Консультация "Особенности методики развития мимики у детей с ЗПР"
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Эмоциональное развитие в раннем возрасте – основа психического развития и реализованности в основных сферах жизни для маленького ребёнка. У детей с задержкой психического развития особенно заметна значимость этой связи, так как из-за недоразвитости эмоциональной сферы они не способны оценить свои поступки, проанализировать поведение, выявить последствия действий. Они легко внушаемы и стремятся подражать, при этом не понимая сути происходящего. Дополнительно страдает внимание, а из-за этого речь и способность к обучению. Соответствующим образом организованная педагогом работа по развитию мимики детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.18 КБ |
![]() | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Колокольчик»
Консультация
«Особенности методики развития мимики у детей с ЗПР»
Разработала: учитель - логопед
Фещенко Т.Г.,
высшая квалификационная категория
Алтайский край
Каменский район
г. Камень - на - Оби
2024 г.
ВВЕДЕНИЕ
2 слайд. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить.
С каждым годом становится все больше детей с нарушениями психо-эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются, например, в устойчиво негативном поведении.
Статистика показывает, что на сегодняшний день каждый десятый ребенок имеет недоразвитие познавательных процессов, а адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями – одна из актуальных и наиболее сложных теоретических и практических проблем современного общества.
Поэтому, работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, а именно мимики детей, считается очень актуальной и важной. Формирование “умных” эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы являются одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.
Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.
Соответствующим образом организованная педагогом работа по развитию мимики детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы. К примеру, игры - пантомимы не требуют большой предварительной подготовки и весьма привлекательны для детей.
По мнению исследователей, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и восприятия детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.
Объект исследования - процесс развития мимики у детей с задержкой психического развития
Предмет исследования – театрализованные игры-пантомимы как средство развития мимики детей с задержкой психического развития
Цель исследования – теоретическое и практическое обоснование использования театрализованных игр-пантомим для развития мимики детей с задержкой психического развития
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение.
3 слайд. При этом были поставлены следующие задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу, посвященную развитию мимики у детей с задержкой психического развития;
2) Рассмотреть виды театрализованных игр;
3) Провести теоретический анализ воздействия театрализованных игр-пантомим на развитие мимики у детей с задержкой психического развития ;
4 слайд. Особенности развития мимики у детей с задержкой психического развития
Классификация детей с задержкой психического развития по Лебединской К.С.
С учетом этиологии различают 4 основных варианта задержки психического развития:
- Конституционального происхождения; К задержке психического развития конституционального происхождения относят психический и психофизический инфантилизм. Детям свойственен инфантильный тип телосложения, детская мимика и моторика, а также инфантильность психики. Эмоционально – волевая сфера этих детей как бы находится на уровне детей младшего возраста, а в поведении преобладают эмоциональные реакции, игровые интересы. Дети внушаемы и недостаточно самостоятельны. В игре они проявляют выдумку и сообразительность, однако очень быстро устают от учебной деятельности.
- Соматогенного происхождения; К задержке психического развития соматогенного происхождения связана с длительными хроническими заболеваниями. Она характеризуется физической и психической астенией. У детей отмечается большая физическая и психическая истощаемость. У них формируются такие черты характера, как робость, боязливость, неуверенность в себе.
- Психогенного происхождения; При задержке психического развития психогенного происхождения основными этиологическими факторами являются неблагоприятные условия воспитания. В случае раннего длительного воздействия психотравмирующего фактора у детей возникают стойкие отклонения нервно – психической сферы, что обусловливает патологическое развитие личности. При этом варианте преимущественно страдает эмоционально – волевая сфера. Так при педагогической запущенности, безнадзорности у ребенка формируется психическая неустойчивость, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности. При гиперопеке появляются эгоцентрические установки, эмоциональная холодность, неспособность к волевому усилию, к труду. При авторитарном, императивном воспитании, в психотравмирующих, жестоких для ребенка условиях наблюдается невротическое развитие личности, формируется робость, боязливость, отсутствие инициативы, самостоятельности.
- Церебрально – органического генеза. Наиболее сложной и специфической формой является задержка психического развития церебрально – органического генеза (минимальная мозговая дисфункция). Этиология этой формы связана с органическим поражением ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Конкретными причинами являются: патология беременности и родов, интоксикация, инфекции, травмы ЦНС в первые годы жизни ребенка. В отличие от олигофрении, задержка психического развития обусловлена более поздним повреждением мозга, когда уже начинает осуществляться дифференциация многих мозговых систем.
При этой форме задержка психического развития, наряду с признаками замедления темпа развития, имеются и симптомы повреждения ЦНС (гидроцефалии, нарушений черепно – мозговой иннервации, выраженной вегето – сосудистой дистонии).
При задержке психического развития церебрально – органического генеза имеется незрелость как эмоционально – волевой сферы, так и познавательной деятельности.
5 слайд. Влияние игр пантомим на развитие мимики детей с задержкой психического развития
Играя в пантомиму, ребенок постигает азы такого непростого искусства, как общение, а, значит, получает необходимую основу для того, чтобы многого добиться в жизни. Ведь не секрет, что умение общаться и понимать собеседника во многом определяет успех любого начинания. А в детском возрасте это умение помогает найти друзей и не остаться в одиночестве, расширить кругозор.
Игра в пантомимы хороша еще и тем, что не требует специального оборудования и подготовки.
Для ребенка 5-7 лет можно выбрать сложные задания. Например, без слов представить сказку «Репка» или «Курочка ряба».
6 слайд. О детях помладше: уже к возрасту четырех лет ребенок готов показать только плечами, что он горд, только спиной – старость, носом – приятный запах цветка и неприятный дыма и так далее. Очень нравится детям изображать, что чувствует человек в определенных ситуациях: когда холодно, когда идет дождь, когда он проходит по узкому мосту через реку и так далее. И тут ребенок невольно подключает мимику лица, чтобы добиться лучшего изображения образа.
7 слайд. Дети с удовольствием играют в пантомиму по следующим правилам. Представляют, что они находятся на планете, где звук не передается. Можно только видеть собеседника. Дети, «разговаривая» друг с другом, начинают фантазировать, пытаются с помощью пантомимы что-либо объяснить собеседнику. Невольно включаясь в игру, ребенок для большего понятия «своей речи», подключает мимику, лицо ребенка «оживает». Собеседник легко угадывает, что ему хотели сказать.
Показывать можно животных, людей, предметы, характеры и ощущения. Можно разыгрывать целые постановки, а можно придумать игру с определенными правилами. Возможности пантомимы практически безграничны, несмотря на кажущуюся простоту. Пантомимы тренируют воображение. Ведь помимо того, что нужно показать какое-нибудь животное, надо еще и сообразить, как именно это сделать. Причем неинтересно же каждый раз показывать, например, лису одним и тем же способом, зайчика или персонажа из любимого мультфильма. Приходится изобретать что-то новое. В такой игре ребенок может натренировать навык быстро справляться со сложными ситуациями. Причем с помощью пантомим, мимики он может обращать даже самые сложные жизненные ситуации в шутку. Ведь навык разряжать обстановку бывает просто незаменимым в сложных житейских обстоятельствах.
8 слайд. Польза от пантомим. Как от всякой игры, из гримас (мимики) и пантомимы ребенок может вынести многое. Его актерские навыки будут улучшаться раз от раза. Ребенок быстро сможет изобразить любую эмоцию. Правда, нужно объяснить ребенку, где применять свои актерские таланты уместно, а где лучше воздержаться. Ведь никому не хочется, чтобы ребенок устраивал смешные сценки в общественных местах. Пантомимы позволяют ребенку улучшить память. Ведь, играя в подобные игры часто, хочется не повторяться и приходится запоминать, как в прошлой игре показывали то или иное животное. Особенно хорошо развивают память сказки, которые дети обыгрывают. Ведь здесь практикуется навык делать два дела одновременно. Ребенку приходится тренировать слуховую память. Ведь ему нужно услышать, осознать и придумать, что показать.
9 слайд. Пантомима позволяет не только проявить двигательную активность, но и вжиться в воображаемый образ, способствует созданию положительных эмоций, а также развивает в детях пластику, мимику лица. Разгадывая пантомиму, ребенок предлагает различные варианты решения и учиться выбирать из них то, которое больше всего подходит по тем или иным признакам, таким образом, он учиться выбирать оптимальное решение из множества возможных.
Суть пантомимы заключается в том, чтобы при помощи тела и невербальных сигналов выразить эмоции. Пантомима находит применение не только на сцене, но и в жизни, а для детей это особенно полезно, так как способствует развитию творческого воображения, учит умению использовать воображаемый объект в реальной жизни, а также помогает развивать навыки управления жестами, движением и мимикой, корректно выражать свои эмоции и чувства.
Ребенок, который умеет корректно выражать свои чувства, понимает язык тела и жестов, умеет ею пользоваться всегда сможет найти общий язык со сверстниками и иметь много друзей.
10 слайд. Для ребенка распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Ведь передача эмоций – это не только выражение лица, но и определенная поза, жесты, которые соответствуют тому или иному эмоциональному состоянию.
Однако дети в дошкольном возрасте не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции и чувства. Поэтому важно привлекать внимание детей к эмоциональному миру человека; обучать дошкольников выражению эмоций и их распознаванию.
Детям с задержкой психического развития еще сложнее ориентироваться в мире эмоций и чувств. Это связано с их особенностями. У детей с ЗПР слабее развит познавательный интерес, бедный словарный запас, узкий кругозор. Они менее работоспособны, внимание чаще непроизвольное, неустойчивое. Особенности зрительного и слухового восприятия, мышления не позволяют им в полной мере дифференцировать свои эмоции и эмоции других людей. Слабость волевых усилий часто приводит к проявлению негативных эмоций. Поэтому актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы в ее единстве с интеллектуальной сферой, с учетом индивидуальных особенностей детей.
11 слайд. Для изучения эмоциональной сферы ребенка используются следующие задания:
• Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций (проводится индивидуально). Ребенку предлагаются карточки с графическим изображением радости, грусти, страха, удивления, злости. Предъявляют их по одной, с вопросом «Какое это лицо?», «Какое у маски настроение?»
• Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции (проводится индивидуально).
Для изучения эмоциональной сферы ребенка использую метод наблюдения за детьми в различных видах деятельности. При всей кажущейся простоте, распознание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее поймет собеседника. По результатам диагностики пришла к выводу, что дети точнее определяют радость, веселье, злость. Затрудняются в определении грусти и страха. Возникают сложности в дифференциации эмоций страха и удивления. При направляющей роли взрослого, обращая внимание на положение рук, всего тела, дети начинают сопоставлять указанные эмоции. Из этого следует, что дети при определении эмоционального состояния людей, прежде всего обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам).
Учитывая особенности детей с ЗПР, занятия по ознакомлению эмоциями строятся по определенному алгоритму. В процессе занятий задействованы зрительный, слуховой, кинестетический, тактильный каналы восприятия, что облегчает усвоение предложенного материала. Приемы и количество упражнений, заданий можно варьировать в зависимости от состава подгруппы, возраста и индивидуальных особенностей детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для полноценного развития ребенка 4-5 лет с ЗПР, необходимо внедрять его в детский коллектив. Для успешного общения ребенка со сверстниками, ему необходимо обладать основными навыками общения, где одним из условий является развитая мимика, необходимая для правильного выражения собственных эмоций, и восприятия эмоций партнера. Но, мимика детей с ЗПР находится на стадии развития. Педагоги дошкольного образования ищут эффективные пути решения данной проблемы. Один из способов, которым пользуются в современной дошкольной образовательной организации это театрализованные игры-пантомимы.
Театрально-игровая деятельность (игры-пантомимы) доставляет ребенку немало счастливых мгновений, привлекает яркостью, динамикой, так как в ее арсенале – замечательные выразительные средства (мимика); интересные персонажи, музыка. Такая деятельность раскрывает большие потенциальные возможности ребенка, но эти возможности могут быть раскрыты, когда в детском коллективе создана атмосфера доверия и доброжелательности, уважительного отношения к себе и друг к другу. Дети не только приобретают знания, умения, навыки, развивают творческие способности, у них расширяется круг общения, взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры. Игра-пантомима связывает между собой детей, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если дети начинают доверять нам, взрослым, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать. Также важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. Необходимо совершенствовать художественно — эстетическое воспитание дошкольников, и совершенствовать не посредством создания новых программ, методик, а придерживаться уже существующего материала, как уже говорилось, использовать на занятиях игры-пантомимы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВВЕДЕНИЕ В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Объект исследования - процесс развития мимики у детей с задержкой психического развития. Предмет исследования – театрализованные игры-пантомимы как средство развития мимики детей с задержкой психического развития. Цель исследования – теоретическое и практическое обоснование использования театрализованных игр-пантомим для развития мимики детей с задержкой психического развития. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение.
ВВЕДЕНИЕ Задачи: 1) Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу, посвященную развитию мимики у детей с задержкой психического развития; 2) Рассмотреть виды театрализованных игр; 3) Провести теоретический анализ воздействия театрализованных игр-пантомим на развитие мимики у детей с задержкой психического развития ;
Особенности развития мимики у детей с ЗПР Классификация детей с задержкой психического развития по Лебединской К.С.: конституционального происхождения (психический и психофизический инфантилизм). соматогенного происхождения (характеризуется физической и психической астенией). психогенного происхождения (неблагоприятные условия воспитания). церебрально – органического генеза (органическое поражение ЦНС на ранних этапах онтогенеза).
Влияние игр пантомим на развитие мимики детей с ЗПР
Влияние игр пантомим на развитие мимики детей с ЗПР
Влияние игр пантомим на развитие мимики детей с ЗПР
Влияние игр пантомим на развитие мимики детей с ЗПР
Влияние игр пантомим на развитие мимики детей с ЗПР
Эмоции ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые методики развития речи у детей с 6 месяцев до трёх лет
В статье рассматриваются основные особенности развития речи детей от шести месяцев до трёх лет и даны методические рекомендации по использованию игровых технологий в процессе развития речи у детей. Ст...
Методика развития словаря у детей дошкольного возраста
Очень важная задача, стоящая перед взрослыми, это задача обогащения словаря ребенка. У всех людей есть пассивный словарь - в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/27/picture-318473-1414410073.jpg)
Доклад "Методика развития словаря у детей дошкольного возраста"
Очень важная задача, стоящая перед взрослыми, это задача обогащения словаря ребенка. У всех людей есть пассивный словарь - в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/14/picture-552262-1421250006.jpg)
Консультация для педагогов «Методика развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»
Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру...
Консультация «Методика развития внимания у детей 5-7 лет»
Подготовка к школе важна как для детей, чье развитие соответствует возрастным нормам, и так называемых детей с проблемами....
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/30/picture-1260112-1596100613.jpg)
Мой педагогический опыт. Теория и методика развития речи у детей Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Педагогиеский опытТеория и методика развития речи у детейВозможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности...
Развитие мимики у детей с ОНР
В статье приводятся упражнения для развития мимики детей с общим недоразвитием речи....