Продуктивные виды деятельности в развитии мелкой моторики рук как средство активизации речи дошкольников
статья (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Продуктивные виды деятельности в развитии мелкой моторики рук как средство активизации речи дошкольников
Людмила Таюрская
Продуктивные виды деятельности в развитии мелкой моторики рук как средство активизации речи дошкольников
Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное при современном образе жизни явление. Но слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. Помня о взаимосвязи движений пальцев рук с речевыми центрами в коре головного мозга, нужно позаботиться о своевременном развитии речи ребё нка уже с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.
Публикация «Продуктивные виды деятельности в развитии мелкой моторики рук как средство активизации речи дошкольников» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Дети с особенностями в развитии в большинстве своём пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым, в этой ситуации, необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Основной формой воздействия на ребёнка в детском саду являются организованные занятия. Однако с детьми с особенностями развития более эффективным является индивидуальная работа, где ведущая роль принадлежит взрослым. Вся работа строится на результатах диагностического обследования каждого ребёнка, учитываются индивидуальные трудности в развитии. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения и применения таких методических приёмов, которые привлекают внимание и заинтересованность каждого ребёнка.
Совместно с логопедом подобрала и адаптировала для детей коррекционной группы система физкультминуток и динамических пауз. Разработана система занятий с использованием пальчиковых игр, элементов логоритмики для детей с ДЦП.
Для параллельной стимуляции речевой и двигательной активности широко использовались игры со стихами, сопровождающиеся одновременным выполнением движений (с начала пассивным, затем пассивно-активным, и наконец, активным). Все игры подобраны с учётом уровня двигательного развития детей.
Использовались различные стишки, песенки, потешки, которые сопровождали действия ребёнка и взрослого не только на занятиях, но и в режимные моменты. Всё это, в свою очередь, способствовало созданию положительного эмоционального настроя, развитию чувства ритма и закреплению связи между предметом, действием и словом.
Регулярные упражнения с металлическими и каменными шарами улучшали память, умственные способности ребёнка, устраняли его эмоциональное напряжение, развивали координацию движений, силу и ловкость рук. Для таких упражнений удачной находкой оказались грецкие орехи, «ёжиками» - мячики массажёры, мячики различной величины.
Развивающая среда группы дополнилась уголком для развития мелкой моторики, куда вошли:
- всевозможные игровые массажёры;
- бусы из разного материала (тесто, дерево, пластмассы);
- тренажёры из пуговиц, шнуровки;
- пособия из природного материала (шишек, камней, песка, воды и крупы).
Изобразительная деятельность является первой продуктивной деятельностью ребёнка дошкольника. Изучив работы таких авторов, как Е. Н. Лебедева, Ю. В. Захарова по использованию нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития, мы стали использовать на занятиях по рисованию следующие нетрадиционные техники:
- монотипия;
- рисование под музыку;
- техника (печатания листьями);
- техника рисования нитками;
- техника печатания бумагой и т. д.
Эти приёмы и материалы не требуют высокого уровня владения карандашом и кистью, поэтому в процессе работы в этом направлении у детей активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти) зрительно- двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей с интеллектуальной недостаточностью.
На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения развивались ориентировочно- исследовательская деятельность детей.
При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети узнавали её свойства: густоту, твёрдость, вязкость. Ознакомлению с новыми цветами, их оттенками помогали игры с цветом. Всё необычное привлекало внимание детей, заставляло удивляться. В результате повысился уровень познавательного интереса, дети стали задавать вопросы педагогу, друг другу, происходило обогащение и активизация словарного запаса.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулировала положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывала радостное настроение у детей, снимала страх и неуверенность перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.
Для расширения кругозора детей с помощью родителей в группе собрана коллекция учебных и познавательных видеофильмов и аудио записей:
- «Пальчиковые игры»;
- «Азбука- малышам»;
- «Арифметика- малышам»;
- «Сказки разных авторов».
Развивающая среда в группе создана таким образом, что она наиболее оптимально способствует коррекции нарушений у детей. Удобно расположенные зоны:
- оформила уголок «Три поросёнка»;
- игровая зона мягких модулей;
- зона для отдыха, релаксация, уединение;
- зона двигательной активности.
В результате применения такой системы работы с детьми, в которую вошли обогащение эмоциональной сферы ребёнка, предметно- развивающей среды с учётом особенностей развития детей, использование подручных и природных материалов в индивидуальной работе, можно утверждать об её эффективности. Этот факт подтверждается данными диагностических обследований детей. У детей, по сравнению с первоначальным обследованием, повысился познавательный интерес к окружающему и эмоциональный отклик на продуктивные виды деятельности, дети стали проявлять более активную заинтересованность в занятиях со взрослыми, а самое главное, заметно улучшилась речь - дети свободно задают вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно что-то объяснить или рассказать, повторяют заученные стихи, потешки, воспроизводят знакомые песенки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/27/picture-371900-1519718061.jpg)
Памятка "Виды деятельности, способствующие развитию мелкой моторики, зрительно-моторной координации."
Памятка предназначена для родителей детей старшей и подготовительной группы....
Статья: «Развитие мелкой моторики как эффективное средство подготовки руки дошкольника к письму»
В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнк...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/29/picture-628265-1446134199.jpg)
Консультация для родителей "Важность развития мелкой моторики рук по средствам разных видов деятельности"
Консультация для родителей "Важность развития мелкой моторики рук по средствам разных видов деятельности"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/02/picture-1246410-1588407223.jpg)
Консультация для педагогов "Виды и формы творческой деятельности по развитию мелкой моторики у дошкольников с ТНР"
Консультация для педагогов. Виды и формы творческой деятельности по развитию мелкой моторики у дошкольников с ТНРДля стимулирования развития речи детей в ДОУ организуется...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/16/picture-832157-1476634250.jpg)
"Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи дошкольников"
Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи дошкольников Хорошая речь – одно из важных условие всестороннего и полноценного развития ребенка. Благодаря богатой и правильной реч...
Проектная деятельность по развитию мелкой моторики рук как средство развития речи у детей 5-6 лет "Речь на кончиках пальцев"
Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали пищу, огонь, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, уч...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/16/picture-1137818-1555423992.jpg)
Развитие мелкой моторики рук , как средство развития речи дошкольников
Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста (методическая разработка по работе с родителями) «Истоки способностей и дарованийдетей находятся на кон...