Методическое пособие по обучению грамоте для педагогов
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Рекомендации для педагогов по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методические рекомендации для педагогов по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста | 531.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Возрастные этапы обучения дошкольников грамоте Вторая младшая группа Задачами этого года являются: обогащение словаря; развитие умения правильно и чётко произносить слова; формирование умения различать звуки; знакомство с понятиями «слово» и «звук».
Основные формы работы: беседы, чтение, заучивание стихов, игры; на занятиях, формирующих звукоразличие , малыши знакомятся со звуками окружающего мира и учатся их узнавать, вводится понятие «звук». Изучение начинается с рассмотрения звуков, сильно различающихся между собой (шелест бумаги — звук колокольчика). Далее переходят к близким звукам (шелест бумаги — шелест листвы, можно использовать разные колокольчики). В итоге дети должны научиться различать естественные шумы (звук шин автомобиля, скрип мела, чириканье воробья).
Используемые игры: - «Скажи, что звучит» (используется запись разных шумов), «Где звенит колокольчик?», «Как рычат звери», «Угадай какой предмет?». - Театрализация знакомой сказки. Вспоминаем сказку «Колобок». «Катится, катится Колобок по дорожке. А навстречу ему…». Дети продолжают: «Заяц!». Ребёнок с игрушкой зайца в руках выходит вперёд и становится перед детьми. Так же обыгрываем встречу с остальными героями сказки. Воспитатель по очереди обращается к детям с игрушками, стоящими впереди: «Каким словом называется твоя игрушка? Все вместе скажем это слово». И так для всех персонажей. При выполнении подобных упражнений концентрируется внимание на понятии «слово».
Средняя группа Задачами этого года являются: - дальнейшее развитие и увеличение словаря; - формирование умения воспринимать сюжет повествования, делать пересказ; заучивание стихов, пословиц и поговорок; закрепление понятий «слово» и «звук», -деление слова на слоги; - формирование умений определять длину слова, выделять первый звук.
Основные формы работы: беседы, пересказы, заучивание стихов и пословиц, творческие рассказы, игры
Примеры подходящих игр: Игра «Вспомни слово». Игра «Эхо». Упражнение на определение первого звука в слове с использованием картинок. Воспитатель интонацией подчёркивает этот звук ( р-роза , р-ракета , р-рак , р-руки ) и демонстрирует изображение. Потом дети называют другие слова на такой же звук.
Старшая группа Можно выделить следующие задачи: - дальнейшее развитие фонематического слуха: узнавание гласных и согласных звуков, их правильное произношение и артикуляция; - распознавание слов, содержащих определённый звук; расстановка ударения; - умение охарактеризовать звук (гласный, согласный твёрдый или мягкий); - деление предложений на слова, выделение интонацией вопросительных и восклицательных предложений.
Изучение гласных звуков проходит в следующей последовательности [а], [о], [у], [и], [ ы ], [е], [э] Занятия с гласными звуками могут включать такие упражнения: «Увидеть звук»: воспитатель молча выразительно проговаривает звук, ребята его называют. «Разбери карточки»: дети выбирают карточки с изображениями на звук [а] и закрепляют на магнитной доске. Определение звука среди других гласных а, у, и, е, о (вначале воспитатель чётко проговаривает про себя звуки, дальше это не делается). Определение звука в слогах (он, ус, ас, им, ор). Определение звука в словах (качели, астра, арка, Ира, овод). Нахождение слов в предложении на определённый звук: «Крот и кот катили обруч». Далее учим детей определять, в каком слоге слова наш звук находится: в первом слоге, в последнем слоге, и только потом — в середине слова.
После изучения гласных звуков идёт изучение согласных. Опытные педагоги рекомендуют начинать изучение согласных со звуков [м], [ н ]. Параллельно вводятся такие характеристики звуков как твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Вводятся обозначения звуков. При изучении звука даётся начертание буквы. В таком возрасте детям ещё очень сложно запоминать графику. Чтобы добиться хорошего результата, выполняем упражнения, базирующиеся на разных видах памяти ребёнка. - Задания, опирающиеся на зрительную память, — в них используются изображения, разыгрываются сценки. - Приёмы, рассчитанные на тактильную память, — дети руками ощущают изучаемый предмет: лепят буквы из теста, глины или пластилина, выкладывают из мелких предметов. - Использование механической памяти — малыши должны автоматически повторить форму буквы: нарисовать, обвести по трафарету, вырезать из бумаги по контуру. - Обращение к ассоциативной памяти — устраиваем конкурс рассказов «На что похожа буква».
Подготовительная группа Можно выделить следующие задачи: - сформировать умение составить предложение по заданной схеме; - научить составлению схемы слова. В конце года дети должны уметь выполнять задания такого вида: Повтори скороговорку: «Поля пошла полоть петрушку в поле». Перечисли слова из скороговорки (петрушка, поле). Назови первый звук в этих словах ( п ). Какой это звук? Как обозначается на схеме? Сколько звуков в слове «Мир». Назови их. Слово «дорога» подели на слоги.
К концу обучения в подготовительной группе дошкольники должны уметь правильно произносить слова, в ладеть простыми формами языкового анализа и синтеза на уровне слова и предложения, выполнять фонетический разбор слов.
Формы и методы обучения грамотности Выделяются три основные группы методов обучения детей, каждая из которых базируется на определённой форме мышления ребёнка. Наглядные методы . К ним относятся: показ предметов, картинок, иллюстраций; разгадывание изографов (буквы наложены одна на другую, нужно их определить) и ребусов; постановка сценок, просмотр презентаций, мультфильмов, посещение театра. Практические методы . В эту группу входят: выполнение упражнений, игровые методики, моделирование, конструирование. Словесные методы . Беседы, чтение, составление рассказов по образцу, рассказы по плану, рассказы — фантазии. Проводя занятия, воспитатель должен использовать приёмы так, чтобы чередовались различные виды деятельности детей, переключался способ получения информации: зрительный, тактильный, слуховой.
Рассмотрим формы практических методов: Кольца (круги) Луллия Популярное дидактическое средство, развивающее интеллектуально-творческие способности детей. Представляет собой пособие, на котором изображены буквы, а на втором — предметы, чьи названия начинаются с них. Задача детей — правильно соединить букву с изображением.
Игра «Магазин игрушек». Можно применить для закрепления детьми понятия «слово». Воспитатель: «Мы пришли в волшебный магазин игрушек. Игрушки здесь есть любые. Что же вы будете здесь покупать?». Дети по очереди говорят названия игрушек. За каждое новое слово участник игры получает жетон. После того как будет названо несколько предметов, воспитатель продолжает: «Как много мы сегодня купили красивых игрушек. Как здорово, что вы знаете столько различных слов». Игра «Где живёт зверь?». Воспитатель выразительно говорит название животного. Дети должны определить, сколько слогов в слове и столько фишек отложить в дом (цветной квадрат или круг). Тот, кто сделал задание первым, должен показать, как рычит это животное. При изучении букв для лучшего усвоения материала их вид обыгрывается в различных творческих заданиях. Нарисовать букву, украсить её разными узорами, вылепить букву, сшить ей платье, выложить букву фасолью или пуговицами, нарисовать песком, сложить из палочек, тесьмы, получить букву в подарок и т. д.
Звуковой анализ слова. Произнеси слово и послушай его. До того, как начнется вычленение звуков из слова, педагог должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно. Произнеси слово по слогам. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй. Обозначь выделенный звук фишкой. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его. Третий звук и т.д. Прочитай по фишкам слово целиком. Ответь на вопросы: — сколько всего звуков в слове? — сколько гласных? — сколько согласных? — сколько слогов?
При совершенствовании навыков звукового анализа необходимо соблюдать порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т.д.); в речевом плане (проговаривание); по представлению — в уме (самое трудное). Последовательности предъявления слов для звукового анализа: - слова из двух гласных (ау, уа); - слова из двух звуков (ум, ах, ус); - слова из трех звуков (дым, мир); - слова из двух открытых слогов (ваза, мама); - слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист); - слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром); - слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка); - слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).
Этапы занятия по обучению грамоте 1. Организационный момент. 2. Повторение пройденного материала. Повторение проводится в игровой форме, например, игра с мячом. Это могут быть игры на различение понятий «звук» - «слово», «гласный звук» - «согласный звук», припоминание слов с (на) заданный звук и т. п. 3. Знакомство с новой темой занятия. 4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. 5 . Закрепление нового материала предлагаются игры на: - выделение звука из ряда звуков, слогов, слов; - определение первого и последнего звука в словах; - определение позиции звука в слове; - название слов на заданный звук; - подбор картинок с заданным звуком; - дифференциация твердых и мягких согласных. «Поймай звук», «Угадай звук», «Послушай, кто говорит», «Отними звук». 6. Динамическая пауза (как вариант). 7. Знакомство с буквой. 8. Итог занятия.
Игровой материал к занятию по обучению грамоте Картотека дидактических игр по подготовке к обучению грамоте «Найди букву» Цель: развивать слух, внимание и научить восприятию отдельных звуков в словах. Взрослый называет звук, а потом слова, в которых этот звук будет находиться в начале слова, в середине и в конце. Заранее оговорит, что, например, если этот звук вначале слова, ребенок должен поднять руки вверх, если в середине – похлопать в ладоши, если в конце – похлопать АО коленкам. «Что бывает?» Цель: развивать речь, мышление, остроту ума. Играя с ребенком в эту игру, необходимо задавать вопросы, касающиеся самых разнообразных свойств предметов, что дает возможность различать вещи по форме, цвету, размеру и т.д. Например, можете задавать такие вопросы: Что бывает красным? (клубника, арбуз, кирпич, крыша); Что бывает глубоким? ( тарелка, озеро, речка, колодец); Что бывает колючим? (кактус, ежик, роза, елка); Что бывает душистым? (духи, мыло, цветок, шампунь). Также можно спрашивать: что бывает круглым? высоким? пушистым? широким? твердым? белым? горячим? и т.д.
«Какое слово длиннее?» Цель: развивать речь, внимание?» Называть ребенку пары слов, одно из которых должно быть длинным, а второе – коротким. Задача малыша – на слух определить, какое из сказанных слов длиннее, а какое короче. «Волшебные звуки» Цель: развивать слуховое внимание, научить звуко-буквенному анализу. Взрослый договаривается с ребятами, что звуки «у» и « н » они будут считать волшебными. Если дети услышат первый звук, они должны схватить себя за ухо, если второй – за нос. После этого взрослый рассказывает историю, в которой эти звуки встречаются часто, или просто произносит ряд слов, а ребята внимательно слушают и выполняют нужные действия. «Составь слово из слогов» Цель: развивать навык звуко-буквенного анализа, фонематический слух. Взрослый говорит, что слоги в словах перепутались, и просит детей угадать, что же за слова можно из них составить. Если детей много, можно разделить их на команды, предоставляя право ответа по очереди или той команде, член которой первым поднял руку для ответа. Выкрикивать с места запрещается. За каждое угаданное слово команда получает призовое очко, за ошибку очко отнимается. Если же игра проводится с малым количеством детей, слова можно после недолгой тренировки загадывать по очереди. Сначала рекомендуются знакомые слова, состоящие из двух слогов, затем более сложные варианты.
«Красный и синий мячи» Цель: развивать грамотность, закрепить дифференциацию гласных и согласных звуков, совершенствовать внимание, реакцию, ловкость, быстроту мышления. Дети встают в круг. Взрослый становится в его середину, кидает участникам игры красный или синий мяч и произносит любой звук. Красный мяч ребенок должен поймать, если услышит гласный звук, и не ловить, если согласный. Если мяч синий, все должно быть наоборот. Затем кидает мяч и произносит звук уже сам ребенок. Мячи могут использоваться в игре поочередно или одновременно. Взрослый стоит в середине и ловит упавшие мячи, опять запуская их в игру. «Пишущая машинка» Цель: развивать навыки фонематического слуха, звуко-буквенного анализа, внимание. Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Взрослый предлагает «напечатать» какое-нибудь длинное слово или фразу. В последнем случае можно дать одному из малышей задание обозначать «пробел» между словами в ней. Затем по сигналу взрослого участники игры начинают «печатать»: сначала первая буква один раз хлопает в ладоши, затем вторая и т.д. Когда все «напечатано, хлопают все участники игры. Начинайте игру с простых слов, постепенно вводя все более сложные.
«Продолжи слово» Цель: развить речь, звуко-буквенный анализ, сообразительность, реакцию, пополнить словарный запас. Дети делятся на две команды, которые встают друг против друга. Игрок первой команды, стоящий первым слева, берет мяч, называет любой слог и кидает мяч первому игроку второй команды. Тот должен назвать свой слог или несколько слогов так, чтобы вместе с первым слогом они составили целое слово, затем назвать свой слог, бросая мяч второму игроку первой команды и т.д. Например, если первый игрок назвал слог НО, второй может сказать РА (чтобы получилось слово «нора») и назвать свой слог, допустим, тоже РА. Тогда третий ребенок, получивший мяч, может продолжить, сказав «кета», и начать новое слово. Тот, кто допустил ошибку, выбывает из игры. «Угадай букву» Цель: Развить мелкую моторику, закрепить основы грамоты, совершенствовать пространственное мышление. Ребята разбиваются на две равные команды. Каждая команда получает коробку пластилина, из которого участники игры должны вылепить любые буквы или цифры (например, по одной на человека). Затем взрослый берет две коробки с готовыми предметами и ставит, например, на стол. К столу по очереди подходит по одному игроку из каждой команды. Этому игроку завязывают глаза и дают одну пластилиновую букву или цифру, слепленную ребенком из команды соперников. За определенное время (например, 1 мин) он должен угадать, что это за буква или цифра. Команда, отгадавшая наибольшее количество букв, выигрывает. «Где спрятался звук?» Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове. Необходимые материалы: У воспитателя набор предметных картинок. У каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная – если работа идет с гласным звуком, синяя – с согласным). Воспитатель показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или в конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.
«Где наш дом?» Цель: развитие умения дифференцировать сходные звуки. Необходимые материалы: набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков; прикрепленные к доске два домика, на кармашках которых написаны (вставлены) буквы, обозначающие дифференцируемые звуки, например (с) или ( ш ). Каждый ребенок, выйдя к доске, берет картинку, называет ее, определяет наличие звука (с) или ( ш ), вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки. «Поезд» Цель: развитие умения определять количество звуков в слове. Необходимые материалы: поезд, составленный из плоских фигурок электровоза и трех вагонов. В каждом вагоне по три окошка с кармашками для предметных картинок. Над окошками кружочки с обозначением количества звуков в слове. Предметные картинки с изображением животных. Воспитатель рассказывает, что однажды животные решили поехать в город к своим друзьям - ребятам, но не могут понять, кто где должен ехать. «Вы проводники вагонов и должны им помочь. В первый вагон могут сесть животные, названия которых состоят из трех звуков, во второй – из четырех звуков, в третий – из пяти звуков». По вызову воспитателя выходит ребенок, берет картинку с изображением животного и ищет его место в поезде, ориентируясь по цифрам на кармашке. Поезд отправится в путь только в том случае, если все животные правильно займут места.
«Угадай слово» Цель: развитие умения проводить звуко-буквенный анализ, различать гласные и согласные буквы. Необходимые материалы: карточки с согласными. Воспитатель ставит на наборное полотно согласные буквы и прочитывает их, например м-л-к - (молоко), с-п-г - (сапоги) и т.д., а дети отгадывают слово. Игра может идти индивидуально и по группам. Для этой игры отбираются только слова, состоящие из двух-трех прямых открытых слогов. В конце игры воспитатель спрашивает, какие буквы (согласные или гласные) он выставил на наборное полотно и какие вставлены детьми. «Живые буквы» Цель: развитие умения определять последовательность звуков в слове, проводить звуко-буквенный анализ. Необходимые материалы: карточки с цветными буквами. 1 вариант. Каждому ряду даются карточки с буквами, на каждого ребенка по одной букве. Воспитатель называет слово. Дети строятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв, которые они держат в правой руке. 2 вариант. Воспитатель дает карточки с буквами каждому ряду, не называя слова. Дети одного ряда должны самостоятельно составить слово из букв, построившись в шеренгу.
Дидактическая игра «Найди букву» Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа. Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – буквы, посередине — полоска для записи, фломастеры. Ход игры. Дети соединяют линией каждую картинку с той буквой, с которой начинается ее название.
Дидактическая игра «Найди картинку» Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа. Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены буквы, а справа - предметы, посередине — полоска для записи, фломастеры. Ход игры. Дети соединяют линией каждую букву с предметом, название которого начинается с этой буквы.
Дидактическая игра «Подбери звуковую схему» Цель: совершенствование навыков звукового анализа. Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – схемы звукового анализа слов, посередине — полоска для записи, фломастеры. Ход игры. Дети соединяют линией каждую картинку со звуковой схемой, которая подходит к названию изображенного предмета.
Дидактическая игра «Найди место звука в слове» Цель: совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука в слове). Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – схемы расположения места звука в словах, посередине — полоска для записи, фломастеры. Ход игры. Дети определяют место звука [ р ] в слове (начало, середина, конец) и соединяют линией с соответствующей схемой.
Дидактическая игра «Посчитай слоги» Цель: совершенствование навыков слогового анализа. Вариант 1. Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - цифры, посередине — полоска для записи, фломастеры. Ход игры. Дети делят названия предметов на слоги и соединяют линией с цифрой, которая обозначает количество слогов в слове.
Вариант2. Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - слоговые схемы, посередине — полоска для записи, фломастеры. Ход игры. Дети делят названия предметов на слоги и соединяют линией со слоговой схемой, которая обозначает количество слогов в слове.
Дидактическая игра «Найди схему предложения» Цель: совершенствование навыков анализа и чтения предложения. Оборудование: перфокарты, на которых сверху напечатаны предложения, а снизу изображены схемы предложений, посередине — полоска для записи, фломастеры. Ход игры. Дети читают предложение и соединяют линией с соответствующей схемой.
Дидактическая игра «Посчитай слова в предложении» Цель: совершенствование навыков анализа и чтения предложения. Оборудование: перфокарты, на которых сверху напечатаны предложения, а снизу изображены цифры, посередине — полоска для записи, фломастеры. Ход игры. Дети читают предложение и соединяют линией с цифрой, которая обозначает количество слов в предложении.
Список литературы, информационных источников для педагогов по подготовке к обучению грамоте дошкольников: Варенцова Н. С. «Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3 – 7 лет» Федосова Н. А., Урадовских Г. В., Маврина И. В. , Денисенкова Н. С.,: «Дети, в школу собирайтесь. Пособие для педагогов и родителей» Дурова Н.В., Невская Л.H. «Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы в четырех книгах» Журова Л.E. «Обучение грамоте в детском саду» Дидактический материал по развитию речи. Занятия со старшими докольниками . Сост. Л. Е. Кыласова Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве» Степанова О. А. «Подготовка детей к школе» Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Ступеньки к школе: Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Марцинкевич Г. Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий) Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: упражнения Жукова Н.С. Букварь Юдин Г. Букварёнок Наглядно – дидактические пособия «Грамматика в картинках»: Ударение, Говори правильно, Словообразование, Антонимы, Многозначные слова, Один-много, Множественное число А. В. Кочергина Учим азбуку, играя Н. Э. Теремкова Логопедические занятия по лексическим темам О. С. Ушакова и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по обучению грамоте "Звуковые девочки"
Данное пособие помогает детям знакомиться со звуками...
Учебно-методическое пособие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) "Путешествие по стране "Абвгдейка".
Цели учебно-методического пособия: развитие у детей старшего дошкольного возрастп всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми....
Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации к обучению грамоте старших дошкольников и подготовка к обучению письму»
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретает все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения....
Методическое пособие по обучению грамоте
Данный материал считаю актуальным, т.к. для детей с ЗПР нет методических комплектов, которые бы соответствовали программе АООП ДО, поэтому было принято решение составить данное пособие. Задания оптима...
Учебно-методическое пособие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране букв и звуков»
Учебно-методическое пособиепо обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)«Путешествие по стране букв и звуков»...
Методическое пособие по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи 5 – 7 лет
Цель данного методического пособия – создание систематизированного сборника дидактических игр, использование которых поможет повысить готовность к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР....
Методические пособие по обучению грамоте для педагогов.
Методические пособие по обучению грамоте для педагогов....