Дидактические игры для профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста.
картотека по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста.
Ребенок с дисграфией допускает большое количество ошибок в речи
и письме. Дисграфия мешает детям освоить грамоту в начальной школе: они
пропускают и добавляют буквы, не дописывают или искажают слова. Чтобы
научить ребенка воспринимать, произносить и в дальнейшем писать лексические
единицы, сформируйте у него оптико-пространственную ориентацию, а затем
научите динамически и ритмически организовывать движения.
Игры на развитие оптико-пространственной ориентации
ИГРА «ОБЕЗЬЯНКИ»
Повернитесь спиной к детям и попросите повторять за вами. Сначала покажите
симметричные движения: обе руки в стороны, обе руки на пояс, обе руки за голову.
Затем перейдите к несимметричным: одна рука в сторону, другая – на пояс; одна
рука на плечо, другая – в сторону; одна рука на плечо, другая – на пояс.
ИГРА «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»
С помощью зеркала перемещайте солнечный зайчик по комнате. Попросите детей
называть расположение зайчика, например, «Зайчик высоко, зайчик низко.
Зайчик далеко, зайчик близко».
ИГРА «ПРОДОЛЖИ РЯД»
Раздайте детям листы бумаги и простые карандаши. Попросите выполнить ваши
инструкции, например, «Нарисуй треугольник, круг, треугольник, круг. Продолжи
дорожку» или «Нарисуй два треугольника, один круг. Продолжи дорожку».
ИГРА «ПРОДОЛЖИ РЯД»
Раздайте детям наборы геометрических фигурок разной величины. Предложите
детям выполнить действия с фигурами, например, «Положи маленький круг,
средний, большой. Продолжи ряд».
ИГРА «КОВРИКИ»
Раздайте детям листы бумаги и цветные карандаши. Попросите нарисовать
коврики по инструкции: «Нарисуй синий круг в середине листа. Сверху от круга –
красный квадрат. Снизу от круга – зеленый треугольник. В каждом углу коврика –
по одному маленькому желтому кругу».
ИГРА «ВЫБЕРИ ДОРОЖКИ»
Приготовьте каждому по две полоски: короткую и длинную. Раздайте
изображения домиков и зайцев, которые находятся близко и далеко друг от друга.
Попросите выбрать дорожку к домику для зайчика и объяснить почему. Например,
ребенок отвечает: «Этот зайчик далеко от домика, ему нужна длинная дорожка.
Этот зайчик близко – ему нужна короткая дорожка».
Игры на формирование моторных функций
ИГРА «ДЕЛАЙ КАК Я»
Повернитесь спиной к участникам и попросите повторять движения за вами.
Покажите детям серию из двух движений и попросите их продолжить
самостоятельно. Добавьте в серию третье движение.
Примеры серий из двух движений: руки в стороны, на пояс, в стороны, на пояс;
руки за голову, в стороны, за голову, в стороны; руки на пояс, вверх, на пояс, вверх.
Примеры серий из трех движений: руки на пояс, на плечи, вверх, на пояс,
на плечи, вверх; руки вверх, в стороны, вниз, вверх, в стороны, вниз.
ИГРА «ПЕРЕДАЙ ПРИВЕТ»
Попросите воспитанников выстроиться друг за другом по кругу. Три раза хлопните
по плечу ребенка, который стоит рядом с вами, и попросите правильно передать
привет по кругу. Следите, чтобы дети соблюдали заданный темп или ритм.
Когда привет вернется к вам, задайте детям вопросы: как хлопали по твоему плечу?
сколько раз хлопнули? хлопки были одинаковые или разные?
ИГРА «БАБОЧКИ И ЦВЕТЫ»
Предложите детям смотреть на картинки и хлопать правильно. Если
вы показываете изображение цветка с бабочкой, они делают сильный хлопок. Если
на цветке бабочки нет, хлопают слабее.
ИГРА «КОЛЕЧКИ»
Попросите поочередно прикоснуться большим пальцем правой руки
к указательному, среднему, безымянному и мизинцу. Выполните задание
в умеренном, медленном и быстром темпе. Повторите упражнение для левой руки
и для двух рук одновременно.
Предложите прикоснуться к каждому пальцу по два раза подряд. Выполните все
шаги, как и в предыдущем задании. Увеличьте количество прикосновений до трех
или четырех.
Когда дети освоят упражнение, попросите чередовать касания. Например, два раза
дотронуться большим пальцем до указательного, один раз – до среднего, два –
до безымянного, один – до мизинца. Поочередно выполните задание правой,
левой и двумя руками.
Дайте задание поочередно прикоснуться пальцами правой руки к одноименным
пальцам левой руки. Выполняйте упражнение в умеренном темпе. Повторите
движения медленно и быстро.
ИГРА «ПОИГРАЕМ С РОТИКОМ»
Разложите перед ребенком картинки: символы с изображениями
артикуляционных упражнений. Указательным пальцем прикасайтесь к картинкам
и просите ребенка повторить движение. Например, покажите на картинку
«Трубочка», ребенок должен вытянуть губы трубочкой; покажите картинку
«Заборчик», чтобы ребенок растянул губы в улыбке. Используйте чередования
движений: «Заборчик» – «Трубочка»; «Лопаточка» – «Иголочка»; «Качели» –
«Часики»; «Окошко закрылось» – «Окошко открылось».
Игры на развитие слоговой структуры слова
ИГРА «ПОДБЕРИ КАРТИНКУ»
Для игры подготовьте набор карточек. На карточках полосками обозначьте длину
слов: короткая полоска – слово с одним слогом, длинная – с тремя слогами.
Раздайте детям карточки и картинки. Попросите назвать картинки и подобрать
к каждой из них подходящую карточку.
Примеры коротких слов: еж, дом, пух, кот, кит, мак, шар, гном, хлеб, блин, слон,
мост, лист, зонт, кекс. Примеры длинных слов: бегемот, самолет, попугай, барабан,
сарафан, помидор, телефон, магазин, молоток.
ИГРА «ПОСЛУШАЙ И ПОВТОРИ»
Несколько раз произнесите звук, делая паузы разной длины, например, «и… и –
и». Попросите детей повторить за вами песенку. Следите, чтобы они соблюдали
паузы. Далее усложните задание и назовите последовательность разных звуков,
например, «а… и – и».
ИГРА «ЕСТЬ ИЛИ НЕТ»
Предложите детям рассмотреть ряд из трех предметных картинок. Используйте,
например, изображение луны, совы, лапы, пилы, лисы, тучи, слонов, руки, ног,
головы. Задайте детям вопросы по каждой картинке, например, «Здесь есть луна?
А луна?»
ИГРА «ЗАКОНЧИ СЛОВО»
Покажите две предметные картинки, на одной изображена бумага, на другой –
заборы. Начните произносить слово и попросите детей продолжить, а затем
произнести слово целиком. Например, вы говорите: «Бума…», а ребенок
продолжает: «…га. Бумага». Чтобы усложнить упражнение, используйте три или
четыре картинки.
Сначала используйте слова без стечения согласных: бумага, заборы, панама,
машина, бананы, радуга, молоко, помидор, бегемот, береза, кошелек, гусеница,
барабаны, одеяло, самокаты. Далее перейдите к словам со стечениями согласных
звуков: палка, белка, ветка, банка, полка, лампа, ручка, мышка, птичка, спичка,
свечка, карандаш, подушка, ромашка, стаканы.
ИГРА «УГАДАЙ СЛОВА»
Покажите две предметные картинки. Произнесите окончание слова, а детей
попросите угадать его начало и повторить слово полностью. Например,
вы говорите: «…тонко», ребенок угадывает: «Бо… Ботинки». Увеличьте
количество картинок до трех или четырех и повторите упражнение.
ИГРА «ДОБАВЛЯЛКИ»
Покажите три-четыре предметные картинки, например, еж, дом, кот и шар.
Называйте прилагательные и попросите детей угадать слова, например,
«Колючий…» – «…еж», «Воздушный…» – «…шар», «Высокий…» – «…дом»,
«Пушистый…» – «…кот». Когда ребенок называет слово, просите повторить
словосочетание полностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Роль дидактической игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
по этой теме я работаю с детьми...
Формирование лексики через дидактические игры и упражнения у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.
В материале раскрываются проблемы нарушений речи и их коррекции у дошкольников с нарушениями в развитии....
Значение дидактической игры в ФЭМП у детей дошкольного возраста
Данная статья рассказывает о значении дидактических игр в ФЭМП у детей дошкольного возраста...
Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста"
В Учебно -методическом пособии можно ознакомиться с различными играми, помогающими решать задачи по развитию всех компонентов устной речи у старших дошкольников. Эти игры интересны и занимательны для ...
Дидактические игры на развитие внимания детей дошкольного возраста
Уровень успеваемости ребёнка, продуктивность его деятельности во многом зависит от степени сформированности внимания. Представленный материал содержит дидактические игры и упражнеия на развитие вниман...
Влияние дидактической игры на сенсорное воспитание детей дошкольного возраста
Дидактические игры по сенсорному воспитанию дают возможность проследить процесс сенсорного развития детей дошкольного возраста, оценить эффективность применяемых средств сенсорного ...