Формирование фонематического восприятия у ребенка, как залог успешного обучения в школе.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Формирование фонематического восприятия у ребенка, как залог успешного обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование фонематического восприятия у ребенка, как залог успешного обучения в школе. | 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи «Гармония» г.Волгодонска
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Формирование фонематического восприятия у ребенка, как залог успешного обучения в школе»
Составитель:
Учитель-логопед: А.В.Квартина
г. Волгодонск
2022
Формирование фонематического восприятия у ребенка, как залог успешного обучения в школе.
По материалам обследования последних лет, 15–20 % детей выпускается из детского сада с несовершенным произношением, причиной которого является несформированный фонематический слух.
Фонематический слух — одна из главных составляющих речи.
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.
Дети с недоразвитием фонематического слуха читают медленно, с ошибками; при письме пропускают буквы, переставляют их местами, не дописывают одну — две буквы в конце слова. Несовершенное фонематическое восприятие с одной стороны отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой тормозит формирование анализа и синтеза.
Дети с недостаточным развитием фонематического слуха, приступая к обучению грамоте, испытывают затруднения в звуко-буквенном анализе, они не могут усвоить правила грамматики и правописания. Важно определение путей повышения эффективности формирования у детей старшего дошкольного возраста фонематического восприятия, способствующего более успешному обучению в школе, социализации в обществе сверстников.
Большое значение этой проблеме придавал Каше Г. А. В своей книге «Подготовка к школе» он обращал внимание на то, что несформированность фонематических представлений приводит к тому, что готовность у таких детей к звуковому анализу речи оказывается значительно слабее, чем у нормально говорящих сверстников. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. в «Основах логопедии» разработали поэтапную систему работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы.
Огромное количество игр по развитию фонетико-фонематической стороны речи для дошкольников разработали Нищева Н. В. в «Играй-различайке».
Селиверстова В. И. в книге «Игры в логопедической работе с детьми».
Рекомендованные игры могут быть использованы для формирования правильной речи у детей, так и для коррекции различных несовершенств.
Способствуя развитию у дошкольников фонематического восприятия, вы достигните цели дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
Предлагаю комплекс игр и упражнений для формирования фонематического восприятия у ребенка.
Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов.
Игра «Тишина».
Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.
Игра «Узнай по звуку»
Различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки (деревянные ложки, металлические ложки, карандаши, молотки, резиновый мяч, стакан, ножницы, будильник).
Игры «Угадай на чем играю», «Шумовые баночки», «Где хлопнули?», «Где позвонили?»
Игры и упражнения по развитию речевого слуха— учат детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому:
«Дует ветер», «Метель», «Три медведя».
Игры на развитие слухового внимания.
Игра «Узнай слово». Хлопните в ладоши, когда услышите правильное звучание слова.
Бумага-пумага-тумага-бумага-пумака-бумака.
«Стихи-небылицы»
--Сели в ложку и –ай да! –
По реке – туда-сюда!
Мама с Бочками пошла
По дороге вдоль села.
--Врач напомнил дяде Мите:
«Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном.
«Незнайкины стихи»
Что стучишь так громко дождик? Не забьёшь ты даже гвождик.
Двое маленьких мышат тоже ходят в детский шад.
Грустят на пригорке две стройные ёрки.
Мама, мама, мне поверь: сам убрал свою постерь.
У Светланы и у Лизы Есть и санки. Есть и лызы.
Миша и Маша лежали в коляске, были они, безусловно, двойняски.
«Подскажи словечко.»
Не грозит рыбешкам скука,
Если где-то рядом….(щука)
Мчится, от собак спасаясь,
Меж кустов пугливый …(заяц)
Развитие навыков звукового анализа и синтеза
Найди картинку со звуком «Л»: слон, лев, лампа
Определи место звука «З» в слове: заяц, роза.
«Помоги собрать вещи». В чемодан надо положить предметы, в названии которых есть звук «Ш».
Игры и упражнения на дифференциацию слогов.
Ребенок повторяет слоги точно так же, как они были произнесены взрослым.
«Повтори, не ошибись», «Похлопаем», «Сколько слогов услышал, выложи столько камушков», «Что лишнее?»
Игры и упражнения на дифференциацию фонем.
Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.
-- выделение гласных из ряда звуков.
--узнавание гласных на фоне слога и односложных слов,
--выделение согласных из ряда других звуков.
«Умная машина», «Дракоша-звукоедик», «Поймай звук», «Доскажи словечко», «Звук заблудился», Игра с мячом «Поймай мяч на заданный звук».
Игры и упражнения на развитие навыка звукового анализа и синтеза.
Этот этап имеет определенную последовательность:
-- Определение количества слогов в словах разной сложности;
-- Выделение первого и последнего звука в слове;
-- Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой- звонкий, твердый- мягкий);
--Определение места, количества, последовательности звуков в слове.
Игры «Сколько звуков, посчитай», «Цепочка слов», «Найди место звука в слове», «Подбери картинки к символам гласных звуков», «Волшебный кубик» и т. д
Игра «Отстукивание слогов»
Цель: обучение слоговому анализу слов.
Каждому ребенку дается картинка. Ребенок громко произносит слово и отстукивает столько раз, сколько в слове слогов
Игра «Угадай слово»
Цель: составление слов с определенным количеством слогов
Описание игры: логопед не называет слово, а отстукивает слоговой состав слова. Дети должны придумать слово, которое подходит по слоговому составу. Если дети затрудняются, логопед снова отстукивает и произносит первый слог.
Игра «Слоговой поезд»
Цель: упражнять детей в делении слов на слоги.
Паровоз с тремя вагонами. На 1-ом - схема односложного слова, на 2-ом – схема двусложного слова, на 3-ем – схема трехсложного слова. Детям нужно «расселить» картинки в нужный вагон.
Игра «Цепочка слов»
Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
У каждого ребенка по 6 карточек. Начинает выкладывать цепочку логопед. Следующую картинку кладет ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово- название первой картинки. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.
Игра «Найди место звука в слове»
Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове.
У каждого ребенка карточка. Логопед показывает картинки и называет слова. Если звук слышится в начале слова, дети ставят фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку ставят во 2-ую клеточку. Если звук слышится в конце слова, то в третью клеточку.
Игра «Будь внимателен»
Цель: учить детей различать звуки «д» и «т» в словах/ по картинкам/
Задания: 1. «Назови все слова со звуком «Т»
2. «Назови все картинки со звуком «Д»
Игра – соревнование «Кто быстрее? »
Цель: Учить различать звуки «Б» и «П» в словах /по картинкам/
Задания: 1. Собери картинки со звуком «Б»
2. Собери картинки со звуком «Т»
Литература: Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. — М.,1987г; Филичева Т. Б., Чиркина Т. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 1999 г; Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. — Гуманитарный издательский центр ВЛАДООС, 1999 г; Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2004г; Дурова Н. В. Фонематика. — М., Мозаика-Синтез, 2002 г; Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., «Просвещение», 1988 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование ценностного отношения к здоровью – залог успешного обучения в школе»
Статья посвящена проблеме формирования ценностного отношения к здоровью дошкольников. Автор рассматривает теоретический аспект вопроса и описывает опыт педагогического коллектива муниципального дошкол...
Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации-залог успешного обучения в школе.
Статья о способе диагностики зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации, с целью планирования коррекционно-развивающей работы по данным направлениям. Также в статье описан...
Развитие фонематического слуха у детей - это залог успешного обучения чтению и письму в школе.
Методика работы по развитию фонематического слуха у детей с диагнозом: ТНР....
«Формирование мелкой моторики у детей дошкольного возраста как залог успешного обучения в школе»
Современная школа предъявляет высокие требования к уровню знаний, умений и навыков дошкольников, поступающих в школу. Некоторые авторы (Л.И. Божович, Я.Л. Коломинский, Е.Я. Панько, Е.Е. Кравцова...
Презентация к родительскому собранию, тема: "Хорошая речь ребенка-дошкольника - залог успешного обучения в школе"
Презентация к родительскому собранию, тема: "Хорошая речь ребенка-дошкольника - залог успешного обучения в школе"...
Формирование фонематического восприятия дошкольников , как залог успешного обучения в школе
Нарушение фонематического восприятия является частой причиной школьных неудач . В статье даются рекомендации и некоторые игровые приёмы по развитию фонематического восприятия и профилактики дисг...
Правильная речь ребенка — залог успешного обучения в школе
Важной составляющей, основой успешного обучения в школе является правильная, развитая речь ребенка. Родители должны понимать, что чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ...