Индивидуальное логопедическое занятие «Дифференциация звуков [ш]-[с]»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Цель: Учить дифференцировать звуки [Ш] -[С]
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- упражнять в правильном произношении и различении звуков [Ш] -[С];
-дифференцировать звуки [Ш] -[С] в слогах, словах, словосочетаниях;
-формировать навыки образования притяжательных прилагательных;
-упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными во множественном числе;
Коррекционно-развивающие:
-закрепить умение дифференцировать звуки [Ш] -[С];
-развивать артикуляционную и мелкую моторику;
-развивать фонематический слух;
-развивать память, внимание, логическое мышление;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самостоятельность,
-формировать положительное отношение к занятию,
-воспитание правильной звуковой культуры речи.
Оборудование: игрушка «Степашка», пазлы с изображением Степашки, предметные картинки: мишка, самокат, лошадка, лиса, шары, сумка, бусы, неваляшка, петушок, самолет, матрешка, сабля;, раскраска, су-джок колечки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Вика, сегодня к нам на занятие придет интересный гость. А кто, попробуй отгадать? Послушай загадку:
Два пушистых длинных ушка,
Любит грызть капустный лист,
Прыгать может как лягушка
Всех вокруг боится лис! (Зайчик)
- Правильно, это зайчик, а зовут его Степашка, из программы «Спокойной ночи, малыши». Степашка очень любознательный и хочет с тобой поиграть в разные игры. Но сначала, нужно размять наш язычок и сделать зарядку для язычка. Давай покажем Степашке, какие упражнения для этого нужно выполнить.
2. Артикуляционная гимнастика.
1. «Чашечка»
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
2. «Часики»
Ходят часики тик-так,
Не остановишь их никак.
Влево-тик, вправо-так,
Тик-так, тик-так.
3. «Лопаточка»
Язык широкий положи,
И спокойным удержи.
4. «Маляр»
Потолочек красим в цвет,
Язычку преграды нет.
5. «Иголочка»
Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
6. «Вкусное варенье»
Ох, и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе-
Язычок я подниму и
Остатки оближу.
7. «Чищу зубы»
Зубы верхние – смотри:
Чищу «чашкой» изнутри.
8. «Качели»
А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.
- Молодец, Степашке очень понравилась твоя зарядка для язычка.
3. Игра «Закончи слово».
-Степашка загадал слова. Отгадай их, закончив слово нужным звуком [С] или [Ш].
глобус автобус мышь
камыш душ финиш
ананас абрикос кактус
насос детеныш нос
шалаш карандаш ландыш
компас лес
4. Игра «Рифмы».
-Степашка очень любит сочинять. Замени в словах звук [С] на звук [Ш] и назови новое слово. Но не забывай правильно произносить звуки [С ]или [Ш].
суметь — шуметь нас — наш
сутки — вас —
сайка — плюс —
сок — Марс —
стуки — штуки басня — башня
скала — каска —
споры — крыса —
стык — миска —
5. Образование притяжательных прилагательных.
Игра «Какой? Какая? Какие?»
-Степашка не знает, как ответить на вопрос одним словом. Помоги ему.
1. Суп из фасоли какой? – фасолевый.
2. Каша из пшена какая? – пшенная.
3. Сок из ананасов какой? – ананасовый.
4. Шапка из шерсти какая? – шерстяная.
5. Шляпа из соломы какая? - соломенная.
6. Компот из груш какой? – грушевый.
7. Рубашка в полоску какая? – полосатая.
8. Сок из вишни какой? – вишневый.
9. Джем из смородины какой? – смородиновый.
10. Компот из абрикосов какой? – абрикосовый.
6. Игра «Назови ласково». Самомассаж колечками су-джок.
На каждое слово ребенок надевает и снимает колечко с пальчика.
-Степашка приготовил для тебя новое задание, послушай его и выполни.
стих - стишок
соловей - соловушка
пастух - сторона
солнце - старуха
стекло - шерсть
сын - трус
7. Физкультминутка.
- А сейчас давай немножко отдохнем, и вместе со Степашкой выполним упражнения.
Вот Степашкина зарядка,
Выполняй-ка по порядку.
Быстро встань и улыбнись,
Выше, выше потянись.
Ну-ка, плечи распрями,
Подними и опусти,
Влево, вправо повернись,
Рук коленями коснись.
- Молодец, у тебя все отлично получилось.
8. Игра «Подбери игрушки»
- Степашка и Каркуша решили поиграть. Как ты думаешь, какие игрушки для игры выберет Каркуша, а какие – Степашка? Не забывай, что Каркуше нравятся игрушки, в названиях которых есть звук [Ш], а Степашке в названиях которых есть звук [С].
Ш С
мишка самокат
лошадка лиса
шары сумка
неваляшка бусы
петушок самолет
матрешка сабля
9. Развитие лексико-грамматического строя речи.
Игра «Один-много».
- Измени словосочетания, правильно произнося звуки [Ш ]и [С].
веселый малыш - веселые малыши
пушистая кошка –
большая собака –
столовая ложка –
вишневый сад –
душистый ландыш –
10. Развитие мелкой моторики.
-Послушай внимательно шуточное стихотворение и выучи наизусть.
Сашины сушки
Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
- Каждому приятно получить в подарок свой портрет. Если правильно соберешь пазлы, то получится портрет Степашки. Давай соберем и подарим ему. Степашка очень обрадуется.
(Ребенок собирает).
11. Итог занятия.
-Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться со Степашкой. Он очень доволен, как ты выполняла задания. И дарит тебе раскраску.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnoe_logopedicheskoe_zanyatie_differentsiatsiya_zvukov_sh-s.docx | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальное логопедическое занятие
«Дифференциация звуков [ш]-[с]»
Цель: Учить дифференцировать звуки [Ш] -[С]
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- упражнять в правильном произношении и различении звуков [Ш] -[С];
-дифференцировать звуки [Ш] -[С] в слогах, словах, словосочетаниях;
-формировать навыки образования притяжательных прилагательных;
-упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными во множественном числе;
Коррекционно-развивающие:
-закрепить умение дифференцировать звуки [Ш] -[С];
-развивать артикуляционную и мелкую моторику;
-развивать фонематический слух;
-развивать память, внимание, логическое мышление;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самостоятельность,
-формировать положительное отношение к занятию,
-воспитание правильной звуковой культуры речи.
Оборудование: игрушка «Степашка», пазлы с изображением Степашки, предметные картинки: мишка, самокат, лошадка, лиса, шары, сумка, бусы, неваляшка, петушок, самолет, матрешка, сабля;, раскраска, су-джок колечки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Вика, сегодня к нам на занятие придет интересный гость. А кто, попробуй отгадать? Послушай загадку:
Два пушистых длинных ушка,
Любит грызть капустный лист,
Прыгать может как лягушка
Всех вокруг боится лис! (Зайчик)
- Правильно, это зайчик, а зовут его Степашка, из программы «Спокойной ночи, малыши». Степашка очень любознательный и хочет с тобой поиграть в разные игры. Но сначала, нужно размять наш язычок и сделать зарядку для язычка. Давай покажем Степашке, какие упражнения для этого нужно выполнить.
2. Артикуляционная гимнастика.
1. «Чашечка»
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
2. «Часики»
Ходят часики тик-так,
Не остановишь их никак.
Влево-тик, вправо-так,
Тик-так, тик-так.
3. «Лопаточка»
Язык широкий положи,
И спокойным удержи.
4. «Маляр»
Потолочек красим в цвет,
Язычку преграды нет.
5. «Иголочка»
Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
6. «Вкусное варенье»
Ох, и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе-
Язычок я подниму и
Остатки оближу.
7. «Чищу зубы»
Зубы верхние – смотри:
Чищу «чашкой» изнутри.
8. «Качели»
А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.
- Молодец, Степашке очень понравилась твоя зарядка для язычка.
3. Игра «Закончи слово».
-Степашка загадал слова. Отгадай их, закончив слово нужным звуком [С] или [Ш].
глобус автобус мышь
камыш душ финиш
ананас абрикос кактус
насос детеныш нос
шалаш карандаш ландыш
компас лес
4. Игра «Рифмы».
-Степашка очень любит сочинять. Замени в словах звук [С] на звук [Ш] и назови новое слово. Но не забывай правильно произносить звуки [С ]или [Ш].
суметь — шуметь нас — наш
сутки — вас —
сайка — плюс —
сок — Марс —
стуки — штуки басня — башня
скала — каска —
споры — крыса —
стык — миска —
5. Образование притяжательных прилагательных.
Игра «Какой? Какая? Какие?»
-Степашка не знает, как ответить на вопрос одним словом. Помоги ему.
1. Суп из фасоли какой? – фасолевый.
2. Каша из пшена какая? – пшенная.
3. Сок из ананасов какой? – ананасовый.
4. Шапка из шерсти какая? – шерстяная.
5. Шляпа из соломы какая? - соломенная.
6. Компот из груш какой? – грушевый.
7. Рубашка в полоску какая? – полосатая.
8. Сок из вишни какой? – вишневый.
9. Джем из смородины какой? – смородиновый.
10. Компот из абрикосов какой? – абрикосовый.
6. Игра «Назови ласково». Самомассаж колечками су-джок.
На каждое слово ребенок надевает и снимает колечко с пальчика.
-Степашка приготовил для тебя новое задание, послушай его и выполни.
стих - стишок
соловей - соловушка
пастух - сторона
солнце - старуха
стекло - шерсть
сын - трус
7. Физкультминутка.
- А сейчас давай немножко отдохнем, и вместе со Степашкой выполним упражнения.
Вот Степашкина зарядка,
Выполняй-ка по порядку.
Быстро встань и улыбнись,
Выше, выше потянись.
Ну-ка, плечи распрями,
Подними и опусти,
Влево, вправо повернись,
Рук коленями коснись.
- Молодец, у тебя все отлично получилось.
8. Игра «Подбери игрушки»
- Степашка и Каркуша решили поиграть. Как ты думаешь, какие игрушки для игры выберет Каркуша, а какие – Степашка? Не забывай, что Каркуше нравятся игрушки, в названиях которых есть звук [Ш], а Степашке в названиях которых есть звук [С].
Ш С
мишка самокат
лошадка лиса
шары сумка
неваляшка бусы
петушок самолет
матрешка сабля
9. Развитие лексико-грамматического строя речи.
Игра «Один-много».
- Измени словосочетания, правильно произнося звуки [Ш ]и [С].
веселый малыш - веселые малыши
пушистая кошка –
большая собака –
столовая ложка –
вишневый сад –
душистый ландыш –
10. Развитие мелкой моторики.
-Послушай внимательно шуточное стихотворение и выучи наизусть.
Сашины сушки
Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
- Каждому приятно получить в подарок свой портрет. Если правильно соберешь пазлы, то получится портрет Степашки. Давай соберем и подарим ему. Степашка очень обрадуется.
(Ребенок собирает).
11. Итог занятия.
-Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться со Степашкой. Он очень доволен, как ты выполняла задания. И дарит тебе раскраску.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия : «Дифференциация звуков /ш-с/ в словах».
Целями данного занятия являются: учить различать /ш/- /с/ в словах; закреплять произношение звука /ш/; развитие артикуляционной моторики; развитие речевого дыхания; развитие мелкой моторики...
Конспект индивидуального логопедического занятия "Дифференциация звуков р-л"
Конспект индивидуального логопедического занятия "Дифференциация р-л" с использованием мультимедийной презентации...
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков р, л»
Тема: «Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях»Цель: автоматизировать звук [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно- образовательные...
Индивидуальное логопедическое занятие. Дифференциация звуков [с] - [с`] в словах.
Цели:дифференциация звуков [с] - [с`] в словахразвитие фонематического слухаразвитие логического мышленияразвитие мелкой моторикиформирование процесса словоизмененияОборудование: картинки с изображени...
Конспект индивидуального логопедического занятия. Дифференциация звуков [Р]-[Л].
Цель: Автоматизировать четкое произношение звуков [Р], [Л] и дифференцировать их на материале темы «Приключения с роботом Брониславом».Задачи:Коррекционно-образовательные:закр...
Конспект индивидуального логопедического занятия. Дифференциация звуков [Ш - Ж]
В основе грамотного чтения и письма лежит умение ребенка различать звуки речи - фонемы....