Использование «Коврик-радужный» в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии
Использование и многофункциональность дидактического пособия "Коврик-радужный" в логопедической работе с детьми с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kovrik_raduzhnyy.docx | 23.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование «Коврик-радужный»
в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
Логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) строится по следующим основным направлениям: развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи, работа над слоговой структурой и звуко- наполняемостью слов, совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза), развитие связной речи, формирование коммуникативных навыков, обучение элементам грамоты.
С учетом психоэмоциональных и двигательных особенностей детей с ОНР в содержание работы включены специальные упражнения, направленные на развитие слухового и зрительного внимания и памяти, мелкой моторики.
Цель: повысить эффективность логопедического воздействия у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи:
- Расширение и обогащение словарного запаса по лексическим темам;
- Развитие и совершенствование грамматического строя речи;
- Автоматизация и дифференциация звуков в речи;
- Развитие зрительного гнозиса;
- Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза;
- Развитие навыков связной речи;
- Развитие пространственных представлений, сенсорных и математических представлений, восприятия цвета, форм, размера;
- Развитие психических процессов (внимания, восприятия, памяти, логического мышления);
- Развитие навыков взаимодействия, межличностных взаимоотношений;
- Развитие эмоционально- волевой сферы;
- Развитие мелкой, общей моторики, координации движений.
Актуальность. В процессе взаимодействия педагога с ребенком особенно важно, на мой взгляд, пробудить у воспитанника способность интересоваться чем-то новым, стремление к получению знаний, необходимо сформировать умение рассуждать и делать выводы.
Игровая деятельность — ведущая деятельность детей дошкольного возраста. С одной стороны, игра позволяет в непринужденной обстановке
особенно полно раскрыть возможности и способности ребенка. С другой стороны, во время игры дети наиболее полноценно овладевают знаниями и информацией, которые им предлагает педагог.
Увлечь и расположить ребенка к себе учителю-логопеду помогают различные игрушки, пособия. Важно помнить, что дидактический материал, которым оперирует педагог при работе с детьми должен быть разнообразным, что позволяет поддерживать заинтересованность каждого конкретного воспитанника в процессе обучения.
В своей работе таким «дидактическим помощником» выступает «Коврик- радужный».
«Коврик- радужный» представляет собой семь мини-ковриков (30 × 30 см), выполненных из натуральных материалов. Нижняя часть (основание) каждого мини-коврика изготовлена из грубой льняной ткани, верхняя часть из менее плотной льняной ткани различных цветов, соответствующих семи цветам радуги. Внутри каждого мини-коврика находится подушка, наполненная природным материалом.
В качестве наполнителей использую: каштаны, желуди, еловые шишки, фасоль, сосновые шишки, мелкие деревянные палочки, крупные деревянные палочки. Во избежание появления аллергических реакций у воспитанников я не использую в качестве наполнителей ароматические материалы, например, можжевеловую стружку (хотя она и обладает полезными свойствами для человеческого организма).
Заметим, что шишки (желуди, каштаны) по просьбе учителя-логопеда и воспитателей родители (а также бабушки и дедушки) собирают вместе с детьми во время прогулок в парке, в лесу. Придя в детский сад, воспитанники порой очень эмоционально делятся впечатлениями от увиденного, что создает благоприятный климат для дальнейшей работы. Природный материал заменяем по мере его изнашиваемости.
В уголках каждого мини-коврика находятся липучки, на которые размещаем картинки небольшого размера, по лексическим темам.
В медицине отмечается, что подошва стоп является особой зоной организма: в ней сконцентрировано большое количество кожных рецепторов, составляющих периферические отрезки кольцевых рефлекторных аппаратов. Через эти рецепторы внутренние органы осуществляют контакт с внешней средой. Регулярное воздействие на эти зоны оказывает благотворное влияние на организм в целом.
Сначала знакомим ребенка с основными цветами спектра, по мере взросления дошкольника добавляем остальные цвета.
Вот некоторые виды заданий.
- Данное пособие можно легко использовать на подгрупповых занятиях по лексическим темам. «Овощи». На каждом коврике прикрепить картинку с изображением овоща подходящего цвета (помидор, морковь, репа, огурец, капуста, баклажан…). Задать вопросы: Какой из цветов «Коврика- радужный» не был использован? Какие овощи ты ещё знаешь, которые относятся к конкретному цвету? Данное задание выполняется аналогично по другим лексическим темам: «Фрукты» (гранат, апельсин, груша, яблоко…); «Ягоды» (смородина, облепиха, алыча, крыжовник, голубика, слива, вишня…).
- Для развития сенсорных и математических представлений «Коврик- радужный» располагается в линию. На нем размещают картинки по изучаемым лексическим темам: «Животные», «Игрушки», «Мебель», «Посуда» и т.д. Педагог просит посчитать картинки по порядку, назвать , кто или что находится впереди, сзади, между какими изображениями и т.д. Взрослый просит ребенка внимательно посмотреть на картинки и наступить (прыгнуть) на нужные коврики.
- Выкладываем квадрат из четырех мини-ковриков. Взрослый предлагает ребенку по заданию встать в левый верхний угол, нижний правый угол получившегося коврика и т. д.
4. При работе с подгруппой детей для сплочения и установления межличностных отношений, создания положительного эмоционального климата, педагог предлагаем следующие задания:
«Построение друг за другом». Мини-коврики располагаются по одной линии. Педагог просит каждого ребенка встать на соответствующий коврик, например, Маша встанет перед Никитой. Яна за Ваней, и т. д. Затем педагог предлагает ответить на вопросы: За кем ты стоишь? Впереди кого ты стоишь? Между кем ты стоишь? И т. д.
«Мы составим предложение правильно». Учитель-логопед произносит деформированный текст. Например: «Ребята, пойти, в, прогулка, парк, на, осенний». Просит детей составить предложение и встать по порядку на коврики. Предлагает назвать количество слов в предложении, первое, второе слово в предложении и т. д.
Сложность текста (а также количество используемых мини-ковриков) зависит от возраста и уровня речевого развития воспитанников. При необходимости используем предметные картинки и схематическое изображение предлогов.
«Снежный ком». Учитель-логопед выкладывает дорожку из ковриков, просит одного из воспитанников встать на центральный мини-коврик, называет ему слово, например, девочка. Далее взрослый предлагает детям придумать короткую историю, добавив по одному слову к слову девочка, и встать справа или слева от центрального коврика (в зависимости от порядка слов в придуманном предложении). В конце выполнения задания дети называют предложение целиком, например, «Маленькая — девочка — качает — красивую — куклу».
5. На индивидуальных занятиях используем мини-коврик в качестве массажёра стоп при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики, при отработке произношения звука перед зеркалом.
В процессе работы над слоговой структурой слова предлагаем протопать слово по слогам, проходя по дорожке из мини-ковриков.
Также используем два мини-коврика при выполнении заданий по дифференциации звуков. Например, учитель-логопед предлагает ребенку встать на желтый коврик, если он услышит слово со звуком «С», и на голубой, если в слове услышит звук «Ш».
«Светофор». Используем три мини-коврика при выполнении задания по определению места звука в слове. Педагог выкладывает красный, жёлтый, зеленый коврики и просит ребенка встать (прыгнуть) на коврик красного цвета, если он услышит определенный звук (по заданию взрослого) в начале слова, на желтый — если в середине, на зеленый — если в конце слова.
Нередко дети сами придумывают игры с ковриком, инициатива непосредственно поддерживается. Например: «Я прыгну на коврик только тогда, когда вспомню слово со звуком Р»; «Я выберу самостоятельно цвет коврика: для слов из одного слога, двух слогов, трёх слогов»; «Игра-ходилка», количество шагов по коврику определяется бросанием кубика.
Таким образом, с помощью «Коврик- радужный» можно разнообразить занятия по всем направлениям коррекционно-развивающей работы. Дети, передвигаясь по коврикам, находясь в движении, выполняют задания в хорошем настроении. А как известно, позитивный настрой и хорошее расположение духа являются катализатором успеха, позволяют быстрее достичь положительного результата в работе.
Список источников
- Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания.
— СПб., 2001.
- Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно- развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) от 3 до 7 лет. ⎯3-е изд, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. — СПб., 2014.
- Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. — Екатеринбург,
1997.
- Вэйсинь У. Носители информации. — СПб., 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Методика может быть использована воспитателями логопедических групп и специалистами, осуществляющими коррекционную работу с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). ...
Использование ЛЕГО-технологии в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной, из которых является ЛЕГО-технология.Отличительно...
Использование элементов методики М. Монтессори в работе с дошкольниками с общим недоразвитие речи.
Основная цель образовательной области "Познавательное развитие" - формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, развитие познавательных интересов. Познавательные ...
Использование «Коврика-разноцветика» в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
Увлечь и расположить ребёнка к себе учителю-логопеду помогают различные игрушки, пособия. Важно помнить, что дидактический материал, которым оперирует педагог при работе с детьми должен быть разнообра...
Использование инновационного метода Монофон в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи.
В индивидуальной и подгрупповой логопедической работе считаю перспективным средством коррекции речи у детей дошкольного возраста, использование инновационных методов и приемов. В своей практике, шесто...
Использование инновационного метода Монофон в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи.
В индивидуальной и подгрупповой логопедической работе считаю перспективным средством коррекции речи у детей дошкольного возраста, использование инновационных методов и приемов. В своей практике, шесто...
Методическая разработка «Использование ЛЕГО-технологии в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи»
Применение Лего-технологий является актуальным в коррекционно-лоопедической работе.Применение конструкторов Лего на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения....