Логопедические игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.
консультация по логопедии (старшая группа)

Соловьёва Юлия Александровна

Речевые игры нравственно-патриотического содержания в помощь воспитателям коррекционных групп детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедические игры (нравственно-патриотическое воспитание)

У каждого из нас при слове Родина возникают вполне конкретные образы. Для кого-то Родина - это дом родителей, построенный своими руками, для кого-то- это запах парного молока и вкус свежеиспечённого хлеба. Родина - это то место, куда хочется возвращаться снова и снова.

Мы не случайно говорим о родине. Сегодня среди наиболее острых вопросов патриотического воспитания стоит вопрос формирования у дошкольников ценностного отношения к родине. Перед всеми нами стоит задача увлекательно и эффективно проводить работу по данному направлению. В основе этого лежит развитие нравственных чувств, чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превратились в пустой звук.

Речь является важным средством в познании окружающего мира. Каждый педагог в течение дня и в рамках специально организованной деятельности работает над системой развития речи. Сегодня мы говорим о речевых играх по нравственно-патриотическому воспитанию. Развиваем речь в следующих направлениях:

  • обогащение словарного запаса детей;
  • правильное звукопроизношение;
  • лексико-грамматический строй речи;
  • развитие фонематического слуха, анализа и синтеза;
  • развитие связной речи.

Обогащение словарного запаса детей

Если говорить о расширении словарного запаса, то основную помощь нам преподносят тематические плакаты. На тематических плакатах размещены картинки по данной теме. По данной теме в ваших группах оформлены уголки. Мы обогащаем, активизируем словарь дошкольников словами:

  • Существительные: родина, страна, государство, край, Россия, граница, столица, город, деревня, село, гимн, герб, флаг.
  • Глаголы: любить, беречь, охранять, оберегать, защищать, заботиться, гордиться.
  • Прилагательные: любимая, единственная, огромная, прекрасная.

Согласно возрасту мы называем предметы, государственные символы, членов семьи и спрашиваем у детей : «Что это?», «Кто это?»

Развитие правильного звукопроизношенияВ данном направлении по вышеуказанным темам подбираются специальные задания и упражнения (чистоговорки, пословицы, речевые и пальчиковые игры). Например:

АША-АША-АША — Россия — родина наша;Е

ЧЬ-ЕЧЬ-ЕЧЬ- Родину будим беречь;

НУ-НУ-НУ — защитим страну и т. д.Л

ЛО-ЛО-ЛО -вот родное село

ШЕ-ШЕ-ШЕ-нет нашей Родины краше

ЦА-ЦА-ЦА -это моя улицаЗ

ЗА-ЗА-ЗА -РУССКАЯ БЕРЕЗА

ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ-РОДИНУ ЛЮБЛЮ

ОТ-ОТ-ОТ- Я РОССИИ ПАТРИОТ

АШ-АШ-АШ-КРЫМ НАШ

Особое внимание можно уделить направлению ТАКТИЛЬНЫХ ЧИСТОГОВОРОК проговаривание с действием с различными предметами : камни, смятая бумага, смятая фольга, крупная фасоль.

Развитие лексико-грамматического строя речи Используются логопедические игры, например «Посчитай» медали (ордена), правильно согласовывая слова»,- согласование числительных с существительными.

«Страна Гигантия и страна Лилипутия»- звезда-звёздочка, солдат-солдатик- отработка уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.

Словообразование:

Кто служит на границе? (Пограничник)

Кто летает на вертолёте? (Вертолётчик.)

В разведку ходит? (Разведчик.)

Ездит на танке? (Танкист.)

Служит в пехоте? (Пехотинец.)

Прыгает с парашютом (Парашютист.)

Служит на подводной лодке? (Подводник.)

Преобразование прилагательных от существительных:

слово-солдат

каша -солдатская.(какая?)

ремень- солдатский (какой?),

сапоги — солдатские (какие?)

автомат,

форма,

тельняшка и т.д.

Развитие фонематического слуха, анализа и синтеза

«Услышь звук»

«Выбери слово»-

например, где первый звук гласный ОТЕЧЕСТВО или РОДИНА, ОБЛАСТЬ или КРАЙ, первый звук звонкий согласный : ГОРОД или СЕЛО , КРАЙ или ДЕРЕВНЯ

«Какое слово лишнее и почему?»

Россия, российский, роса, россияне.

Родина, родной, родители, радость.

Отец, Отечество, отчаяние, отчий.

«Прошагай название города», «Прошагай название сел, деревень»

Шелаболиха, Киприно, Кучук, Иня, Макарово. Ивановка, Крутишка.

Развитие связной речи

Работая над развитием связной речи, мы закрепляем с детьми новые слова. Строим с ними фразы и предложения. Учимся составлять рассказы по сюжетной картинке, по мнемотаблице.

Таким образом на своих занятиях  специалисты ДОУ создают условия, которые способствуют правильному формированию нравственно- патриотических чувств ребенка дошкольного возраста. Чем мы можем гордиться, так это своей историей. Нам хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.

Наши дети должны продолжать славную историю России. Сегодня мы готовим их к этому!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Роль игры в нравственно-патриотическом воспитании»

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Роль игры в нравственно-патриотическом воспитании»...

Консультация для родителей "Дидактические игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Интерес к родному краю, своей стране, городу нужно прививать ребёнку ещё в дошкольном возрасте. Благодаря дидактическим играм, ребенок, постепенно, знакомится с детским садом, своей улицей, городом, с...

Консультация: Дидактические игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

Чувство патриотизма так многогранно, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Оно фо...

Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитан...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...