Обучение детей – билингвов русскому языку как иностранному
методическая разработка по логопедии (средняя группа)
В настоящее время существуют трудности обучения детей-инофонов (билингвов) русскому языку как иностранному, а именно:
1) дети - инофоны, билингвы не говорят или плохо говорят на русском языке, а педагогам надо обучать их в одной группе, классе с русскоязычными детьми;
2) дети - инофоны поступают в образовательную организацию без специальной подготовки, не могут усвоить программу;
3) педагоги не знают методики работы с детьми-мигрантами, не знают их родного языка, не учитывают их родной менталитет и религиозные традиции, не имеют специальной подготовки;
4) нет базовых программ обучения детей инофонов (билингвов) в русскоязычных детских садах, школах, нет методических пособий, специальных учебников и др.
Со всеми этими трудностями столкнулись и педагоги нашего детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ns_portal.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение детей – билингвов русскому языку как иностранному
В настоящее время существуют трудности обучения детей-инофонов (билингвов) русскому языку как иностранному, а именно:
1) дети - инофоны, билингвы не говорят или плохо говорят на русском языке, а педагогам надо обучать их в одной группе, классе с русскоязычными детьми;
2) дети - инофоны поступают в образовательную организацию без специальной подготовки, не могут усвоить программу;
3) педагоги не знают методики работы с детьми-мигрантами, не знают их родного языка, не учитывают их родной менталитет и религиозные традиции, не имеют специальной подготовки;
4) нет базовых программ обучения детей инофонов (билингвов) в русскоязычных детских садах, школах, нет методических пособий, специальных учебников и др.
Со всеми этими трудностями столкнулись и педагоги нашего детского сада.
И все-таки, существует несколько путей преодоления выше названных трудностей. Наиболее, приемлемыми на начальном этапе работы с детьми-мигрантами, на мой взгляд, являются:
- возможность дополнительного образования (коррекционно-развивающие группы);
- кружковая работа;
- система коррекционных занятий по русскому языку.
С целью оказания помощи педагогам в работе с детьми данной категории, мною была разработана авторская программа логопедического кружка «Говорушки».
Программа прошла внешнюю экспертизу и получила положительную рецензию на кафедре логопедии, спецпедагогики и спецпсихологии факультета психологии и специального образования Самарского государственного социально – педагогического университета и рекомендована в качестве элективной программы в дошкольных образовательных учреждениях.
Цель программы – оказать своевременную коррекционно – развивающую помощь воспитанникам среднего дошкольного возраста с билингвизмом, посещающих группы общеразвивающей направленности.
Исходя из поставленной цели, я выделила ряд задач:
1. Развивать и обогащать словарь по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.
2. Формировать и совершенствовать грамматический строй речи.
3. Развивать связную речь и коммуникативные навыки.
4. Развивать фонетико – фонематические системы языка.
5. Развивать артикуляционный аппарат.
Работа логопедического кружка «Говорушки» рассчитана на 1 год обучения для детей 4 - 5 лет с билингвизмом.
Образовательная деятельность в кружке проводится 1 раз в неделю во второй половине дня. На работу с подгруппой отводится 15 – 20 минут. Всего в течение учебного года предлагается провести 32 занятия.
В программе представлены:
- учебно-тематический план;
- примерное тематическое планирование коррекционно-развивающей работы;
- планируемые результаты освоения программы;
- методика проведения индивидуальной оценки развития воспитанников;
- диагностический инструментарий для обследования речи;
- индивидуальный дидактический лист.
Работа по данной программе дала положительная результаты.
Логопедический кружок «Говорушки» в 2022 – 2023 учебном году посещали 5 (100%) воспитанников 4 – 5лет с билингвизмом. На начало года отмечался «Критический» уровень успешности у всех воспитанников. Слуховое и зрительное восприятие не развито. Дети не дифференцировали на слух звучание игрушек; не различали цвет, форму предметов; страдало целостное восприятие. Грубо была нарушена общая, мелкая и артикуляционная моторика. Фонематический слух был недостаточно развит. Импрессивный и активный словарь беден. Воспитанники не различали грамматические формы словоизменения и словообразования. Связная речь состоит из отдельных слов.
На конец года отмечается динамика у всех 4 (100%) воспитанников. У них наблюдается «Допустимый» уровень успешности. Воспитанники научились дифференцировать на слух звучание игрушек, определять направление источника звука. Дети правильно произносят гласные звуки и согласные раннего онтогенеза в словах и предложениях с ними. Дошкольники выделяют определённый звук из цепочки звуков; находят сходные и разные по звучанию слоги, слова. А также, различают высоту, силу, тембр голоса. Определяют и называют цвет, форму предметов. Отмечается положительная динамика со стороны общей и мелкой моторики. Воспитанники научились понимать и употреблять некоторые грамматические формы словоизменения и словообразования. Однако, связная речь ещё недостаточно развита. Воспитанники пытаются строить предложение из двух слов, но грамматически неоформленных.
Я надеюсь, что ранняя коррекция, проводимая в форме логопедического кружка, будет способствовать своевременному предупреждению возможных вторичных речевых нарушений в старшем дошкольном возрасте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение дошкольников русскому языку как иностранному.
В материале представлен конспект первого урока по теме "Магазин. Что и где мы покупаем" для дошкольников, изучающих русский язык как иностранный....
Обучение инофонов грамматике русского языка (на примере количественно-именных сочетаний)
В статье рассматриваются особенности освоения детьми-инофонами дошкольного и младшего школьного возраста русских количественно-именных сочетаний, анализируется процесс постепенного постижения моделей ...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя по обучению татарскому и русскому языкам
Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя по обучению татарскому и русскому языкамv...
Многофункциональное пособие «ЦВЕТНАЯ КАРУСЕЛЬ»/«ТӨСЛЕ КАРУСЕЛЬ» по обучению дошкольников татарскому (русскому) языкам.
Пособие обеспечивает осуществление образовательного процесса в основных организационных моделях: непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности взрослого и детей, самосто...
Обучение детей билингвов
методический материал. Комплексный подход к обучению детей билингвов....
Обучение детей-инофонов русскому языку в дошкольном учреждении
Обучение детей-инофонов русскому языку в дошкольном учреждении...
Консультация для родителей на тему: «УМК - как средство обучения детей основам русского языка для татароязычных детей»
Консультация для родителейна тему:«УМК - как средство обучения детей основам русского языка для татароязычных детей»...