Как развивается ваш малыш .Раннее речевое развитие ребенка.
презентация к уроку по логопедии (младшая группа)
Материал содержит нормы речевого развития и практические советы логопеда по формированию речи малыша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Раннее речевое развитие ребенка от 0-3 лет | 2.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель расширить знания и представления родителей о речевом развитии детей от 0-3 лет.
Для чего мы собрались? 1 . Речевое развитие ребенка.
Основные периоды развития ребенка от 0-3 лет младенчество (от рождения до 12 месяцев )- «доречевая стадия развития ребенка» преддошкольное детство (от 12 до 36 месяцев )- «начальный этап речевой стадии развития коммуникации»
Д оречевая стадия развития ребенка ( 0-12 мес ) I этап развития речи –это рефлекторный крик младенца Крик и плач –первичные голосовые реакции ( безусловный рефлекс) К голосовым реакциям новорожденного также относят кашель, чиханье, звуки при сосании, зевании. Р ебенок кричит громко с первой минуты жизни, его дыхание характеризуется коротким вдохом и удлиненным выдохом. Тренировка отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного. Временами новорожденный издает отдельные рефлекторные звуки средние между «а», «э» 1 месяц 4 - 5 недель - реакции сосредоточения 5- 6 недель - реакция ротового внимания с 8 недель – настоящая улыбка к 9-12 неделям - появляется смех Начиная с 6-8 недели в ответ на попытку взрослого вступить в контакт малыш произносит отдельные гортанные звуки с пусканием пузырей, кряхтением – гуканье (начальное гуление )-истинное (певучее гуление2-3 мес ) Ко 2-3 месяцу - Интонации крика. Первый социальный навык ребенка- навык общения. Основной коммуникативный мотив -это мотив просьбы. Коммуникативная интенция
Доречевая стадия развития ребенка ( 0-12 мес ) II этап развития речи – этап гуления (певучее гуление ) 2—3месяц Звуковые комплексы из расчлененных, но еще недостаточно четких звуков- «агу», « агы », распевное произнесение гласных звуков а, у, и, о . Г олосовые реакции становятся более дифференцированными- гуление совершенствуется и обогащается его звуковой состав «мам, ам тль , пль » Интонационно окрашенный смех . 3-4 месяц активное гуление , (отличающегося от предыдущего этапа большим разнообразием звуков, интонаций), появление губных звуков с гласными («ба», «па»). Данный период является начальным этапом перехода от гуления к лепету. На основе зрительного и слухового сосредоточения возникает и закрепляется мимико-соматический « комплекс оживления» (1 мес ) у ребенка формируются: 1. С осредоточение на лице говорящего. 2. С пецифические слуховые реакции на все внешние раздражители : -прислушивается к голосу взрослого -узнает знакомые голоса , обращение к себе и « отвечает» на него сочетанием улыбки -адекватно реагирует на интонацию ( отличает ласковую от сердитой) -слушает говорящего и реагирует на прекращение разговора с ним -наблюдает за звучащим предметом или игрушкой. -с помощью крика, который становится интонационно-выразительным, ребенок выражает свой протест или неудовольствие.
Доречевая стадия развития ребенка ( 0-12 мес ) III этап развития речи– лепет с 6 месяцев 4-5 месяцев Речь - Характеризуется как начало лепета – произносит хорошо различимые отдельные слоги «ба», « ма », «па» и др . Понимание - Различает голоса близких, реагирует на свое имя . Начинает понимать просьбы «Дай ручку», «Иди ко мне» 6-7месяцев Речь - Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги « лепетные цепочки» « Ма-ма-ма , па-па-па» Понимание -На вопрос «Где?» ищет и находит взглядом в: 7 месяцев - 1 предмет ; 8 месяцев - несколько предметов 2-3 , находящихся на постоянных местах По слову взрослого выполняет разученные ранее действия без показа, например «Ладушки», «Дай ручку» и др . 7-8 месяцев Лепет обогащается новыми звуками, интонациями, перерастает в длинные ряды слогов, характерен активный лепет . Ребенок эхолалично повторяет за взрослым новые слоги, которые сам ранее не произносил, хорошо копирует интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз, приветствий, с удовольствием произносит различные восклицания и междометия, сопровождая их выразительной мимикой и жестами 9-10 мес -Произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов ( мама, папа ). Лепет становится постоянным ответом на голосовое обращение взрослого и сопровождает различные действия с предметами и игрушками. Демонстрирует понимание обращенной речи: -воспринимает некоторые простые словесные инструкции и отвечает на них действием ( по просьбе «дай» - находит знакомый ему предмет и дает его ) -прижимается щекой к матери на просьбу «поцелуй маму», - поднимают голову и глаза к лампе на вопрос «где огонек?», - ищут спрятанную у них на глазах игрушку, - при слове «нельзя» перестают тянуться к какому-либо предмету, или прекращают тянуть его в рот. Сначала малыш начинает различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия.
Доречевая стадия развития ребенка ( 0-12 мес ) 11-12 месяцев Речь- Слоги, входящие в лепет становятся составными частями слов : ма-ма-ма – «мама» - лепетные слова Произнесит облегченные слова ав-ав , би-би , ля-ля, ам-ам П ростые двусложные слова «мама», «папа», «баба», «дядя » Новый интерес – рассматривание книг с картинками. Вырабатывается речевая реакция при виде определенного предмета- для обозначения использует звуковые сочетания (например : машина «би-би») Чаще обращает внимание на лицо говорящего, начинает кивать головой в знак утверждения и качать ею в знак отрицания- «нет», «да», «спасибо»- кивок головой ( ж естовая речь) К 1 году- с ловарь 8-10 слов (баба, киса, му , бэ и др.), которые имеют конкретное значение, иногда даже словосочетания возрастные рамки условны Понимаемая речь Проявляет первые обобщения в понимаемой речи :по просьбе взрослого находит в группе и дает несколько одинаковых игрушек, отличающихся только внешними признаками «Дай мяч, дай еще мяч…» Понимает без показа названия нескольких предметов, действий, имен Понимает и выполняет 5-10 простых инструкций: «принеси то-то», «найди», «закрой дверь», «дай чашку» и др. П онимает слово «нельзя», прекращает запрещенные действия П о слову выполняет разученные действия П одготовка речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно идет активный процесс развития понимания речи , формируется импрессивная речь.
Признаки нарушения раннего развития Задержка гуления , его неинтонированность , запаздывание фазы лепета , необращенность ребенка к взрослому, позднее появление первых слов и медленное накопление словаря – все это может быть признаком неврологической симптоматики, и конечно же необходимостью консультации у специалиста !
Рекомендации по развитию речи Очень важно разговаривать с ребенком с первых дней жизни, не только маме , но и всем членам семьи. Это позволит ребенку слышать разные интонации и тембры голоса. Важно комментировать все, что вы делаете Э тап гуления продлится примерно до полугода . Наберитесь терпения , потому, что ребенку нужно научиться пользоваться большим количеством мышц, чтобы издавать именно те звуки , которые он хочет. Ребенок не может реагировать мгновенно как взрослый, дайте ему время , чтобы он сообразил что нужно ответить и что нужно ответить Р ебенок должен видеть вашу артикуляцию Ребенка не нужно переутомлять ! Хвалит е малыша ! Не один записанный голос или песня не заменят живого человеческого голоса, пойте Малыш очень любит человеческое пение , и предпочитает эти звуки другим Соска –пустышка может тормозить речевое развитие, это связано с тем, что ребенок только учится пользоваться мышцами , задействованными в речи В ажно реагировать не только на крик , но и на гуление ребенка Если вы будете реагировать только на крик, то ребенок быстро поймет , что это наиболее действенный способ общения с мамой. С тарайтесь больше разговаривать со своим малышом, покажите , что вы его и слышите и слушаете
Рекомендации по развитию речи П ассивный словарный запас -существительные (знакомые малышу предметы) -глаголы ( действия) «Дай мне мяч » , «дай » и «покажи », «дай» -«возьми», игра «Лови –кидай» (с мячом). - жесты . - прилагательные (размер , форма, цвет) Н ужно время и терпение. Вспомнить-найти -показать. Не забывайте хвалить малыша П роговаривайте названия всех игрушек и тех действий В ажно чтобы ребенок понимал речь взрослого человека, чтобы самому начать говорить!
Шкала KID для оценки развития детей от 2 до 16 месяцев: 252 вопроса, распределенных на 5 областей: Когнитивная (память, рисование, понимание, ориентация в пространстве) Движения (мелкая и общая моторика) Язык (понимание речи, способность говорить) Самообслуживание Социальная (игра, общение с близкими, проявление эмоций и чувств). Шкала RCDI – 2000 от 1 года 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев: 216 вопросов, распределенных по 6 областям: Нарушения двигательных способностей и активности, ограничение объема и силы движений, их темпа, характера или координации (ползание, ходьба, моторика и т.д.). Наличие непроизвольных движений. Нарушения коммуникативных навыков (понимание чужой речи, способность говорить, строить фразы). Нарушения социально-эмоциональной сферы (игра, общение с близкими и чужими людьми, взаимодействие со сверстниками, проявление эмоций и чувств). Когнитивные нарушения (память, рисование, письмо, чтение, понимание, ориентация в пространстве и во времени). Отсутствие элементарных навыков самообслуживания, которые типичны для детей соответствующего возраста (к примеру, умение одеваться, раздеваться, умываться, ухаживать за собой, ходить в туалет или на горшок, самостоятельно принимать пищу).
Оценка коммуникативного и речевого развития ребенка Макартуровский опросник. Русская версия. «The MacArthur Communicative Development Inventory» (MacArthur CDI) «Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и жесты» (от 8 мес. до 1 года и 5 мес.) первые признаки понимания, понимание фраз, звукоподражания, говорение слов (существительные, глаголы, прилагательные , местоимения и др.). «Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и предложения» (от 1 года 6 мес. до 3 лет) использование жестов как коммуникации и действий как с предметами , так и подражания родителям, имитационных действий ( с игрушками или предметами), использованием предметов понарошку.
Детям развиваться , а родителям как можно раньше распознать и преодолеть возникающие трудности! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раннее речевое развитие ребенка
Впервые в жизни ваш ребенок выразился «внятно», соединив два слова в коротенькое предложение. Не за горой перемены: скоро он обрушит на вас целый поток разнообразных высказываний и, наконец, станет по...
Консультация для родителей "Раннее речевое развитие ребенка – норма и нарушения"
Данный материал адресован родителям детей раннего дошкольного возраста, поможет им вовремя заметить нарушения речевого развития мылышей с самого их рождения....
Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие ребенка
Информация для стенда логопеда в 1 и 2 младших группах...
Рекомендации логопеда родителям малышей (раннее речевое развитие)
Как нужно играть с ребенком, что бы развивались фонематические процессы и активная речь....
Раннее речевое развитие ребенка
Для чего человеку уметь красиво говорить? Важно ли хорошо владеть речью? Конечно! Без этого не возможно стать хорошим адвокатом или преподавателем, успешно сдать экзамен, пройт...
Родительское собрание. Мастер-класс для родителей: «Играем, развивая» - роль игры в речевом развитии ребенка»
Цель:- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье, повышение педагогической культуры родителей.Задачи:- Познакомить родителей с задачами речевого развития детей старшего дошкольного в...
консультация для родителей "Влияние речевого окружения на раннее речевое развитие ребенка"
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка. Влияние речевой среды на развитие речи может быть положительным, если ребенок окружен людьми, владеющими культурой ...