Логопедические игры дома для развития речи
консультация по развитию речи (старшая группа)

Как можно применять обычные предметы  и обыденные действия из домашнего окружения в обучающие игры для ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_igry_doma_dlya_razvitiya_rechi.docx41.08 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей детей компенсирующей направленности

  Уважаемые мамы, часто у Вас возникает вопрос – когда заниматься с ребенком? Работа и домашние хлопоты отнимают очень много времени и сил, однако  значительную часть времени, вы проводите  с ребёнком, поэтому  постарайтесь использовать его для общения  и развития его речи.

       Существует много игр, в которые можно играть с ребёнком:

по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте, на кухне.

 «Логопедические игры на развитие речи».

     Сегодня мы с Вами попробуем разобраться, как можно применять обычные предметы  и обыденные действия из домашнего окружения в обучающие игры для ребёнка.

  1. Игры на развитие артикуляционного аппарата.

          Ребенок не правильно произносит звуки. Это происходит из-за недоразвития  артикуляционного аппарата. И постановка звуков начинается с артикуляционной гимнастики.

 Артикуляционную гимнастику  можно  превратить в увлекательную игру.

  1. -  Для укрепления мышц языка можно предложить ребенку:

вылизывать сначала мелкую тарелку, потом глубокую миску, затем большую ложку, после этого чайную ложку.

 Что можно использовать для намазывания этих предметов? (родители перечисляют: варенье, сгущенку, мед, кисель, сметану и т. п.) все, что нравится ребенку и не вызывает аллергии.

2.- Для развития точных  движений губ, языка способствуют упражнения с использованием соломинки для коктейля, хлебной соломки:

 Сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер.   

- удерживать вытянутыми губами, производить движения в стороны

«Сделай усы»: прижать соломинку к носу верхней губой, кончиком языка

- удержать как можно дольше на широком язычке

- прижать к верхним зубам

- зажать между нижними зубами и языком

(показ упражнения)

3.- Используя маленькие конфеты  или сухие завтраки,

 упражнение «чашечка», пытаясь удержать конфету ( упр требует подъема боковых краев языка).   (показ упражнения)

4.- Намазав верхнюю губу вареньем, попросите ребенка слизать его широким языком и назвать, какое варенье (малиновое, яблочное, клубничное, сливовое . .)

(показ упражнения)

Сначала  движения будут напряжены. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут более координированными.

II.  Игры на развитие речевого дыхания.

 Важно правильная выработка воздушной струи.

Техника выполнения упражнений:

•воздух набирать через нос;

•плечи не поднимать;

•выдох должен быть длительным и плавным;

Необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

1.«Чайник закипел».

Для  игры понадобится стакан, вода и трубочка для коктейля.

Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку - чайник закипает, усиливаем выдох - он кипит, еще усиливаем выдох- вода бурлит.

(проводятся упражнения)

2. «Кораблики»

Для игры нужны таз с водой, мелкие плавающие предметы (бумажные кораблики, губки по воде или крышечки).

Нужно дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

 Можно на кораблики сажать моряков – например, фасоль. Дуем на кораблики с разной силой. Можно устроить соревнование.

3. «Что пахнет»

Нарезать фрукты, овощи кусочками. Разложить в блюдца. Завяжем глаза и начинаем играть. Сделать глубокий вдох носом, на выдохе сказать:

«Ах как пахнет лимон (апельсин, чеснок и т. п. !»

4. «Воздушный футбол»

 Губы «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками).

Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки).

5. «Поющая бутылочка»

При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.

 (показ упражнения)

6. «Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот,  положить широкий  край языка на верхнюю губу.  Боковые края его были прижаты, а посередине был  желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. (показ упражнения)

На кончик носа прикрепить кусочек влажной салфетки, кальки, ватки  и сдуть его, при правильной воздушной струе он летит вверх.

III. Развиваем слуховое внимание.

Цель следующих упражнений - развитие слухового внимания (концентрации, устойчивости, переключения).

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша можно этому научить.

  1. «Слушаем звуки»

Ребенок отгадывает, закрыв глаза или отвернувшись, что может издавать эти звуки.

-Размешать сахар в чашке,

- хлопнуть крышкой по кастрюле,

-натереть морковь на терке,

-прошуршать пакетиками со специями,

- погреметь горохом или манкой в стеклянной банке, разные крупы, ракушки,    камешки. и т. д.

 Предъявляем сначала два звука, потом три и т. д. до 7-8 звуков.

2. Игра «Добавь словечко»

Дети очень любят стихи – ритмичные тексты легче запоминаются

 Ра-ра-ра — начинается иг…         ра

 Ры-ры-ры — у мальчика ша…         ры

 Ро-ро-ро — у нас новое вед…         ро

 IV. Развитие фонематического слуха. Подготовка к звуковому анализу слов.

Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Особенно необходимо развить слуховое внимание и фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой такой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

    1.«Лягушка».

Выделение звука из ряда гласных (а, о, у, и, е, э, ю, я, ы). «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «А», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.

2. «Покупки»

Пусть ребёнок перечислит те из них, в названии, которых есть звук Р.

3. Найди на кухне, на улице предметы, в названии которых есть звук К (Кастрюля, колесо,.).

3.«Необычный ужин»

Попробуем приготовить необычный ужин. В названии блюд должен быть звук «С». Что можно приготовить? Не путайте твёрдые и мягкие согласные звуки!

Ребёнок: Салат, сырники, морс, суп.

По этому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.

4. «Помоги маме»

Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч] – чашки, чайник, а затем со звуком [Л] – ложки, вилки, салатник и т. д.

5. Придумай слово, которое начинается на последний звук слова «молоКО».

6. Подбери слово, чтобы первый звук был М, а последний звук – А (Маша, машина, муха).

7. Какое слово получится, если к слогу СО прибавить один звук? (Соль, сом,.)

8. Составь такое предложение, в котором все слова начинаются с буквы П (Петя подарил Павлику пирамидку.).

9. «Повтори»

Очень полезны упражнения, где детям дают задания: воспроизвести слоговые сочетания. Это могут быть сочетания типа:

Па – па – па

Па – ба

То – та – ту

По – бо

Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:

Мак – бак – так

Дам – дом – дым

                            Игра с родителями.

 Составление меню, первый звук в названии блюд должен соответствовать первому звуку дней недели.

Например, в понедельник будем готовить пудинг,

во вторник — ватрушки,

в среду – сырники, спагетти, сардельки и т. д.,

в четверг – чебуреки,

в пятницу – пирожки, печень и пюре

в субботу – суп, сосиски, сыр

в воскресенье – вареники, или

винегрет, вермишель (вь)

Решаются следующие задачи: закрепление 1 звука в словах, запоминание дней недели

(проводятся упражнения с родителями)

V. Игры на развитие мелкой моторики

Конечно же, многие мамы знают о пользе развития мелкой моторики рук для развития речевых навыков.

1. Крупу можно перебирать.

 Играем с крупами.

Поиграйте в «Золушку» – отберите одну крупу от другой. Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая её из крупы, определить, что ему попалось в руки.

2. Пересыпать из одной емкости в другую с помощью ложки или просто так

3. Рисовать пальчиками на рассыпанной на плоском подносе манке или муки

«Игры на подносе»

 Проявить фантазию рисовать по ней пальчиками: «Допиши букву», «Напиши букву», «Разные дорожки» и т. п.

4. Делать аппликации крупой на пластилине.

5. Проталкивать горошины или фасоль в узкое горлышко бутылки, нанизывать макароны на шнурок. Так получатся отличные бусы для куклы.

6. Играем с крышечками.

 Надеваем их на бутылочки (вращательные движения). Возьмите баночки, разного размера.  С баночки снять крышечки и перепутать их, пусть ребенок подберет к каждой баночке свою крышечку.

7. Ежик.

Возьмите яблоко, дайте ребенку зубочистки, пусть их втыкает в яблоко. Получится ежик. Полезно и для мелкой моторики и для развития фантазии малыша. Однако будьте внимательны: зубочистки острые, надо делать под присмотром взрослых.

8. Игры с водой.

Взять 2 тарелочки, одна из которых наполнена водой, а другая пуста. Покажите ребенку, как при помощи кухонной губки переливать воду из одной емкости в другую. Бросаем предметы в воду, смотрим, что тонет, а что нет.

 9. Игры с магнитами.

Попросить ребенка расположить магниты на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только желтые и т. д.   Ориентация в пространстве (верхний правый угол,…)

10. Увлекательными могут быть игры с соленым тестом.

Рецепт приготовления теста: 2 стакана муки,1 стакан соли, 1 стакан воды.

Вылепите буквы, украсьте их по вашему желанию, подсушите и играйте с настроением. «Угадай букву» », «Составь слог, слово».

11. Развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

(упр кулак-ладонь-ребро)

VI. Игры на обогащение словаря ребенка

VII. Игры на развитие грамматического строя.

Расширяем словарный запас и учим словообразованию.

  1. «Отгадай предмет по названию его частей» 

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

     Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

2. «Какой предмет?»(зелёный, маленький, сладкий..)

3.  Кто больше?(Охота на слова?) Кто больше знает названий посуды, мебели..

4. «Большой –маленький»

Булка- булочка, апельсин- апельсинчик

5.«Великаны» Я буду называть обыкновенный предмет, а ты «предмет великан».

Нож- ножище, помидор- помидорище, батон- батонище.

     6.«Чего не стало?»

Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов– 4 – 7     штук.

Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет.

7. «Скажи наоборот»

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот.

 Темно- светло, высоко-низко, можно-нельзя

7. «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

слива, яблоко, помидор, абрикос;      пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

8.«Волшебные очки»

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т. д.).

Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи:

красный холодильник, красное полотенце, красный стол, красное окно, красная рука и прочие.

9. «Я внимательный»

Будем называть предметы, которые видим, а еще обязательно укажем – какие они.

Например: Вот стол. Он из дерева, он какой? -деревянный. Вот ложка –она  из металла: она какая? Металлическая. Вот тарелка . Она из фарфора. Она какая? Она фарфоровая.– она фарфоровая.

10. Перебрасывая мячик, называй только предметы, начинающиеся на заданный звук, затем заданный слог или на указанную тематику: фрукты, овощи, ..…

11. Посчитай. Посчитайте, сколько автомобилей, автобусов, троллейбусов встретилось вам по дороге.

12. Учим предлоги: раскладываем продукты сообща: куда положить овощи, куда положить фрукты? куда положить крупу? куда положить хлеб? Вещи?

- Конфеты положим в вазочку и поставим около сахарницы. Салфетки сложим в салфетницу и поставим на поднос. Порошок надо поставить в шкафчике под раковиной возле коробки

13. «В магазине» (активизация в речи сложных слов)

 «Мы с тобой купим масло. Куда же нам дома его положить? Я забыла, как называется посуда для масла?» «Масленка» - отвечает ребенок.

Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы:

Масло – в маслёнке,хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты – в конфетнице, мыло – в мыльнице, перец - в перечнице, салат – в салатнице, суп – в супнице, соус - в соуснице и т. д.

14. Игровое упражнение на слоговую структуру слов.

«Перепутаница».

Жили были: слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались.  Помоги словам распутаться.

Слова:    босака (собака),   ловосы (волосы),  лекосо (колесо),  посаги (сапоги) и пр.

VIII. Развитие связной речи

1. «А что, если…»

Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает.

А что произошло бы, если бы не стало ни одной машины?

                                … если бы из крана текла не вода, а апельсиновый сок?

                                … если бы не было конфет?

                                … если бы было все вокруг твоим?

                … если бы все взрослые превратились в детей, а дети – во взрослых?

(И т. д., можно придумать различные варианты).

  1. Можно придумывать сказки или истории про различные предметы, например про старую кастрюлю (банан, картофелину, кухонные часы и т. п.).

Если ребёнку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Например, вот картофелина. Как ты думаешь, где она росла? Кого картофелина могла встретить, пока находилась в земле? Почему она выросла такая большая (тёмная, неправильной формы? Что из неё можно приготовить?

Ребёнок рассказывает сказочную историю.

Как видите, все предложенные игры и упражнения для развития речи детей, не требуют специального образования и знаний.

Играйте  в подобные игры, , исправить дефектное произношение.

Кроме этого, играя с ребенком, Вы становитесь ближе друг к другу, у вас появляются новые общие интересы.    Желаем вам успехов! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры по дороге домой на развитие речи"

Учитывая тот момент, что общение родителей с детьми происходит большей частью по дороге в детский сад и вечером домой, мы предлагаем вам несколько вариантов игр, которые не требует специальных педагог...

Презентация "Дидактическая игра как средство развития речи детей в условиях дома ребенка"

Презентация "Дидактическая игра как средство развития речи детей в условиях дома ребенка"...

Буклет для родителей "Игры дома для развития речи"

В буклете представлены игры для развития речи детей в домашних условиях....

Полезные игры дома на развитие речи

Игра — это ведущая деятельность дошкольника, да и младшие школьники поиграют с удовольствием — стоит только позвать.Придумано множество различных игр, развивающих и обучающих, позволяющих ...

Родительское собрание на тему: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Форма проведения: игра - путешествие «Острова развития речи»

Форма проведения: игра - путешествие «Острова развития речи»Цель: установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника.Задачи:1. Формировать у родителей мотивацию к решени...

Консультация для родителей " Игры дома для развития речи"

Важную роль играет обогащение речи дошкольников словами, обозначающими качества и свойства предметов, а также элементарными понятиями. Играть в слова можно пока вы одеваете ребенка, во время прог...