Картотека игр и упражнений с речевыми кубиками
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Картотека игр и упражнений с речевыми кубиками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._kartoteka_igr_i_uprazhneniy_s_rechevymi_kubikami.docx | 32.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения с речевыми кубиками
1. «Построй башню для рыцаря».
Цель: развитие слухового внимания, восприятия, моторики, автоматизация поставленного звука.
Описание игры: на гранях кубиков найти картинки, содержащие в названии закрепляемый звук, например, звук «Р». Из отобранных кубиков построить башню (или дом) для рыцаря (либо для какого-нибудь героя на определенный звук).
В этом доме получилось 5 этажей. Предложите ребёнку назвать, что на первом этаже, на втором и т.д. Можно запомнить картинки и назвать их по-памяти, чётко проговаривая звук «р».
Аналогичную работу проводим с другими звуками (с, ш, з, ц, ж, л, ль, ч, щ, с гласными звуками).
Играть могут 2 ребёнка: один находит слова со звуком «ш», другой – со звуком «с». И т.п.
«Дом для Лунтика». Ребёнок отбирает картинки со звуком «л» в названии, строит из кубиков
дом. Называет чётко каждую картинку и придумывает рассказ о том, как Лунтик будет использовать предметы в доме. Например: ложкой он будет есть варенье из яблок, иголкой будет зашивать скатерть на столе, молоком и шоколадом будет угощать своих друзей: Пчелу и Слонёнка, голубей накормит семечками подсолнуха, юлой и балалайкой играть вечерами с друзьями и т.п.
2. «Строитель».
Цель: развитие фонематического восприятия, моторики, звукопроизношения.
Описание игры: на гранях кубиков найти картинки, в названии которых нет закрепляемого звука. Из этих кубиков построить дом для героя… или гостя занятия. Предложите ребёнку разделить каждое слово на слоги. Усложненный вариант: на первом этаже должны быть картинки, в названии которых один слог; на втором этаже – с двумя слогами, и на третьем – с тремя и т.д.
3. «Прохлопай и построй».
Цель: развитие моторики, навыка деления слов на слоги.
Описание игры: отобрать кубики с картинками, названия которых содержат по 2 слога. Построить из них дом. Рядом с этим домом построить другой дом, названия картинок которых должны содержать 3 слога. Запомнить картинки и назвать по-памяти. Ответить на вопросы: - Про какой предмет я спрошу кто это? или что это?
4. «Скажи наоборот» (твердый-мягкий/легкий-тяжелый/высокий-низкий).
Цель: учить подбирать слова противоположные по смыслу, развитие внимания, моторики.
Описание игры: отобрать картинки, на которых нарисованы только легкие (либо тяжелые, твердые, мягкие) предметы, а затем подобрать к ним слова, обозначающие предметы противоположные по качеству. Построить из этих кубиков башни.
Другой вариант: ребенок кидает кубик, называет выпавший предмет, называет его качество, а затем подбирает к нему слово противоположное по смыслу (либо другой ребенок подбирает).
5. «Кто? или Что?».
Цель: уточнить знания детей о живых и неживых предметах, о животных, насекомых и птицах, учить соотносить с ними вопросы: Кто? Что?
Описание игры: найти на гранях кубиков картинки с изображением живых и неживых предметов. Объяснить свой выбор, обобщить понятия.
Предложите ребёнку четко назвать каждого животного, насекомого на первом, втором, третьем этаже. Пофантазируйте с малышом: кто к кому пойдёт в гости? (ёрш к дельфину, белка к обезьяне, лягушка к змее и т.д.).
6. «Я – покупатель».
Цель: закрепить знания детей о том, что можно купить в магазине, подбирать слова на заданный звук (можно на определённый звук, либо по определенному цвету, категории и т.д.), автоматизация звуков, развитие монологической речи.
Описание игры: сначала ребёнок находит предметы, которые можно купить в магазине на определенный звук, затем строит «магазин», т.е. полочки в магазине, на которых будут лежать предметы. Закрепляем понятия: нижняя полочка, верхняя и т.д. Далее ребёнок образовывает фразу: - Я купил виноград. Из винограда мама сварит виноградное варенье. –Я купил расчёску. Расчёской я буду причесывать волосы. И т.д.
7. «Самый внимательный».
Цель: закрепление в речи обобщающих понятий, развитие внимания, моторики.
Описание игры: отобрать кубики, на которых нарисована посуда, одежда, овощи, фрукты, транспорт, животные, птицы и др. Может играть один, два или три ребёнка. У каждого своё задание. Можно предложить детям проверить друг у друга правильность выполнения задания. Запомнить картинки и назвать по памяти.
8. «В лесу».
Цель: уточнить знания детей о лесе, развивать воображение, моторику.
Описание игры: на гранях кубиков найти те предметы, которые можно увидеть в лесу. Объяснить свой выбор. Чётко проговаривать слова, фразы.
- Я в лесу видел … или Я в лесу нашёл…
9. «Мой-моя-мои».
Цель: учить детей согласовывать местоимения с сущ-ми в роде, числе, развивать внимание, мышление, моторику. Автоматизация звуков в речи.
Описание игры: найти картинки, на которых нарисованы предметы, про которые можно сказать «он мой», «она моя», «они мои». Построить 3 башни или разложить кубики в ряд. Могут играть 3 человека. Обязательно каждый ребёнок проговаривает «Моя белочка», «Мой зонт», «Мои шишки». И т.п.
10. «Летает – не летает».
Цель: закрепить в словаре детей названия того, что летает, и не летает. Различать понятия: кто? и что? Развивать внимание, моторику, речь.
Описание игры: на гранях кубиков найти предметы, про которые можно сказать «летает» и «не летает». Могут играть 2 ребёнка. Каждый рассказывает о том, что нашёл.
11. «Один – много».
Цель: употребление в речи единственного и множественного числа сущ-х. Автоматизация звуков, фраза. Развитие моторики, памяти, внимания.
Описание игры: один ребёнок отбирает картинки с одним предметом, другой ребёнок с несколькими предметами.
Ребенок, глядя на верхнюю грань куба говорит: «У меня две морковки», - затем переворачивает его любой другой гранью и передает его следующему ребенку, со словами «А у тебя?». «У меня три яблока» и т. д.
12. «Какой? Какая? Какое? Какие?».
Цель: закрепить согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Уточнение и закрепление основных и оттеночных цветов.
Описание игры: сначала можно брать кубик и называть предмет в цвете, какой он.
Логопед (воспитатель), глядя на верхнюю грань кубика, говорит: «У меня синий пиджак, - переворачивая куб на другую грань и передавая его ребенку спрашивает, - «А у тебя?». Затем предложить ребёнку найти предметы определённого цвета, или такого цвета, которого эти предметы могут быть. Например, найти предметы, которые могут быть красного, жёлтого или
зелёного цвета.
13. «Что растёт?».
Цель: закрепить в словаре детей глагол «растёт», развивать внимание, мышление, речь. Автоматизация звука «р» и «с».
Описание игры: у педагога в руке кубик. Он выбирает предмет на гранях, про который можно сказать «растёт». Он говорит: «Яблоко растет на яблоне, в саду». Каждому ребенку предлагает на своих кубиках найти то, что растёт, и рассказать, где это растёт.
14. «Цепочка слов».
Цель: развивать слуховое восприятие, навык звукового анализа слов, учить детей слышать первый и последний звуки в словах. Моторика.
Описание игры: начинает педагог: в центр стола кладёт кубик. На верхней грани картинка. Называет картинку и определяет последний звук в слове. Дальше дети по-очереди кладут кубики, образовывая звуковую цепочку. Т.е. по последнему звуку находят слово на этот звук. Например: лисА-АрбуЗ-ЗаяЦ-Цыплята- Автобус и т.д.
15. «Подбери похожее по смыслу слово».
Цель: учить детей подбирать слова похожие по смыслу.
Описание игры: ребенок кидает кубик и подбирает синоним к выпавшему слову, обозначенному картинкой.
16. «Найди нужный звук».
Цель: закреплять навыки четкого различения и произношения заданного звука в словах.
Описание игры: дети берут по 1 кубику из мешочка. Задание: найти на гранях кубиков слова, в которых есть звук «о», «у», «м» и т.д.
Картинки можно трактовать по-разному. Например, как можно изменить слово на этой картинке так, чтобы оно начиналось с буквы «И»? (дерево-ива, девочка-Ирина и т.п.)
17. «Определи, где стоит звук».
Цель: учить определять место заданного звука в слове: в начале, середине, конце.
Описание игры: ребенку дается определенный звук, нужно найти его в названиях картинок на гранях кубиках так, чтобы данный звук в одном слове находился в начале, в другом – в середине и в третьем – в конце слова.
18. «Кто больше?»
Цель: закреплять умение подбирать слова на заданный звук.
Описание игры: ребенок кидает кубик. Нужно назвать как можно больше слов, начинающихся с первого звука слова на картинке, выпавшей на гранях кубика.
Например, дверь-двор, дорога, дебри, друг, дача и т.д.
19. «Длинное – короткое слово».
Цель: развивать умение определять на слух длинные и короткие слова.
Описание игры: дети берут кубики из мешочка, находят на гранях самое короткое и самое длинное слово.
20. «Найди общий признак».
Цель: учить детей выделять и классифицировать предметы по общему признаку.
Описание игры: выберите из мешка по очереди по одному кубику, рассмотрите кубик и назовите общий признак, который связывает все картинки вашего кубика.
21. «Алфавит».
Цель: учить подбирать слова на заданный звук, и слова, связанные одной тематикой с заданным.
Описание игры: найдите по очереди картинки на букву «А», букву «Б» и т.д., используя не только прямое значение, например, «телескоп» может быть не только на букву «Т», но и на букву «Н»- небо или «З» звёзды.
22. «Гласный звук».
Цель: закреплять знание гласных звуков, учить находить заданный звук в слове, подбирать картинки с изображением предметов, в названиях которых есть заданный звук.
Описание игры: воспитатель называет любой гласный звук, дети находят картинки с изображением предметов на заданный звук и называют их (можно в середине слова, в конце слова).
23. «Третий лишний».
Цель: развивать умение слышать в слове определенный звук.
Описание игры: воспитатель перед детьми выкладывает ряд кубиков, из нескольких картинок на верхних гранях кубиков, дети должны выбрать ту, в названии которой нет звука Ш (С, Р, М и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Речевое развитие": картотека игр и упражнений "Киоск Красивой и правильной речи"
Как порой бывает трудно высказать свои мысли, чувства, пересказать событие или книгу. Поэтому очень важно тренировать свою речь. Мы встречаем людей, за «корявой» речью которых через какое-то врем...
Создаем дидактические пособия своими руками. Речевые кубики "Речь:плюс" и наш аналог - кубики из картона , как элемент "говорящей среды".
Уважаемые коллеги, хочу представить вам интересный набор речевых кубиков «Речь:плюс» издательство "Народное образование" и...
Картотека игр и упражнений по речевому развитию, рекомендуемые для работы с детьми с ОВЗ
Игры и игровые упражнения по развитию речи...
Игры и упражнения с речевыми кубиками
Игры и упражнения с речевыми кубиками " Речь:плюс"...
МАСТЕР- КЛАСС «Использование сочетания методических пособий «Дары Фребеля» и «Речевые кубики» для игр по развитию речи в уголке речевого развития младшей группы»
Текст мастер- класса по сочетанию использования двух методических пособий "Дары Фребеля" и "Речевые кубики" для развития речи детей младшей группы (см. далее)Презентация к мастер- ...
Буклет для педагогов и родителей "Речевые кубики" и "Кубики историй" как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
Буклет знакомит с формами работы по развитию связной речи при помощи "Речевых кубиков " и "Кубиков историй". Благодаря удобному формату может использоваться как раздаточный материа...
Картотека игр и упражнений для развития речевого дыхания, речевого слуха, артикуляционного аппарата
Данная картотека содержит перечень игр с описанием, направленных на развитие речевого дыхания....