Консультация для воспитателей дошкольного учреждения на тему: «Обучение грамоте в дошкольной образовательной организации».
консультация по логопедии

Ирина Николаевна Мельникова

 Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу.

Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую (звуковую), то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а воспитанник  отвечает: "апельсиновый, яблочный..."

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: (Слайд 2)

  • определение количества звуков в слове,
  • фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие),
  • определение места звука в слове.

Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

  • сформированность звуковой стороны речи (одна из основных и самых главных задач учителя-логопеда), т.е. воспитанник должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
  • сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка (очень часто воспитанники взаимозаменяют звуки [с]=[ш], [з]=[ж], [т]=[д], [т]=[ч], [н]=[м], [р]=[л]и пр);
  • готовность к звуковому анализу и синтезу  состава речи, т.е. выделять ударный гласный из состава слова; анализ гласных звуков (сколько звуков – столько и слогов в слове);  слышать и выделять первый или последний звук в слове;
  • знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
  • умение работать со схемой слова, предложения.

 Вот это основные компоненты, которые мы формируем на наших занятиях.

 Скажите, что такое звуки? (Звуки — это то, что мы слышим и произносим). А что такое буквы? (Буквы мы пишем, видим и читаем). (Слайд 3)

1. Какие бывают звуки? (Гласные звуки и согласные). Назовите гласные звуки (А, У, О, И, Ы, Э). Детям я объясняю, что гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно. Их обозначаем красным цветом. Обратите внимание, что гласных букв больше, чем гласных звуков (10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных). Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу], [jэ].

А согласные звуки петь не могут. Воздух свободно выйти из ротика не может, ему мешают то губы, то зубки, то язык. (Слайд 4)

2. Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом. Чтобы вашим детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом старшего большого гнома со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом гнома младшего маленького с веселым, мягким характером. Старший гном живет в доме с синей крышей и дружит с твердыми согласными звуками. Младший гном живет в доме с зеленой крышей и дружит с мягкими звуками. Можно использовать прием «Кубик - вата». Произносить мягкий и твердый звук [м]: определяем звук [м’] мягкий «как вата», твердый звук [м] твердый, как кубик.   Запомните, что

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Можно играть с воспитанниками в игру «Посели в домики».  Скажите, в какой домик вы поселите картинку? Ваши дети на занятиях отвечают таким образом: «Я поселю мишку в домик с зеленой крышей, потому что в слове «мишка» первый звук [мь], он мягкий».

3. Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что при произнесении глухих звуков горло молчит, а при произнесении звонких звуков горло работает. Часто, чтобы различить эти звуки, дети прибегают к тактильному контролю (ладонью прикасаются к горлу и проверяют наличие вибрации). Или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный.

Давайте поиграем в игру «Звенит – не звенит». Если в начале слова вы услышите звонкий согласный — поднимите карточку с колокольчиком, если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут. Ракета, пила, бабочка, точка, дочка, кочка, бочка, почка.

4. Звуко-буквенный анализ слова. 

  • В возрасте 3-4 лет придумывать слова на заданный звук, игры «хлопни в ладоши, если услышишь звук в потоке звуков, в слогах».
  • Начать работу с формирования  умения делить слово на слоги. Задание: хлопай в ладоши на каждый слог в слове. Тактильно определять касания нижней челюсти и руки. Проговаривать правило «сколько гласных звуков в слове, столько  и слогов в слове».
  • Использовать карточки и фишки для звукобуквенного анализа слова. Чтобы ребенку было легче выполнить звукобуквенный анализ слова можно использовать схемы и фишки. Давайте попробуем с вами вместе сделать звуковой анализ слова МЯЧ.

Сначала мы медленно произнесём это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки есть в слове. В слове мяч всего три звука.

Первый звук [м’] — согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом.

Второй звук я - [а] — гласный, ударный, обозначается красным цветом.

Последний звук [ч] – согласный, глухой, мягкий, обозначается синим цветом.

 ЛИСА.

В слове лиса всего четыре звука.

Первый звук [ль] — согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зеленым квадратом.

 Второй звук [и] — гласный, обозначается красным квадратом.

 Следующий звук – [с]. Он согласный, твердый, глухой. Обозначается синим квадратом.

Последний звук [а] – гласный, обозначается красным цветом.

Далее скажите, сколько в слове гласных звуков, сколько твердых согласных, сколько мягких согласных звуков. Теперь каждый звук подпишем буквой. Попробуйте теперь самостоятельно сделать звуко-буквенный анализ слова РОЗА.

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

- «На что похожа буква?»

- В ряду букв обвести в круг заданную букву.

- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Предложение.

Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.

  • Составить предложение по опорной картине из 2,3,4,5 слов
  • Составление предложений по графической схеме

        Перед каждым – графическая схема предложения – необходимо придумать предложение, соответствующее данной схеме.

  • Составление графической схемы предложения

Заключение

А теперь давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи. Предлагаю вам оценить себя по достижению цели встречи. Выбрать сигнальную карточку «зеленую» - «владею достаточной информацией по подготовке к обучению грамоте», «желтый» – «владею не достаточным объемом информации», «красный» - «не владею…»

Педагогам предлагаются печатные рекомендации по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                     Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад № 11 (МДОАУ д/с № 11) города Зея

Консультация для воспитателей дошкольного учреждения

Тема: «Обучение грамоте в ДОУ»

Подготовила и провела

учитель-логопед: Мельникова И.Н.

г. Зея

Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.

Задачи:

  • активизировать знания педагогов о звуках и буквах;
  • уточнить представления о гласных и согласных звуках;
  • тренировать навык дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости;
  • закреплять навык звукового анализа слова;
  • развивать связную речь;

Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей.(Слайд 1)

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу.

Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую (звуковую), то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а воспитанник  отвечает: "апельсиновый, яблочный..."

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: (Слайд 2)

  • определение количества звуков в слове,
  • фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие),
  • определение места звука в слове.

Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

  • сформированность звуковой стороны речи (одна из основных и самых главных задач учителя-логопеда), т.е. воспитанник должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
  • сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка (очень часто воспитанники взаимозаменяют звуки [с]=[ш], [з]=[ж], [т]=[д], [т]=[ч], [н]=[м], [р]=[л]и пр);
  • готовность к звуковому анализу и синтезу  состава речи, т.е. выделять ударный гласный из состава слова; анализ гласных звуков (сколько звуков – столько и слогов в слове);  слышать и выделять первый или последний звук в слове;
  • знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
  • умение работать со схемой слова, предложения.

 Вот это основные компоненты, которые мы формируем на наших занятиях.

 Скажите, что такое звуки? (Звуки — это то, что мы слышим и произносим). А что такое буквы? (Буквы мы пишем, видим и читаем). (Слайд 3)

1. Какие бывают звуки? (Гласные звуки и согласные). Назовите гласные звуки (А, У, О, И, Ы, Э). Детям я объясняю, что гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно. Их обозначаем красным цветом. Обратите внимание, что гласных букв больше, чем гласных звуков (10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных). Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу], [jэ].

А согласные звуки петь не могут. Воздух свободно выйти из ротика не может, ему мешают то губы, то зубки, то язык. (Слайд 4)

2. Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом. Чтобы вашим детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом старшего большого гнома со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом гнома младшего маленького с веселым, мягким характером. Старший гном живет в доме с синей крышей и дружит с твердыми согласными звуками. Младший гном живет в доме с зеленой крышей и дружит с мягкими звуками. Можно использовать прием «Кубик - вата». Произносить мягкий и твердый звук [м]: определяем звук [м’] мягкий «как вата», твердый звук [м] твердый, как кубик.   Запомните, что

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Можно играть с воспитанниками в игру «Посели в домики».  Скажите, в какой домик вы поселите картинку? Ваши дети на занятиях отвечают таким образом: «Я поселю мишку в домик с зеленой крышей, потому что в слове «мишка» первый звук [мь], он мягкий».

3. Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что при произнесении глухих звуков горло молчит, а при произнесении звонких звуков горло работает. Часто, чтобы различить эти звуки, дети прибегают к тактильному контролю (ладонью прикасаются к горлу и проверяют наличие вибрации). Или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный.

Давайте поиграем в игру «Звенит – не звенит». Если в начале слова вы услышите звонкий согласный — поднимите карточку с колокольчиком, если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут. Ракета, пила, бабочка, точка, дочка, кочка, бочка, почка.

4. Звуко-буквенный анализ слова. 

  • В возрасте 3-4 лет придумывать слова на заданный звук, игры «хлопни в ладоши, если услышишь звук в потоке звуков, в слогах».
  • Начать работу с формирования  умения делить слово на слоги. Задание: хлопай в ладоши на каждый слог в слове. Тактильно определять касания нижней челюсти и руки. Проговаривать правило «сколько гласных звуков в слове, столько  и слогов в слове».
  • Использовать карточки и фишки для звукобуквенного анализа слова. Чтобы ребенку было легче выполнить звукобуквенный анализ слова можно использовать схемы и фишки. Давайте попробуем с вами вместе сделать звуковой анализ слова МЯЧ.

Сначала мы медленно произнесём это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки есть в слове. В слове мяч всего три звука.

Первый звук [м’] — согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом.

Второй звук я - [а] — гласный, ударный, обозначается красным цветом.

Последний звук [ч] – согласный, глухой, мягкий, обозначается синим цветом.

 ЛИСА.

В слове лиса всего четыре звука.

Первый звук [ль] — согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зеленым квадратом.

 Второй звук [и] — гласный, обозначается красным квадратом.

 Следующий звук – [с]. Он согласный, твердый, глухой. Обозначается синим квадратом.

Последний звук [а] – гласный, обозначается красным цветом.

Далее скажите, сколько в слове гласных звуков, сколько твердых согласных, сколько мягких согласных звуков. Теперь каждый звук подпишем буквой. Попробуйте теперь самостоятельно сделать звуко-буквенный анализ слова РОЗА.

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

- «На что похожа буква?»

- В ряду букв обвести в круг заданную букву.

- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Предложение.

Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.

  • Составить предложение по опорной картине из 2,3,4,5 слов
  • Составление предложений по графической схеме

        Перед каждым – графическая схема предложения – необходимо придумать предложение, соответствующее данной схеме.

  • Составление графической схемы предложения

Заключение

А теперь давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи. Предлагаю вам оценить себя по достижению цели встречи. Выбрать сигнальную карточку «зеленую» - «владею достаточной информацией по подготовке к обучению грамоте», «желтый» – «владею не достаточным объемом информации», «красный» - «не владею…»

Педагогам предлагаются печатные рекомендации по теме.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение грамоте в ДОУ Подготовила: учитель-логопед Мельникова И.Н.

Слайд 2

Важно! Учить дошкольников грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Грамота - это овладение умением читать и писать. Обучение воспитанников грамоте в ДОУ осуществляется аналитико - синтетическим методом. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к к обучению грамоте и предполагает: Актуальность темы.

Слайд 3

Определение количества звуков в слове. Фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие глухие, твердые и мягкие) Определять место звука в слове. Основные компоненты: Сформированность звуковой стороны речи (задача учителя - логопеда). Сформированность фонематических процессов ( уч -логопед, воспитатели). Готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи ( уч -логопед , воспитатели ). Знакомство с термином «звук», «слог», «слово», «предложение» (воспитатели групп). Умение работать со схемой слова, предложения ( уч -логопед, воспитатели ). Обратимся к памяткам.

Слайд 4

г


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Методические рекомендации по содержанию книжного уголка в дошкольном учреждении"

Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста ...

Родительское собрание (мастер-класс) на тему: «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»

Цель: повышение педагогической компетентности родителей по вопросу обучение грамоте детей дошкольного возраста....

Мастер класс для воспитателей массовых групп: Основные особенности обучения грамоте детей дошкольного возраста.

1.      Оказать практическую помощь педагогам в проведении занятий по подготовке детей к обучению грамоте в каждой возрастной группе дошкольно-образовательного учреждения.2....

Консультация для воспитателей:"Содержание и методика проведения физкультурных досугов в дошкольном учреждении."

Физкультурный досуг - одна из форм активного отдыха детей. Содержание досуга - это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в игровой форме, в виде веселых забав, аттрак...

Консультация для воспитателей и родителей «Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста».

Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоте. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционально...

Консультация для воспитателей младших групп на тему: «Обучение грамоте детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФОП»

Целью работы с детьми является создание условий для формирования мотивации к обучению, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, воспитание интеллектуально развитого и эмоционального...