Методическая разработка «Формирование грамматического строя речи у дошкольников» (семинар для воспитателей)
методическая разработка по логопедии
Методическая разработка
«Формирование грамматического строя речи у дошкольников» (семинар для воспитателей)
Подготовила: учителя-логопеды Граник Н.А.
I
Грамматика, по словам К.Д.Ушинского, - это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих.
Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях. Во-первых, он обозначает грамматический строй языка, а во-вторых, - науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении.
Методика развития речи предполагает усвоение детьми именно грамматического строя языка.
Грамматический строй языка – система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса.
Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, а также грамматические значения в пределах слова.
Словообразование изучает образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано.
Синтаксис изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.
Таким образом, грамматический строй речи - это умение словоизменять и словообразовывать слова. Т. е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 77.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для воспитателей
«Формирование грамматического строя речи у дошкольников».
Подготовили: учителя-логопеды Граник Н.А., Евдокимова И.В.
I
Грамматика, по словам К.Д.Ушинского, - это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих.
Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях. Во-первых, он обозначает грамматический строй языка, а во-вторых, - науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении.
Методика развития речи предполагает усвоение детьми именно грамматического строя языка.
Грамматический строй языка – система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса.
Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, а также грамматические значения в пределах слова.
Словообразование изучает образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано.
Синтаксис изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.
Таким образом, грамматический строй речи - это умение словоизменять и словообразовывать слова. Т. е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами.
II
ОСОБЕННОСТИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Процесс усвоения ребёнком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл Иван Петрович Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа. В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи. У ребёнка вырабатывается определённый динамический стереотип при изменении имён существительных, прилагательных и других грамматических форм. Ребёнок усваивает, что для выражения тех или иных мыслей требуется употребление определённых грамматических форм. Выработка динамического стереотипа облегчается большой его устойчивостью. Если ребёнок усвоил падежные окончания, то безошибочно употребляет их.
Однако на протяжении всего дошкольного возраста наблюдается несовершенство как морфологической, так и синтаксической стороны речи. Лишь к восьми годам можно говорить о полном усвоении ребёнком грамматического строя языка.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ УСВОЕНИЯ грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом Александром Николаевичем Гвоздевым. В его исследовании содержится огромный фактический материал длительных наблюдений за процессом морфологического и синтаксического оформления детской речи, позволяющий проследить процесс формирования грамматического строя.
А.Н. Гвоздев наметил ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ в формировании грамматического строя русского языка:
- ПЕРВЫЙ ПЕРИОД – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. 3 мес. До 1 г. 10 мес.):
Предлог опускается: «Положи мяч стол.»
- ВТОРОЙ ПЕРИОД – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1г.10 мес. До 3 лет).
Важным показателем правильной речи ребёнка является умение использовать предлоги, верно согласовывать существительные с прилагательными и числительными. К 3 – 4 годам дети в основном правильно употребляют в самостоятельной речи все простые предлоги, свободно пользуются ими в своих высказываниях.
- ТРЕТИЙ ПЕРИОД – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет).
Своевременное формирование грамматического строя ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности.
III
ЗНАЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЯЗЫКА.
- Освоение грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для ребёнка средством общения со взрослыми и сверстниками.
- Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребёнка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи – одного из ведущих видов речевой деятельности. Любой тип монолога требует владения приемами логической связи всех видов простых и сложных предложений.
- Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребёнка. Осваивая грамматический строй, он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Грамматический строй – это зеркало интеллектуального развития ребенка.
- Развитие грамматического строя речи – залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы.
- Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребёнка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. Ребёнок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он не скован в общении со сверстниками, нестеснителен, небоязлив в речевых высказываниях, в выражении своих собственных мыслей, чувств, настроений; он безболезненно входит в школьный коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности.
В норме грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. При этом важную роль играют благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, наличие активной речевой практики, состояния нервной системы ребенка.
В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с её категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи. В дошкольном возрасте у ребёнка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно.
Но в речи детей часто встречаются аграмматизмы, т. е. ошибки и трудности в овладении грамматическими формами речи.
IV
ТРУДНОСТИ В УСВОЕНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ И ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В РЕЧИ ДЕТЕЙ.
Трудности и постепенность усвоения грамматического строя объясняются несколькими причинами: особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, особенно морфологии.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ в речи детей:
- морфологические;
- синтаксические;
- ошибки в словообразовании.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ:
1. Неправильные окончания имён существительных:
а) родительный падеж, мн. число:
с окончанием –ей – карандашов, ежов, дверёв, этажов;
с нулевым окончанием – ночёв, девочков, куклов, книгов, пуговицев;
б) родительный падеж, ед. число: у кукле, у сестре, у маме, без ложке;
в) дательный падеж – Пети, Свети, Мити;
г) винительный падеж одушевлённых и неодушевлённых имён существительных – папа подарил мне слонёночек; Серёжа поймал сом;
д) творительный падеж – мою руки вводом; мальчики ловят рыбу удочком; мама моет пол швабром;
е) предложный падеж – в лесе, в саде, в глазе, в носе.
2. Склонение несклоняемых существительных - на пальте, не пианине, кофий, в кине, в метре.
3. Образование мн. числа существительных, обозначающих детёнышей животных - ягнёнки, жеребёнки, котёнки, свинёнки.
4. Изменение рода существительных - большой яблок, мой полотенец, колёсик, помидора, платья, лун.
5. Образование глагольных форм:
а) повелительное наклонение – искай (ищи), спей (спой), скакай (скачи), ехай (езжай), склади (сложи);
б) изменение основы глагола – искать – искаю (ищу), плакать – плакаю (плачу), мочь – можу (могу);
в) спряжение глаголов – хотеть – хотишь, спать – сплют (спят), давать – дадишь (дашь).
6. Неправильная форма причастий – сломатая, разорватая, сошитая.
7. Образование сравнительной степени прилагательного – ярчее, хужее, плохее, чистее, голубее, сладкее.
8. Окончания местоимений в косвенных падежах – у мене болят уши; в этим кармане; у тебе новая платья.
9. Склонение числительных – двое домов; с двумями.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ:
1. Синтаксические ошибки наблюдаются в нарушении порядка слов в предложении:
- на первое место ставится наиболее важное для ребёнка слово: «Куклу мама купила»;
- вопросительное предложение начинается с того, что для ребёнка важнее: «Заплакала Маша почему?»;
- дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос «почему?» отвечают: «Почему что …»
2. Иногда неправильно оформляется союзная связь:
- опускается союз или часть союза: «Вот ещё лопнул шар у дяди, потому … нажал сильно»;
- один союз заменяется другим «Как мы пришли домой, мы играли с мячом»; «Я надел тёплую шубу, почему что на улице холодно»;
- союз ставится не на том месте, где обычно употребляется: «Мы шли, вот, когда от тёти Тамары, смотрим – салют».
ОШИБКИ в СЛОВООБРАЗОВАНИИ:
- часть какого-нибудь слова используется как целое слово: «прыг»;
- к корню одного слова прибавляется окончание другого: «пургинки», «помогание», «страшности»;
- одно слово составляется из двух: «ворунишка», «бананас».
V
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ по ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ речи у детей дошкольного возраста.
Рассматриваются в трёх направлениях:
1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).
2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.
3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.
Эти задачи реализуются в комплексе, во взаимосвязи и взаимодействии с решением других речевых задач. Системой словоизменения овладевают в младшем и среднем возрасте, системой словообразования – начиная со средней группы. В средних и старших группах процесс формирования словообразовательных умений характеризуется интенсивностью, творчеством. В подготовительной к школе группе начинает складываться знание норм словообразования.
В усвоении грамматических средств и способов языка выделяют несколько этапов:
- вначале перед детьми ставится задача понимать смысл сказанного (ориентируясь на окончание существительного, различать, где один предмет, а где много);
- далее – использовать то или другое грамматическое средство в своей речи, говорить так, как говорят другие, заимствовать грамматическую форму из речи окружающих;
- более сложная задача – самостоятельно образовывать формы нового слова по аналогии со знакомым (жеребята, медвежата по аналогии со словоформой – котята);
- и, наконец, более трудная задача – оценивать грамматическую правильность своей и чужой речи, определять, можно или нельзя так сказать.
Понятно, что дошкольники не могут овладеть всеми тонкостями сложнейшей грамматики русского языка сразу и при изучении грамматических тем, разумеется, не требуется, чтобы дети знали грамматическую теорию. Нужно, чтобы они улавливали некоторые общие закономерности в строе услышанных фраз.
Однако личный опыт у детей неодинаков, и это приводит к широкому многообразию индивидуальных особенностей речевого развития. В каждой возрастной группе есть дети, имеющие очень высокий уровень владения родным языком, и рядом же находятся их сверстники, отстающие от товарищей в речевом развитии. Поэтому работа по грамматике в детском саду должна строиться так, чтобы предоставлять каждому ребенку возможность решать посильные речевые задачи.
VI
На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ по формированию грамматического строя речи усложняется.
Рассмотрим подробнее формирование грамматического строя речи из «Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой»:
Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)
- Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами;
- Учить употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам;
- Учить использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).
- Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2–4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).
Младшая группа (от 3 до 4 лет)
- Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;
- употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).
- Помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята);
- форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив).
- Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
- Помогать получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств;
- составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
- Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи;
- образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат);
- правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).
- Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).
- Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.
- Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
- Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.
- Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).
- Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал).
- Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
-Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.
- Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
- Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
- Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
- Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.)
VII
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ грамматически правильной речи:
- создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых
Создание благоприятной речевой среды – одно из условий грамотной речи детей. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу своей подражательности ребенок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом.
В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной речи педагога. Поэтому забота о совершенствовании своей речи может рассматриваться как профессиональная обязанность.
- специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок
На занятиях по родному языку дети усваивают те грамматические формы, которые невозможно усвоить в повседневном общении. В основном это самые трудные, нетипичные формы изменения слов: образование повелительного наклонения глагола (езжай, ляг, беги, ищи, рисуй), изменение существительного в родительном падеже множественного числа (сапог, этажей, медведей), употребление разноспрягаемого глагола хотеть и др.
На занятиях дети учатся изменять слова (морфологии), строить предложения (синтаксису) и образовывать формы слов (словообразованию). Эти задачи реализуются в комплексе, во взаимосвязи с решением других задач в процессе словарной работы и обучения связной речи.
- формирование грамматических навыков в практике речевого общения;
Повседневная жизнь дает возможность незаметно, в естественной обстановке упражнять детей в употреблении нужных грамматических форм, фиксировать типичные ошибки, давать образец правильной речи. Во время сборов на прогулку, организации дежурства по столовой, во время умывания и др., воспитатель незаметно для детей упражняет их в употреблении глаголов, существительных в разных формах, в согласовании существительных с прилагательными и числительными и т.п.
- исправление грамматических ошибок
- Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно.
- Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.
- Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно, дать образец правильной речи и предложить повторить его.
- Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отсроченное во времени.
С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что воспитатель, исправляя ошибку, по другому формулирует фразу или словосочетание.
Например, ребенок сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков», - «Правильно, вы поставили много чашек», - подтверждает воспитатель.
Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их.
- В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей.
- При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательным и чутким собеседником.
Например, если ребенок чем-то огорчен, он жалуется воспитателю, хочет от него помощи, совета, но допускает речевую ошибку; ребенок играет, он возбужден, что-то говорит и делает ошибки; - ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть. Он вышел на середину комнаты, начал декламировать, но стал допускать грамматические ошибки.
В такие моменты не следует поправлять ребенка. Важно отметить ошибку, чтобы позднее исправить ее в подходящий момент.
VIII
МЕТОДЫ и ПРИЁМЫ формирования грамматически правильной речи.
Для формирования грамматически правильной речи используют различные методы и приёмы.
К МЕТОДАМ относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок.
- Дидактические игры и игры-драматизации проводятся с детьми младшего и среднего возраста.
- Упражнения – преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ.
1) ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ могут проводиться с игрушками, предметами и картинками, а также в форме словесных игр. К каждой дидактической игре чётко определяется программное содержание. Обязательные требования к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль.
ПРИМЕРЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР:
В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ:
- «Что изменилось?» Цель- развитие понимания и формирование правильного употребления предлогов с пространственным значением (в, на, за, около, под).
Вначале детям предлагают усадить куклу за стол, около стола. Затем воспитатель меняет местоположения куклы, а дети отгадывают, что изменилось, употребляя предлоги и изменяя по падежам слово стол.
- «Прятки» Цель- усвоение в речи предлогов и падежей.
К детям пришла кукла Маша. Она хочет поиграть с ними в прятки. «Давайте поиграем, вы будите прятаться, а я искать. Прячьтесь скорее!»
Воспитатель подсказывает детям, куда спрятаться, а Маша отгадывает.
Воспитатель: «Коля, спрячься под стол, а ты, Юра, встань около шкафа. Таня пусть спрячется за ширму, Света- за стул».
Машенька ищет: «Где же Коля? Он под столом, Юра- около шкафа, Таня за ширмой, а Света- за стулом».
Маша: «Теперь я буду прятаться, а вы будете меня искать и гоорить, куда я спряталась».
Маша прячется под стол.
- Где Маша? – Под столом. И т.д.
- «Угадай, чего не стало?» Цель- усвоение формы родительного падежа множественного числа существительных.
Сначала воспитатель уточняет название игрушек, представленных в количестве от двух до пяти: матрешки, пирамидки, кубики. Затем прячет под салфетку одну из групп игрушек, например, кубики и спрашивает: «Чего не стало?». Дети отвечают: «Не стало кубиков».
- «Волшебный мешочек» Цель – употребление в речи формы среднего рода существительных.
Подбираются игрушки: ведро, яйцо, яблоко, колесо,. В ходе игры дети достают игрушки по одной и отвечают на вопросы: что это? Какое яблоко? (красное, круглое, сладкое) и т.д.
- « Что нам заинька принес?» Цель – упражнение в согласовании существительных и прилагательных в роде.
Материал: заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, репка, апельсин.
В гости к детям приходит заяц с мешком. Возникает вопрос. Что же у него в мешке. Зайка достает морковку.
- Что это? ( Морковка). Какая морковка? ( Длинная, красная, вкусная).
- Что это? (Огурец). Какой огурец? (Длинный, зеленый).
Затем зайка достает другие предметы.
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ:
- «Чего (кого) не стало?»
Дидактическая игра проводится на более трудном словесном материале: туфли – туфель, сапоги –сапог, тапочки – тапочек, валенки – валенок, сандалии – сандалий.
Цель – употребление существительных во множественном числе в родительном падеже.
- На столе что? – Чашки, ложки, тарелки (множественное число, именит. падеж, неодушевл.существит.).
- На столе кто? – Утки, собачки, кролики (множ.число, именит.падеж, одушевл.существ.).
- Кого вы видите? – Уток, собачек, кроликов (множ.число, винит.падеж).
- Что вы видите? – Чашки, ложки, тарелки (множ.число, винит.падеж).
Эту же игру можно использовать для усвоения категории винительного падежа.
- Кого не стало? – Уток, собачек, кроликов (множ.число, родит.падеж).
- Чего не стало? – Чашек, ложек, тарелок (множ.число, родит.падеж).
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ:
- Дидактическая игра «Три рейки»
Материал: предметные картинки (чайник, фартук, нож, тарелка, чашка, кастрюля, ведро, блюдце, окно, апельсин, яблоко, груша, яйцо).
Сначала детям дают задание в одну стопку сложить картинки с предметами, про которые можно сказать один, во вторую – про которые можно сказать одна. В третью – про которые говорят одно. Затем они должны разложить картинки на рейки в том же порядке.
- «А что у тебя?» Цель – использовать слова с противоположным значением.
- У меня длинная лента. А у тебя какая?
- У меня маленькая матрешка. А у тебя какая? и т.д.
2) ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ отличаются тем, что в них разыгрываются сценки (мини-спектакли) с игрушками. Вначале режиссёром бывает сам воспитатель, позднее – ребёнок.
ПРИМЕРЫ:
В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ:
- Игра- драматизация «Что делает кукла?» Цель –учить детей изменять глагол по временам, пользоваться повелительным наклонением.
Разыгрываются бытовые сценки: кукла встает, умывается, одевается, завтракает, играет, поет, рисует.
- Что уже сделала кукла? (Нарисовала, позавтракала, умылась).
- А теперь давайте попросим куклу что-нибудь сделать: « Маша, спой пожалуйста! Сядь пожалуйста!».
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ:
- Игра-драматизация «День рождения куклы Кати» Цель- усвоение категории винительного падежа.
Гости дарят кукле подарки.
- Что они подарили Кате?
- Миша подарил мяч, Коля – маленького утеночка, другие дети подарили ей плюшевого мишку и резинового слоника.
3) СЛОВЕСНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
ПРИМЕРЫ:
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ:
Для обучения согласованию существительных с прилагательными в роде можно использовать словесные упражнения:
- Большой мальчик. А как можно сказать про девочку? Какая она?
- Белый снег. А как можно сказать про полотенце? Какое оно?
- Как можно сказать про бумагу? Какая она?
- Трава зеленая. А как можно сказать про дерево? Какое оно?
Более сложное задание – подбор к прилагательному существительного в определенной грамматической форме.
- Красный бант, красный цветок. Про что еще можно сказать красный?
- Голубое небо. Про что еще можно сказать голубое?
- Синяя чашка. Про что еще можно сказать синяя?
Для усвоения родовой принадлежности, развития ориентировки на окончания слов при согласовании существительных с прилагательными в роде и числе проводятся упражнения такого типа:
- Рассматриваются овощи или фрукты, лежащие на подносе:
- Что это? (Груша). Какая она7 (Желтая, сладкая, сочная, вкусная, продолговатая).
- Что это? (Яблоко). Какое оно? (Красное, большое, круглое, сладкое, вкусное).
- Что это? (Лимон). Какой он? (Желтый, кислый, овальный).
Учить детей правильно использовать несклоняемые существительные можно, рассматривая картинки из альбома О.И.Соловьевой «Говори правильно»:
- Что это? Какого цвета пальто? Кто одевает пальто? Куда девочка вешает пальто? Какое пальто у тебя? и т.п.
- «Мишка, сделай!» Цель - детей учат употреблять глаголы повелительного наклонения: ляг, скачи, положи, рисуй, ищи.
В гости к детям приходит медвежонок, он умеет выполнять просьбы, только надо его правильно попросить: «мишка, ляг, пожалуйста, на бочок!».
Мишка ложиться лишь в том случае, если слово сказано грамматически правильно.
- Упражнение «Что вы хотите делать?». Цель – упражнение в использовании разноспрягаемого глагола хотеть.
На вопрос воспитателя «Что вы хотите делать?», дети отвечают: «Мы хотим петь, играть, плясать».
На вопрос «Что ты хочешь делать?», ребенок отвечает «Я хочу рисовать».
Для употребления этого глагола создаются специальные ситуации на занятиях («Вы хотите послушать сказку? Вы хотите посмотреть как мишка делает гимнастику?», в бытовой деятельности («Вы хотите помочь мне разложить карандаши? Вы хотите помочь мне покормить рыбок?»), в повседневном общении («Таня, не хочешь ли ты показать свой рисунок маме? Сережа, как ты думаешь, Оля хочет с тобой играть?»).
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
- Игра «Опиши картинку»
Материал для игры: предметные картинки (дерево, яблоко, груша, лимон, платье, шапка, фартук, полотенце, рубашка, ведро, кастрюля, чайник, окно, дверь, дом, колесо, велосипед).
Картинки разложены на столе изображением вниз. Ребенок выбирает одну картинку и называет изображенный на ней предмет. Например, яблоко. Воспитатель спрашивает: «Какое оно?». Дети отвечают: «Большое, спелое, круглое, розовое, сладкое».
Во второй части игры можно предложить детям отгадать несколько загадок:
- Шерстяное, теплое, красивое, удобное. Что это?
- Желтая, вкусная сочная, спелая. Что это?
- Большое, спелое, круглое, сладкое. Что это?
- Словесное упражнение «Чего нет у Тани?»
- Стала Таня на прогулку собираться. Какие вещи одевают, когда идут на прогулку? (Пальто, туфли, сапоги, колготки, гольфы, носки , рейтузы, брюки, куртку, свитер).
- А Таня приготовила только шарф. Чего ей не хватает? (Носков, гольфов, рейтуз, туфель, пальто…)
- Игра «Один и много».
- У меня один носок. А у тебя? – У меня много носков.
- У меня один сапог. А у тебя? – У меня много сапог и т.д.
Игры и упражнения на употребление глаголов и причастий.
Упражнение «Кто, что умеет делать».
Собака – лает, сторожит (дом), рычит, бегает, грызет (кости).
Кошка – мяукает, мурлыкает, царапается, играет, ловит мышей, лакает молоко.
- Игра «Кто больше назовет действий».
- Что можно делать с мячом?
- Что можно делать с водой?
- Что можно делать с цветами?
- Словесное упражнение «Где что можно делать».
- Что можно делать в лесу?
- Что можно делать на реке?
- Что можно делать в огороде?
- Словесное упражнение «Расскажи какой?»
Мальчик читает. Какой мальчик? (читающий).
Девочка прыгает. Какая девочка? (прыгающая).
Дерево цветет. Какое дерево? (цветущее).
4) Рассматривание картин, в основном сюжетных, используется для формирования умения строить простые и сложные предложения.
ПРИМЕРЫ:
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ:
Для усвоения категории среднего рода проводится рассматривание предметных картинок и игрушек.
Воспитатель спрашивает: «Что это? Ведро какое?» или «Что это? Дерево какое?».
5) Пересказ коротких рассказов и сказок – ценное средство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении речи. Занятия по обучению детей пересказыванию обогащают язык, развивают последовательность и логичность мышления и речи.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ разнообразны, они определяются содержанием занятия, степенью новизны материала, речевыми особенностями детей, их возрастом.
Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.
Образец правильной речи педагога играет важную роль на первоначальных этапах обучения. Детям предлагают поучиться правильно говорить слова, запомнить их:
- ехать – приезжай, махать – маши, искать – ищи;
- снять (что?) – пальто, но раздеть (кого?) – куклу;
- надеть (что?) – шапку, но одеть (кого?) – мальчика.
Объяснение, как следует употреблять трудные формы.
Например: все слова изменяются, но есть такие, как пальто, кино, кофе, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются, поэтому надо говорить: одно пальто, на вешалке много пальто, на пальто меховой воротник. Эти слова надо запомнить.
Сравнение двух грамматических форм (чулок – носок; карандашей – апельсинов – груш; столов – окон). Для прочного запоминания трудной формы применяется многократное повторение ее детьми вслед за педагогом, вместе с ним, хором и по одному.
Используются и такие приемы, как создание проблемных ситуаций; подсказ нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок; напоминание о том, как сказать правильно, и др.
IX
ИТОГ:
Своевременное умственное воспитание + речевое воспитание + правильное сочетание различных форм работы = успешное формирование грамматической стороны речи у детей.
X
ЛИТЕРАТУРА:
1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения языку дошкольников. М., «Академия», 1997 г.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. Книга для воспитателей детского сада. М., Мозаика-Синтез, 1999 г.
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., «Просвещение», 1981 г.
4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. Издательство ДЕТСТВО – ПРЕСС, Сфера, М., 2007 г.
5. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М., «Академия», 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Формирование грамматического строяречи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО СОЗДАНИЮ КОМПЛЕКСА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Основные задачи речевого развития детей – это: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие умения выражать свои мысли, чувства, впечатления. Ребенок овладева...
Методическая разработка "Обследование грамматического строя речи у детей с ОВЗ с ТНР 4-5 лет"
Материал разработан с целью получения наиболее точных данных уровня сформированности грамматического строя речи у детей с ТНР...
Методическая разработка: "Обследование грамматического строя речи у детей с ОВЗ, ТНР
Среди детей имеющих ТНР посещающих речевую группу детского сада все чаще встречаются дети, у которых недостаточная сформированность грамматического строя речи накладывает свой отпечаток на речь. Обсле...
Методическая разработка по формированию грамматического строя речи у дошкольников.
Грамматический строй речи - это умение словоизменять и словообразовывать слова, т. е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлог...
«Дидактические игры как средство формирования лексико – грамматического строя речи у дошкольников». Семинар – практикум для воспитателей.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...
Методическая разработка "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"
Освоение грамматического строя языка имеет большое значение, т.к. только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со вз...