Использование «Коврик-радужный» в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии

Ватутина Анастасия Анатольевна

Использование и многофункциональность дидактического пособия "Коврик-радужный" в логопедической работе с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kovrik_raduzhnyy.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Использование «Коврик-радужный»

в работе       с дошкольниками с общим недоразвитием речи

Логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) строится по следующим основным направлениям: развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи, работа над слоговой структурой и звуко- наполняемостью слов, совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза), развитие связной речи, формирование коммуникативных навыков, обучение элементам грамоты.

С учетом психоэмоциональных и двигательных особенностей детей с ОНР в содержание работы включены специальные упражнения,   направленные на развитие слухового и зрительного внимания и памяти, мелкой моторики.                                                                                                                

Цель: повысить эффективность логопедического воздействия у детей с общим недоразвитием речи.

Задачи:

  • Расширение и обогащение словарного запаса по лексическим темам;
  • Развитие и совершенствование грамматического строя речи;
  • Автоматизация и дифференциация звуков в речи;
  • Развитие зрительного гнозиса;
  • Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза;
  • Развитие навыков связной речи;
  • Развитие пространственных представлений, сенсорных и математических представлений, восприятия цвета, форм, размера;
  • Развитие психических процессов (внимания, восприятия, памяти, логического мышления);
  • Развитие навыков взаимодействия, межличностных взаимоотношений;
  • Развитие эмоционально- волевой сферы;
  • Развитие мелкой, общей моторики, координации движений.

Актуальность. В процессе взаимодействия педагога с ребенком особенно важно, на мой взгляд, пробудить у воспитанника способность интересоваться чем-то новым, стремление к получению знаний, необходимо сформировать умение  рассуждать и делать выводы.

Игровая деятельность — ведущая деятельность детей дошкольного возраста. С одной стороны, игра позволяет в непринужденной обстановке

особенно полно раскрыть возможности и способности ребенка. С другой стороны, во время игры дети наиболее полноценно овладевают знаниями и информацией, которые им предлагает педагог.

Увлечь и расположить ребенка к себе учителю-логопеду помогают  различные игрушки, пособия. Важно помнить, что дидактический материал, которым оперирует педагог при работе с детьми должен быть разнообразным, что позволяет поддерживать заинтересованность каждого конкретного  воспитанника в процессе обучения.

В своей работе таким «дидактическим помощником» выступает «Коврик- радужный».

«Коврик- радужный» представляет собой семь мини-ковриков (30 × 30 см), выполненных из натуральных материалов. Нижняя часть (основание) каждого мини-коврика изготовлена из грубой льняной ткани, верхняя часть из менее плотной льняной ткани различных цветов, соответствующих семи цветам радуги. Внутри каждого мини-коврика находится подушка, наполненная природным материалом.

В качестве наполнителей использую: каштаны, желуди, еловые шишки, фасоль, сосновые шишки, мелкие деревянные палочки, крупные  деревянные палочки. Во избежание появления аллергических реакций у воспитанников я не использую в качестве наполнителей ароматические материалы, например, можжевеловую стружку (хотя она и обладает   полезными свойствами для человеческого организма).

Заметим, что шишки (желуди, каштаны) по просьбе учителя-логопеда и воспитателей родители (а также бабушки и дедушки) собирают вместе с детьми во время прогулок в парке, в лесу. Придя в детский сад, воспитанники порой очень эмоционально делятся впечатлениями от увиденного, что  создает благоприятный климат для дальнейшей работы. Природный материал заменяем по мере его изнашиваемости.

В уголках каждого мини-коврика находятся липучки, на которые     размещаем картинки небольшого размера, по лексическим темам.

В медицине отмечается, что подошва стоп является особой зоной    организма: в ней сконцентрировано большое количество кожных рецепторов, составляющих периферические отрезки кольцевых рефлекторных аппаратов. Через эти рецепторы внутренние органы осуществляют контакт с внешней средой. Регулярное воздействие на эти зоны оказывает благотворное влияние на организм в целом.

Сначала знакомим ребенка с основными цветами спектра, по мере взросления дошкольника добавляем остальные цвета.

Вот некоторые виды заданий.

  1. Данное пособие можно легко использовать на подгрупповых занятиях по лексическим темам. «Овощи». На каждом коврике прикрепить картинку с изображением овоща подходящего цвета (помидор, морковь, репа, огурец, капуста, баклажан…). Задать вопросы: Какой из цветов «Коврика- радужный» не был использован? Какие овощи ты ещё знаешь, которые относятся к конкретному цвету? Данное задание выполняется аналогично по другим лексическим темам: «Фрукты» (гранат, апельсин, груша, яблоко…); «Ягоды» (смородина, облепиха, алыча, крыжовник, голубика, слива, вишня…).  
  2. Для развития сенсорных и математических представлений «Коврик- радужный» располагается в линию. На нем размещают картинки по изучаемым лексическим темам: «Животные», «Игрушки», «Мебель», «Посуда» и т.д. Педагог просит посчитать картинки по порядку, назвать , кто или что находится впереди, сзади, между какими изображениями и т.д.  Взрослый просит ребенка внимательно посмотреть на картинки и наступить (прыгнуть) на нужные коврики.
  3. Выкладываем квадрат из четырех мини-ковриков. Взрослый предлагает ребенку по заданию встать в левый верхний угол, нижний правый угол  получившегося коврика и т. д.

4. При работе с подгруппой детей для сплочения и установления межличностных отношений, создания положительного эмоционального климата, педагог предлагаем следующие задания:

«Построение друг за другом». Мини-коврики располагаются по одной линии. Педагог просит каждого ребенка встать на соответствующий коврик, например, Маша встанет перед Никитой. Яна за Ваней, и т. д. Затем педагог предлагает ответить на вопросы: За кем ты стоишь? Впереди кого ты стоишь? Между кем ты стоишь? И т. д.

«Мы составим предложение правильно». Учитель-логопед произносит деформированный текст. Например: «Ребята, пойти, в, прогулка, парк, на, осенний». Просит детей составить предложение и встать по порядку на коврики. Предлагает назвать количество слов в предложении, первое, второе слово в предложении и т. д.

Сложность текста (а также количество используемых мини-ковриков) зависит от возраста и уровня речевого развития воспитанников. При     необходимости используем предметные картинки и схематическое изображение  предлогов.

«Снежный ком». Учитель-логопед выкладывает дорожку из ковриков, просит одного из воспитанников встать на центральный мини-коврик,  называет ему слово, например, девочка. Далее взрослый предлагает детям придумать короткую историю, добавив по одному слову к слову девочка, и встать справа или слева от центрального коврика (в зависимости от порядка слов в придуманном предложении). В конце выполнения задания дети  называют предложение целиком, например, «Маленькая — девочка — качает — красивую — куклу».

5. На индивидуальных занятиях используем мини-коврик в качестве массажёра стоп при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики, при отработке произношения звука перед зеркалом.

В процессе работы над слоговой структурой слова предлагаем протопать слово по слогам, проходя по дорожке из мини-ковриков.

Также используем два мини-коврика при выполнении заданий по  дифференциации звуков. Например, учитель-логопед предлагает ребенку встать  на желтый коврик, если он услышит слово со звуком «С», и на голубой, если в слове услышит звук «Ш».

«Светофор». Используем три мини-коврика при выполнении задания по определению места звука в слове. Педагог выкладывает красный, жёлтый, зеленый коврики и просит ребенка встать (прыгнуть) на коврик красного цвета, если он услышит определенный звук (по заданию взрослого) в начале слова, на желтый — если в середине, на зеленый — если в конце слова.

Нередко дети сами придумывают игры с ковриком, инициатива непосредственно поддерживается. Например: «Я          прыгну на коврик только тогда, когда вспомню слово со звуком Р»; «Я выберу самостоятельно цвет коврика: для слов из одного слога, двух слогов, трёх слогов»; «Игра-ходилка», количество шагов по коврику определяется бросанием кубика.  

Таким образом, с помощью «Коврик- радужный» можно   разнообразить занятия по всем направлениям коррекционно-развивающей работы. Дети, передвигаясь по коврикам, находясь в движении, выполняют задания в хорошем настроении. А как известно, позитивный настрой и хорошее расположение духа являются катализатором успеха, позволяют быстрее достичь положительного результата в работе.

Список источников

  1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания.

— СПб., 2001.

  1. Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно- развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) от 3 до 7 лет. 3-е изд, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. — СПб., 2014.
  2. Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. — Екатеринбург,

1997.

  1. Вэйсинь У. Носители информации. — СПб., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Методика может быть использована воспитателями логопедических групп и специалистами, осуществляющими коррекционную работу с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). ...

Использование ЛЕГО-технологии в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной, из которых является ЛЕГО-технология.Отличительно...

Использование элементов методики М. Монтессори в работе с дошкольниками с общим недоразвитие речи.

Основная цель образовательной области "Познавательное развитие" - формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, развитие познавательных интересов. Познавательные ...

Использование «Коврика-разноцветика» в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи

Увлечь и расположить ребёнка к себе учителю-логопеду помогают различные игрушки, пособия. Важно помнить, что дидактический материал, которым оперирует педагог при работе с детьми должен быть разнообра...

Использование инновационного метода Монофон в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи.

В индивидуальной и подгрупповой логопедической работе считаю перспективным средством коррекции речи у детей дошкольного возраста, использование инновационных методов и приемов. В своей практике, шесто...

Использование инновационного метода Монофон в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи.

В индивидуальной и подгрупповой логопедической работе считаю перспективным средством коррекции речи у детей дошкольного возраста, использование инновационных методов и приемов. В своей практике, шесто...

Методическая разработка «Использование ЛЕГО-технологии в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи»

Применение Лего-технологий является актуальным в коррекционно-лоопедической работе.Применение конструкторов Лего на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения....