Нейроупражнения для развития речи в работе учителя- логопеда.
консультация по логопедии (младшая группа)

В статье затрагивается актуальная тема развития речи детей дошкольного возраста. Раскрываются возможности нейропсихологических игр и делается акцент на эффективности их применения с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyrouprazhneniya_v_rabote_uchitelya-_logopeda.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Нейроигры для развития речи в работе учителя-логопеда.                                           По мнению специалистов, в последние годы отмечается рост числа детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Согласно международной статистике, нарушения речи имеются у 17,5% детей дошкольного возраста. И чем раньше они будут диагностированы, тем эффективнее будет лечение. Причины нарушений речи кроются в повреждениях центральной нервной системы, которые возникают в течение первых месяцев жизни ребенка, пренатальном и перинатальном периодах.      Соответствует ли речь ребенка его возрасту, следует узнать, обратившись к детскому логопеду. И сделать это следует в 2–3 года: именно этот период наиболее благоприятный в плане развития речи у малыша.

У детей, которые приходят к логопеду, все чаще встречаются следующие диагнозы:

- минимальная мозговая дисфункция (ММД);

- расстройства аутистического спектра (РАС);

- синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

В связи с этим логопеды ищут и внедряют новые методики для наиболее продуктивной коррекционной работы. Используемые в логопедической практике инновационные технологии не рассматриваются как самостоятельные, а служат эффективным дополнением к общепринятым, наиболее популярным технологиям и методикам, проверенным временем.

Нейроигры — это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов.

Игры задействуют мозг малыша, развивают концентрацию внимания, память, речь, работоспособность, мышление, мелкую и общую моторику, умение ориентироваться в пространстве, активизируют речь. С помощью нейроигр можно успокоить ребенка, помочь ему справиться со своими эмоциями.

Как понять, что у ребенка есть проблемы?

Родителям необходимо обратить внимание на то, что ребенок гиперактивный, не слышит взрослых, не реагирует на замечания или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный, испытывает трудности в усвоении рабочей программы. Достаточно часто у таких детей наряду с нарушениями речи имеются проблемы с координацией, крупной и мелкой моторикой, моторной неловкостью. В связи с этим у логопедов возникает необходимость включать в свою работу игры, которые смогут помочь ребенку отрегулировать свою координацию, внимание, двигательную активность и речь.

Нейрогимнастика — это система упражнений, которые эффективны на любом этапе развития. Но особую актуальность она приобретает при работе с детьми, у которых имеются проблемы в развитии речи.

Основная цель применения такой гимнастики — активизировать развитие речи у детей. Комплекс упражнений подбирается логопедами для:

- стимулирования речевой активности;

- вырабатывания слухоречевого внимания;

- улучшения процессов головного мозга, которые отвечают за речь;

- развития познавательных процессов (память, внимание, мышление).

Часто эти способности бывают нарушены у детей с ОВЗ. Чтобы понять степень нарушения восприятия и воспроизведения ритма, построить комплексную коррекционную работу по преодолению не только речевых, но и моторных нарушений, проводится диагностика.

Диагностика.

Диагностика включает в себя следующее.

  1. Беседа с ребенком. Часто дети не выговаривают слова, а произносят лишь отдельные слоги (либо начальные, либо ударные). Если ребенок произносит слово лишь частично, то это свидетельствует о нарушении слоговой и ритмической структуры слова. Также в предложении могут быть пропуски предлогов, слов.
  2. Счет количества хлопков (взрослый хлопает в ладоши, а ребенок считает, если может).
  3. Повторение хлопков за взрослым с сохранением количества ударов.
  4. Повторение хлопков за взрослым с сохранением ритмического рисунка.
  5. Наблюдение за моторным развитием ребенка: как он ползает и ходит.

Примеры нейроигр.

Современные логопеды все чаще стали внедрять нейроигры в коррекционную работу по развитию речи у детей с нарушениями речи.

Упражнения, которые чаще всего используются специалистами.

1. Упражнения, которые повышают тонус коры полушарий мозга

Возьмитесь за мочки ушей, потяните их вниз-вверх. Возьмитесь за среднюю часть ушей, потяните их вперед-назад и вправо-влево.

Средними и указательными пальцами обеих рук одновременно «обрисовывайте» контур щек массирующими круговыми движениями.

Откройте рот как можно шире и сделайте попытку зевнуть, надавливая подушечками пальцев на сустав, который соединяет верхнюю и нижнюю челюсти. Он будет натягиваться, и вы быстро найдете его.

2. Упражнения, направленные на улучшение качества переноса информации из одного полушария в другое

Веселая грядка
Ребенку необходимо раскладывать предметы в две корзинки. Если в названии предмета присутствует звук [а], то нужно положить его в левую корзинку. Если звук [у] — в правую. Картинки с предметами выбирайте, исходя из поставленной задачи.

Чей предмет?
Из тазика с сухим содержимым (наполненного песком, фасолью, цветным рисом и т. д.) ребенок достает по одному предмету и кладет к определенному символу звука. Пример: если в названии есть звук [к] — кладем одной рукой, если в слове звук [ж] — кладем другой рукой.

Волшебные палочки
Ребенок поочередно произносит слова, которые изображены на картинках. Ему показывают на карточку соответствующей трубочкой/палочкой (например, на картинку со звуком [в] — желтой, на картинку со звуком [р] — синей).

Все эти упражнения могут выполняться на автоматизацию звуков, на различные лексические темы и т. д.

Нос-ухо
Левой рукой нужно взяться за правое ухо, правой рукой — за нос. После чего делаем хлопок руками и меняем руки в точности наоборот. Параллельно с выполнением упражнения произносим звуки, слоги или слова.

3. Упражнения, которые повышают уровень самоконтроля (ритмичное изменение положений рук)

Нейротаблицы
В этих играх нужно одновременно обеими руками находить одинаковые объекты с разных сторон. Объекты могут быть совершенно разные: птицы и животные, числа, цифры, буквы и т. д.

Кулачок-ладошка
Произнесение слогового ряда соответственно предложенному ритмическому рисунку. Ребенок одновременно отхлопывает и произносит слоговой ряд, хлопком выделяя ударный слог.

Зеркальное рисование способствует восприятию информации, улучшает ее запоминание. На чистом листе бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы, при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

Благодаря простоте и увлекательности нейроигры являются эффективным инструментом. Регулярное их использование в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие речи, интеллекта и улучшает состояние физического, эмоционального здоровья. Снижает усталость, вырабатывает способность к контролю, что, в свою очередь, способствует исправлению недостатков развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Нейроигры можно применять не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей — вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствует развитию координации движений и психофизических функций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Развитие речи: аспекты взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов"

Основное условие комплексного решения проблем детей с умственной отсталостью - создание ситуации успешного развития, преодоления и предупреждения нарушений, единого образовательного пространства. Для ...

Игровые приемы для формирования связной речи, в работе учителя-логопеда

Загадки, описательные рассказы, мнемотехника, синквейн...

Мастер класс «Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. Путешествие в страну Правильной речи. Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)

Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов.  Задачи:1.Способствовать созданию условий для профессионального раз...

Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда . Путешествие в страну Правильной речи!

laquo;Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организован...