"Материал для проведения диагностики познавательных функций у детей старшего и младшего дошкольного возраста (дефектология)"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Серкова Наталья Сергеевна

Диагностики познавательных функций детей старшего и младшего дошкольного возраста (дефектологическая работа)

 

За основу взят информационный источник – Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для П863 студ. высш. пед. учеб. заведений/И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дефектология17.8 КБ
Файл Дефектология212.77 КБ

Предварительный просмотр:

Карта индивидуального развития ребёнка

Ф.И. учащегося:

Дата рождения:

Дата посещения:

Курс социальной реабилитации: с (число, месяц, год) по (число, месяц, год)

Первичная (промежуточная, итоговая) диагностика

План обследования:

- любимая игрушка и игры ребёнка;

- любимые мультфильмы;

- любимые интересы и увлечения ребёнка;

- эмоциональное состоянии ребёнка;

- социальная адаптации ребёнка в обществе, с окружающими людьми (родители, родственники, знакомые и незнакомые люди, дети, педагог, новая обстановка);

- развитие и формирование звукопроизносительной стороны речи;

- понимании обращённой речи, смысла высказываний и выполнении действий по словесной (вербальной) инструкции и по показу (демонстрации) действий, то есть по невербальной инструкции;

- развитие и формирование лексико-грамматического строя речи и связной фразовой речи;

- развитие и формирование высших психических функций и познавательных процессов;

- развитие и формирование представлений о цвете предмета;

- развитие и формирование представлений о форме предмета;

- развитие и формирование представлений о размере (высота, длина) предмета;

- развитие и формирование пространственных представлений;

- развитие и формирование временных представлений;

- развитие и формирование навыков счёта и счётных операций;

- развитие и формирование графо-моторных навыков;

- развитие и формирование представлений о навыках социального обслуживания;

- развитие и формирование коммуникативных навыков;

- развитие и формирование эмоционально-волевой сферы;

- развитие и формирование личностных качеств;

- развитие и формирование зрительного, слухового и тактильного восприятия;

- развитие и формирование вкусовых ощущений.

Динамика развития

1 уровень –

низкий

- учащийся пассивен, выполняет задания медленно, совместно с педагогом при многократном повторении словесной инструкции и действия;

- учащийся выполняет только простые задания, которые направлены на минимальную затрату познавательных процессов, в основном, упражнения и игры на развитие общей и мелкой моторики, отвечает на вопросы односложно, или не отвечает, используя жесты и мимику для проявления эмоций;

- учащийся может работать по готовым шаблонам, взаимодействовать с игрушками, играть с магнитами, муляжами, простыми конструкторами, счётными палочками, цифрами от 1 до 5.

2 уровень –средний

- учащийся в умеренно темпе, самостоятельно выполняет задания по простой, знакомой словесной инструкции, принимает помощь педагога;

- учащийся выполняет задания, направленные на логическое мышление, простые речевые упражнения, подражает голосам некоторых диких, домашних животных и птиц, выполняет задания, направленные на развития понимания речи, отвечает на вопросы, используя знакомые в обиходе слова (существительные, глаголы, допуская ошибки в их согласовании в роде, числе, падеже);

- учащийся может работать с предметными картинками, используя в речи название предмета, характеризуя его по цвету, форме, размеру, величине, вкусу, если он съедобный, количеству, может играть с пазлами с прорезями для букв, цифр, магнитами, книгами-шнуровками, счётными палочками, цифрами от 1 до 10.

3 уровень –высокий

- учащийся активен, самостоятельно выполняет задания по сложной словесной инструкции, редко принимая помощь педагога;

- учащийся выполняет задания, направленные на развитие связной фразовой речи, может работать по сюжетной картинке или серии сюжетных картинок, описав, что на ней (них) изображено, задаёт вопросы и правильно на них отвечает, используя местоимение «я», взаимодействует с предметами и игрушками, может разыграть простой сюжет сказки, привлекая персонажей (игрушки, кукольный театр), знает алфавит, различает гласные и согласные звуки в слогах, словах, может придумать слог или слово с заданным звуком, составить предложение с называемым словом, редко принимая помощь педагога;

- учащийся выполняет задания, игры, направленные на развитие и формирование пространственных, временных, математических (владеет навыками присчёта, отсчёта, пересчёта, считает в прямом обратном порядке в пределах от 1 до 50-100, и от 20 до 1 на разном счётном материале), количественных, качественных представлений, эмоционально-волевой, коммуникативной сферы при использовании разных учебных, игровых, наглядных пособий и дидактического материала.

Заключение (первый вариант)

У учащегося (имя) не отмечается улучшений в развитии и формировании познавательных, речевых и физических процессов и функций. Рекомендовано дальнейшее посещение Центра социальной реабилитации, занятий у учителя-логопеда, социального педагога, педагога-психолога, музыкального педагога, АФК. Важное значение надо уделять дальнейшему развитию и формированию высших психических функций, всех компонентов речевой системы, в частности, связной фразовой речи, лексико-грамматического строя речи, коррекции звукопроизношения, коммуникации, эмоционально-волевой сферы и социализации через взаимодействие с людьми, взрослыми,  детьми и предметами окружающей действительности с учётом индивидуальных возможностей и особенностей ребёнка, его возраста, потребностей, ориентированных на зону его ближайшего и актуального развития, посредством использования здоровьесберегающих технологий, ИКТ, наиболее оптимальных и эффективных методов, приёмов, форм и средств коррекции.

Учитель-дефектолог ОРВ:                                                                                                         Серкова Н.С.                                                                                                             

Заключение (второй вариант)

У учащегося (имя) отмечаются незначительные улучшения в развитии и формировании познавательных, речевых и физических процессов и функций. Рекомендовано дальнейшее посещение Центра социальной реабилитации, занятий у учителя-логопеда, социального педагога, педагога-психолога, музыкального педагога, АФК. Важное значение надо уделять дальнейшему развитию и формированию высших психических функций, всех компонентов речевой системы, в частности, связной фразовой речи, лексико-грамматического строя речи, коррекции звукопроизношения, коммуникации, эмоционально-волевой сферы и социализации через взаимодействие с людьми, взрослыми,  детьми и предметами окружающей действительности с учётом индивидуальных возможностей и особенностей ребёнка, его возраста, потребностей, ориентированных на зону его ближайшего и актуального развития, посредством использования здоровьесберегающих технологий, ИКТ, наиболее оптимальных и эффективных методов, приёмов, форм и средств коррекции.

Учитель-дефектолог ОРВ:                                                                                                         Серкова Н.С.                                                                                                             

Заключение (третий вариант)

У учащегося (имя) отмечаются значительные улучшения в развитии и формировании познавательных, речевых и физических процессов и функций. Рекомендовано дальнейшее посещение Центра социальной реабилитации или ДОУ детский сад комбинированного, компенсирующего вида для занятий с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, социальным педагогом, педагогом-психологом. Важное значение надо уделять дальнейшему развитию и формированию высших психических функций, всех компонентов речевой системы, связной фразовой речи, лексико-грамматического строя речи, коррекции звукопроизношения (дифференциация, автоматизация, звуко-буквенный, слоговой анализ и синтез) и социализации через взаимодействие с людьми, взрослыми,  детьми и предметами окружающей действительности с учётом индивидуальных возможностей и особенностей ребёнка, его возраста, потребностей, ориентированных на зону его ближайшего и актуального развития, посредством использования здоровьесберегающих технологий, ИКТ, наиболее оптимальных и эффективных методов, приёмов, форм и средств коррекции.

Учитель-дефектолог ОРВ:                                                                                                         Серкова Н.С.



Предварительный просмотр:

Основное содержание дефектологической диагностики включает изучение познавательной сферы ребёнка (его достижений, потенциальных возможностей) и позволяет судить о сформированности  необходимых для успешного обучения психофизических функций: зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, ориентировки в пространстве, слухомоторной координации, развития мелкой моторики рук. Поэтому в качестве диагностических задач можно выделить следующие: 
выявление качественных особенностей психического развития ребёнка; 
выявление «уровня обученности», то есть степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями; 
- определение характера динамики развития и особенностей обучаемости при овладении программой; 
- дифференциация сходных состояний на основе длительного психолого-педагогического наблюдения и изучения динамики развития; 
- определение параметров школьной зрелости и выбор оптимальной формы школьного обучения. 
Методологические приёмы, используемые в диагностике: 
- сравнение (как сравнение наблюдаемого учебного процесса с желаемым среднестатистическим стандартом);
- анализ (дает возможность установить причинность отклонений в развитии); 
- прогнозирование (отслеживание способности переносить полученные знания в другие ситуации);
- оценка;
- контроль.
        Педагогическая диагностика по своим целям, задачам и области применения весьма самостоятельна, но свои методы и диагностические методики заимствовала из практической психологии: 
- обзорно-аналитический; 
- математико-статистический; 
- скрининговый; 
- наблюдение (внешнее (наблюдение со стороны), свободное, включенное); 
- беседа; 
- тестирование; 
- эксперимент; 
- опрос. 
           Для обследования рекомендуется примерный перечень материалов, которые могут быть использованы в зависимости от целей исследования, индивидуальных особенностей ребёнка. 


Для исследования внимания: 
1. 
Методика «Корректурных проб» (методики Бурдона, Пьерона-Рузера, кодирование Векслера). 
2. Методика Векслера (таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями). 
3. Методика «Счёт по Крепелину» (для исследования работоспособности). 
4. Таблицы Шульте (для исследования темповых характеристик деятельности и особенности внимания, выявления инертности психических процессов);

5. «Найди и вычеркни», «Проставь точки», «Запомни и расставь точки», «Корректурная проба» (буквенный вариант), «Перепутанные линии», «Определение продуктивности и устойчивости внимания», «Оценка распределения внимания»,  «Таблица переключения внимания», «Проба Мюнстберга».


Для исследования восприятия: 
1. Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения. 
2. «Почтовый ящик». Доски Сегена разных вариантов сложности, вкладыши. 
3. Кубики Кооса. 
4. Методика А.Н. Бернштейна (набор предметных картинок, разрезанных на 4-8 (и более) частей). 
5. Картинки для определения правой, левой стороны, понятия «верх», «низ», «посередине». 

6. «Коробочка форм».

7. «Найди квадрат».

8. «Разрезные картинки».

9. «Эталоны».

10. «Овощи и фрукты».

11. «Чего не хватает на этих рисунках?»

12. «Узнай, кто это?»

13. «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

14. «Чем залатать коврик?»


Для исследования мышления: 
1. Таблицы с заданиями на исключение понятия, не подходящего остальным. 
2. Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей. 
3. Методика «Выделение существенных признаков». 
4. Методика «Простые аналогии», «Сложные аналогии». 
5. Набор сюжетных картинок разной степени сложности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности).

6. «Обведи контур»

7. «Воспроизведи рисунки»

8. «Вырежи фигуры»

9. «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходств и различий в объектах»

10. «Кубик Рубик»

11. «Что здесь лишнее?»

12. «Раздели на группы»

13. «Кому чего не хватает (или не достаёт)?

14. Методика «Времена года»

15. Методика «Количественные отношения»

Для исследования памяти: 

1. Методика «Запомни цифры»

2. Методика «Оценка оперативной зрительной памяти»

3. Методика «Характеристика динамических особенностей процесса запоминания»

4. Методика «Определение объёма кратковременной зрительной памяти»

5. «Метод Леонтьева»

6. «Запомни рисунки»

7. «Узнай фигуры»

8. «Оперативная память»

9. Диагностика опосредованной памяти

10. «Выучи слова»

Для исследования воображения (методики предназначены для детей с нарушенным зрением, слухом, опорно-двигательным аппаратом при норме интеллектуального развития, для детей с ОНР, ФФНР, ФНР, имеющих неосложнённую форму психических и речевых нарушений, умеющие устанавливать причинно-следственные связи):

1. «Нарисуй что-нибудь»

2. «Придумай рассказ»

3. «Придумай игру»

4. «Понимания переносного смысла пословиц»

5. «Составление изображённых объектов»

6. «Что означает интонация?»

7.  «Исследование пространственного воображения»

8. «Выведение следствий»

9. «Неоконченный рисунок»

10.   «Три слова»

Для исследования эмоциональной сферы дошкольников используются достаточно разнообразные методики, целью которых является выяснение самопозиционирования ребёнка в окружающем мире и обществе, а также нахождение путей коррекции возможных комплексов и сбоев. Диагностика младших дошкольников проводится следующими методами: 

- ролевые – ребёнку предлагается принять и проиграть определённую роль (животное, члены семьи, неодушевлённые предметы, сказочные персонажи);

психогимнастические игры – в процессе таких игр у детей формируется принятие собственного имени и качеств характера, способность к самопознанию;

- коммуникативные игры –  эти игры помогают детям научиться вербальному изложению своего отношения к окружающим людям, высказыванию собственного мнения и потребностей, оказыванию поддержки, контакту с окружающим обществом.

Готовность ребёнка к обучению в школе включает в себя  несколько компонентов: 

- личностную готовность – достаточный уровень развития мотивационной, коммуникативной, регулятивной сферы;
интеллектуальную готовность – достаточный запас знаний, усвоенный в системе, достаточный уровень развития психических процессов, позволяющий применять и использовать полученные знания. 
речевую готовность – сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, грамматической правильности и монологической речи. 
эмоционально-волевую готовность – умение ставить цель, планировать деятельность, принимать решение, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия;
готовность руки к письму – сформированность графомоторных навыков. 
физическую готовность – положительное состояние здоровья, достаточное физическое развитие. 
     В структуре готовности к школьному обучению детей с недостатками интеллектуального развития приоритетным направлением в диагностической работе учителя-дефектолога является изучение и выявление уровня интеллектуальной готовности.

Для исследования направленности на отметку используются следующие проективные методики (предназначены для детей с нарушенным зрением, слухом, опорно-двигательным аппаратом при норме интеллектуального развития, для детей с ОНР, ФФНР, ФНР, имеющих неосложнённую форму психических и речевых нарушений, умеющие устанавливать причинно-следственные связи):

1. Анкета для определения школьной мотивации

2. «Направленность на отметку» (по С.П. Ильину, Н.А. Курдюкову)

3. «Каков ребёнок во взаимоотношениях с окружающими людьми».

4. Методика изучения мотивации (по Н.Л. Белопальской).

5. «Направленность на приобретение знаний» (по С.П. Ильину, Н.А. Курдюковой)

6. «Дом-дерево-человек»

7. «Тест тревожности»

8. «Какой я?»

9. «Выбор в действии»

10. «Семантический дифференциал»

Для исследования готовности к школе на начало года направленности используются следующие проективные методики (предназначены для детей с нарушенным зрением, слухом, опорно-двигательным аппаратом при норме интеллектуального развития, для детей с ОНР, ФФНР, ФНР, имеющих неосложнённую форму психических и речевых нарушений, умеющие устанавливать причинно-следственные связи):

1. «Отношение к школе» (мотивационная готовность; по Н.Я. Кушниру)

2. Беседа (общая осведомлённость)

3. «Сравнение» (вербальный интеллект)

4. «Исключение четвёртого»

5. Тест Керна-Йирасека» (зрительно-моторная координация, саморегуляция, пространственная ориентировка)

6. «Графический диктант» (саморегуляция)

Для исследования готовности к школе на конец года направленности используются следующие проективные методики (предназначены для детей с нарушенным зрением, слухом, опорно-двигательным аппаратом при норме интеллектуального развития, для детей с ОНР, ФФНР, ФНР, имеющих неосложнённую форму психических и речевых нарушений, умеющие устанавливать причинно-следственные связи):

1. Степень психосоциальной зрелости (тестовая беседа, предложенная С.А. Банковым)

2. «Назови одним словом» - 2 (вербальное мышление)

3. «Пятый лишний»

4. «Разрезные картинки» (невербальное мышление)

5. «Последовательность событий»

6. «Третий подходящий»

7. «10 слов» (слуховая память).

8. «Запомни картинки» (зрительная память)

9. «Бусы» (последовательность событий)

10. Методика Гудкиной

11. «Пространственная ориентировка»

Диагностика речевого развития детей 2-4 лет

Формирование словаря

Для проведения диагностического обследования младших дошкольников и выявления их уровня речевого развития необходим иллюстративный материал: тематические предметные и сюжетные картинки. Детей необходимо заинтересовать, а потому все задания предлагаются в игровой форме.

Дошкольники должны ориентироваться в следующих лексических темах: «Времена года», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «Предметы личной гигиены», «Домашние и дикие животные», «Домашние птицы», «Насекомые», «Человек. Части тела».

Для закрепления имён существительных можно предложить варианты заданий.

  • Вариант. 1. В таблице разные предметные картинки взрослый показывает любое изображение, а ребёнок должен сказать, что это.
  • Вариант 2. Взрослый называет предмет, а ребёнок должен найти его изображение.
  • Вариант 3. Взрослый предлагает выбрать все картинке по заданной тематике. Например, «Покажи игрушки». «Собери овощи». «Где домашние животные?».

Использование глаголов в речи можно проверить, предложив дошкольнику этого возраста сюжетные картинки, с изображением трудовых действий, способов передвижения, эмоциональных состояний людей. Ребёнок рассматривая картинку, должен отвечать на предложенные вопросы. Например, «Как передвигается червяк? Бабочка?» и т.д.

Можно предложить игру «Кто как голос подаёт?» — взрослый спрашивает «Как поёт петух? Утка? Воробей? Кошка? и т.д.

Прилагательные. Взрослый показывает или изображение, или какой-то предмет и просит определить его цвет, размер, какой на вкус. Например, лимон (жёлтый, кислый).

Для диагностики речевого развития дошкольников 3-4 лет предложить игру «Скажи наоборот». Взрослый начинает фразу, а ребёнок заканчивает:

  • Слон большой, а мышь …. (маленькая).
  • У мамы волосы длинные, а у папы …. (короткие).
  • Волк смелый, а заяц … (трусливый).

Для проверки наречий (высоко-низко, далеко-близко, тепло-холодно) также понадобятся сюжетные картинки.

Грамматический строй речи

Чтобы проверить умения детей ставить существительные в форму множественного числа, ему предлагается рассмотреть парные предметные картинки (стул-стулья, тарелка – тарелки и т.д.) и ответить «Что изображено на одной картинке? (один предмет)  на другой? (несколько предметов).

Проверка сформированности умений образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных происходит при помощи предметных картинок. Ребёнку можно предложить назвать изображённые предметы ласково, например, кукла – куколка, стол — столик, яблоко – яблочко и т.д.

Умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами лучше при помощи сюжетных картинок или игрушек и наводящих вопросов. Например, кукла спит, а куклы? Мяч лежит, а мячи?

Употребление глаголов в разном времени можно закрепить с помощью вопросов типа, «Что делаешь сейчас? Чем занималась вчера мама? Что ты будешь делать завтра?»

Глаголы в разном времени

Правильное использование предлогов также проверяется с помощью вопросов по сюжетным картинкам или расположению предметов в пространстве. Например, перед малышом стоит коробка, в ней лежит красный кубик, а на нём зелёный, перед коробкой сидит кукла, за ней – матрёшка. Ребёнку можно задать вопросы: «Где находится кукла? Кубики? Зелёный кубик? Красный? и т.д.

Звуковая культура речи

Это чёткое произношение всех звуков. Ошибки взрослый может услышать в повседневной речи дошкольников. Также можно попросить ребёнка повторить за родителем слова для проверки какого-то конкретного звука, например, твёрдый и мягкий звук «м» — мышь, мяч, Маша, мишка.

Связная речь

Дошкольники должны уметь:

  • внятно выражать свою мысль;
  • рассказывать знакомую сказку, событие из своей жизни (Как провёл выходные? Что понравилось в цирке? и т.п.;
  • составлять небольшой описательный рассказ об игрушке с помощью наводящих вопросов и по сюжетной картинке «Кукла обедает», «Мальчик играет в игрушки».

В таблице приведены примерные требования к рассказыванию знакомой сказки (для высокого уровня речевого развития младших дошкольников).

2-3 года

3-4 года

  • Рассказывает самостоятельно
  • Называет всех героев сказки
  • Знает последовательность действий
  • Рассказывает самостоятельно
  • Знает героев и их характерные признаки, например, волчок-серый бочок, мишка косолапый.
  • Знает последовательность событий
  • Начинает и заканчивает сказку теми же словами, что и в книге.

Диагностика речевого развития детей 4-5 лет

Формирование словаря

Дошкольники этого возраста должны иметь элементарные знания по лексическим темам: «Времена года», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «инструменты, бытовая техника», «Предметы личной гигиены», «Деревья и кустарники», «Ягоды», «Цветы», «Домашние и дикие животные», «Домашние птицы», «Зимующие и перелётные птицы», «Насекомые», «Человек. Части тела», «Профессии». Для их закрепления используются игры:

  • «Узнай по описанию»: взрослый загадывает какой-то предмет и называет его характеристики, ребёнок должен отгадать задуманное, например, жёлтый, овальный, кислый (лимон), зелёный, круглый, сладкий, большой (арбуз);
  • «Кто у кого?» —  в таблице два окошка, в одном изображение взрослого животного, во второе – ребёнок должен положить изображение детёныша, у зайчихи кто? (зайчата), У волчицы? У курицы и т.д.
  • «Назови ласково»  — лиса – лисичка, утка – уточка, воробей – воробышек и т.д.
  • «Один-много» — один лимон – много лимонов; один мяч – много мячей, одна берёза – много берёз и т.д.
  • «Мяч давай, части тела называй» или «Мяч бросай, мебель быстро называй». Взрослый говорит обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Тот, возвращая мяч, должен перечислить соответствующие слова. Игра будет интересней, если участие будут принимать несколько детей.

Для выявления понимания дошкольником назначения предметов используется игра «Что для чего?»:

  • Чем рисует художник?
  • С помощью чего пришивают пуговицу?
  • Какой предмет понадобиться для игры в футбол?
  • В какой посуде готовят первые блюда? И т.д.

Диагностика грамматического строя речи проводится с помощью аналогичных заданий, что и при обследовании дошкольников 3 лет.

Для проверки употребления предлогов можно предложить такое задание. В карточке-таблице разложить геометрические фигуры по заданию, например, квадрат над треугольником, круг под треугольником, овал на квадрат.

Геометрические фигуры

Звуковая культура речи

В этом возрасте дошкольники должны произносить чётко все звуки. В звуковой таблице отмечаются красным цветом гласные звуки, синим – твёрдые согласные, зелёным – мягкие согласные.

Для выявления развития умений детей этого возраста дифференцировать слова, близкие по звучанию предлагается назвать изображения на картинках или повторить за взрослым: точка – дочка, коза – коса, жар – шар, уточка – удочка и т.д.

Проверить умение слышать определённый звук из звукового ряда можно следующим образом. Родитель произносит несколько звуков «т, п, а, л, и, д, и», ребёнку нужно хлопнуть тогда, когда услышит, например, звук «и».

С помощью игры «Эхо» проверяется слуховое внимание. Взрослый произносит слоги и просит их повторить: пи-би; да-та;  зо-со; жа-ша.

Связная речь

Для этого возраста важно уметь:

  • придумывать простые предложения из 3-4 слов;
  • составлять рассказы по картине, серии картин, из личного опыта объёмом до 5 предложений;
  • пересказывать тексты объёмом 3-5 предложений;
  • выразительно читать стихи.

Для продуктивного речевого развития полезно использовать наглядные пособия, разработанные самостоятельно. Так, чтобы ребёнок быстрее запоминал стихи, их можно представить в таблице, например:

Стихи в таблице с картинками

Диагностика речевого развития детей 5-6 лет

Формирование словаря

Лексические темы дополняются «Праздники», «Музыкальные инструменты», «Животные севера и юга». Используются игры, что и при обследовании дошкольников 4-5 лет.

Понимание ребёнком смысловой стороны слова можно проверить, предложив ребёнку придумать окончание предложений:

  • Осенью часто идёт моросящий…
  • Весной с юга возвращаются перелётные…
  • Символ России – белоствольная…

Грамматический строй речи

Развитие слухового внимания проверяется при помощи следующего задания. Взрослый называет слова, а ребёнку нужно хлопнуть, когда услышит звук «ш», в словах домик, волчок, шапка, кора, лиса, шишка, ручка, машина.

Звуковая культура речи

Взрослый называет слова, ребёнок определяет, на какой слог падает ударение и сколько слогов: удочка, машина, клубок, коробка, лошадь.

Игра «Найди звук» — ребёнок должен определить положение заданного звука в слове, например, звука «с» — сова, роса, сор, рысь, коса.

Игра «Твёрдый-мягкий» — ребёнку нужно определить, в какой позиции находится заданный звук. Новый звук отмечается в звуковой таблице цветовым сигналом.

Определять количество звуков и букв в слове.

Сколько звуков в слове

 

Связная речь

Дошкольники этого возраста должны уметь:

  • составлять простые и сложные предложения. Например, из заданных слов: с гор, весна, ручьи, наступила, побежали.
  • из предложенных словосочетаний образовывать новые: платье из шерсти – шерстяное платье, деревянные ящик – ящик из дерева, яблоко покраснело – покрасневшее яблоко и т.д.
  • составлять рассказы по картинке, серии картинок, из личного опыта (5-6 предложений);
  • пересказывать текст в объёме до 5 предложений;
  • знать и объяснять значение пословиц и поговорок;
  • выразительно читать стихи, загадки.

Диагностика речевого развития детей 6-7 лет

Формирование словаря

Лексические темы те же.  Дидактически игры также используются аналогичные, что и при обследовании детей шестилетнего возраста. Можно использовать дополнительные задания:

«Часть – целое» — ребёнку нужно назвать части или детали целого. Например, лицо (глаза, рот, нос, лоб, щёки, подбородок, брови), чайник (носик, ручка, дно, крышка) и т.д.

«Назови одним словом»: грач, журавль, аист – это, пальто, куртка, плащ – это, кресло, кровать, диван – это и т.д.

«Профессии»:

  • Кто водит автомобиль?
  • Кто разносит почту?
  • Кто тушит пожар?
  • Кто лечит людей? И т.д.

Для выявления у детей уровня использования в речи прилагательных предлагаются такие варианты заданий:

Ребёнку предлагаются предметы или предметные картинки, ему нужно назвать их признаки: Мяч какой? Груша какая? Кресло какое? Цветы какие?

Дошкольник этого возраста должен образовать прилагательные от существительных: стол из дерева какой? (деревянный), Стакан из стекла какой? (стеклянный), Котлеты из курицы какие? (куриные), Платье из шёлка какое? (шёлковое) и т.д.

Употребление антонимов: чистый – (грязный), добрый – (злой), толстый – (тонкий), весёлый – (грустный), тепло – (холодно), далеко – (близко), друг – (враг) и т.д.

Антонимы в картинках

Глаголы. «Кто как передвигается?» птица – (летает), змея – (ползает), человек – (ходит, бегает);

«Кто что делает?» повар – (готовит), врач – (лечит), художник – (рисует).

Грамматический строй речи

Образование существительных во множественном числе в именительном и родительном падежах: кукла – куклы – кукол, яблоко – яблоки – яблок и т.д.

«Назови ласково»: воробей – (воробышек), стол – (столик), диван – (диванчик), цветок – (цветочек) и т.д.

Сочетание существительных с числительными: карандаш – (2 карандаша, 7 карандашей), яблоко – (2 яблока, 5 яблок), матрёшка – (2 матрёшки, 6 матрёшек) и т.д.

Образование глаголов с помощью приставок: лететь – (улететь, долететь, слететь, подлететь, влететь, полететь) и т.д.

Результаты в таблице

Существительные мн. числа

Существительные мн. числа родительного падежа

Уменьшительно-ласкательные формы

Согласование существительных и прилагательных

Согласование существительных с числительными

Диагностика предполагает конечный результат, я именно, выявление уровня развития:  + высокий – все задания выполняются самостоятельно, правильно; — + средний —  большая часть выполнена правильно или все с подсказками; — низкий — большая часть не выполнена. В таблице можно отражать все компоненты речи по всем ступеням возраста дошкольников.

Звуковая культура речи

Дошкольник должен чётко произносить все звуки. Ребёнок либо произносит слова на заданный звук, либо повторяет предложения, например, Шла Саша по шоссе и сосала сушку; Зина закрыла замок; Рома рад Рите.

Ребёнку предлагаются задания на звуковой анализ слова:

  • выделить ударный гласный: удочка, пачка, игра.
  • назвать первый и последний согласный: дочка, сом, ком, лимон, стол.
  • выбрать картинки с изображением предметов, в которых встречается звук «Н»: рыба, нож, лопата, носки, стакан, шарф.
  • определить количество слогов в слове: комар, улитка, совок, армия, рубашка.
  • назвать звук, с которого начинается слово на картинке, в таблице, приведённой ниже. В пустую ячейку ребёнок должен положить соответствующую цветную карточку. (красная – гласный, синяя – твёрдый согласный, зелёная – мягкий согласный)

Таблица с картинками для изучения звуков

Ребёнок должен произнести слоги, которые можно представить в таблице:

Таблица со слогами для развития речи ребёнка

Связная речь

Задания аналогичны, что и при обследовании дошкольников шестилетнего возраста, только составляемые рассказы должны объёмом до 8 предложений. В таблице опорные картинки, с помощью которых ребёнок составляет рассказ «Зима».

Карточка для развития речи ребёнка



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: День пожилого человека в детском саду. «ПРАЗДНИК ЛАСКОВЫХ ГЛАЗ И ТЕПЛЫХ РУК» для детей старшего и младшего дошкольного возраста

Сценарий: День пожилого человека в детском саду. «ПРАЗДНИК ЛАСКОВЫХ ГЛАЗ И ТЕПЛЫХ РУК» для детей старшего и младшего дошкольного возраста...

Проект по социально-коммуникативному развитию детей старшего и младшего дошкольного возраста "Чудо новогодней игрушки", 12.2018 г.

Данный проект дает возможность отразить представления детей о новогоднем празднике в разных видах деятельности (творчество, общение).Особое отношение в своей работе относим просветительской работе с р...

Сюжетно-ролевая игра «Городская жизнь. Выходной день в кафе» Вертикальное взаимодействие детей старшего и младшего дошкольного возраста

Вертикальное взаимодействие детей старшего и младшего дошкольного возраста.Цель: Создание условий для обогащения социальных знаний, способствовать межличностному общению старших и младших дошкольников...

Сюжетно-ролевая игра «Городской ПИКНИК» Игровое взаимодействие детей старшего и младшего дошкольного возраста

Игровое взаимодействие детей старшего и младшего дошкольного возраста.Цель: Развитие вертикального взаимодействия детей старшего и младшего дошкольного возраста....

Взаимодействие детей старшего и младшего дошкольного возраста в досуговой деятельности.

Поощрять стремление детей старшего дошкольного  возраста подоброму относиться к малышам...

Плахотнюк В.И. Доклад «Инновационные подходы в развитии познавательной активности детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Инновационные подходы в организации познавательно – исследовательской деятельности с детьми раннего дошкольного возраста.Подготовила воспитатель первой категории Плахотнюк Валентина Ивановна МАД...