любят о...

Доклад-презентация для педагогов "Технология парных коммуникаций "Волшебная лупа"

Технология «Волшебная лупа» применяется в опытно-экспериментальной деятельности: для выявления свойств и  качеств различных материалов и предметов, а также для  развития у детей ...

Сценарий научного шоу Тема "Волшебная лупа или необычное путешествие Захара"

Районное методическое объединение воспитателей ДОУ Кабанского района....