Диагностическая методика на выявление уровня разхвития словаря дошкольников
консультация по логопедии (старшая группа)
Методика обследования словарного запаса дтей с ОНР
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методика № 1.( Филичева Т. Б., Чавелева Н. А., Чиркина Г. В .) Цель:определить запас слов, хранящийся в активной памяти ребёнка . Задание 1. Ребенку показывают 25 картинок с тематическими циклами («Домашние и дикие животные», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Транспорт», Обувь.). Ребенок должен показать и назвать что изображено на картинке. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. Высшая оценка 25 баллов . Задание 2. Логопед задает вопросы ребенку направленные на выявление пассивного и активного словаря, грамматических навыков. - Скажи чем покрыто туловище зайца? Утки? - Где живет медведь? Рыба? - Как называются детеныши курицы? Собаки? Коровы? - Чем питается корова? Медведь? - Как можно сказать про лису? Она какая? Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Высшая оценка 10 баллов.
Задание 3. Логопед выявляет количественный запас существительных, прилагательных, глаголов предлагая ребенку закончить предложение. - У собаки хвост длинный, а у зайца… - Рыба в воде плавает, а змея по земле … - Кошка мяукает, а собака … - Воробей чирикает, а ворона… - Ручкой пишем, а карандашом… - На самолете летаем, а на машине … - Жаба прыгает, а комар … - Днем светит солнце, а ночью… - По льду катаются на коньках, а по снегу … - Мультфильмы смотрим, а сказку… Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Высшая оценка 10 баллов . Оценка результатов: После выполнения всех трех заданий, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 45 баллов – соответствует высокому уровню; 44-22 баллов – среднему; менее 22 баллов – низкому уровню развития словаря.
Методика № 2.( О. С. Ушакова, Е. М. Струнина .) Цель: выявление уровня развития активного словаря . 1.Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда? 1)Ребенок объясняет значение слов; 2)называет отдельные признаки, действия; 3)называет 1 – 2 слова . 2.Что бывает глубоким? Мелким? Высоким? Низким? Легким? Тяжелым? 1)Выполняет все задания, называет 1 - 2слова к прилагательному; 2)подбирает слова к 2 - 3прилагательным; 3)подбирает слово только к одному прилагательному . 3.Что называют словом ручка? 1)Называет несколько значений этого слова; 2)называет два значения этого слова; 3)перечисляет предметы у которых есть ручка . 4.Придумай предложение со словом ручка. 1)Составляет грамматически правильно предложение из трех слов. 2)называет два слова (словосочетание); 3)подбирает только одно слово .
5.Ручка нужна, чтобы…Ручкой можно… 1)Правильно заканчивает разные типы предложений; 2)называет два слова; 3)подбирает только одно слово . 6.Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой … А если зайчонок бел веселый и радостный, то он не просто шел, а …» 1)Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу; 2)называет 2 – 3 слова; 3)подбирает только одно слово. 7. Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу. А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а… 1)Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу; 2)называет 2 – 3слова; 3)подбирает только одно слово. 8.Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал. 1)Правильно называет слова в повелительном наклонении; 2)подбирает два слова; 3)называет одно слово .
9.Скажи, кто детеныш у зайца? Детеныши? У зайца много… Аналогичные вопросы задается про других животных. 1)Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме; 2)называет правильно только одну форму; 3)не выполняет задание. 10.Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы. 1)Ребенок называет все слова правильно; 2)называет два – три слова; 3)говорит одно слово. 12.Что называют словом игла? Какие иглы ты еще знаешь? 1)Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу; 2)называет только одно значение этого слова; 3)повторяет слово за взрослым . 13.Какая игла у ежа? Про что мы говорим: острый, острая, острые? 1)Ребенок называет несколько предметов; 2)правильно подбирает два слова; 3)называет одно слово . 14.Что можно делать иглой? Для чего она нужна? 1)Ребенок называет разные действия; 2)называет два действия; 3)называет одно действие.
15.Составь предложение со словом игла. 1)Ребенок составляет сложное предложение; 2)составляет простое предложение; 3)называет одно слово. 16.Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно? 1)Ребенок правильно исправляет все предложения; 2)правильно исправляет два предложения; 3)повторяет предложения без изменения. Оценка: 3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно. 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания. I – высокий (48 – 32 балла). Ребенок отвечает на вопросы точно, самостоятельно. Правильно употребляет в речи существительные, прилагательные, глаголы. Подбирает синонимы, антонимы к заданным словам разных частей речи. II – средний (32 – 16 баллов). Ребенок отвечает не на все вопросы, допускает неточности, пользуется помощью взрослого. III – низкий (16 – 0 баллов). Ребенок активно пользуется помощью, не выполняет задания .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа_Диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников, краткая характеристика
Курсовая работа_Диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников, краткая характеристика...
Пакет диагностических методик по выявлению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике готовности к школьному обучению, позволяющей взрослому понять, в верном ли направлении он осуществляет подготовку детей к школе. Ценност...
Пакет диагностических методик по выявлению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике готовности к школьному обучению, позволяющей взрослому понять, в верном ли направлении он осуществляет подготовку детей к школе. Ценност...
Диагностический инструментарий по выявлению уровня навыков экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью...
Диагностический материал для выявления уровня сформированности экологических знаний у дошкольников
Диагностические методикипо экологическому воспитанию (модификация методик Цветковой И. В., Николаевой С.Н.) Методика "Знатоки природы"Цель: определить уровень сформированности эко...
Диагностический комплекс для выявления уровня сформированности мелкой моторики у детей шести лет (методика Е. Архиповой)
АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ...
Диагностические методики на выявление первоначального уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: констатирующий этап проектной деятельности
Перед началом работы по реализации педагогического проекта нам необходимо узнать первоначальный уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, в связи с этим целью конст...