Как отличить острое начало заикания от физиологических итераций
консультация по логопедии

Татьяна Владимировна Бутузова

Консультация для педагогов и родителей ( законных представителей) об отличительных признаках заикания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_otlichit_ostroe_nachalo_zaikaniya.docx12.98 КБ

Предварительный просмотр:

Как отличить острое начало заикания от физиологических итераций

Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.         Основным симптомом заикания являются судороги. В зависимости от места возникновения (локализации)речевые судороги могут быть артикуляционными, голосовыми, дыхательными. Речевые судороги возникают только в момент речи или при попытке начать речь и выражаются в непроизвольном сокращении мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи происходит обычно в момент интенсивного формирования речевой функции, то есть в 2-6 лет.

Физиологические итерации (от лат.слова iterare – повторять) – это запинки, спотыкания, повторение детьми некоторых звуков или слогов, в следствии того, что развитие мышления опережает развитие его речевых возможностей. Со временем физиологические итерации полностью проходят.

  • При физиологических итерациях не бывает, как правило, судорог в области шеи и рта, в отличаи от заикания.
  • После просьбы, говорить медленнее и плавнее, не торопиться, у ребенка с заиканием станет только хуже, а при итерации ребёнок исправит свою речь в лучшую сторону.
  • При итерации ребенок не испытывает напряжения, тревоги и страха перед речью.

Когда стоит обратиться к специалистам?

  • Ребенок затрудняется произнести согласные в начале слова (к-к-карандаш);
  • Делает длинные паузы в середине слога, слова или фразы;
  • Слишком тянет гласные (я ска-а-аазал);
  • Повторяет несколько раз слоги (пе-пе-петух);
  • При этом наблюдаются судороги губ, языка, лица(тики), дыхание при этом прерывистое, словно не хватает воздуха.

Для острого начала заикания характерны Запинки, паузы, остановки и повторы судорожного характера, напряжение , тревога и страх перед речью, сопутствующие движения, гримасы лица или тики.

Родителям следует проанализировать причины «неожиданного» нарушения ритма речи у ребенка, в какой момент появились запинки. Как часто повторяются.

При своевременном обращении к специалистам и коррекции заикание поддаётся лечению!

В речевом развитии детей отмечаются периоды, когда их нервная система испытывает большое напряжение. Для начала заикания особое значение имеет период интенсивного формирования речи. В это время для многих детей характерно появление физиологических итераций.

Выявляется значительное несоответствие между пока еще недостаточно оформленным речевым дыханием и психической возможностью произнесения сложных фраз.

Психическая сторона речи в этот период опережает возможности ее моторной реализации. В свою очередь, в психической стороне речи наряду с наличием высокой степени речевой мотивации имеется выраженная несформированность процесса внутреннеречевого программирования. С этим несоответствием связано появление в речи у детей физиологических итераций в виде повторения слогов, слов, словосочетаний. Кроме этого, в речи имеются необоснованные паузы и ошибки в лексико-грамматическом структурировании контекстного высказывания.

В этот период речевого развития имеет большое значение поведение взрослых, окружающих ребенка. Фиксация внимания ребенка на итерациях может провоцировать появление заикания. Вредным также является и психологическое травмирование детей частыми указаниями на ошибки в их речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ИТЕРАЦИЙ

Статья о причинах возникновения физиологических иттераций и пути  их преодоления....

Консультация для родителей "Скорая помощь при остром заикании"

В случае внезапного и остро возникшего заикания у ребёнка, что чаще всего происходит в случаях сильного психологического потрясения (сильный стресс, внезапный испуг, напряжённая обстановка в семье), р...

Если заикание началось.. (памятка родителям)

Памятка родителям заикающегося ребенка...

Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содержания и методов обучения, индивидуального подхода в обучени

Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содер...

Если заикание началось.. (памятка родителям)

Если заикание началось.. (памятка родителям)...

Заикание. Причины возникновения заикания. Роль семьи в преодолении заикания у ребенка.

Заикание - один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношен...

Что делать, если у ребенка началось заикание

В консультации даны рекомендации. как организовать домашний режим ребенку, у которого началось заикание....