Практико-ориентированный проект
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Разумец Александра Владимировна

Практико-ориентированный проект

«Вовлечение родителей в педагогический процесс по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством применения технологии «Сторителлинг»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г. Иркутска детский сад №158

Практико-ориентированный проект

«Вовлечение родителей в педагогический процесс по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством применения технологии «Сторителлинг»

  Разумец Александра Владимировна

учитель-логопед

Иркутск

2024 г.

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что вовлеченность родителей в воспитательно-образовательный процесс играет важную роль в процессе развития ребенка. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

        С введением ФГОС детский сад обязан создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности, обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Началом работы над опытом стало проведение диагностики В. П. Глухова уровня сформированности связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Результаты диагностики показали, что из 11 дошкольников с ОНР, 7 дошкольников (67%) имеют низкий уровень сформированности связной речи, 4 детей (33%)  – средний уровень сформированности связной речи.  У детей отмечается затруднительное составление рассказов, пересказов без помощи взрослого, дети не могут передать содержание сюжетной линии. Дети заменяли пересказ или рассказ на перечисление объектов, действий с ними, не могли установить временные и причинно-следственные связи.

Анализируя результаты диагностического обследования уровня сформированности связной речи у детей, нами была выявлена необходимость проведения анкетирования родителей с целью выявления проблем по вопросам развития связной речи у детей.

С целью выявления проблем родителей в вопросах развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР, стилей и методов воспитания ребенка в семье было проведено анкетирование, по результатам  которого было установлено, что во многих семьях (75%) в виду высокой занятости бытовыми (семейными) проблемами наблюдается снижение качества общения ребенка и взрослого, т.к. в современном обществе наблюдается подмена живого человеческого общения использованием технических средств коммуникации (телефон, Интернет, телевидение). И только -25% говорят о том, что уделяют достаточное внимание речевому общению с ребенком.

Выявленные в ходе анкетирования трудности, подтолкнули нас к поиску различных форм взаимодействия с семьями наших воспитанников. Мы искали такие, которые позволили бы повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам развития связной речи у воспитанников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи,  помогли бы родителям развивать в детях умения слушать собеседника, ориентироваться на партнера, а так же формировали навык владения вербальными и невербальными средствами общения. Поэтому мы решили разработать проект.

Цель: Создание условий для привлечения родителей в образовательный процесс по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством применения технологии «Сторителлинг».

Задачи:

1.        Выявить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития.

2.        Разработать и апробировать комплекс мероприятий для родителей по проблеме развития связной речи дошкольников с ОНР через применение технологии «Сторителлинг».

3.        Вовлекать родителей в совместную   деятельность с   детьми.        

        Возраст детей. Педагогический проект ориентирован на родителей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, которым рекомендовано обучение и воспитание по Адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с ОВЗ с ТНР (общим недоразвитием речи).

        Планируемые результаты:

1.        Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством применения технологии «Сторителлинг».

2.        Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.

Тип проекта: практико-ориентированный.
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2023 г. - май 2024г.)
По составу участников: групповой.
Участники проекта: педагоги (воспитатели, учитель-логопед), родители и дети старшего дошкольного возраста.

Формы организации проекта:

- коллективные

- наглядно-информационные

 индивидуальные

Критерии эффективности:

-Заинтересованность и активное участие родителей в реализации проекта;

-100% выполнение запланированных мероприятий по реализации проекта.

Риски:

-Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях проекта.

Предупреждение рисков:

-Разработка стратегий и тактики привлечение родителей;

-Высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают, заинтересовывают родителей;

Этапы реализации проекта

I этап: Подготовительный

Цель: Повышение теоретической профессиональной компетенции педагога по взаимодействию с родителями воспитанников по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством применения технологии «Сторителлинг».

1.        Составление плана работы.

2.        Подбор и работа с методическим материалом по данной теме.

3.        Определение содержание и формы взаимодействия с родителями по развитию связной речи посредством применения технологии «Сторителлинг».

4.        Разработка консультаций для родителей и педагогов, памяток, буклетов, презентации.

5.        Анкетирование родителей.

6.        Взаимодействие с педагогами и родителями в данном направлении.

II этап:  Основной

        Цель: Реализация мероприятий проекта.

Направление работы

Мероприятие

Цель

Ответственные

Примечание

Работа с родителями воспитанников

Анкетирование родителей

Консультация для родителей на тему:

«Сторителлинг - искусство увлекательного рассказа»

Памятка для родителей  «Развитие связной речи и воображения у детей дошкольного возраста, посредством технологии «Сторителлинг»

Мастер-класс

«Сторителлинг как эффективный метод развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи»

Серия составленных рассказов и варианты игр по технологии «Сторителлинг» для развития связной речи детей с ОНР

Семейный конкурс по изготовлению дидактических игр  с применением технологии «Сторителлинг» (на уровне учреждения)

Выявление знаний родителей по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР, стилей и методов воспитания ребенка в семье.

Помочь родителям разобраться, что представляет собой технология «Сторителлинг»  и как она может способствовать развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством применения технологии «Сторителлинг».

Заинтересовать родителей в применении «Кубиков историй» для повышения уровня речевого развития детей с ОНР

Повышение мотивации применения технологии «Сторителлинг» по развитию и коррекции монологической, диалогической, фонематической и синтаксической сторон речи у детей с ОНР.

Приобщить родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе, в обогащении развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими пособиями с использованием технологии «Сторителлинг»

Разумец А.В.

Разумец А.В.

Разумец А.В.

Разумец А.В.

Разумец А.В.

Разумец А.В.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

III этап:  Заключительный

Цель: Выявление эффективности реализации данного проекта.        

Проведение итогового анкетирования родителей, по результатам  которого было установлено, что уровень педагогической компетенции родителей по вопросам развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи значительно повысился благодаря  использованию игровой технологии «Сторителлинг».

Анализируя результаты нашей совместной работы с родителями, можно сделать вывод, что включение  технологии «Сторителлинг» в коррекционно-развивающую работу с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволило обеспечить положительную динамику в развитии связной речи воспитанников, которое является необходимым условием успешного развития личности.

В перспективе на будущее планируем продолжать работу по использованию технологии «Сторителлинг» в образовательном процессе  по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в рамках проектной деятельности.

Список используемой литературы:

1. Баль Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с ТНР/ Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010. – 78 с.  

2. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. -  624 с.

3.Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М.: Обруч, 2015. -192 с.

4.Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.

5.Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 515-518.

Приложение 1

Анкета для родителей по развитию связной речи ребенка

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы анкеты, что даст нам возможность организовать оптимальное развитие и воспитание Ваших детей. Надеемся на ваши искренние ответы, так как ваше мнение важно для нас.

1. Вызывает ли у вас беспокойство состояние связной речи вашего ребенка?

а) да                                        б) нет

2. Какие, по вашему мнению, проблемы у ребенка в развитии связной речи?

3. Считаете ли вы, что одних бесед достаточно для развития связной речи?

а) да                                        б) нет

4.  Читаете ли вы своему ребенку сказки, стихи, рассказы?
а) читаем много, постоянно;
б) читаем, но редко;
в) не читаем.
5. Есть ли у ребенка потребность к творчеству?
а) есть;
б) проявляется, но изредка;
в) очень редко.
6. Играете ли вы со своим ребенком в игры по развитию речи?
а) да                                         б) нет
7. С какими формами работы по развитию связной речи у ребенка вы бы хотели ознакомиться?

а) рассматривание и словесное описание предмета (с помощью взрослого;

б) составление рассказа (по картине, из личного опыта).

в) пересказ хорошо знакомых литературных произведений.

8. Как Вы считаете, какова основная цель речевого развития дошкольников? (можно выбрать несколько вариантов ответов)
а) н детей полноценно общаться со взрослыми и сверстниками;
б) учить детей слушать литературные произведения разных жанров;
в) учить пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения;
г) развивать мышление, память, внимание, воображение;
д) речь развивается самостоятельно.

Благодарим за сотрудничество!

Приложение 2

Консультация

«Сторителлинг - искусство увлекательного рассказа

Цель: повысить мотивацию родителей к овладению технологией «Сторителлинг».

Уважаемые родители!

Предлагаем вашему вниманию одну из инновационных технологий развития речи детей «Сторителлинг».

«Сторителлинг» в переводе с английского означает «рассказывание историй». В русском языке ему соответствует наиболее подходящий замечательный синоним «сказительство», т. е. повествование сказок, былин, мифов и т.п.

Игру «Сторителлинг» придумал и успешно опробовал на личном опыте человек далёкий от педагогики Дэвид Армстронг, глава крупнейшей международной корпорации, и предназначена игра была для взрослых.

Сторителлинг – это игра, которая интересна не только взрослым, но и детям. Состоит она из девяти кубиков, на которые наклеены 54 картинки, которые погружают в мир фантазий и приключений. В оригинале кубики сложны для дошкольников, но творческие педагоги нашли и апробировали в своей работе другой вариант использования кубиков.

Сторителлинг – отличный способ разнообразить ваши игры с детьми,  чтобы найти поход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

Техника «сторителлинга» имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.

Дошкольникам сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, помогает запомнить материал, развивает грамотность.

Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются в памяти надолго. Сторителлинг – это замечательный метод преподнесения любого материала.

Рассказывание историй раскрепощает застенчивых, делает робких - смелыми, молчаливых - разговорчивыми и повышает настроение, потому что сочинять истории – это не только полезно, но ещё и очень увлекательно!

Как и у каждой игры в сторителлинге есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, тематику, договариваемся о ком будет история, т.е., выбираем главного героя, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).

Выделяются несколько принципов хороших историй:

- простота,

- неожиданность,

- конкретность (персонажи, истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам,

- реалистичность (самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в неё не поверят).

Структура сторителлинга.

В структуру техники сторителлинг входят следующие элементы:

1. Вступление.

Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем.

Варианты вступления:

• Когда-то давным-давно….

• Садитесь поближе, я вам расскажу…

• Однажды…

• В некотором царстве, в некотором государстве…

• Жили-были….

• Это произошло темной и дождливой ночью…

• Наш герой понятия не имел, что его ждет…

2. Развитие событий.

Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, становится все напряжённее.

3. Кульминация.

Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!

4. Заключение.

Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне – мораль.  

Ребенок достает из «волшебного мешочка» кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать своим друзьям невероятную историю, затем следующий игрок достает и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа. Таким образом, плавно переходят от одной картинки к другой и сочиняют необычные смешные, а иногда и грустные истории.

Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому сначала составлять истории можно по очереди так: первый кубик бросает ребенок, а следующий -родитель и т. д. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.

«Кубики историй» - настоящий праздник воображения! Ведь сочинять истории не только полезно, но и очень увлекательно!

Приложение 3

Мастер-класс

«Сторителлинг как эффективный метод развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи»

Задачи:

- показать родителям возможности применения технологии «Сторителлинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи по развитию связной речи.

- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития познавательных и творческих способностей.

Материалы для проведения практикума: карточки с символами, «Кубики историй».

Ход мастер-класса:

Уважаемые родители!

Предлагаем вашему вниманию один из методов развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи - «Сторителлинг».

Технология «сторителлинг» очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Представляем вам настольную игру-пособие жанра «storytelling» - «Кубики историй». Кубик на каждой из шести граней имеет предметную картинку, с которой нужно связать свой рассказ. Суть игры в том, что вы бросаете кубики на стол и начинаете историю с завязки и от первого лица «Однажды.», «Хочу рассказать, как я…», «Я сегодня шла в детский сад и увидела…», «Когда-то давным-давно…», «В некотором царстве, в некотором государстве.».

При создании игровой ситуации, взрослым задается тема рассказа или сказки, либо читается начало, затем ребенок выбрасывает кубики, рассматривает картинку и сам придумывает уже свою историю.

Например, ребенку задается тема рассказа «Однажды мама варила варенье», выпадает изображение бабочки «Оно так вкусно пахло, что на его аромат прилетела бабочка» и т. д.

Используя кубики с несколькими детьми, они придумывают одну историю на всех: первый участник круга историй (из всех, кто участвует в сочинении сказки) бросает первый кубик, чтобы по выпавшему рисунку определить сцену, на фоне которой будут происходить события. Затем другой участник бросает второй кубик и продолжает рассказ, присоединив детали к предыдущей завязке. И так далее, пока сказка не будет окончена. Здесь используются от 6 до 9 кубиков. 25

 Кроме «кубиков историй» для составления рассказов можно использовать сюжетные картинки. Каждый из участников игры вытягивает свою, рассматривает ее и по очереди рассказывают свою часть.

Сейчас мы с вами попробуем сыграть в «кубики историй». Мне нужно 6 человек. Вы можете выбрать какого-либо героя, который изображен на кубике, а можете по первому выпавшему кубику определить то, о чем будет ваша история. Попробуйте составить свою.

Участникам мастер-класса, предлагаем составить историю из фразеологизмов (например, «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «по щучьему веленью» и др., которые будут представлены в виде картинок (с каким фразеологизмом ассоциируется данная картинка)

Сказка из фразеологизмов.

(В некотором царстве, в некотором государстве) жили – были две принцессы и были они такие красавицы, (что ни в сказке сказать, ни пером описать). И жили они (тише воды, ниже травы, в (избушке на курьих ножках). Вот решили они однажды (пойти туда – не знаю куда, принести то – не знаю что). Но подумали, что (утро вечера мудренее) и легли спать. А утром встали, никуда не пошли, а закатили (пир на весь мир). И я там был (мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало). Тут и (сказке конец, а кто слушал – молодец).

(Затем перехожу к группе, работающей с кубиками, они рассказывают свою историю.)

Предлагаем ответить на вопрос:

- Что интересного вы возьмете для совместных игр с детьми по развитию связной речи?

Приложение 4

Серия составленных рассказов и варианты игр по технологии «Сторителлинг» для развития связной речи детей с ОНР

Цель: развитие и коррекция монологической, диалогической, фонематической и синтаксической сторон речи с применением технологии «Сторителлинг».

Задачи:

1. Уточнять и обогащать представления детей об окружающем мире.

2. Развивать универсальные познавательные умения.

3.Активизировать речь детей, обогащать словарный запас, совершенствовать разные стороны речи.

1. Сказка «Тяжелые времена».

«Жили-были в лесу зайчики. Заяц-папа, зайчиха-мама и зайчонок-сынок (дочка). Вот однажды говорит заяц-папа зайчихе-маме: «Ты знаешь, наступили тяжелые времена. Я долго думал, как нам выжить. И придумал. Давай-ка мы... » Как ты думаешь, что сказал заяц-папа?»

Варианты решения проблемы детей:

1) Пригласим кого-нибудь к себе. Медведь принесет меда и попьют с чайком.

2) Запасемся едой. Построим дом, чтобы выжить и пойти с кем-нибудь подружиться!

3) Попроситься к кому-нибудь в гости, к белочке. Белочка не   хищник. Зайчиков они не съедят. Если бы ежик не спал, попросился бы к нему. А еще, потому что у нее много запасов.

2. Сказка «Садовник и кустик».

«В одном саду посадил садовник маленький кустик. Садовник очень любил свой маленький кустик, регулярно поливал, окучивал. А еще он подрезал время от времени кустик, чтобы придать ему красивую форму. А у кустика веточки все время отрастали в разные стороны. «Непорядок», —говорил садовник и снова подрезал кустик. И вот в один прекрасный день... Как ты думаешь, что произошло в один прекрасный день?»

Варианты решения проблемы детей:

1) В один прекрасный день кустик очень сильно вырос. Садовник проснулся и решил срезать эти ветки. Потом к нему пришел друг и помог срезать кустик. Потом садовник с этим другом решили сделать скульптуру. А фигура получилась в форме Пушкина.

2) В один прекрасный день у кустика появился маленький росточек, а сам кустик стал стареньким. И теперь садовник поливал оба («обои») эти кустика.

3) Он обрадовался, что у него наконец-то стали ровные кустики. Потому что садовник все хорошо делал.

3.Составление творческих рассказов детьми:

• «Под ними лежали огромные, дымящиеся заводы по производству подушек и второй завод одеял. Еще там было много больших, чудесных, зеленых лесов. А в этих лесах жили животные: волк, медведь, лиса, лось. Посередине леса было большое, гигантское болото. А в конце леса была железная дорога. Потом там была остановка. А когда Димка все это увидел и он больше никогда не спрашивал, что происходит в мире».

• «Под нами лежали маленькие деревни. И в этой деревне была мельница. И еще в этой деревне глубокий колодец. И эта деревня называлась Маленькая. Видели большой, зеленистый лес. И в этом лесу была белочка и животные. А рядом с лесом протекала река Кересть. Она была узкая, с низкими берегами».

Игры по «Кубикам историй»:

• «Помощники».

Выберите только те пиктограммы, которые обладают общим качеством, например, «помогают людям»;

• «Парочки».

Подберите предметам (цветок) признаки (пришелец) получится «неземной красоты цветок»;

«Что общее?».

Бросьте два кубика и сравните две картинки: найдите общее или отличия. Больше общего можно найти, смешав кубики из разных наборов. Главное творческий подход! Что общего между рыбкой и волшебной палочкой?

• «Ассоциации».

Подберите слово, ассоциирующееся с картинкой. Например, «пчела» - летать, жало, крылышки, полоски, насекомое, испуг, глаз и т. д.

• «Словарь».

Соберите всю информацию о слове, обозначенном картинкой (по возрасту). Например, Что? «фонтан» - существительное, глагол (что делает) - «плещется, струится», прилагательное (какой) - «серебристый, шумный, музыкальный» и т. д.

• «Энциклопедия».

Выбери картинку и «расскажи 5 фактов о…»

• Бросьте кубики и рассмотрите их все 30 секунд. Прикройте кубики и постарайтесь вспомнить картинки через минуту. Секрет: картинки легче запомнить, связав их мысленно в историю.

«Башня» или «Вертикальная история». Выбирайте по кубику из разных наборов и сочиняя историю, складывайте кубики один на другой. Посмотрите, какую высокую башню получится построить!

«Алфавит». Найдите по очереди картинки на букву «А», букву «Б» и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика - ориентированный творческий проект «Летние фантазии»

Опыт работы по благоустройству прогулочного участка группы...

Информационный практико-ориентированный краткосрочный проект «Быть здоровым – здорово!»

Проект «Здоровым быть - здорово» - направлен на создание здоровье сберегающего образовательного пространства в группе, способствующего формированию мотивации всех участников образовательного процесса ...

Практико-ориентированный, педагогический проект "Городок сказочных героев"

Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания детей. Повышается сопротивляемость организма ребенка к простудным и инфекционным заболеваниям. В природных ...

Информационно – практико – ориентированный среднесрочный проект в средней группе «Осторожно, огонь!»

Информационно - практико - ориентированный среднесрочный прект "Осторожно, огонь!"...

Информационно – практико – ориентированный среднесрочный проект в средней группе «Осторожно, огонь!»

Информационно - практико - ориентированный среднесрочный прект "Осторожно, огонь!"...

Практико-ориентированный долгосрочный проект "Развитие внутренней мотивации педагогов дошкольного учрждения к эффективному способу овладения проектированием образовательной деятельности"

Данный проект направлен на выявление уровня сформированности внутренней мотивации педагогов, определение условий к эффективному овладению проектированием и разработке алгоритма и плана развития внутре...