Мастер-класс для педагогов ДОУ « Занимательные игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук, как средство развития речи дошкольников»
консультация по логопедии (подготовительная группа)
я рассказываювам о важности работы по развитию мелкой моторики. Поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики.
Речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью.
Совершенствование мелкой моторики -это совершенствование речи. Все игры сопровождаются стихотворениями - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Такие забавы очень увлекательны, они способствуют развитию творческой активности, мышлению, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Яйский детский сад «Кораблик»
Мастер-класс
для педагогов ДОУ
« Занимательные игры и упражнения
по развитию мелкой моторики рук,
как средство развития речи дошкольников»
Подготовила и провела
Учитель-логопед:
Андреева Е.И.
2024
1 СЛАЙД Здравствуйте уважаемые коллеги, тема нашего сегодняшнего мастер-класса –
Занимательные игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук, как средство развития речи дошкольников.
Сегодня я хочу рассказать вам о важности работы по развитию мелкой моторики. Поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики.
2 СЛАЙД Речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью.
3 СЛАЙД Совершенствование мелкой моторики -это совершенствование речи. Все игры сопровождаются стихотворениями - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Такие забавы очень увлекательны, они способствуют развитию творческой активности, мышлению, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
4 СЛАЙД Пальчиковые игры и упражнения уникальные средства для развития мелкой моторики и речи. В их единстве и взаимосвязи. В этой технологии предложено множество разнообразных игр, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов:
-решетки для раковин;
-прищепки;
-пуговицы;
-наждачная бумага;
- шерстяная нитка;
-зубные щетки;
-шестигранные карандаши;
-резиночки для волос;
-бусы;
-планшет с резинками,
Чему способствует Нетрадиционное использование предметов видите на слайде.
5 Слайд Практическая часть.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны, это инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи рук– активные игры со стихотворным сопровождением, игры манипуляции, игры с предметами, пальчиковые кинезиологические игры.
Пальчиковые игры народная мудрость принесла к нам из глубины веков. Всем нам хорошо известны игры «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза-рогатая» и многое другое. Игры и гимнастика для пальчиков помогают в общем всестороннем развитии ребенка.
По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Пальчиковые игры проводятся в сопровождении веселых стишков. Стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы не только дети видели ваше лицо, но чтобы и вы видели их лица и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и самой пальчиковой игрой.
При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Предлагаю немного поиграть:
Вот на улице мороз!
Эх, быстрей потрите нос!
Каждый пальчик согреваем!
Сильно – сильно растираем!
Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»
Этот пальчик большой –это папа дорогой,
Рядом с папой - наша мама,
Рядом с мамой- брат старшой ,
Вслед за ним сестрёнка- милая девчонка,
А самый маленький крепыш- это славный наш малыш!
(игра повторяется с пальчиками левой рукой).
Пальчики.
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой
Этот пальчик для того чтоб показывать его
Это пальчик самый длинный и стоит он в середине
Этот пальчик безымянный он избалованный самый
А мизинчик хоть и мал, Очень ловок и удал
Разыгрывание ситуации игра «Мышка»
6 СЛАЙД
Можно так же поиграть кинезеологические игры. «Ладонь, кулак, ребро» (разнонаправленные движения), «По голове похлопаем, по животу погладим». Следующая игра называется «Лезгинка», коллеги предлагаю вам ладонь левой руки сжать в кулак, большой палец и мизинец отогнуть в стороны, а ладонь правой руки поставить горизонтально вот таким образом, затем под музыку чередовать руки.
Полезна гимнастика для пальцев ног. «Пляска», «Волна», «Забор», «Вверх- вниз».
Ножное письмо(буквы, цифры, геометрические фигуры) с карандашом и без,
«Истории в следах»( По обоям на полу, по песку)»
И еще много- много игр вы можете сами придумывать, фантазировать, обыгрывать любую сказку, стихотворение.
Находясь в волшебном мире пальчиковых игр я заметила, что детям он очень нравится. Замкнутые дети начинают раскрываться, а те, кто плакал, забывают про слезы.
7 СЛАЙД «Игры с прищепками».
Прищепки ещё называют «детским эспандером», потому что для сжатия кончиков прищепки требуются определённые усилия пальцев, а от многократного сжатия мышцы пальцев становятся сильнее, мелкая моторика развивается очень эффективно.
Игры с прищепками – это:
- Развитие мелкой моторики;
- Сенсорное развитие;
- Развитие пространственных представлений;
- Расширение и активизация словаря.
Бельевой прищепкой поочередно "Кусаем" ногтевые фаланги от указательного пальца к мизинцу и обратно. На ударные слоги стиха.
Котёнок.
Сильно кусает котенок глупыш,
Он думает это не палец, а мышь. (смена рук)
Но я же играю с тобою малыш,
А будешь кусаться- скажу тебе "Кыш!".
Гусь
Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет. Га-га-га.
Для проведения данных игр vj;y вырезаем из картона фигурки, к которым будут прикрепляться прищепки. В процессе конструирования различных предметов можно разучить с детьми стихотворение, что будет способствовать расширению и активизации словаря, а также развитию памяти и внимания.
У нас с вами есть Ежик которому нужно помочь найти иголки
(Приделывать иголки ежу, вырезанному из картона).
Ежик - ежик где гулял?
Где колючки растерял?
Ты беги скорей к нам ежик
Мы тебе сейчас поможем.
Очень продуктивные Игры «Кто где живёт?», «Кто что ест?», «Кто моя мама?».
Детям даётся поле игры и прищепки с мордочками животных, предлагается найти для каждой мамы её детёнышей, дом, питание.
Прищепки будут хорошим элементом для обыгрывания сказок.
Однажды летом Тима вышел на улицу, было так жарко, красиво, тепло. Что же он увидел под ногами перед собой? Травку. Берём полоску картона и прикрепляем к ней зелёные прищепки.
Какая у нас травка? Пушистая, мягкая, а кончики острые (предложите потрогать прищепки). Какого цвета? Зелёные.
Подняв голову вверх, он увидел солнышко. Оно какое? Яркое, жёлтое, тёплое. Прикрепляем к жёлтому кругу «лучики».
Справа от солнышка плыло белое облачко.
Он вышел во двор, а там росла большая – пребольшая репка. Прикрепляем к репке ботву.
Придумайте, пожалуйста, концовку сказки.
8 СЛАЙД
Игры и упражнения со шнурками, нитками и лентами.
Игры – шнуровки: Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками.
Для младшего возраста можно использовать игры: «Веселый шнурок» (разматывание), «Развяжи бантики» (развязывание), «Игривый котенок», «Забавные шнурки», «Швея», «Бусы для куклы Маши» (нанизывание на шнурок крупных бусин).
Для детей среднего возраста упражнения могут быть такими: «Поможем ежику», «Дары осени», «Украсим елочку» и другие, в которых дети пришнуровывают недостающие детали. В старшем возрасте детям предлагаются схемы для создания узоров по образцу, завязывание бантиков из шнурков.
9 СЛАЙД Мозаика, пазлы, конструктор . Игры и упражнения с мозаикой. Вначале дети учатся выкладывать мозаику на игровое поле, затем выполняют упражнения: «Разложи по цвету», «Разноцветные дорожки», «Красивые бусы», «Яркие цветы». С возрастом задания усложняются. Дети учатся выкладывать узоры по схемам и придумывать их самостоятельно.
Соответственно и пазлы и конструктор от простого к сложному.
10 СЛАЙД Игры с массажными мячиками
«Крепко мячики сжимаем»
Крепко мячики сжимаем,
Наши мышцы напрягаем, чтобы пальцы никогда
Не боялись бы труда.
Дети крепко сжимают мячик поочередно в одной руке другой ладони.
Игры с массажным мячом Су-джок.
Су-джок — это одна из ветвей рефлексотерапии и акупунктуры. Учение Су Джок утверждает: любая часть нашего тела имеет своего «представителя» на кисти руки или на стопе. Таким образом, используя в пальчиковой гимнастике этот массажный мячик, мы активируем не только речевые зоны мозга, но и работу множества других органов.
«Шарик пальчиком катаю»
Шарик пальчиком катаю.
Ловкость пальцев проверяю.
Ты колючий шарик мой.
Подружись сейчас со мной.
Шарик на ладони катать каждым пальчиком.
Мяч.
По ладошке мяч катаю, взад вперёд его гоняю,
Им поглажу я ладошку, будто я сжимаю крошку
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.
Черепаха.
Шла большая черепаха и кусала всех подряд.
Кусь,кусь,кусь,кусь, кусь
Ни кого я не боюсь.
Массаж пальцев эластичным кольцом.
11 СЛАЙД Игры со счетными палочками. Для малышей предлагаются такие задания: «Дорожка для машины», «Заборчик», «Спрячем зайку», «Солнечные лучики», «Ежик» (с использованием плоскостных изображений). С возрастом задания усложняются: «Достань палочки из коробки», «Сложи в коробку», «Разложи по цвету», Выложи фигуру по образцу» (с использованием схем), «Придумай узор», Выложи цифры, буквы», «Колодец» и другие. Во время этих игр развивается не только мелкая моторика, но и внимание, мыслительные операции, точность движений.
Вам уважаемые педагоги предлагаю попробывать собрать спички со стола одноименными пальцами.
«Спички- невилички» Задача: поднять все спички со стола одноименными пальцами рук, главное , чтобы не упали.
12 СЛАЙД
Следующий вид - пальчиковые игры с музыкальным сопровождением. В таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить эти игры наиболее эффективно.
Я вам предлагаю поиграть в игру.
13 СЛАЙД Игра “У жирафов”
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
14 СЛАЙД Рисование.
Рисование тоже играет большую роль в деле формирования речи у ребенка. Во время рисования в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Помимо развития мелкой моторики рисование развивает память, внимание, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Особенно полезно рисование карандашами, именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.
Перед началом работы над рисунком можно провести Игры с трёхгранными карандашами (массаж карандашами).
«Забавные карандаши». В этой игре дети учатся катать карандаш между ладошками и по столу вперед-назад сначала одной, потом другой рукой;
Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом.
Карандаш в руках держу
Поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли
И немного пошуршали
Карандаш в руках катаю.
Между пальчиков верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
15 СЛАЙД и 16 СЛАЙД
Игры с различными бусинками, застежками (пуговица, липучка, молния, крючки, кнопки, завязки, бусы).
Упражнение «Пальцеход».
Нашить на плотный материал пуговицы разной величины и фактуры. Ребёнок «ходит» указательным и средним пальцем, наступая на пуговицы (со сменой руки). «Разложи пуговицы (бусы) по цвету, размеру, форме», «Сделаем красивые бусы» (нанизывание, чередование по цвету, форме),
Сенсорные игровые упражнения: «Заборчик», «Платочки», «Коробочки».
17 СЛАЙД Упражнение с пробками.
Можно выкладывать различные узоры.
А можно поиграть взять пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) кладем резьбой вверх и надеть их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И «идём» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая».
Можно выполнить движения, сопровождая их текстом:
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперёд шагнули.
И пошли по переулку
На весёлую прогулку.
***
Это – лыжи, ставим в крышечки пальчики и двигаемся на лыжах.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы.
Мы любим забавы снежной зимы.
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
18 СЛАЙД Игры с песком, крупами и другими сыпучими материалами.
Дети с удовольствием и с большим интересом играют с песком и крупами, что способствует развитию и усовершенствованию координации рук и пальцев, подготовке руки к письму, снятию нервного напряжения и развитию умения концентрироваться.
- Чаша с крупой
Вам понадобятся: большая чаша или обычный пластиковый таз и 1-3 кг крупы (в зависимости от объема емкости). Затем, вы можете спрятать в крупу несколько мелких предметов, на глазах у ребенка достать один из них и предложить поискать еще. Ребенок будет с интересом доставать предметы, разглядывать их и в меру своих речевых способностей называть.
- Пересыпание ложкой
- Пересыпание через воронку
- Просеивание
- Прятанье и поиск игрушек в крупе или в песке (по цветам, дикие и домашние животные, свободная тема)..
- Рисование на манке.
У меня имеются сенсорные коробки «Зима» и «Море»
Самомассаж - Запустить руки в песок и изобразить как месят тесто, приговаривая:
Месим, месим, тесто, есть в печи место.
Будут, будут, из печи, булочки и калачи.
Отпечатки на песке.
Скачут две лягушки -зелёные квакушки.
Комаров они поели, прогуляться захотели.
Шлёп-шлёп ножками, хлоп-хлоп ладошками (хлопаем ладонями с сомкнутыми - разомкнутыми пальцами).
Прятки.
Бежит лиса по мостику, метёт перила хвостиком.
А навстречузайчики-маленькие пальчики,
"Ой боимся мы лису! Быстро спрячемся в лесу!"
(растираем песок ладонями и прячем ладони в песок).
Рисование.
(рисуем линии, соответствующие тексту стихотворения)
1, 2, 3, 4, 5 буду пальцем рисовать.
Нарисую солнца круг,
Ну, и лучики вокруг.
Солнце лучики роняет
И дорожку согревает.
На солнышке травинки выпрямляют спинки.
Игры с макаронами (нанизывание)
Нанизывание на веревочку макарон.
19 СЛАЙД Игры и упражнения с природным материалом (зернобобовые, шишки, камешки, ракушки).
Детям очень нравятся эти упражнения, всегда выполняют их с интересом.
Игры «Массаж ладошек», «Угадай на ощупь», «Что лежит в мешочке», «Золушка» (сортировка), «Выложи узор», «Выложи цифры, буквы, геометрические фигуры» и другие задания.
Делаем «сухой» бассейн с горохом и фасолью. В пластмассовое ведро (банку или бутылку) насыпаем горох и фасоль. Выбираем горох (или фасоль) на тарелочку. Можно выбирать, раскладывая горох и фасоль на две тарелочки. На дне «бассейна» прячем мелкую игрушку(например, из киндерсюрприза), конфетку и просим ребёнка её найти.
20 СЛАЙД «Волшебный мешочек»
способствует развитию тактильных ощущений у дошкольников. Определение на ощупь формы, количества обследуемых предметов активизирует мыслительную деятельность, восприятие. Помогите ребенку познать новые загадочные ощущения.
Пропевание гласных звуков при нажатии пальчиками на иголки иппликатора (А-О-У-Ы-Э).
Выкладывание букв, элементов букв при помощи шерстяной нитки, резинок на планшете.
21 СЛАЙД
Для развития мелкой моторики и заинтересованности в тренировке тонких движений пальцев были предложены спирографы. Спирограф, по сути — это линейка, прямоугольная, с вырезами-кругами и фигурными вставками, которая позволяет делать удивительные орнаменты, легко и просто.
Пользоваться спирографом могут и дети, и взрослые. С его помощью можно оформлять рисунки, открытки, и т.п.
Ни для кого, не секрет, что дети дошкольного возраста стремят-ся экспериментировать, самостоятельно и совместно со взрослыми. В этом возрасте детям всё интересно!
В процессе эксперимента: дети получают представления о различных сторонах изучаемого объекта, идет обогащение памяти, развивается речь ребенка.
22 СЛАЙД
Сегодня, я предлагаю поэкспериментировать с таким материалом как «Гидрогель». ШАРИКИ ОРБИЗ.
«Гидрогель» — полимер, удерживающий влагу, является экологически безопасным препаратом, не токсичен как для растений, так и для человека. При работе с гидрогелем не требуются индивидуальные средства защиты.
Развивающие игры с водяными шариками: развитие мел-кой моторики и классификация по цвету.
Работа с пинцетом. При помощи пластикового детского пинцета ребенок может перекладывать гидрогель из общей емкости в маленькие формы, так же можно включить сортировку по цветам.
Бусы – очень сложное упражнение, так как шарики постоянно выскальзывают из непослушных детских пальчиков, но благодаря упорству и интересу детей к материалу игры, дети очень быстро учатся и нанизывают бусы сами.
Используя конструктор «Lego», как площадку, с которой шарики не смогут скатиться, можно выкладывать рисунки.
Предлагаем ребенку сложить шарики пальчиками в бутылку или ем-кость с узким горлышком. Ребенок играет и развивает мелкую моторику и ловкость.
В большую емкость насыпать много гидрогеля и спрятать в нем мелкие игрушки.
В прозрачной вазе или баночке можно создавать красивые композиции, укладывая цветной гидрогель слоями.
Гидрогелевыми шариками можно даже рисовать. Для этого на дно ко-робки разместить чистый листик, вооружится пальчиковыми красками и с помощью шариков рисовать.
И, наконец, сделать игрушку антистресс, которую также можно положить в уголок уединения. Наполнить воздушный шарик гидрогелем и крепко завязать.
Можно поиграть в игру по принципу «Волшебного мешочка». Перемешать мелкие игрушки с гидрогелем, затем на ощупь ребёнок определяет, какую игрушку вытащил. Можно проследить процесс превращения шариков снова в маленькие крупинки и снова залить их водой.
Фантазии нет предела. Дайте свободу ребёнку в исследовании нового материала, и он будет просто счастлив!
23 СЛАЙД
Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.
При выполнении заданий необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка: его возраст, настроение, желание и возможности, чтобы ребенок занимался с удовольствием и добивался хороших результатов.
И напоследок, стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.
Литература:
1. Башаева Т.В. "Развитие восприятия у детей.Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов". Ярославль "Академия развития" 1997г.
2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г." Развиваем руки - чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов". Ярославль "Академия развития" 1997г.
3. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. "Игры - забавы по развитию мелкой моторики у детей". М. Гном и Д. 2001.
4. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. "Мяч и речь" Популярная логопедия, КАРО Санкт – Петербург 2003г.
5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. « Артикуляционная и пальчиковая гимнастика» Серия « В помощь логопеду» ООО « Гном – Пресс» 1998 г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Яйский детский сад «Кораблик»
Мастер-класс
для педагогов ДОУ
« Занимательные игры и упражнения
по развитию мелкой моторики рук,
как средство развития речи дошкольников»
Подготовила и провела
Учитель-логопед:
Андреева Е.И.
2024
1 СЛАЙД Здравствуйте уважаемые коллеги, тема нашего сегодняшнего мастер-класса –
Занимательные игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук, как средство развития речи дошкольников.
Сегодня я хочу рассказать вам о важности работы по развитию мелкой моторики. Поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики.
2 СЛАЙД Речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью.
3 СЛАЙД Совершенствование мелкой моторики -это совершенствование речи. Все игры сопровождаются стихотворениями - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Такие забавы очень увлекательны, они способствуют развитию творческой активности, мышлению, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
4 СЛАЙД Пальчиковые игры и упражнения уникальные средства для развития мелкой моторики и речи. В их единстве и взаимосвязи. В этой технологии предложено множество разнообразных игр, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов:
-решетки для раковин;
-прищепки;
-пуговицы;
-наждачная бумага;
- шерстяная нитка;
-зубные щетки;
-шестигранные карандаши;
-резиночки для волос;
-бусы;
-планшет с резинками,
Чему способствует Нетрадиционное использование предметов видите на слайде.
5 Слайд Практическая часть.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны, это инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи рук– активные игры со стихотворным сопровождением, игры манипуляции, игры с предметами, пальчиковые кинезиологические игры.
Пальчиковые игры народная мудрость принесла к нам из глубины веков. Всем нам хорошо известны игры «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза-рогатая» и многое другое. Игры и гимнастика для пальчиков помогают в общем всестороннем развитии ребенка.
По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Пальчиковые игры проводятся в сопровождении веселых стишков. Стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы не только дети видели ваше лицо, но чтобы и вы видели их лица и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и самой пальчиковой игрой.
При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Предлагаю немного поиграть:
Вот на улице мороз!
Эх, быстрей потрите нос!
Каждый пальчик согреваем!
Сильно – сильно растираем!
Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»
Этот пальчик большой –это папа дорогой,
Рядом с папой - наша мама,
Рядом с мамой- брат старшой ,
Вслед за ним сестрёнка- милая девчонка,
А самый маленький крепыш- это славный наш малыш!
(игра повторяется с пальчиками левой рукой).
Пальчики.
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой
Этот пальчик для того чтоб показывать его
Это пальчик самый длинный и стоит он в середине
Этот пальчик безымянный он избалованный самый
А мизинчик хоть и мал, Очень ловок и удал
Разыгрывание ситуации игра «Мышка»
6 СЛАЙД
Можно так же поиграть кинезеологические игры. «Ладонь, кулак, ребро» (разнонаправленные движения), «По голове похлопаем, по животу погладим». Следующая игра называется «Лезгинка», коллеги предлагаю вам ладонь левой руки сжать в кулак, большой палец и мизинец отогнуть в стороны, а ладонь правой руки поставить горизонтально вот таким образом, затем под музыку чередовать руки.
Полезна гимнастика для пальцев ног. «Пляска», «Волна», «Забор», «Вверх- вниз».
Ножное письмо(буквы, цифры, геометрические фигуры) с карандашом и без,
«Истории в следах»( По обоям на полу, по песку)»
И еще много- много игр вы можете сами придумывать, фантазировать, обыгрывать любую сказку, стихотворение.
Находясь в волшебном мире пальчиковых игр я заметила, что детям он очень нравится. Замкнутые дети начинают раскрываться, а те, кто плакал, забывают про слезы.
7 СЛАЙД «Игры с прищепками».
Прищепки ещё называют «детским эспандером», потому что для сжатия кончиков прищепки требуются определённые усилия пальцев, а от многократного сжатия мышцы пальцев становятся сильнее, мелкая моторика развивается очень эффективно.
Игры с прищепками – это:
- Развитие мелкой моторики;
- Сенсорное развитие;
- Развитие пространственных представлений;
- Расширение и активизация словаря.
Бельевой прищепкой поочередно "Кусаем" ногтевые фаланги от указательного пальца к мизинцу и обратно. На ударные слоги стиха.
Котёнок.
Сильно кусает котенок глупыш,
Он думает это не палец, а мышь. (смена рук)
Но я же играю с тобою малыш,
А будешь кусаться- скажу тебе "Кыш!".
Гусь
Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет. Га-га-га.
Для проведения данных игр vj;y вырезаем из картона фигурки, к которым будут прикрепляться прищепки. В процессе конструирования различных предметов можно разучить с детьми стихотворение, что будет способствовать расширению и активизации словаря, а также развитию памяти и внимания.
У нас с вами есть Ежик которому нужно помочь найти иголки
(Приделывать иголки ежу, вырезанному из картона).
Ежик - ежик где гулял?
Где колючки растерял?
Ты беги скорей к нам ежик
Мы тебе сейчас поможем.
Очень продуктивные Игры «Кто где живёт?», «Кто что ест?», «Кто моя мама?».
Детям даётся поле игры и прищепки с мордочками животных, предлагается найти для каждой мамы её детёнышей, дом, питание.
Прищепки будут хорошим элементом для обыгрывания сказок.
Однажды летом Тима вышел на улицу, было так жарко, красиво, тепло. Что же он увидел под ногами перед собой? Травку. Берём полоску картона и прикрепляем к ней зелёные прищепки.
Какая у нас травка? Пушистая, мягкая, а кончики острые (предложите потрогать прищепки). Какого цвета? Зелёные.
Подняв голову вверх, он увидел солнышко. Оно какое? Яркое, жёлтое, тёплое. Прикрепляем к жёлтому кругу «лучики».
Справа от солнышка плыло белое облачко.
Он вышел во двор, а там росла большая – пребольшая репка. Прикрепляем к репке ботву.
Придумайте, пожалуйста, концовку сказки.
8 СЛАЙД
Игры и упражнения со шнурками, нитками и лентами.
Игры – шнуровки: Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками.
Для младшего возраста можно использовать игры: «Веселый шнурок» (разматывание), «Развяжи бантики» (развязывание), «Игривый котенок», «Забавные шнурки», «Швея», «Бусы для куклы Маши» (нанизывание на шнурок крупных бусин).
Для детей среднего возраста упражнения могут быть такими: «Поможем ежику», «Дары осени», «Украсим елочку» и другие, в которых дети пришнуровывают недостающие детали. В старшем возрасте детям предлагаются схемы для создания узоров по образцу, завязывание бантиков из шнурков.
9 СЛАЙД Мозаика, пазлы, конструктор . Игры и упражнения с мозаикой. Вначале дети учатся выкладывать мозаику на игровое поле, затем выполняют упражнения: «Разложи по цвету», «Разноцветные дорожки», «Красивые бусы», «Яркие цветы». С возрастом задания усложняются. Дети учатся выкладывать узоры по схемам и придумывать их самостоятельно.
Соответственно и пазлы и конструктор от простого к сложному.
10 СЛАЙД Игры с массажными мячиками
«Крепко мячики сжимаем»
Крепко мячики сжимаем,
Наши мышцы напрягаем, чтобы пальцы никогда
Не боялись бы труда.
Дети крепко сжимают мячик поочередно в одной руке другой ладони.
Игры с массажным мячом Су-джок.
Су-джок — это одна из ветвей рефлексотерапии и акупунктуры. Учение Су Джок утверждает: любая часть нашего тела имеет своего «представителя» на кисти руки или на стопе. Таким образом, используя в пальчиковой гимнастике этот массажный мячик, мы активируем не только речевые зоны мозга, но и работу множества других органов.
«Шарик пальчиком катаю»
Шарик пальчиком катаю.
Ловкость пальцев проверяю.
Ты колючий шарик мой.
Подружись сейчас со мной.
Шарик на ладони катать каждым пальчиком.
Мяч.
По ладошке мяч катаю, взад вперёд его гоняю,
Им поглажу я ладошку, будто я сжимаю крошку
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.
Черепаха.
Шла большая черепаха и кусала всех подряд.
Кусь,кусь,кусь,кусь, кусь
Ни кого я не боюсь.
Массаж пальцев эластичным кольцом.
11 СЛАЙД Игры со счетными палочками. Для малышей предлагаются такие задания: «Дорожка для машины», «Заборчик», «Спрячем зайку», «Солнечные лучики», «Ежик» (с использованием плоскостных изображений). С возрастом задания усложняются: «Достань палочки из коробки», «Сложи в коробку», «Разложи по цвету», Выложи фигуру по образцу» (с использованием схем), «Придумай узор», Выложи цифры, буквы», «Колодец» и другие. Во время этих игр развивается не только мелкая моторика, но и внимание, мыслительные операции, точность движений.
Вам уважаемые педагоги предлагаю попробывать собрать спички со стола одноименными пальцами.
«Спички- невилички» Задача: поднять все спички со стола одноименными пальцами рук, главное , чтобы не упали.
12 СЛАЙД
Следующий вид - пальчиковые игры с музыкальным сопровождением. В таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить эти игры наиболее эффективно.
Я вам предлагаю поиграть в игру.
13 СЛАЙД Игра “У жирафов”
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
14 СЛАЙД Рисование.
Рисование тоже играет большую роль в деле формирования речи у ребенка. Во время рисования в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Помимо развития мелкой моторики рисование развивает память, внимание, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Особенно полезно рисование карандашами, именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.
Перед началом работы над рисунком можно провести Игры с трёхгранными карандашами (массаж карандашами).
«Забавные карандаши». В этой игре дети учатся катать карандаш между ладошками и по столу вперед-назад сначала одной, потом другой рукой;
Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом.
Карандаш в руках держу
Поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли
И немного пошуршали
Карандаш в руках катаю.
Между пальчиков верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
15 СЛАЙД и 16 СЛАЙД
Игры с различными бусинками, застежками (пуговица, липучка, молния, крючки, кнопки, завязки, бусы).
Упражнение «Пальцеход».
Нашить на плотный материал пуговицы разной величины и фактуры. Ребёнок «ходит» указательным и средним пальцем, наступая на пуговицы (со сменой руки). «Разложи пуговицы (бусы) по цвету, размеру, форме», «Сделаем красивые бусы» (нанизывание, чередование по цвету, форме),
Сенсорные игровые упражнения: «Заборчик», «Платочки», «Коробочки».
17 СЛАЙД Упражнение с пробками.
Можно выкладывать различные узоры.
А можно поиграть взять пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) кладем резьбой вверх и надеть их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И «идём» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая».
Можно выполнить движения, сопровождая их текстом:
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперёд шагнули.
И пошли по переулку
На весёлую прогулку.
***
Это – лыжи, ставим в крышечки пальчики и двигаемся на лыжах.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы.
Мы любим забавы снежной зимы.
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
18 СЛАЙД Игры с песком, крупами и другими сыпучими материалами.
Дети с удовольствием и с большим интересом играют с песком и крупами, что способствует развитию и усовершенствованию координации рук и пальцев, подготовке руки к письму, снятию нервного напряжения и развитию умения концентрироваться.
- Чаша с крупой
Вам понадобятся: большая чаша или обычный пластиковый таз и 1-3 кг крупы (в зависимости от объема емкости). Затем, вы можете спрятать в крупу несколько мелких предметов, на глазах у ребенка достать один из них и предложить поискать еще. Ребенок будет с интересом доставать предметы, разглядывать их и в меру своих речевых способностей называть.
- Пересыпание ложкой
- Пересыпание через воронку
- Просеивание
- Прятанье и поиск игрушек в крупе или в песке (по цветам, дикие и домашние животные, свободная тема)..
- Рисование на манке.
У меня имеются сенсорные коробки «Зима» и «Море»
Самомассаж - Запустить руки в песок и изобразить как месят тесто, приговаривая:
Месим, месим, тесто, есть в печи место.
Будут, будут, из печи, булочки и калачи.
Отпечатки на песке.
Скачут две лягушки -зелёные квакушки.
Комаров они поели, прогуляться захотели.
Шлёп-шлёп ножками, хлоп-хлоп ладошками (хлопаем ладонями с сомкнутыми - разомкнутыми пальцами).
Прятки.
Бежит лиса по мостику, метёт перила хвостиком.
А навстречузайчики-маленькие пальчики,
"Ой боимся мы лису! Быстро спрячемся в лесу!"
(растираем песок ладонями и прячем ладони в песок).
Рисование.
(рисуем линии, соответствующие тексту стихотворения)
1, 2, 3, 4, 5 буду пальцем рисовать.
Нарисую солнца круг,
Ну, и лучики вокруг.
Солнце лучики роняет
И дорожку согревает.
На солнышке травинки выпрямляют спинки.
Игры с макаронами (нанизывание)
Нанизывание на веревочку макарон.
19 СЛАЙД Игры и упражнения с природным материалом (зернобобовые, шишки, камешки, ракушки).
Детям очень нравятся эти упражнения, всегда выполняют их с интересом.
Игры «Массаж ладошек», «Угадай на ощупь», «Что лежит в мешочке», «Золушка» (сортировка), «Выложи узор», «Выложи цифры, буквы, геометрические фигуры» и другие задания.
Делаем «сухой» бассейн с горохом и фасолью. В пластмассовое ведро (банку или бутылку) насыпаем горох и фасоль. Выбираем горох (или фасоль) на тарелочку. Можно выбирать, раскладывая горох и фасоль на две тарелочки. На дне «бассейна» прячем мелкую игрушку(например, из киндерсюрприза), конфетку и просим ребёнка её найти.
20 СЛАЙД «Волшебный мешочек»
способствует развитию тактильных ощущений у дошкольников. Определение на ощупь формы, количества обследуемых предметов активизирует мыслительную деятельность, восприятие. Помогите ребенку познать новые загадочные ощущения.
Пропевание гласных звуков при нажатии пальчиками на иголки иппликатора (А-О-У-Ы-Э).
Выкладывание букв, элементов букв при помощи шерстяной нитки, резинок на планшете.
21 СЛАЙД
Для развития мелкой моторики и заинтересованности в тренировке тонких движений пальцев были предложены спирографы. Спирограф, по сути — это линейка, прямоугольная, с вырезами-кругами и фигурными вставками, которая позволяет делать удивительные орнаменты, легко и просто.
Пользоваться спирографом могут и дети, и взрослые. С его помощью можно оформлять рисунки, открытки, и т.п.
Ни для кого, не секрет, что дети дошкольного возраста стремят-ся экспериментировать, самостоятельно и совместно со взрослыми. В этом возрасте детям всё интересно!
В процессе эксперимента: дети получают представления о различных сторонах изучаемого объекта, идет обогащение памяти, развивается речь ребенка.
22 СЛАЙД
Сегодня, я предлагаю поэкспериментировать с таким материалом как «Гидрогель». ШАРИКИ ОРБИЗ.
«Гидрогель» — полимер, удерживающий влагу, является экологически безопасным препаратом, не токсичен как для растений, так и для человека. При работе с гидрогелем не требуются индивидуальные средства защиты.
Развивающие игры с водяными шариками: развитие мел-кой моторики и классификация по цвету.
Работа с пинцетом. При помощи пластикового детского пинцета ребенок может перекладывать гидрогель из общей емкости в маленькие формы, так же можно включить сортировку по цветам.
Бусы – очень сложное упражнение, так как шарики постоянно выскальзывают из непослушных детских пальчиков, но благодаря упорству и интересу детей к материалу игры, дети очень быстро учатся и нанизывают бусы сами.
Используя конструктор «Lego», как площадку, с которой шарики не смогут скатиться, можно выкладывать рисунки.
Предлагаем ребенку сложить шарики пальчиками в бутылку или ем-кость с узким горлышком. Ребенок играет и развивает мелкую моторику и ловкость.
В большую емкость насыпать много гидрогеля и спрятать в нем мелкие игрушки.
В прозрачной вазе или баночке можно создавать красивые композиции, укладывая цветной гидрогель слоями.
Гидрогелевыми шариками можно даже рисовать. Для этого на дно ко-робки разместить чистый листик, вооружится пальчиковыми красками и с помощью шариков рисовать.
И, наконец, сделать игрушку антистресс, которую также можно положить в уголок уединения. Наполнить воздушный шарик гидрогелем и крепко завязать.
Можно поиграть в игру по принципу «Волшебного мешочка». Перемешать мелкие игрушки с гидрогелем, затем на ощупь ребёнок определяет, какую игрушку вытащил. Можно проследить процесс превращения шариков снова в маленькие крупинки и снова залить их водой.
Фантазии нет предела. Дайте свободу ребёнку в исследовании нового материала, и он будет просто счастлив!
23 СЛАЙД
Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.
При выполнении заданий необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка: его возраст, настроение, желание и возможности, чтобы ребенок занимался с удовольствием и добивался хороших результатов.
И напоследок, стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.
Литература:
1. Башаева Т.В. "Развитие восприятия у детей.Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов". Ярославль "Академия развития" 1997г.
2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г." Развиваем руки - чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов". Ярославль "Академия развития" 1997г.
3. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. "Игры - забавы по развитию мелкой моторики у детей". М. Гном и Д. 2001.
4. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. "Мяч и речь" Популярная логопедия, КАРО Санкт – Петербург 2003г.
5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. « Артикуляционная и пальчиковая гимнастика» Серия « В помощь логопеду» ООО « Гном – Пресс» 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи дошкольников"
Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи дошкольников Хорошая речь – одно из важных условие всестороннего и полноценного развития ребенка. Благодаря богатой и правильной реч...
Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей дошкольного возраста »
laquo;Ум и речь ребенка находится на кончиках пальцев», сказал, когда то известный педагог В.А.Сухомлинский....
Проектная деятельность по развитию мелкой моторики рук как средство развития речи у детей 5-6 лет "Речь на кончиках пальцев"
Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали пищу, огонь, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, уч...
Развитие мелкой моторики рук , как средство развития речи дошкольников
Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста (методическая разработка по работе с родителями) «Истоки способностей и дарованийдетей находятся на кон...
Мастер – класс для родителей детей, посещающих первую группу раннего возраста «Использование пальчиковых красок с детьми как средство развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук»
Формирование у родителей умения организовывать совместную творческую деятельность с детьми младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования является одной из главных з...
мастер-класс для педагогов доу " Занимательные игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук как средство развития речи дошкольников"
занимательные игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей доу....