особенности развития детей с нарушениями речи
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Особенности развития детей с нарушениями речи.
Главная особенность выявленных в детском возрасте нарушений развития речи — обратимость или минимизация сопутствующих им последствий. Они могут носить как физиологический, так и патологический характер. У детей с ТНР отсутствует первичное нарушение интеллекта, сохранен слух, но имеются серьезные речевые дефекты, которые оказывают негативное воздействие на становление психики — невнятная речь, неправильное произношение звуков, недостаточная степень овладения звуковым составом слова, которое может повлечь за собой нарушение в развитии навыков чтения и письма. Несмотря на то, что многие дети отлично понимают обращенную к ним речь, сами они не имеют возможности для общения с окружающими посредством словесной формы речи. В ряде случаев эти и многие другие дефекты являются серьезным препятствиям для полноценного общения.
Из тяжелых речевых нарушений наиболее часто встречаются алалия, афазия, ринолалия, дизартрия. К ТНР можно отнести и некоторые из форм заикания (при условии, что из-за данного дефекта ребенок не может обучаться в обычной школе). Как правило, сюда относят сочетающееся с ОНР (общее недоразвитие речи) заикание.
Особенности детской речевой деятельности оказывают непосредственное воздействие сенсорную, интеллектуальную и аффективно-волевую сферы, а именно — на процесс их формирования. Можно отметить недостаточную степень устойчивости внимания и ограниченность возможностей для его распределения. Невысокая мнемическая активность способна сочетаться с замедленным развитием остальных психических процессов. Имея полноценные предпосылки для овладения доступными для своего возраста мыслительными операциями, дети лишены такой возможности по причине отставания в развитии словесно-логического мышления, они едва способны овладеть навыками анализа и синтеза, сравнения и обобщения.
Особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи выражаются также в виде соматической ослабленности и замедленного развития локомоторных функций. Для них характерно и некоторое отставание развития двигательной сферы, выражающееся в недостаточной координации движений, низкой скорости и ловкости их выполнения. Наиболее трудным является выполнение движений в соответствии со словесной инструкцией из-за недостаточной координации пальцев кисти рук и уровня развития мелкой моторики.
У детей с ТНР заметны отклонения в эмоционально-волевой сфере: им свойственны частая смена интересов, ненаблюдательность, низкая мотивация, негативное восприятие, неуверенность в собственных возможностях, высокий уровень раздражительности и агрессии, обидчивость, проблемы в общении и установлении контактов с окружающими. Подобные нарушения выражаются также в затрудненном формировании саморегуляции и самоконтроля.
Приведенные выше особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи не могут быть преодолены спонтанно. Они требуют проведения целенаправленной коррекционной работы под руководством узкоквалифицированных специалистов. Главная задача родителей в данном случае — не игнорировать проблему, а оказывать всяческое содействие в ее решении.
Помимо коррекции речи, занятия со специалистами направлены на развитие памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики. При грамотном подходе дети способны овладеть устной и письменной речью, а также многими другими необходимыми для успешного обучения в школе и общения со сверстниками навыками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...
Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»
Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...
Социально-коммуникативное развитие дошкольника Проблемы и особенности социализации детей с нарушениями речи
Социализация – самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, сп...
Особенности развития детей с нарушением речи
Особенности развития детей с нарушением речи...
Особенности адаптации детей с нарушениями речи к детскому саду
Особенности адаптации детей с нарушениями речи к детскому саду...
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с нарушением речи 6-7 лет "
Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы с нарушением речи...
Консультация для педагогов. Тема: "Особенности развития детей с нарушением речи"
Консультация для педагогов, которые начинают работать или работают совсем недавно с детьми с ТНР. Разобраны основные виды речевых нарушений, особенности развития психических процессов детей с ТН...