Обучение детей – билингвов русскому языку как иностранному
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Панина Марина Александровна

В настоящее время существуют трудности обучения детей-инофонов (билингвов) русскому языку как иностранному, а именно:

1) дети - инофоны, билингвы не говорят или плохо говорят на русском языке, а педагогам надо обучать их в одной группе, классе  с русскоязычными детьми;

2) дети - инофоны поступают в образовательную организацию без специальной подготовки, не могут усвоить программу;

3) педагоги не знают методики работы с детьми-мигрантами, не знают их родного языка, не учитывают их родной менталитет и религиозные традиции, не имеют специальной подготовки;

4) нет базовых программ обучения детей инофонов (билингвов) в русскоязычных детских садах, школах, нет методических пособий, специальных учебников и др.

Со всеми этими трудностями столкнулись и педагоги нашего детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ns_portal.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей – билингвов русскому языку как иностранному

В настоящее время существуют трудности обучения детей-инофонов (билингвов) русскому языку как иностранному, а именно:

1) дети - инофоны, билингвы не говорят или плохо говорят на русском языке, а педагогам надо обучать их в одной группе, классе  с русскоязычными детьми;

2) дети - инофоны поступают в образовательную организацию без специальной подготовки, не могут усвоить программу;

3) педагоги не знают методики работы с детьми-мигрантами, не знают их родного языка, не учитывают их родной менталитет и религиозные традиции, не имеют специальной подготовки;

4) нет базовых программ обучения детей инофонов (билингвов) в русскоязычных детских садах, школах, нет методических пособий, специальных учебников и др.

Со всеми этими трудностями столкнулись и педагоги нашего детского сада.

И все-таки, существует несколько путей преодоления выше названных трудностей. Наиболее,  приемлемыми  на начальном этапе работы с детьми-мигрантами, на мой взгляд, являются:

- возможность дополнительного образования (коррекционно-развивающие группы);

- кружковая работа;

- система коррекционных занятий по русскому языку.

С целью оказания помощи педагогам в работе с детьми данной категории, мною была разработана авторская программа логопедического кружка «Говорушки».  

Программа прошла внешнюю экспертизу и получила положительную рецензию на кафедре логопедии, спецпедагогики и спецпсихологии факультета психологии и специального образования  Самарского государственного социально – педагогического университета и рекомендована в качестве элективной программы в дошкольных образовательных учреждениях.

Цель программы – оказать своевременную коррекционно – развивающую помощь воспитанникам среднего дошкольного возраста с билингвизмом, посещающих  группы общеразвивающей направленности.

Исходя из поставленной цели, я выделила ряд задач:

1. Развивать и обогащать  словарь по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.

2. Формировать и совершенствовать грамматический строй речи.

3. Развивать связную речь и коммуникативные навыки.

4. Развивать фонетико – фонематические системы языка.

5. Развивать артикуляционный аппарат.

Работа логопедического  кружка «Говорушки» рассчитана на 1 год обучения для детей 4 - 5 лет с билингвизмом.  

 Образовательная деятельность в кружке проводится 1 раз в неделю во второй половине дня. На работу с  подгруппой отводится 15 – 20 минут.  Всего в течение учебного года предлагается провести 32 занятия.

В программе представлены:

- учебно-тематический план;

- примерное тематическое планирование коррекционно-развивающей работы;

- планируемые результаты освоения программы;

- методика проведения индивидуальной оценки развития воспитанников;

- диагностический инструментарий для обследования речи;

- индивидуальный дидактический лист.

Работа по данной программе дала положительная результаты.

Логопедический кружок «Говорушки»  в 2022 – 2023 учебном году посещали 5 (100%) воспитанников  4 – 5лет с билингвизмом. На начало года отмечался «Критический» уровень успешности у всех воспитанников. Слуховое и зрительное восприятие не развито. Дети не дифференцировали  на слух звучание игрушек; не различали цвет, форму предметов; страдало целостное восприятие. Грубо была нарушена общая, мелкая и артикуляционная моторика. Фонематический слух был недостаточно развит. Импрессивный и активный словарь беден. Воспитанники не различали грамматические формы словоизменения и словообразования. Связная речь состоит из  отдельных  слов.

На конец года отмечается  динамика у всех 4 (100%) воспитанников. У них наблюдается «Допустимый» уровень успешности. Воспитанники научились дифференцировать на слух звучание игрушек, определять направление источника звука.  Дети правильно произносят гласные звуки и согласные раннего онтогенеза в словах и предложениях с ними. Дошкольники выделяют определённый звук из цепочки звуков; находят сходные и разные по звучанию слоги, слова. А также, различают высоту, силу, тембр голоса. Определяют  и называют цвет, форму предметов. Отмечается положительная динамика со стороны общей и мелкой  моторики. Воспитанники научились понимать и употреблять некоторые грамматические формы словоизменения и словообразования.  Однако,  связная речь  ещё  недостаточно развита.   Воспитанники пытаются строить предложение из двух слов, но грамматически неоформленных.

 Я надеюсь, что ранняя коррекция, проводимая в форме логопедического кружка, будет способствовать своевременному предупреждению возможных вторичных речевых нарушений в старшем дошкольном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников русскому языку как иностранному.

В материале представлен конспект первого урока по теме "Магазин. Что и где мы покупаем" для дошкольников, изучающих русский язык как иностранный....

Обучение инофонов грамматике русского языка (на примере количественно-именных сочетаний)

В статье рассматриваются особенности освоения детьми-инофонами дошкольного и младшего школьного возраста русских количественно-именных сочетаний, анализируется процесс постепенного постижения моделей ...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя по обучению татарскому и русскому языкам

Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя по обучению татарскому и русскому языкамv...

Многофункциональное пособие «ЦВЕТНАЯ КАРУСЕЛЬ»/«ТӨСЛЕ КАРУСЕЛЬ» по обучению дошкольников татарскому (русскому) языкам.

Пособие обеспечивает осуществление образовательного процесса в основных организационных моделях:  непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности взрослого и детей, самосто...

Обучение детей билингвов

методический материал. Комплексный подход к обучению детей билингвов....

Обучение детей-инофонов русскому языку в дошкольном учреждении

Обучение детей-инофонов русскому языку в дошкольном учреждении...

Консультация для родителей на тему: «УМК - как средство обучения детей основам русского языка для татароязычных детей»

Консультация для родителейна тему:«УМК - как средство обучения детей основам русского языка для татароязычных детей»...