Игры на развитие пространственных представлений
картотека по логопедии
Дети с ТНР и нормотипичные дети часто испытывают затруднения в определении частей суток, времён года, ориентировки между вчера-сегодня-завтра, между днями недели. Помочь ребятам сформировать временные представления помогут эти игры для дошкольников 4-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_vremennye_predstavleniya.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Сборник дидактических игр и заданий для формирования временных и пространственных представлений
Чтобы помочь детям с ТНР ориентироваться во времени, я использую готовые дидактические игры. Они распределены на четыре этапа коррекционной работы: формирование представлений о временных отрезках и частях суток, формирование представлений о днях недели, формирование представлений о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра», формирование представлений о временах года. Этапы можно менять местами или комбинировать – на усмотрение педагога.
Дидактические игры для этапа формирования представлений о временных отрезках
Покажи нужную карточку по цвету | |
Цель | Ориентироваться во времени; познакомить с временными отрезками «утро – вечер» и последовательностью частей суток |
Материалы | 1. Круглый макет с разделением на четыре сектора:
2. Раздаточные карточки в соответствии с цветами секторов |
Ход игры | Логопед предлагает детям послушать предложения и положить соответствующую карточку в нужный сектор:
|
Отгадай и покажи карточку | |
Цель | Определить части суток по прочитанному произведению |
Материалы | Макет с разделением на части суток:
|
Ход игры | Логопед читает стихотворение, и дети определяют, о какой части суток в нем говорится:
|
Когда это бывает | |
Цель | Закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь» |
Материалы | Кукла |
Ход игры | Педагог при помощи куклы показывает разные действия и задает вопросы, а дети должны определить часть суток. Например:
|
Дидактические игры для этапа по формированию представлений о днях недели
Живая неделька | |
Цель | Закрепить названия и последовательность дней недели |
Материалы | Семь колпачков по дням недели, каждый колпачок имеет свой номер в соответствии с порядковым номером дня недели (понедельник – 1, вторник – 2 и т. д.). Каждый колпачок также покрашен в один из цветов радуги |
Ход игры | Под чтение стихотворения дети в колпачках строятся друг за другом и идут по кругу: «Братцев этих ровно семь, Педагог-логопед называет день недели, ребенок делает шаг вперед и повторяет название своего дня недели |
Птичья неделя | |
Цель | Сформировать временные представления о мере времени «неделя» |
Материалы | Цветок «цветик-семицветик», на лепестках которого написаны дни недели |
Ход игры | Ребята выбирают себе по одному лепестку, на котором указан день недели. Затем танцуют под музыку, изображая птиц. Как только музыка заканчивается, педагог читает стихотворение про птиц, а дети выстраиваются в «неделю» по порядку. Стихотворение «Птицы – наши друзья» Много разных дней недели, Когда «неделя» построена, воспитатель дает детям задания:
|
Веселые гномики | |
Цель | Выучить названия дней недели и их порядок |
Материалы | Разноцветные колпачки по цветам радуги и дням недели |
Ход игры | Все дети надевают разноцветные колпачки, выстраиваются в ряд и закрывают глаза. Педагог тем временем убирает одного гномика (день недели – понедельник). После дети открывают глаза, а педагог спрашивает: «Дети, какой гномик убежал?» |
Дидактические игры для этапа по формированию представлений о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра»
Волшебный домик | |
Цель | Познакомить детей с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра» |
Материалы | Домик с тремя окошками; полоски (белая полоска – «сегодня», синяя полоска – «вчера», красная полоска – «завтра»); подборка стихов |
Ход игры | Педагог объясняет, что в домике есть три окошка: среднее окошко – это «сегодня», правое – это «вчера», а левое – это «завтра». После он зачитывает предложения:
Дети определяют, о каком дне говорится, и помещают в одно из окошек дома нужную полоску |
Домики | |
Цель | В игровой форме упражняться различать временные понятия «вчера», «сегодня», «завтра» |
Материалы | Мелки либо картонные небольшие домики с названиями «вчера», «сегодня» и «завтра» |
Ход игры | По углам игровой комнаты мелом рисуют три домика или расставляют нарисованные картонные домики – «вчера», «сегодня», «завтра». Дети идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было… вчера!». Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается |
Дидактические игры для этапа по формированию представлений о временах года
Времена года | |
Цель | Сформировать представления о временах года |
Материалы: | Карточки из цветной бумаги: белой (зима), зеленой (весна), красной (лето), желтой (осень). Можно использовать эмблемы: снежинки, ветку мимозы или вербы, изображение клубники, кленового листа. Для ведущего – шапочка Солнышка и блестящая палочка – луч |
Ход игры | Дети сидят на стульчиках по кругу. Каждый получает карточку или эмблему, которые разложены на столе. Красное Солнышко указывает «лучом» на одного из игроков (можно использовать считалку). Названный ребенок выходит в центр круга, по указанию взрослого – Красного Солнышка берет карточку и рассказывает о времени года, которое на ней указано, что он о нем знает. Рассказать можно о признаках, о деятельности людей, об играх детей в это время года. В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и в группе |
Бывает – не бывает | |
Цель | Закрепить знания о природных явлениях |
Материалы | Мяч |
Ход игры | Играющие встают в круг, педагог – посередине. Педагог называет время года, к примеру «осень», затем называет явление природы – «иней» и передает мяч, а ребенок должен сказать: «бывает» или «не бывает». Мяч передают по кругу. Кто ошибся – выходит из игры. В игре перечисляются явления природы: иней, снег, листопад, метель, заморозки, дождь |
Какое время года? | |
Цель | Научить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, развивать слуховое внимание, быстроту мышления |
Материалы | Подборка стихов или загадок |
Ход игры | Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года. Примеры загадок:
Примеры стихов:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие пространственных представлений у детей ОНР
творческое выступление на фестивале Педагогического мастерства...
Дидактические игры-средство развития пространственных представлений у дошкольников
О развитии пространственных представлений у дошкольников...
Игры на развитие пространственных представлений у дошкольников
Развитие оптико пространственных представлений у детей дошкольного возраста оказывает огромное влияние на речевую и познавательную деятельность, а также на процесс обучения ребёнка, особенно овладение...
Аннотация к лэпбуку «Игры на развитие пространственных представлений»
Аннотация к лэпбуку «Игры на развитие пространственных представлений»...
Презентация "Игры на развитие пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста"
Презентация "Игры на развитие пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста"...
Родительское собрание "Игры на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста"
Родительское собрание "Игры на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста"...
Тезисы выступления на заседании ГМО "Игры на развитие пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста"
Тезисы выступления на заседании ГМО "Игры на развитие пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста"...