Обследование неговорящего ребенка
консультация по логопедии (средняя группа)
Чтобы сделать первоначальный прогноз, необходимо тщательно обследовать ребенка. Логопедическое обследование неговорящего ребенка носит комплексный характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obsl_negovoryashchih.docx | 556.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание 1. Понимание названий предметов и действий
Предложите малышу выполнить ряд поручений с игрушками. Например, «Покажи куклу», «Возьми мяч», «Покатай машинку» и т.д. Если ребенок выполняет поручения, следует перейти к узнаванию предметов на картинках: «Покажи шкаф, яблоко, чашку, мяч…».
Задание 2. Понимание обобщающих слов
Составьте перед ребенком предметы по классам, например, овощи, фрукты, посуда, игрушки и т.д. Предложите ребенку отыскать те или иные предметы: «Покажи посуду…».
Задание 3. Знание частей тела человека и животных
Попросите малыша показать свою руку, ногу, голову и др. части тела. После чего предложите ему определить части туловища животных (на муляжах), например, «Где хвост у лисы?», «Где лапа у медведя?».
Задание 4. Соотнесение предметов с их функциональным назначением
Расположите перед ребенком знакомые ему предметы, например, ложку, мяч, зубную щетку и т.д. Задайте вопросы типа «Чем ты ешь?», «Чем ты чистишь зубы?», «Во что ты играешь?».
Задание 5. Понимание значений глаголов
Перед ребенком расположите сюжетные картинки, на которых изображен, например, мальчик, которые совершает различные действия. Предоставьте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинки, после чего задайте ему вопросы типа «Где мальчик бежит?», «Где мальчик пьет?» и т.д.
Задание 6. Понимание названий признаков предметов
Предложите ребенку сравнить между собой предметы, расположенные в комнате. Задайте малышу вопросы типа «Где большой/маленький мяч?», «Покажи красный/синий/зеленый кубик», «Где длинная/короткая лента?» и т.д.
Задание 7. Понимание форм единственного и множественного числа имен существительных
Предложите ребенку выполнить ряд поручений типа «Дай кубик/кубики», «Где кукла/куклы?» и т.д.
Задание 8. Понимание предлогов, отражающих пространственное расположение объектов
Дайте ребенку задания типа «Положит мяч в коробку, под стол, за стул, на стол» и т.д.
Задание 9. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов
Предложите ребенку показать, где находится большой стол и маленький столик, коробка и коробочка, мяч и мячик, стул и стульчик и т.д.
Задание 10. Определение источника звука в пространстве
Ребенок закрывает глаза. Вы из разных пространственных точек подаете свой голос, а также звуки музыкальных инструментов и игрушек: барабана, гармони, дудочки и др. Ребенку необходимо определить источник звука и его место расположения.
Задание 11. Определение гласного звука из ряда
Предложите ребенку поднять руку, хлопнуть в ладоши в тот момент, когда он услышит звук А. Произнесите ряд звуков (не более трех), среди которых есть звук А. Услышав данный звук, ребенок должен выполнить заданное действие.
Задание 1. Ориентировка в пространстве комнаты и на плоскости листа бумаги
Предложите ребенка показать пространственные направления: верх, низ, слева, справа. Для этого попросите показать место расположения предметов в комнате. Например, «Где потолок?», «Где стол?», «Где окно?» и т.д. Кроме этого предложите ребенку определить пространство на листе бумаги. С этой целью нарисуйте на листах бумаги в разных пространственных точках какой-либо объект, например, яблоко и попросите ребенка определить место нахождения фрукта.
Задание 2. Праксис позы
Задание направлено на определение уровня развития вестибулярного аппарата и крупной моторики. Предложите ребенку повторять за вами различные действия: присесть, встать, расставить руки в стороны, топнуть, подпрыгнуть на двух и на одной ноге и т.д.
Задание 3. Праксис мелкой моторики
Задание способствует определению уровня развития мелкой моторики пальцев рук, точности и скоординированности мелких движений. С этой целью попросите ребенка повторить за вами различные действия руками, кистями рук и пальцами: «кулачок», «лодочка», «домик», «колечко» и др., а также их сочетания.
Задание 4. Оральный праксис
Задание направлено на выявление качества выполнения движений органами артикуляции. Попросите ребенка повторить по подражанию вашим действиям следующие артикуляционные упражнения: вытянуть губы в трубочки, растянуть их в улыбку, высунуть язык изо рта и положить его на нижнюю губу, поднять кончик языка вверх, завести кончик языка вниз за зубы и т.д.
Задание 5. Конструктивный праксис
Задание направлено на определение умения строить фигуры из счетных палочек и строительного материала, анализировать образец, синтезировать объекты по памяти. Предложите ребенку по образцу, а затем и по памяти создать различные фигуры: сначала из двух счетных палочек (кубиков), затем из трех, четырех и т.д.
Задание 6. Зрительно-пространственный анализ и синтез
Предложите ребенку собрать разрезную картинку из двух и более частей, разрезанных по горизонтали, вертикали, диагонали. Количество частей и направления разреза зависят от возраста. Попросите соотнести геометрические фигуры с прорезями в игрушке.
Содержание третьего этапа логопедического обследования неговорящего ребенка
Третий этап логопедического обследования состоит в изучении невербальных компонентов коммуникации, которые могут на определенном этапе обучения стать для ребенка основными средствами передачи информации.
Задание 1. Изучение способности к подражанию
Предложите ребенку копировать совершаемые вами действия и мимику. Это может быть махание руками, стучание по столу, улыбка, нахмуривание бровей и т.д.
Задание 2. Изучение способности к использованию бытовых жестов
Попросите ребенку показать различные действия: пить, есть, мыть руки, спать, причесываться.
Задание 3. Изучение понимания ребенком невербальных сигналов
Предложите ребенку определить, что вы показываете с помощью жестов. Речевое сопровождение ваших действий должно отсутствовать.
Задание 4. Изучение способности к имитированию действий
Предложите ребенку показать, как «идет мишка», «летит птичка», «бежит собачка», «машет хвостиком лисичка», «умывается котик» и т.д.
Предлагаемые вами задания должны быть эмоционально окрашенными, вызывать желание их выполнять. Будьте доброжелательными, отзывчивыми, заинтересованными по отношению к малышу и к тому, что он делает. Используйте различные средства стимуляции и положительного подкрепления его деятельности.
Карта логопедического обследования безречевого ребенка
Подготовительная часть: Сбор анамнеза (анкетирование родителей).
Основная часть:
- Понимание речи (состояние импрессивной речи, слуховое внимание, фонематическое восприятие).
Исследование слуховых функций и фонематического восприятия
1. Наличие реакции на голос.
Громко позвать ребёнка за его спиной Э-Э-ЭЙ или ААА.
2. Различение неречевых звуков.
Узнать, какая игрушка издаёт звук (сначала дать послушать обе игрушки, игрушки шумят за ширмой)
2 игрушки___________ .
3 игрушки __________ .
Повторить действие (за спиной топнуть, хлопнуть в ладоши, ударить по столу).
3. Различение речевых звуков и наличие реакции на звуки речи.
Произнесение двух гласных (чтобы не было видно артикуляции) с показом картинки (например, А — плачет кукла, У — скулит собака). «Кто сказал А? Кто сказал У?» (если выговаривает, произносит сам).
Аналогично согласные звуки (если выговаривает, произносит сам).
Выявление объема и точности словаря
1. Показать игрушки:
«Покажи куклу (матрешку, пирамидку, мишку)».
Видоизменить задание: «Возьми куклу (матрешку…)».
Подать поочередно игрушки: «Дай мне куклу (матрешку…).
Если справляется с заданием, узнать знакомые предметы на картинке (шкаф, мяч, чашка).
Показать обиходные предметы:
стол, стул, кровать, чашку, ложку, тарелку, рубашку, платье, носки.
2. Знание слов обобщающего характера:
Из сгруппированных предметы по темам: одежда, обувь, посуда, фрукты, овощи, игрушки, найти те или иные предметы:
«Найди посуду» (игрушки, одежду и др.).
Знание частей тела (рука, нога, голова) и частей туловища игрушечных животных (лапа, голова, хвост).
«Покажи свою руку», «Где лапка у зайчика?».
3. Соотнесение предметов с их назначением.
Предложить: яблоко, мяч, зубную щетку. Вопросы: «Чем ты играешь? Чем чистишь зубы? Что ты ешь?».
Затем заменить предметы на предметные картинки и повторить вопросы.
4. Выяснение объема глагольной лексики.
Разложить сюжетные картинки, на которых одно и то же лицо (девочка или мальчик) совершают различные действия, дать возможность рассмотреть картинки, а затем показать нужную в ответ на вопрос:
«Покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)».
«Покажи, кто умывается (стоит, бежит)».
Выкладывается 2 картинки «Покажи, кто умывается? Кто вытирается?» (ест/пьет, бежит/идет и др.).
5. Понимание названий признаков предметов.
«Покажи где большой стол? Где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом)».
«Какой кубик больше? Какой меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже)».
«Где красный (желтый, синий) мячик?».
Выявление дифференциации элементарных грамматических форм
1. Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного
«Где кукла? Где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)».
2. Понимание предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения.
«Положи игрушку в коробку (за коробку, под коробку, перед коробкой)».
3. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов.
«Покажи, где стол? Где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка)».
Понимание предложений
Выполнение инструкции «Закрой глаза (подними ножку, погладь кошечку, принеси кубик)».
Установление возможности запомнить и выполнить два действия, сформулированные в одной просьбе «Возьми мишку и посади его на стул (подойди к столу и возьми карандаш, возьми кубики со стола и сложи их в коробку)».
Изучение неречевых функций
1. Ориентировка в окружающем пространстве.
Показать «верх/низ», а также направления: «Покажи, где группа? (спальня, кабинет лечебной физкультуры, окно, дверь)».
Дать ребенку лист бумаги, свернутый в трубку («подзорная труба») и предложите, смотря в нее, разглядеть предметы на окне (шкафу, столе, полке).
2. Ориентировка на плоскости.
На глазах ребенка построить домик из заготовленных частей (домик — квадрат, крыша — треугольник, труба — прямоугольник) и предложить: «Покажи, где крыша? Где труба?».
3. Наличие праксиса позы при имитации движений (в плане общей моторики).
Предложить ребенку повторить за вами отдельные движения (присесть, встать, топнуть, хлопнуть, покачать головой, наклониться, прыгнуть).
4. Наличие праксиса позы при выполнении проб на мелкую моторику, возможность дифференцированности движений пальцев и способности к переключению.
Повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки».
Чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак».
Предложите ребенку поочередно коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого пальца той же руки.
5. Оральный праксис.
Предложить ребенку по подражанию выполнить несколько действий: широко отрыть рот; улыбнуться; надуть щеки; вытянуть губы в трубочку; сделать губы как при звуке [о]; высунуть язык лопаткой; поднять кончик языка вверх; опустить кончик языка вниз; поместить кончик языка в правый, затем — в левый угол рта.
6. Способность к переключению движений.
Предложите ребенку повторить вслед за собой по два движения.
7. Конструктивный праксис.
Воспроизвести из двух, затем трех палочек фигуру по образцу, создать конструкцию по памяти.
8. Сформированность операций зрительно-пространственного анализа и синтеза и последовательной реализации конструктивной деятельности
Сложить разрезные картинки из 2—3 частей с прямым краем; облегченный вариант кубиков Кооса; выполнить вкладки в доску Сегена.
Изучение невербальных компонентов коммуникации
1. Реакция на незнакомого человека.
Предложите ребенку поздороваться с вами за руку.
В кабинет входит незнакомый ребенку человек и заводит с вами разговор.
2. Реакция на впечатление.
Ребенок входит в кабинет с хорошо знакомой обстановкой. На столе находится новая яркая игрушка.
3. Способность к подражанию.
Предложите ребенку копировать ваши жесты и мимику.
Попросите ребенка показать жестом хорошо знакомые действия пить, есть, спать, мыть (руки), чистить (зубы), причесываться, гладить (кошку).
4. Моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых жестов (да, нет, хочу, дай).
Без словесной инструкции предложите ребенку понять ваши жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест, жест отрицания).
5. Способность изображать и играть роль.
- «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка», «Идет слон», «Бежит собачка», «Крадется лиса».
Все предлагаемые задания должны быть эмоционально окрашены и спланированы таким образом, что реакция на них может быть минимальной. Используются различные средства стимуляции, положительное подкрепление деятельности ребенка.
Выводы:
Если у безречевого ребёнка нет аутистических проявлений, то нарушения говорят о следующем.
Нарушения слухового восприятия и понимания речи говорит о сенсорной алалии, выраженной в разной степени: от полной невосприимчивости к звукам речи и даже голосам людей – до некоторой способности улавливать смысл отдельных простых слов и инструкций.
Если ребенок понимает слова и инструкции, но неустойчиво и неточно, у него может быть задержка речевого развития, вызванная некоторым недоразвитием сенсорных функций.
Наличие двигательных затруднений говорит о моторной алалии, выраженной в разной степени: от полной неспособности совершать произвольные движения органами речи (и даже неспособности принимать помощь), до ограничения способности к выполнению действий по подражанию.
Последнее может свидетельствовать и о задержке речевого развития, вызванного моторными трудностями.
При сочетании сенсорных и моторных нарушений нужно говорить о сенсомоторной алалии. В этом случае задержка речевого развития маловероятна.
ЗРР возможна, если сенсорные и моторные нарушения не слишком выражены.
Логопедическое заключение: _______________
1 Речевая карта для обследования неговорящих детей
Исследование импрессивной речи.
Пассивный словарь.
- Понимание целостных словосочетаний:
Сделай «Ладушки»
Потопай ногами
Открой рот
Закрой глаза
Сядь на стульчик
Помаши ручкой
2.. Названия игрушек:
кукла машинка
зайка пирамидка
мишка мячик
слоник кубик
петушок собачка
котик
3. Названия предметов, которыми пользуется в быту:
мыло зеркало карандаш
полотенце ножницы чашка
бумага зубная щетка тарелка
расческа зубная паста ложка
вилка
- Части тела:
голова руки пальцы
глаза ноги щеки
рот живот плечи
нос спина волосы
уши пятки
- Действия:
ест одевается
спит рисует
катается плачет
моет руки играет
- Признаки:
красный большой
синий маленький
зеленый сладкий
желтый кислый
- Понимание вопросов косвенных падежей:
Чем кушает девочка?
Что она кушает?
С чем она кушает суп?
На чем она сидит?
Что рисует мальчик?
Чем он рисует?
Где у него лежат краски?
Куда он повесит свою картинку?
- Выполнение поручений по словесной инструкции:
Дай куклу. Принеси машинку.
Посади куклу. Покатай машинку.
Положи спать Поставь машинку на стул.
Покачай куклу Положи машинку в коробку.
- Узнавание предметов по их назначению:
Что тебе нужно, чтобы есть кашу?
На чем ты будешь спать?
Чем можно рисовать?
Что нужно взять, когда идет дождь?
Чем можно копать?
Чем будем резать бумагу?
Что можно надеть на голову?
Что нужно, чтобы вымыть руки?
Во что мы будем играть?
Что нужно, чтобы позвонить?
Что нужно, чтобы почистить зубы?
Что нужно, чтобы подмести пол?
- Понимание грамматических форм слов:
- Единственное и множественное число существительных:
кот – коты карандаш – карандаши
мяч – мячи гриб – грибы
- Предлоги:
Положи кубик на стол.
Положи кубик под стол.
Положи кубик в машинку.
Положи кубик за машинку.
- Уменьшительно – ласкательная форма:
чашка – чашечка
кукла – куколка
стул – стульчик
дом – домик
мяч – мячик
гриб – грибок
- Единственное и множественное число глаголов:
стоит – стоят
бежит – бегут
плывет – плывут
Исследование экспрессивной речи.
Характер экспрессивной речи:
Отсутствует
Лепетная
Однословная
Фразовая
Активный словарь.
- Существительные:
кукла чашка рубашка кошка
зайка тарелка штаны собака
мишка ложка платье корова
машинка вилка шапка лиса
мячик ботинки утка
- Глаголы:
идет стоит
спит сидит
ест играет
бегает рисует
- Прилагательные:
красный большой
синий маленький
зеленый сладкий
желтый кислый
Грамматический строй.
- Число существительных:
мяч – мячи
шар – шары
кукла – куклы
рука – руки
- Винительный падеж существительных без предлога:
Вижу: дом
куклу
собаку
лису
зайца
- Согласование прилагательных с существительными:
красный флаг
красная машина
синий шар
синяя чашка
- Предложно- падежные конструкции:
В
НА
ПОД
5. Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными с суффиксами:
стул - стульчик
стакан – стаканчик
шапка – шапочка
чашка – чашечка
- Употребление глаголов в форме множественного числа:
Солдат идет. – Солдаты идут.
Мальчик поет. – Дети поют.
Самолет летит. – Самолеты летят.
- Возвратные глаголы:
Мальчик одевается.
Девочка причесывается.
Исследование фонетической стороны речи.
- Состояние звукопроизношения:
Гласные:
А У Ы
О И Э
Согласные:
м м’ п п’
б б’ д д’
т т’ н н’
в в’ ф ф’
к к’ г г’
х х’ й ц
с с’ з з’
л л’ р р’
ш ж ч щ
2. Возможности звукоподражания:
А-а-а Девочка плачет.
О-о-о У мальчика болит зуб.
У-у-у Гудит паровоз.
И-и-и Кричит ослик.
Уа-уа Плачет малыш.
Ау-ау Кричат дети.
Мяу-мяу Мяукает кошка.
Му- му Мычит корова.
Ав-ав Лает собака.
Пи-пи-пи Пищит цыпленок.
Ко-ко-ко Кудахчет курица.
Га-га-га Кричит гусь.
3. Исследование слоговой структуры слова:
Односложные слова:
дом мяч
кот сок
Двусложные слова:
мама вода коза Коля
папа вата муха Таня
Трехсложные слова:
машина молоко
панама утята
собака кубики
- Исследование состояния фонематического восприятия:
Дифференциация на слух:
кот – кит стол – стул
бочка – дочка папа – баба
миска – киска косы - козы
ЗАНЯТИЕ №1. (Диагностическое)
Цели и задачи: Наладить контакт с ребенком, снять речевой негативизм, Сформировать положительный эмоциональный настрой, желание общаться (эти задачи остаются и на всех остальных занятиях цикла), выявить объем и особенности понимания речи ребенком
Оборудование: игрушки, предметы, пирамидка.
Ход занятия:
1.Приветствие:
-Здравствуй, Сева!
-Дай руку.
-Как тебя зовут?-
-Сева.
-А меня зовут Евгения Руслановна. (Женя).
-Кто это? –
-Мама. Покажи, где мама. + Покажи Костю (братик) +
2. Исследование понимания целостных словосочетаний:
-Сделай «Ладушки» +
-Потопай ногами +
-Открой рот +
-Закрой глаза +
-Сядь на стульчик +
-Помаши ручкой +
3. Исследование понимания названий игрушек.
-Покажи, где:
Кукла –
Зайка –
Мишка –
Слоник –
Петушок –
Котик –
Машинка –
Пирамидка –
Собачка –
Мячик –
Кубик –
4. Исследование понимания названий предметов, которыми ребенок пользуется в быту:
-Покажи, где:
Мыло –
Полотенце –
Бумага –
Расческа –
Зеркало –
Ножницы –
Зубная щетка –
Зубная паста –
Карандаш –
Чашка –
Тарелка –
Ложка –
Вилка –
5.Физминутка: «Ладушки, ладушки»,
-Потанцуй!
6.Исследование понимания названий частей тела.
-Покажи, где:
Голова +
Глаза +
Рот +
Нос +
Уши +
Руки +
Ноги +
Живот –
Спина –
Пятки –
Пальцы +
Щеки –
Плечи –
Волосы +
7. Игра «Собери пирамидку» (Не собирает. Берет колечки наугад, спрашивает у мамы: -Ы?
Собрали с активной помощью)
8. Исследование понимания названий цветов –
9.Итог:
-Ты молодец, хорошо занимался, старался. До свидания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для неговорящего ребенка
Методика логопедической работы при алалии и задержке речевого развитияПри алалии в основе логопедической работы находится формирование языковой системы ребенка. Сначала необходимо создать услови...
Консультация для родителей "Способы общения с неговорящим ребенком"
Наличие интеллекта, то есть способности познавать внешний мир с помощью памяти, представления, воображения, мышления, а также речи – это важнейшая характеристика человека. И интеллект, и речь у ...
методы и приемы логопедического обследования неговорящих детей
Методы и приемы логопедического обследования неговорящих детей...
Обследование неговорящего ребёнка
В данном материале изложено содержание обследования импрессиональной речи неговорящего ребёнка....
Методика обследования неговорящего ребенка
Ниже представлена краткая методика обследования понимания речи неговорящего ребенка....
Логопедическое обследование неговорящего ребенка.
Рекомендции родителям неговорящих или малоговорящих детей 2-4 лет....
Речевая карта обследования неговорящего ребенка 3-4 года
Речевая карта карта разработана на основе диагностического материала Нищевой Н.В....