Методическое пособие по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи 5 – 7 лет
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Шушаник Мнацакановна Саарян

Цель данного методического пособия – создание систематизированного сборника дидактических игр, использование которых поможет повысить готовность к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое пособие

по обучению грамоте детей

с общим недоразвитием речи

(5 – 7 лет)

Разработано учителем-логопедом Саарян Ш.М.

СОДЕРЖАНИЕ

#1040;ктуальность #1048;нновационная идея #1062;ели, задачи

#1054;жидаемые результаты #1057;одержание

6. Список используемых источников информации #1055;риложение 1

  1. Приложение 2

Актуальность данного методического пособия заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. Для старших дошкольников с речевыми расстройствами решение этой проблемы имеет особое значение, так как оно связано с проблемой ранней социальной адаптации этих детей. На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических и социальных причин. Распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР). Тем не менее при достаточной исследованности и разработке приемов преодоления фонетико- фонематических, лексико-грамматических нарушений и формирования связной речи, проблема готовности к обучению грамоте детей, диагностика и система коррекции остается актуальной.

Инновационная идея данного пособия заключается в том, оно содержит разнообразные игры и упражнения, которые имеют многофункциональный характер, знакомят с буквами, способствуют обучению чтению, создают прочную фонетико-фонематическую базу, развивают внимание, память, логическое мышление. Рисунки, схемы, словесные игровые упражнения, дидактические игры, логические задачи,– всё это вызывает интерес у детей, облегчает усвоение материала по обучению грамоте.

Цель данного методического пособия – создание систематизированного сборника дидактических игр, использование которых поможет повысить готовность к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР.

Реализация цели обучения грамоте осуществляется посредством решения следующих коррекционно-развивающих задач: формировать представления о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина); развивать зрительное восприятие и пространственную ориентировку, представление о линейности ряда символов, знаков (слева направо); развивать слуховое и фонематическое восприятие; формировать умение характеризовать звуки по акустическим и артикуляционным признакам; формировать умение дифференцировать фонемы на слух и в собственном произношении; формировать представления о слове, его значении (на основе предметной соотнесенности), о предложении; формировать умение делить предложения на слова, составлять предложения из 2–3 слов без предлогов и с предлогами (с опорой на зрительную схему); формировать умение проводить звуковой анализ звукосочетаний и 3-х - 5-ти звуков; формировать умение выделять звук из слова и определять место звука в слове; формировать умение определять последовательность звуков в слове; формировать умение определять

количество звуков и слогов в слове; формировать умение проводить слоговой анализ слов различной слоговой структуры (на основе полисенсорного подхода: отхлопать количество слогов, моргнуть, дотронуться до ушей, погладить себя по животу, по плечам, дунуть, подпрыгнуть, сделать столько шагов, сколько слогов в слове); формировать умения фонематического синтеза; формировать чёткие фонематические представления на базе умения подбирать слова на заданный звук; формировать представления о гласных и согласных звуках; формировать понятие о слогообразующей роли гласных звуков; формировать понятие «ударный слог», умение определять ударный слог в слове; формировать фонематическую компетенцию: умения устанавливать соотношение между звуковым и знаковым составом слов и умения перекодирования звукового кода в другую знаковую систему (фонема

— артикулема — графема); ‒ развивать интегративные функции посредством координации в системе «глаз — рука» (зрительно-моторная интеграция), в системе «ухо — рука» (слухо-моторная интеграция), в системе «ухо — глаз — рука» (слухо-зрительно-моторная интеграция); формировать представления о буквах, формировать умения выкладывать буквы из палочек, лепить из пластилина, «рисовать в воздухе», составлять буквы из пальцев рук; формировать умение различать и правильно использовать термины: предложение, слово, слог, звук, буква.

Ожидаемые результаты. Предложенные в пособии игры обеспечивают формирование базового уровня фонематических процессов, навыков звукового, звукобуквенного и слогового анализа, развития графических навыков и познавательных средств, которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения — чтению и письму. Создают условия для ориентировочно-познавательной деятельности детей, что достигается через систему действий, включающих не только словесно-зрительное, но и двигательное ознакомление со словом, звуком, буквой. Развивают различные стороны психической деятельности : внимание, мышление, память, речь. Закрепляют запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова, повышают степень подготовленности руки к выполнению графических упражнений. Формулируют умение принять учебную задачу и разрешить ее самостоятельно, развивают навык самоконтроля и самооценки.

Предупреждают возникновение дисграфии и дислексии. Опыт работы показал, что использование разработанных методических рекомендаций по обучению грамоте дошкольников с ОНР в процессе коррекционного воздействия позволяет добиться хороших и стойких результатов при обучении детей с ОНР чтению и письму, а также способствует более успешному обучению их в школе.

Содержание. Методическое пособие по обучению грамоте состоит из четырёх разделов: игры на развитие фонематического слуха; игры на запоминание образа буквы; игры, закрепляющие умение делить слова на

слоги; и игры, закрепляющие умение производить звукобуквенный анализ слов. Пособие содержит разнообразные игры, которые имеют многофункциональный характер, знакомят с буквами, способствуют обучению чтению, создают прочную фонетико-фонематическую базу, развивают внимание, память, логическое мышление. Рисунки, схемы, словесные игровые упражнения, дидактические игры, логические задачи – всё это вызывает интерес у детей, облегчает усвоение материала по обучению грамоте.

Представленный материал может быть использован при проведении фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий логопедами, студентами, воспитателями, родителями в процессе обучения грамоте дошкольников с ОНР.

Литература:

  1. Ахутина Т.В. Нейропсихологическая диагностика речевой патологии

// Ж. Школьный психолог, № 37, 2001.

  1. Буцикина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников // Ж. Логопед, № 3, 2005.
  2. Ванюхина Г.А. Природосообразные подходы к обучению грамоте детей дошкольного возраста как профилактика дислексий // Ж. Логопед, №3, 2007.
  3. Воеводина Е.С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте (рекомендации для родителей) // Ж. Школьный логопед, № 6, 2006.
  4. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. – М.: «ВЛАДОС», 2000. – 144 с.
  5. Дьяченко М.М. Профилактика нарушений чтения и письма на логопедических занятиях по подготовке к школе (из опыта работы) // Ж. Школьный логопед, № 5 (14), 2006.
  6. Казанская В.Л. Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия // Ж. Дефектология, № 6, 2000.
  7. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2001. – 157 с.
  8. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков // Ж. Логопед, № 2, 2004.
  9. Моисеева Т.В. Предупреждение нарушений письма и чтения на начальном этапе их формирования у учащихся младших классов // Ж. Школьный логопед, №1 (10), 2006.
  10. 10. Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста.- СП. ДЕТСТВО-ПРЕСС,2020г.-272с.
  11. Османова Г.А. От игры к письму // Ж. Логопед в детском саду, № 1 (16), 2007.
  12. Павлова Т.А. Формирование пространственного ориентирования как профилактика нарушений письма у детей с ЗПР // Ж. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, № 5, 2003.
  13. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. – СПб., 94 с.
  14. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников // Ж. Практическая психология и логопедия, № 1 (24), 2007.
  15. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 2000. – 128 с.

Приложение 1

Методическое пособие по обучению грамоте детей с ОНР (5 – 7 лет)

В данном пособии представлен материал для обучения грамоте детей 5-

7 лет с общим недоразвитием речи на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях.

Пособие предназначено для работы учителей-логопедов, воспитателей, родителей.

Игры на развитие фонематического слуха Игра 1. «Слова-друзья»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции.

Материал: картинки по паре на определённые звуки (лук — лось, рыба

— рубашка, кот — коза, жук — журавль, сок — собака и т.д.).

Ход игры: дети берут на столе картинки, схожие по первому звуку. После чего взрослый говорит, чтобы они нашли себе друга — того, у кого название картинки совпадает по начальному звуку.

Игра 2. «Какое слово хотел написать художник?»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции.

Материал: карточки с картинками, первый звук которых составляет букву нового слова.

Ход игры: взрослый говорит, что приходил художник и написал слово, но оно необычное, т.к. состоит из картинок. Нам с вами это слово надо прочитать, для этого мы будем определять в каждой картинке первый звук, запишем буквы на доску, а потом прочтём.

Игра 3. «Помоги художнику, собери слова из картинок»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции.

Материал: карточки со словами, где под каждой буквой кармашек, куда вставляются картинки, первый звук которых соответствует букве слова и др.

Ход игры: взрослый говорит, что приходил художник и не смог прочесть ни одного слова, т.к. они состоят из букв, а он умеет читать только по картинкам. Помогите художнику, возьмите по одной картинке и поставьте её под той буквой, с которой начинается слово.

Игра 4. «Какой звук пропущен?»

Цель: обучение интонационному выделению звука в слове. Совершенствовать умение выделять первый звук в слове.

Ход игры: взрослый произносит несколько предложений (5-7), в каждом из которых пропущен первый звук какого-то слова. Дети определяют, какой звук пропущен.

Например: …осмонавт полетел в космос. Таня посадила …веты. Мама купила Наде новую …уклу.

Игра 5. «Кузовок»

Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук.

Материал: корзинка, фишки.

Ход игры: взрослый говорит, что у него есть кузовок, указывая на корзинку. В него можно класть те слова, в которых есть, например, звуки [к], [к"] и то, что растёт в лесу (можно задать другой звук и местонахождение).

«Я беру кузовок и кладу туда грибок». Дети сами придумывают слова со звуком (подосиновик, боровик, клюква, земляника, черника, ежевика и др.). Взрослый поощряет их фишками. Побеждает тот, у кого больше фишек.

Игра 6. «Найди лишнее слово»

Цель: формировать умение детей интонационно выделять звуки в словах, развивать фонематический слух, логическое мышление.

Материал: карточки с изображением 4 предметов.

Ход игры: в трех словах этого задания есть общий звук, а в четвертом его нет. Ребёнок должен найти это слово.

Щука, плащ, шерсть, клещи. Кукла, мяч, чайник, чашка. Овца, цыпленок, солнце, луна.

Ножницы, кружок, лошадь, жеребёнок.

Игра 7. «Первый и последний звук в слове»

Цель: упражнять детей в выделении первого и последнего звука в слове.

Материал: карточки с изображением предмета и двумя окошками.

Ход игры: Дети определяют первый и последний звук в слове (картинки) и вставляют в окошко соответствующие буквы.

Игра 8. «Цепочка»

Цель: формировать умение детей определять место звука в слове.

Ход игры: ребенок и взрослый по очереди называют предметы, которые они видят вокруг себя так, чтобы последний звук одного предмета стал первым в названии другого. Может играть небольшая группа детей, называя слова по очереди.

Например: автобус – стул – лампа - …

Этот же вид задания можно выполнить, разложив соответствующим образом на столе картинки или игрушки.

Игры на запоминание образа буквы Игра 1. «Азбука упала»

Цель: упражнять детей в восстановлении буквы из элементов; развивать мыслительные операции, память, внимание.

Материал: у детей карточки с неправильным изображением букв.

Ход игры: взрослый читает стихотворение: Что случилось? Что случилось?

С печки азбука свалилась! Больно вывихнула ножку И ударилась немножко.

Соберите буквы и правильно их напишите.

Игра 2. «Буквы спрятались»

Цель: учить детей находить очертания букв; развивать зрительное представление о букве, память, внимание.

Материал: карточки с совмещённым начертанием букв; доска, фломастер.

Ход игры: взрослый показывает детям картинку и говорит, что буквы спрятались, необходимо их отыскать и записать на доске.

Игра 3. «Письмо на ладошке»

Цель: развивать зрительное и пространственное представление букв, память, внимание.

Материал: не требуется.

Ход игры: дети разбиваются на пары, один из них водящий, он пишет на ладони другого ребёнка — «листа» (он закрывает глаза) — букву пальцем.

«Лист» отгадывает, какую букву написал водящий.

Игра 4: «Найди ошибку»

Цель: развивать зрительное представление о букве, находить несоответствия в изображении букв; развивать память, внимание.

Материал: доска, на которой неправильно изображены элементы букв, фломастер.

Ход игры: взрослый указывает детям на доску и говорит, что Буратино допустил несколько ошибок, когда писал носом буквы. Эти ошибки необходимо их найти и исправить.

Игра 5. «Начерти в воздухе букву»

Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление букв, память, внимание, воображение.

Материал: не требуется.

Ход игры: взрослый говорит: «Ребята, представьте, что некоторые части вашего тела превратились в карандаш, который очень хорошо пишет буквы. Давайте это изобразим». Пишут буквы указательным пальцем, кистью руки, ступнёй, носом, подбородком, локтем, ухом. Можно задействовать и другие части тела.

Игра 6. «Составь букву из элементов»

Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление букв, память, внимание.

Материал: счётные палочки.

Ход игры: взрослый говорит детям: «Вспомните буквы, состоящие из двух одинаковых элементов — двух длинных и одной короткой палочки — и постройте эти буквы».

Игра 7. «Зашифрованная буква»

Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление букв, память, внимание.

Материал: карточки с точками, соединяя которые по заданному алгоритму, получается буква; маркеры.

Ход игры: детям предлагаются карточки с пронумерованными точками и алгоритм. Они по команде взрослого берут маркер и выполняют алгоритм, например, соединяя цифры 1—5, 2—3 и т.д.

Игра 8. «Реклама буквы»

Цель: учить описывать букву по схеме, подбирать слова на заданную букву; развивать память, внимание, воображение.

Материал: медальоны с буквами, схема описания буквы.

Ход игры: взрослый предлагает детям прорекламировать букву на своём медальоне по следующей схеме:

  • название буквы;
  • из каких элементов состоит;
  • на что похожа;
  • какие слова с неё начинаются.

Например: «Это буква А, она состоит из трёх элементов: двух длинных палочек, наклонённых одна к другой, и одной короткой, связывающей их, как поясок. Буква А похожа на ракету, крышу дома, акулу. Она содержится в самых вкусных словах (арбуз, абрикос, ананас, айва); в самых быстрых (автомобиль, автобус) и в самых умных словах (азбука, алфавит...)».

Игра 9. «Да-нет-ка с алфавитом»

Цель: учить детей задавать вопросы, содержащие утвердительный ответ

«да» или «нет»; развивать мышление, речь.

Материал: алфавит.

Ход игры: взрослый показывает алфавит, загадывает букву. Дети должны её отгадать, задавая вопросы воспитателю по местонахождению буквы. Взрослый может отвечать только «да» или «нет». Например, дети спрашивают: «Эта буква находится в первом ряду? Между буквой О и Р?» И т.д.

речь.


Игры, закрепляющие умение делить слова на слоги Игра 1. «Магазин»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; развивать мышление,

Материал: «деньги» (карточки с цифрами 1, 2, 3, 4), картинки с

изображением различных предметов.

Ход игры: детям раздаются «деньги», где написаны цифры. Они приходят в магазин, берут картинку с тем предметом, количество слогов которого соответствует цифре на «деньгах». Взрослый — кассир, он определяет правильность выбора детей. (Например, у ребёнка 3 рубля, он

выбирает картинку с капустой, подходит к кассиру и говорит: «Ка-пус-та», деля при этом слово на слоги с помощью хлопков.)

Игра 2. «Весёлый поезд»

Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.

Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.

Ход игры: каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).

Игра 3. «Закончи слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход игры: дети стоят в кругу. Взрослый с мячом в центре: «Дети , сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за).

Игра 4. «Собираемся в школу»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать мыслительные операции.

Материал: два портфеля, школьные принадлежности: клей, пенал, кисточка, краски, книга, азбука, ручка, линейка, пенал, точилка, карандаш, ластик и др.

Ход игры: взрослый говорит: «Ребята, вы скоро пойдёте в школу, и там вам понадобятся школьные принадлежности. А какие школьные принадлежности вы знаете? (Дети называют.) У нас два портфеля, в первый мы будем собирать предметы, имеющие в своём названии два слога, а во второй — предметы, имеющие три слога». Дети по очереди берут школьные принадлежности, определяют количество слогов в словах и раскладывают предметы по портфелям. Взрослый спрашивает, почему они не положили ни в один портфель КЛЕЙ и МЕЛ. Дети объясняют свой выбор тем, что в этих словах только один слог.

Игра 5. «Цветы — в вазу»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать мыслительные операции.

Материал: рисунок с изображением трёх ваз. Картинки цветов: подснежник, мак, пион, роза, ирис, флокс, мимоза, медуница и др.

Ход игры: взрослый говорит: «Девочке Маше на день рождения подарили огромный букет из разных цветов. Маша не может поставить все цветы в одну вазу, т.к. их очень много. Она просит нас помочь ей расставить цветы в три вазы. Если название цветка состоит из одного слога, то его ставим в первую вазу, если из двух — во вторую, если из трёх слогов — в третью. Дети берут картинку с изображением цветов, делят слово на слоги, определяют количество слогов в слове и ставят в вазы.

Игра 6. «Поищи слово»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить в длинных словах находить новые слова; развивать мыслительные операции анализа и синтеза.

Материал: карточки со словами: НОСОК, ВОРОБЕЙ, ЖИВОТНОЕ, МАШИНА, БАЛАЛАЙКА, ФАСОЛЬ, МАГНИТОФОН и другие.

Ход игры: взрослый говорит детям, что короткие слова очень часто прячутся в длинных. Чтобы их найти, необходимо длинное слово сказать по слогам и отыскать короткое. Например: «В слове «НОСОК» прячется слово

«СОК» и т.д.

Игра 7. «Шаг вперёд»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять количество слогов; развивать мыслительные операции.

Материал: сигналы красного и зелёного цвета.

Ход игры: дети выстраиваются в шеренгу лицом к взрослому в 4—5 метрах от него. Взрослый говорит: «Я буду говорить слова, а вы по очереди должны определять количество слогов в них. Если задание выполнили правильно, то я зажгу зелёный фонарик, и вы сделаете шаг вперёд. Если ошибётесь, то я зажгу красный фонарик, он обозначает: стой на месте. И тот, кто первый дойдёт до меня, тот и победит (может быть и несколько победителей)».

Игра 8. «Помоги улитке спрятаться в домик»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять количество слогов; закреплять правильное произношение звуков.

Материал: набор больших изображений улиток с нарисованными на них маленькими картинками, начинающимися на звуки, которые чаще всего нарушены у детей с ОНР: С, З, Ш, Ж, Л, Ль, Р, Рь.

Ход игры: игра для 1-8 детей. Дети поочерёдно называют картинки, двигаясь к центру улитки, определяют количество слогов в них.

Игры, закрепляющие умение производить звукобуквенный анализ слов

Игра 1. «Магазин»

Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слова.

Материал: кошельки, сделанные из бумаги методом оригами по количеству играющих детей, «деньги» (квадраты из картона красного, синего и зелёного цвета); картинки с изображением разных предметов.

Ход игры: выбираются три продавца, возле них ставятся карточки из картона красного, синего и зелёного цвета — это кассы. Остальные дети — покупатели, они берут кошельки с деньгами из картона трёх цветов. На столе разложены картинки с изображением предметов. Покупатели подходят к столу, берут по одной картинке, определяют первый звук и его звуковую

характеристику, идут на кассу, которая по цвету соответствует звуку слова (красный цвет — гласный, синий — согласный твёрдый, зелёный — согласный мягкий).

Игра 2. «Помогите Незнайке»

Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слова.

Материал: три коробки с наклеенными кружками красного, синего и зелёного цвета, картинки с изображением разных предметов.

Ход игры: взрослый говорит, что в гости пришёл Незнайка и принёс коробки с наклеенными на них кружками красного, синего и зелёного цвета и картинки с изображением разных предметов. Но он никак не может разложить предметы по коробкам, т.к. плохо знает буквы и звуки. Помогите Незнайке разложить картинки так, чтобы в коробку с красным кружком попали картинки, начинающиеся на гласный звук, с синим кружком — на согласный твёрдый, с зелёным — на согласный мягкий.

Игра 3. «Моя находка»

Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слова.

Материал: фишки по количеству детей трёх цветов (красного, синего и зелёного).

Ход игры: взрослый раздаёт детям фишки и говорит: «Пройдите по группе и найдите те предметы, первый звук которых по своей характеристике соответствует цвету вашей фишки». Слова, начинающиеся на гласный звук, соответствуют красному цвету фишки, на согласный мягкий — зелёному цвету, согласный твёрдый — синему.

Игра 4. «Радио»

Цель: упражнять детей в нахождении недостающих букв в слове; развивать мыслительные операции, речь; упражнять в звуковом анализе слова. Материал: карточки с картинками, где пропущена одна буква,

микрофон.

Ход игры: некоторым детям предлагаются карточки со словами ЖУК, СЫР, КОТ и др., в каждой из которых пропущена одна буква, а другим детям

— эти пропущенные буквы. Они должны определить, какой буквы не хватает, и дать объявление по радио. Взрослый показывает пример, берёт микрофон и говорит: «В слове ЖУК потерялась вторая буква У. Она обозначает гласный звук [у]».

Игра 5. «Разложи по обручам»

Цель: закреплять знания детей о звуковой характеристике букв; развивать мыслительные операции, речь.

Материал: три обруча красного, синего и зелёного цвета, картинки с изображением разных букв.

Ход игры: взрослый предлагает детям разложить буквы по обручам: в красный обруч положить буквы, которые обозначают только один гласный звук (А, И, О, У, Ы, Э); в синий класть буквы, обозначающие только согласный твёрдый (Ж, Ш, Ц); в зелёный — только согласные мягкие (Й, Ч, Щ); на пересечении синего и зелёного обруча — буквы, которые одновременно могут обозначать согласные твёрдые и мягкие; на пересечении зелёного и красного обруча —гласные (Е, Ё, Ю, Я, И).

Игра 6. «Раз, два, три — парочку свою найди!»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове, нахождении схожих звуков, парных согласных по твёрдости-мягкости; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слова.

Материал: картинки с изображением животных (зебра, заяц, муха, медведь, ослик, оса, утка, улитка, белка, бобёр, индюк, иволга и др.).

Ход игры: дети получают карточки с изображением животных. По команде ведущего «Раз, два, три — парочку свою найди!» они должны найти своего друга, у которого схожи с ним первые звуки в названии слова. Так, чтобы мягкий и твёрдый согласные относились к одной и той же букве, а гласные совпадали. Например: лиса [л"] — лось [л], муха [м] — медведь[м"], ослик [о] — оса [о].

Игра 7. «Да - нет»

Цель: закреплять знания детей о звуковой характеристике букв; учить внимательно слушать утверждения и самостоятельно делать вывод, аргументируя свой выбор; развивать мыслительные операции, речь.

Материал: не требуется.

Ход игры: детям предлагается послушать утверждения и сделать самостоятельно выбор, т.е. согласиться или опровергнуть утверждение: «Да, это верно!» или «Нет, это не верно!» Например:

  • слово «сом» начинается с гласного звука;
  • в слове «лиса» два слога;
  • слово «рысь» начинается с твёрдого согласного звука;
  • гласный звук обозначается синей фишкой;
  • согласный мягкий обозначается зелёной фишкой;
  • звук [и] согласный, его нельзя пропеть;
  • слово «малина» состоит из трёх слогов;
  • слово «часы» начинается с согласного звука [ш].

Игра 8. «Собери слово»

Цель: закреплять умение детей составлять слово из букв; развивать мыслительные операции.

Материал: 10 карточек с изображением предметов, рядом с каждой картинкой в произвольном порядке написаны буквы данного слова и дана схема, набор букв.

Ход игры: взрослый предлагает детям заполнить схему, т.е. расставить буквы каждого слова в правильном порядке.

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи"

В консультации приводятся примеры  использования нетрадициоонного материала для обучения детей грамотеИспользование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками – один из залогов ...

Предпосылки готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются компоненты, необходимые для полноценной подготовки детей с недоразвитием всех составляющих языковой системы к обучению грамоте....

«Авторские методы работы по подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи (ОНР)»

Предлагается материал из опыта работы логопеда по обучению грамоте с помощью необычных пособий и придуманных автором методов (изучение новых букв, анализ слова, предупреждение дисграфии). ...

Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи (консультация)

Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи....

Мастер-класс "Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи".

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Моя задача, как ...

«Значение звуко-буквенного анализа слов при обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи»

Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, очень важно научить их:различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные;выделять любые звуки из...