КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ВРЕМЕНА ГОДА
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Оршанская Елена Михайловна

Логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста времена года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_vremena_goda.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия
на тему: «Времена года»
Для обучающихся 1 классов

Материал подготовил:
учитель-логопед
МБОУ ССОШ №2
Локтева Инна Владимировна


Тема: Времена года

Цель: дать представление о временах года, развивать внимание, память мышление, воображение.

Оборудование: схема времен года.
Ход занятия

I. Оргмомент
Логопед: Ребята, отгадайте загадку: « В году у дедушки четыре имени». (Зима, весна, лето, осень.). сегодня на занятии мы поговорим о временах года. Их всего четыре. Они идут друг за другом, никогда не нарушая заведенный порядок. За зимой придет…(Дети подсказывают: «Весна»), За весной наступит… (лето), за летом…(осень), за осенью снова…(зима).


Логопед демонстрирует схему времен года.
Если мы начнем называть времена года, например, с лета, то порядок следования будет такой: лето, осень, зима, весна.
Дети тренируются с помощью схемы называть времена года с разных точек отсчета.
Послушайте стихотворение. Е. Трутневой и, пользуясь схемой, назовите порядок следования времен года в ее стихотворении.
Четверо художников,
Столько же картин.
Белой краской выкрасил
Всё подряд ОДИН.
Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки, как рога…

У ВТОРОГ- синие
Небо и ручьи,
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки-кружева,
Первые проталинки,
Первая трава. На картинке ТРЕТЬЕГО
Красок и не счесть:
Желтая, зеленая,
Голубая есть…
Лес и поле в зелени,
Синяя река,
Белые, пушистые
В небе облака.

А ЧЕТВЕРТЫЙ золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды…
Всюду бусы-ягоды
Зреют по лесам.
Кто же те художники?
Догадайся сам.

II. Основная часть

Логопед: А теперь - разминка. Ответами на вопросы служат названия времен года.
Когда наступает Новый год? (Зимой)
¬
Когда бывают самые длинные каникулы? (Летом.)¬
В какое время года начинаются занятия в школе? (Осенью.)¬
Когда тает снег? (Весной.)¬
После весны наступает …(Лето.)¬
Что бывает раньше: зима или весна?(Зима.)¬
Когда распускается подснежник? (Весной.)¬
Какое время года стоит между осенью и весной? (Зима.)¬
Когда бывает листопад? (Осенью.)¬
Что бывает позже: лето или осень? (Осень.)¬

Логопед: Послушайте загадки о временах года, отгадайте их и скажите, по каким признакам вы догадались, о чем идет речь.

Я соткано из зноя, Я раскрываю почки,
Несу тепло с собою. В зеленые листочки
Я реки согреваю. Деревья одеваю,
«Купайтесь!» - приглашаю. Посевы поливаю,
И любите за это Движения полна,
Вы все меня. Я …(Лето.) Зовут меня…(Весна.)

Дел у меня немало- Несу я урожаи,
Я белым одеялом Поля вновь засеваю,
Всю землю укрываю, Птиц к югу отправляю,
В лед реки убираю, Деревья раздеваю.
Белю поля, дома… Но не касаюсь сосен
Зовут меня…(Зима.) И елочек. Я….(Осень.)

Логопед: Остановимся подробнее на каждом времени года, а начнем с того, которое стоит на дворе. (С осени.)
Сейчас я буду произносить различные высказывания, и если вы согласны, то поднимите руки, а если нет – побарабаньте пальцами по партам.
Осенью многие птицы улетаю на юг. (Да.)¬
Осенью на деревьях раскрываются почки.(Нет.)¬
Осенью собирают урожай. (Да.)¬
Осенью после длительных каникул начинаются занятия в школах. (Да.)¬
Осенью начинается на реках ледоход. (Нет.)¬
Осенью бывает листопад. (Да.)¬
Осень-пора сбора клубники. (Нет.)¬
Осенью нужно закаляться, купаться и загорать. (Нет.)¬
Осенью обычно выпадает первый снег. (Да.)¬
Осенью отмечается праздник Пасхи.(Нет.)¬

Логопед: Осень – это время сбора овощей. О каких овощах говорится в следующих загадках?
Раскололся тесный домик Красный нос в землю врос,
На две половинки, А зеленый хвост снаружи.
И посыпались в ладони Нам зеленый хвост не нужен,
Бусинки-дробинки. Нужен только красный нос.
(Горох.) (Морковь.)

Как надела сто рубах, Как на нашей грядке
Захрустела на зубах. Выросли загадки-
(Капуста.) Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Как слива, темна, Летом зеленеют,
Как репа, кругла. К осени краснеют.
На грядке силу копила, (Помидоры.)
К хозяйке в борщ угодила.
(Свекла.)

Неказиста, шишковата, Золотая голова
А придет на стол она, Велика, тяжела.
Скажут весело ребята: Золотая голова
«Ну, рассыпчата, вкусна!» Отдохнуть прилегла.
(Картошка.) Только шея тонка.
(Тыква.)
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук.)
Логопед: Следом за осенью приходит…(зима).Ребята, какие ассоциации, т.е. что первое вам приходит в голову, когда вы слышите слово «зима»?
(Снег, елка, каникулы, Новый год, снежная баба, лед, санки, коньки, мороз, лыжи, хоккей, шуба, шапка…)
А теперь давайте пофантазируем. Что было бы, если б…
Снег стал сладкий?¬
Снежная баба ожила?¬
Снежинки не падали, а все время висели в воздухе?¬
Лед на реках был разноцветный?¬
Люди не чувствовали холода?¬

Логопед: Вслед за зимой наступает …(весна). Послушайте пары слов на тему «Весна», постарайтесь их запомнить.

Солнце – сосульки. Луга - трава
Снег – лужи. Поле - грач.
Река – ледоход. Береза- сок.
Лес – подснежник. Май - праздники.
Деревья – почки. Дороги-ручьи.

Теперь я называю первое слово пары, а вы – второе. (Дети отвечают.)

Логопед: За весною следует…(лето).

Лето – это праздник красок. Лето – это солнце, речка, пляж, ягоды, грибы, фрукты, пение птиц, жужжание пчел… А что еще? (Ответы детей).

Задание: Исключите лишнее слово:
Ромашка, василек, подснежник, колокольчик.¬
Цветение, радуга, купание, ледоход.¬
Коньки, скакалка, теннис, бадминтон.¬

Конспект подгруппового занятия логопедической группы. (подготовительный к школе возраст) Тема: Путешествие во времена года

Тип:

Методический материал

Автор:

Любовь Николаевна Волошина

Класс:

Дошкольное образование

Описание:

Конспект подгруппового занятия логопедической группы.
(подготовительный к школе возраст)
Тема: Путешествие во времена года

Цель:
- развивать системность мышления в процессе расширения знаний о временах года;
- а что, на самокате нельзя кататься зимой?
- почему ты взял картинки ёлки, игрушки?
Логопед: - ты сказал Новый год? Почему Новый? Потому, что после старого года всегда наступает Новый год.
Педагог: А сейчас у нас с вами есть ещё одно задание. Для каждого из вас приготовлены конвертики с заданиями, если вы их выполните, то солнышко укажет нам дальше дорогу в путешествие по временам года. (детям раздаются конверты, объясняется содержание работы. Конструирование деревьев из предложенных геометрических форм).
Логопед перекладывает символ солнца на зелёную карточку.
Логопед:
- На какое время года указывает нам солнце?
Дети:
- на весну.
Логопед: - давайте подберём картинки, которые больше всего подходят к этому времени года.
Дети выставляют картинки.
Логопед проводит вопросно-ответную форму беседы по аналогии с предыдущим заданием.
Практическая работа с опорой
на имеющиеся навыки чтения и звуко-буквенного анализа.
Логопед: Ребята, сейчас я загадаю вам загадки. А ваши отгадки помогут вам разгадать кроссворд.
На мольберт прикрепляется ватман с изображением сетки кроссворда в центре которого фломастером написано слово ВЕСНА.


1.ВОРОБЕЙ
2.ДЯТЕЛ
3.СОРОКА
4.СНЕГИРЬ
5.СОВА


1.Маленький мальчишка 2. Всё время стучит,
В сером армячишке Деревья долбит,
По дворам шныряет, Но их не калечит,
Крохи подбирает. (воробей) А только лечит. (дятел)

3. Непоседа пёстрая 4. Красногрудый, чернокрылый
Птица длиннохвостая, Любит зёрнышки клевать.
Птица говорливая С первым снегом на рябине
Самая болтливая. (сорока) Он появиться опять. (снегирь)


5. Всю ночь летает,
Мышей добывает.
А станет светло
Спать летит в дупло.

Логопед перекладывает символ солнца на красную карточку.
- На какое время года указывает нам солнце?
Дети:
- на лето.
Логопед: - давайте подберём картинки, которые больше всего подходят к этому времени года. (Дети выставляют картинки. Логопед проводит вопросно-ответную форму беседы по аналогии с предыдущим заданием).
Практическое задание Подбери слово
На ковре разложены конверты. Детям предлагается под музыку побегать вокруг конвертов и как только остановится музыка стать каждому около конверта, но не поднимать его.
Психогимнастика.
Инструкция логопеда: - Солнышко нам указало на лето. Давайте представим себе, что сейчас лето и понежимся под летним солнышком.
Светит яркое солнышко. Так и хочется к нему дотянуться, понежиться под его лучами, подставить свое личика, крепко-крепко зажмурить глаза, а затем разбежаться и броситься в чистое прохладное озеро, понырять, поплавать.
- Ну вот мы с вами и совершили путешествие в лето.
- А что же в конвертах? Давайте откроем конверты и разложим карточки на ковре по порядку 1,2,3,4. А теперь переверните карточки и попробуйте прочитать слово. ЛЕ-ТО, МО-РЕ, РЕ-КА, ЖА-РА.
Логопед перекладывает солнышко на желтую карточку.
- На какое время года указывает нам солнце?
Дети: - На осень.
Логопед предлагает детям подобрать картинки соответствующие осени.
Проводит вопросно-ответную форму беседы по аналогии с предыдущими заданиями.
Практическое задание. Работа с пиктограммами.
Установка логопеда: - На ваших карточках перепутались предметы. Надо найти только те, которые имеют отношение к осеннему времени года. Эти предметы необходимо заштриховать. (дети выполняют задание).
Логопед: - Все задания мы с вами выполнили. Осталось упорядочить наших перепутавшихся гномиков-месяцев. Каждый ребёнок выкладывает символы соответственно цветовым условным обозначениям времен года. Символ солнышка выставляется в середине.
Дети вме- различать и называть существенные признаки времён года, предметы им соответствующие;
- группировать признаки и предметы по их соответствию;
- продолжать учить детей сравнивать, классифицировать, характеризовать предъявленные предметы.

Задачи:
- продолжать учить детей вопросно-ответной форме беседы;
- закрепить навык односложного ответа в игре Перекличка;
- активизировать мыслительную деятельность на уровне монологической,
диалогической речи, сокращённой внутренней речи про себя.

Материал:
- символы времён года (четыре цветных прямоугольника синий, зелёный, красный, желтый, силуэт солнца);
- картинки к зиме: варежки, санки, валенки, снежинка, лыжи, ёлка, новогодние игрушки.
- картинки к весне: проталина, дерево с почками, силуэты птичек, подснежники, скворечник;
- картинки к лету: силуэты девочки и мальчика в купальных костюмах, картинка водоёма, мяч, сачок, бабочка;
- картинки к осени: овощи, вязаная шапочка, осеннее пальто, дерево с опадающими листочками, падающий косой дождь;
- символическое изображение двенадцати месяцев (гномики в колпачках синего, зелёного, красного и желтого цвета).
- конверты на каждого ребёнка с индивидуальными заданиями для практической работы.

Ход занятия.
Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла Времена года. Горят свечи, гирлянды. Дети сидят на ковре, слушают. Зачитывается отрывок сказки С.Маршака Двенадцать месяцев.
Логопед: - Знаете ли вы сколько месяцев в году?
Дети: - двенадцать.
Логопед: - кто из вас сможет назвать их?
Дети по возможности называют месяцы, в случае запинки логопед подсказывает.
Логопед: - только закончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.
На столе лежит шкатулка.
Логопед: Ребята, интересно что в этой шкатулке? (в шкатулке лежат силуэтные изображения времён года гномики, цвет шапочек которых соответствует времени года, зима синий, весна зелёный, лето красный, осень желтый). Педагог невзначай наклоняет шкатулку и из неё вываливаются гномики и рассыпаются.
Логопед: - все гномики перепутались, (выставляет гномиков в хаотичном порядке).
Как же быть дальше? (выставляет цветные карточки символы времён года).
- Давайте вспомним, какой цвет соответствует какому времени года?
(дети называют времена года в соответствии с цветовыми символами).
- А как же быть с гномиками? Ведь они перепутались! Кто или что поможет нам разобраться? Вот это загадка!
- А знаете, я , кажется, придумала! Русским народом издревле придумывались загадки и их отгадывали самые смекалистые, самые смышленые. Послушайте и попробуйте отгадать.

1.Большой подсолнух в небе 2. Бродит одиноко
Цветёт он много лет, Огненное око.
Цветёт зимой и летом, Всюду где бывает -
А семечек все нет. Взглядом согревает.

3. Один костёр весь мир согревает. 4. В синей чаше алый мяч
Он и светил и горяч.
Дети дают ответы на загадки.
Логопед: - Ребята, а как вы думаете, почему именно солнце поможет исправить путаницу?
Дети: - потому, что солнце бывает всегда и зимой, и весной, и летом, и осенью.
Логопед выставляет символ солнца между гномиками месяцами. Вот тут-то солнышко нам поможет, ведь оно одно, мы уже об этом говорили.
Логопед перекладывает символ солнца на синюю карточку. Из шкатулки на ковёр раскладываются картинки.
Логопед: - посмотрите, солнышко сейчас указывает, что сейчас зима. Давайте подберём те картинки, которые подходят к этому времени года.
Дети подбирают картинки и отвечают на вопросы логопеда.
- зачем нужны варежки?
- почему может быть холодно?
- почему ты взял картинку снежинки?
- почему лыжи, санки?
сте с логопедом называют времена года и перечисляют присущие ему месяцы.
Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия " Времена года"

Конспект открытого занятия для старшей группы по экологии...

Конспект интегрированного занятия "Времена года"

Знакомство с композитором А.Вивальди....

Логопедическое занятие Времена года

Сегодня мы вспомним времена года и выясним куда идет время. Назовем все месяцы по порядку и по временам года. Разберемся сколько недель в месяце и дней в неделе. Узнаем хитрость, как всегда легко узна...

Презентация к логопедическому занятию "Время года - весна"

Презентация к логопедическому занятию для детей с СНР, III ур речевого развития...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ВОСПИТАННИКАМИ С ОВЗ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ: «ВРЕМЕНА ГОДА»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО  ЗАНЯТИЯ С ВОСПИТАННИКАМИ С ОВЗ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ: «ВРЕМЕНА ГОДА» Цель – закреплять знания детей о временах года, их признаках; сист...