Игры на развитие пространственных представлений
картотека по логопедии

Стрелкова Мария Андреевна

Дети с ТНР и нормотипичные дети часто испытывают затруднения в определении частей суток, времён года, ориентировки между вчера-сегодня-завтра, между днями недели. Помочь ребятам сформировать временные представления помогут эти игры для дошкольников 4-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_vremennye_predstavleniya.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник дидактических игр и заданий для формирования временных и пространственных представлений

Чтобы помочь детям с ТНР ориентироваться во времени, я использую готовые дидактические игры. Они распределены на четыре этапа коррекционной работы: формирование представлений о временных отрезках и частях суток, формирование представлений о днях недели, формирование представлений о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра», формирование представлений о временах года. Этапы можно менять местами или комбинировать – на усмотрение педагога. 

 

Дидактические игры для этапа формирования представлений о временных отрезках

Покажи нужную карточку по цвету

Цель

Ориентироваться во времени; познакомить с временными отрезками «утро – вечер» и последовательностью частей суток

Материалы

1. Круглый макет с разделением на четыре сектора:

  • черный сектор – ночь;
  • белый сектор – день;
  • желтый сектор – утро;
  • красный сектор – вечер.

2. Раздаточные карточки в соответствии с цветами секторов

Ход игры

Логопед предлагает детям послушать предложения и положить соответствующую карточку в нужный сектор:

  • «Темно. На небе светят звезды»;
  • «Ярко светит солнце, и дети гуляют во дворе»;
  • «Вся семья собралась на ужин»;
  • «Мы все дружно делаем зарядку»

Отгадай и покажи карточку

Цель

Определить части суток по прочитанному произведению

Материалы

Макет с разделением на части суток:

  • белый сектор – день;
  • черный сектор – ночь

Ход игры

Логопед читает стихотворение, и дети определяют, о какой части суток в нем говорится:

  • «Солнце в небе высоко,
    до заката далеко.
    Зерна в норку тащит мышь,
    учит азбуку малыш»;
  • «В небе звездочки горят,
    птицы спят и рыбки спят.
    Спят цветы в саду на грядках,
    ну а мы – в своих кроватках»

Когда это бывает

Цель

Закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь»

Материалы

Кукла

Ход игры

Педагог при помощи куклы показывает разные действия и задает вопросы, а дети должны определить часть суток.

Например:

  • «Кукла Варя встает с постели, одевается, причесывается. Дети, когда это бывает?»;
  • «Дети, подскажите, когда кукла Варя обедает?»;
  • «Кукла Валя хочет спать,
    уложу ее в кровать.
    Принесу ей одеяло,
    чтоб быстрее засыпала.
    Дети, когда это бывает?»

Дидактические игры для этапа по формированию представлений о днях недели

Живая неделька

Цель

Закрепить названия и последовательность дней недели

Материалы

Семь колпачков по дням недели, каждый колпачок имеет свой номер в соответствии с порядковым номером дня недели (понедельник – 1, вторник – 2 и т. д.). Каждый колпачок также покрашен в один из цветов радуги

Ход игры

Под чтение стихотворения дети в колпачках строятся друг за другом и идут по кругу:

«Братцев этих ровно семь,
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний,
Появляется передний».

Педагог-логопед называет день недели, ребенок делает шаг вперед и повторяет название своего дня недели

Птичья неделя

Цель

Сформировать временные представления о мере времени «неделя»

Материалы

Цветок «цветик-семицветик», на лепестках которого написаны дни недели

Ход игры

Ребята выбирают себе по одному лепестку, на котором указан день недели. Затем танцуют под музыку, изображая птиц. Как только музыка заканчивается, педагог читает стихотворение про птиц, а дети выстраиваются в «неделю» по порядку.

Стихотворение «Птицы – наши друзья»

Много разных дней недели,
Птицы нам про них пропели.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Ворон каркнул, что всегда
Лучшим днем была среда.
Воробей чирикать стал,
Что в четверг он в лес летал.
В пятницу в столовой нашей
Дятел лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.
Две голубки ворковали,
Воскресенье обсуждали.
Птички дни недели знают,
Нам запомнить помогают.

Когда «неделя» построена, воспитатель дает детям задания:

  • вторник, топни ногой три раза;
  • четверг, назови своих соседей (дни недели);
  • понедельник, хлопни один раз;
  • среда, сделай шаг вперед;
  • пятница, два шага назад;
  • суббота, назови своих соседей (дни недели);
  • воскресенье, назови дни недели по порядку

Веселые гномики

Цель

Выучить названия дней недели и их порядок

Материалы

Разноцветные колпачки по цветам радуги и дням недели

Ход игры

Все дети надевают разноцветные колпачки, выстраиваются в ряд и закрывают глаза. Педагог тем временем убирает одного гномика (день недели – понедельник). После дети открывают глаза, а педагог спрашивает: «Дети, какой гномик убежал?»

Дидактические игры для этапа по формированию представлений о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра»

Волшебный домик

Цель

Познакомить детей с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра»

Материалы

Домик с тремя окошками; полоски (белая полоска – «сегодня», синяя полоска – «вчера», красная полоска – «завтра»); подборка стихов

Ход игры

Педагог объясняет, что в домике есть три окошка: среднее окошко – это «сегодня», правое – это «вчера», а левое – это «завтра».

После он зачитывает предложения:

  • «День, который наступил, называется...»;
  • «День, который уже закончился, называется…»;
  • «День, который еще только будет, называется…»

Дети определяют, о каком дне говорится, и помещают в одно из окошек дома нужную полоску

Домики

Цель

В игровой форме упражняться различать временные понятия «вчера», «сегодня», «завтра»

Материалы

Мелки либо картонные небольшие домики с названиями «вчера», «сегодня» и «завтра»

Ход игры

По углам игровой комнаты мелом рисуют три домика или расставляют нарисованные картонные домики – «вчера», «сегодня», «завтра». Дети идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было… вчера!». Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается

Дидактические игры для этапа по формированию представлений о временах года

Времена года

Цель

Сформировать представления о временах года

Материалы:

Карточки из цветной бумаги: белой (зима), зеленой (весна), красной (лето), желтой (осень). Можно использовать эмблемы: снежинки, ветку мимозы или вербы, изображение клубники, кленового листа. Для ведущего – шапочка Солнышка и блестящая палочка – луч

Ход игры

Дети сидят на стульчиках по кругу. Каждый получает карточку или эмблему, которые разложены на столе. Красное Солнышко указывает «лучом» на одного из игроков (можно использовать считалку). Названный ребенок выходит в центр круга, по указанию взрослого – Красного Солнышка берет карточку и рассказывает о времени года, которое на ней указано, что он о нем знает. Рассказать можно о признаках, о деятельности людей, об играх детей в это время года.

В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и в группе

Бывает – не бывает

Цель

Закрепить знания о природных явлениях

Материалы

Мяч

Ход игры

Играющие встают в круг, педагог – посередине. Педагог называет время года, к примеру «осень», затем называет явление природы – «иней» и передает мяч, а ребенок должен сказать: «бывает» или «не бывает». Мяч передают по кругу. Кто ошибся – выходит из игры.

В игре перечисляются явления природы: иней, снег, листопад, метель, заморозки, дождь

Какое время года?

Цель

Научить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, развивать слуховое внимание, быстроту мышления

Материалы

Подборка стихов или загадок

Ход игры

Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

Примеры загадок:

  • «Я раскрываю почки
    в зеленые листочки.
    Деревья одеваю,
    посевы поливаю.
    Движения полна,
    Зовут меня…»;
  • «Запорошила дорожки,
    Разукрасила окошки.
    Радость детям подарила
    И на санках прокатила».

Примеры стихов:

  • «Мы с утра бежим к реке,
    Строим замки на песке.
    Много солнца, много света,
    Потому что это…»;
  • «Дождик льет, старается,
    Хоть его не просят.
    Солнце в тучах мается,
    Значит, это…
    » 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие пространственных представлений у детей ОНР

творческое выступление на фестивале Педагогического мастерства...

Дидактические игры-средство развития пространственных представлений у дошкольников

О развитии пространственных представлений у дошкольников...

Игры на развитие пространственных представлений у дошкольников

Развитие оптико пространственных представлений у детей дошкольного возраста оказывает огромное влияние на речевую и познавательную деятельность, а также на процесс обучения ребёнка, особенно овладение...

Аннотация к лэпбуку «Игры на развитие пространственных представлений»

Аннотация к лэпбуку «Игры на развитие пространственных представлений»...

Презентация "Игры на развитие пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста"

Презентация "Игры на развитие пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста"...

Родительское собрание "Игры на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста"

Родительское собрание "Игры на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста"...

Тезисы выступления на заседании ГМО "Игры на развитие пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста"

Тезисы выступления на заседании ГМО "Игры на развитие пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста"...