О важности развития номинативного словаря у дошкольников с ОНР
консультация по логопедии (старшая группа)
Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок рос здоровым и успешным. Нередко будущий успех ребенка начинает закладываться еще первые годы обучения в школе, когда идет формирование базовых образовательных навыков: чтения и письма. Однако, чтобы ребенку была доступна школьная программа и у него не возникало трудностей при общении с учителями и одноклассниками – у него к моменту поступления в начальную школу должен быть достаточно хорошо развит номинативный словарь, так как именно он играет важную роль при овладении ребенком письмом и чтением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 459.85 КБ |
Предварительный просмотр:
«О важности развития номинативного словаря у дошкольников с ОНР»
Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок рос здоровым и успешным. Нередко будущий успех ребенка начинает закладываться еще первые годы обучения в школе, когда идет формирование базовых образовательных навыков: чтения и письма. Однако, чтобы ребенку была доступна школьная программа и у него не возникало трудностей при общении с учителями и одноклассниками – у него к моменту поступления в начальную школу должен быть достаточно хорошо развит номинативный словарь, так как именно он играет важную роль при овладении ребенком письмом и чтением.
Номинативный словарь – словарь, служащий для называния и обозначения предметов, явлений, качеств, действий.
К сожалению, среди детей дошкольного возраста довольно часто встречаются дети с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи – это форма речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам речи.
Именно при общем недоразвитии речи страдает активный словарь ребенка, помимо него также могут быть нарушены звукопроизношение и грамматический строи речи. Данные психолого-педагогических исследования показывают, что более 85% детей в начале обучения в школе сталкиваются с различными трудностями, из которых не менее 60% связаны именно с недостаточным речевым развитием данных детей. Бедность словарного запаса и аграмматичность речи влекут за собой проблемы с обучением в школе и развитие характерных осложнений (дисграфия, аграфия, алексия). Недостаточно развитый словарь не редко становиться проблемой не только для ребенка, но и для его родителей.
В норме в дошкольном возрасте наблюдается быстрое обогащение словаря ребенка. В норме к пяти годам количество слов в словаре дошкольника должно доходить двух тысяч, а в шесть или семь лет – до 3000 – 4000 слов. Однако, при общем недоразвитии речи у детей наблюдается значительное отставание в росте активного и даже пассивного словаря. Особенно страдает номинативный словарь, который является основой речи любого человека, так как его основная функция дать названия предметам и явлениям, окружающим человека. Таким образом, ребенок с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте может испытывать значительные трудности при назывании:
- частей предметов и объектов (крыша, окна, стены, колёса, сидения, мотор);
- глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, лижет, грызет, жует – все выражается словом «ест»);
- антонимов (глубокий – мелкий, густой – жидкий, длинный – короткий);
- синонимов (влажный – мокрый - сырой);
- относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный, яблочный, малиновый);
- наречий (быстро, медленно, высоко, долго, быстро).
Регулярные занятия с логопедом помогут дошкольнику справиться с общим недоразвитием речи, пополнить номинативный словарь и подготовиться к началу школьного этапа обучений. Однако, роль родителей в формировании словаря ребенка также очень важна.
Особое влияние на преодоление проблемы оказывает совместная речевая деятельность родителей и детей, организовать которую может самостоятельно каждый родитель. Далее представлены примеры различных речевых игр, в которые могут играть родители вместе с детьми.
- «Скажи наоборот»: ребенок подбирает антоним к заданному слову или словосочетанию. Например, «весёлый мальчик – грустный мальчик; громкая музыка – тихая музыка».
- «Скажи по-другому»: ребенок подбирает синоним к заданному слову или словосочетанию. Например, «красная роза – алая роза; храбрый солдат – отважный солдат, смелый солдат».
- «Назови пять…»: например, ребёнок должен назвать пять видов деревьев, которые он знает или пять предметов одежды.
- «Слово-ассоциация»: взрослый называет слово (например, мёд); ребенок в свою очередь должен назвать то, что он представляет себе, когда слышит это слово. Например, «мёд – пчелы – цветы – лето – каникулы».
- «Какое что бывает?» взрослый спрашивает у ребенка «Что бывает высоким?» (дерево, гора), можно предложить сравнение: «Что выше: гора или человек?».
Кроме предложенных игр, родителям следует больше разговаривать с ребенком, рассказывать или читать ему художественную литературу (сказки). Можно организовать с ребенком пересказ по ролям уже знакомых ему сказок. При пересказах или составлении рассказов нужно активно включать в речь наречия, синонимы, антонимы. Также рекомендуется посещать с ребенком различные спектакли, выставки. Полезно будет задавать дошкольнику различные вопросы об окружающем мире и самим рассказывать ему о нем; рассматривать с ребенком сюжетные картинки; отвечать ребенку на все его «почему?» и «зачем?».
Таким образом, работа по формированию номинативного словаря у старших дошкольников должна быть комплексной и проводиться совместно воспитателями, учителями-логопедами и родителями при условии их тесного сотрудничества. Только там можно будет помочь дошкольникам с общим недоразвитием речи и прийти к позитивным результатам.
учитель-логопед Маркова И.О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/04/picture-66670-1349358943.jpg)
Статья по теме: развитие активного словаря у дошкольников .
Принцип логопедической работы по обогащать активного словаря....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/12/picture-219826-1363075639.jpg)
"Использование различных видов дидактических игр в развитии активного словаря старших дошкольников с ОНР"
Дидактическая игра является важнейшим средством развития и обогащения активного словаря детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/13/picture-619882-1428915848.jpg)
Собственная методическая разработка "Актуальность развития предикативного словаря у дошкольников с ОВЗ"
Презентация о важности развития глагольного словаря в дошкольном возрасте для формирования вербально-логоического мышления....
О важности развития мелкой моторики у дошкольников
Представленный материал разработан как вариант письменной консультации для родителей дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/01/picture-79017-1714547393.jpg)
Игры для развития номинативного словаря.
Номинация (наименование, называние) - это процесс соотнесения образа предмета с соответствующим ему словом-наименованием. Называние начинает формироваться на самых ранних этапах речевого развития Р. и...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/27/picture-1087301-1677513618.jpg)
ВАЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
ВАЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/07/picture-1488151-1699343153.jpg)
О важности дидактических игр в развития номинативного словаря, а также речевого внимания и памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи
Согласно статистике, среди дошкольников старшего возраста с каждым годом все больше встречаются дети данной категории. Это проблема как для самих детей, так и для их родителей. Наличие у ребенка ОНР п...