Логопедическик сказки в работе учителя - логопеда.
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)
Использование сказок в работе с детьми дошкольного возраста как средство формирования общего развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль логопедической сказки как инновационной технологии
в работе учителя-логопеда
Работая учителем — логопедом с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья возникает постоянная необходимость усовершенствовать свои знания, находить новые, современные методы работы с детьми, зачастую используя и сказки, так как категория детей приходящих на занятия имеет различную нозологию, от ЗРР до РАС и НОДА, наблюдаются количественные и качественные изменения в развитии речи детей (нарушение звукопроизношения, связной и лексико-грамматической сторон речи, бедный словарный запас). Патология речи все чаще сопряжена с проблемами неврологического, психологического и социально-культурного порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматик где имеются тяжелые нарушения речи. В этом случае сказки выступают как продуктивный способ выстраивания занятия, охватывая многие спектры речевого развития.
Сказкотерапия, как инновационная технология, применяемая в логопедической практике, базируется на приоритетных направлениях и служит эффективным дополнением формирования звуковой культуры речи.
Важнейшей задачей логопедической работы с детьми, имеющими речевые нарушения, является формирование у них всех компонентов речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, связной речи. Это необходимо для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми. Оно осуществляется в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим. Наиболее эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является сказка.
В процессе взаимодействия с внешним миром ребенок познает мир, вместе с тем познает и себя. А через самопознание ребенок приходит к определенному знанию не только о самом себе, но и об окружающем мире. Кроме этого развивается речевая функция ребенка - одна из важнейших психических функций человека.
Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка достигается тогда, когда обучение проводится в форме игр, чтения сказок, их сочинения, изготовления кукол и разыгрывание с их помощью сказочных сюжетов, а так же постановка театрализованных представлений на основе сюжета русских народных сказок.
Эффективно использование в логопедической работе с детьми сказок, которые способствуют коррекции и развитию речи .
Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Развивается просодическая сторона речи: тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность.
Дети показывают высокий уровень речевого развития, фонематического слуха и внимания, развития общей и мелкой моторики пальцев рук. У детей повышается речевая активность, формируется эмоциональная выразительность, вырабатывается дикция, совершенствуется координация речи и движения, развивается связная монологическая речь.
На занятиях я использую следующие виды логопедических сказок:
1. Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику)
2. Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).
3. Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки).
4. Лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий).
5. Сказки, способствующие формированию связной речи.
6. Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).
В своей логопедической практике использую следующие формы работы:
• Анализ сказок (решение “открытых” сказочных задач).
• Рассказывание сказок (групповое: придумывание “по кругу”, рассказывание “по кругу” известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица).
• Постановка сказок (игры-драматизации).
• Сочинение сказок (интерпретация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй).
• Рисование сказок (спонтанное рисование, раскрашивание, штриховка).
Используя сказки для расширения словаря детей, я провожу следующие виды работы:
• вычленение слов из сказки с заданным звуком;
• рифмовка слов (удалец-молодец);
• придумывание нескольких однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик);
• подбор эпитетов к сказочному герою;
• называние сказочного героя по эпитетам;
• называние слов-признаков, слов-действий из сказки;
• подбор к сказочному персонажу действий, признаков; подбор к действиям - сказочного персонажа;
• придумывание нового названия сказки;
• называние пропущенных слов в сказке.
Для формирования правильного грамматического строя я предлагаю следующие формы работы:
• составление предложений по опорным картинкам из сказок;
• составление предложений с определенным словом или с несколькими словами; распространение предложения;
• составление предложений по демонстрации действий сказочных персонажей;
• составление предложений с опорой на игрушку;
• упражнение "Закончи предложение"
Приёмы при формировании связной речи:
• словесная режиссерская игра;
• пересказ от лица литературного героя; словесное рисование; “а что потом”;
• совместное решения проблемного вопроса к сказке;
• изменение ситуации в знакомых сказках; придумывание кратких историй;
• моделирование; сказки про самого себя.
Очень понятны детям сказки как инструмент для пересказа. Крайне важно умение составлять повествовательный (с опорой на глаголы) и описательный (с опорой на прилагательные) рассказ. В этом виде работы необходимы картинки: их нужно разложить в нужной последовательности, исключить лишнюю или сказать, чего недостает, найти соответствующее место одной из картинок. Широко применяю мнемотаблицы, опорные схемы для рассказывания. Важное место в работе уделяется развитию мелкой моторики: раскрашивание картинок-эпизодов, героев, штриховка, составление фигурок из сказок из счетных палочек. Упражнения по рисованию симметричных фигурок и узоров сразу двумя руками потренируют детей в умении координировать свои движения.
Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/23/picture-323442-1398259197.jpg)
Проектная деятельность в работе учителя-логопеда. Проект «Коррекция речи в сказках». Зимняя сказка по мотивам сказки «Ёлка» В. Сутеева.
Логопедическая работа в сочетании с театрализованной деятельностью развивает активную, правильную, эмоционально насыщенную речь, она способствует развитию и коррекции у них всех познавательных процесс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/10/picture-182634-1481360522.jpg)
Логопедические сказки в работе учителя-логопеда
Театрализованные логопедические сказки в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-6 лет способствуют речевому развитию, развитию произвольного внимания, мышле...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/23/picture-869948-1482490759.jpg)
Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли. Хорош...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/22/picture-1065597-1700658488.jpg)
Мастер - класс для учителей-логопедов «Сказка в работе учителя-логопеда как средство развития и коррекции речи»
В мастер-классе представлен практический материал по работе с русскими народными сказками для формирования у детей с ОНР III, IV уровня, в возрасте 6-7 лет, связной речи, словарного запаса, фоне...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/20/picture-1165332-1568969732.jpg)
Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Фень Е.В. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»
Содержание:1.Актуальность.2. Содержание.3. Приложение....
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/21/picture-1415083-1658428007.jpg)
Дидактические сказки в работе учителя-логопеда.
Сказка является универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе логопеда. Использование сказки при коррекции и развитии речи детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями пов...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/15/picture-89839-1678884387.jpg)
Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи
Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...