Картотека игр и упражнений с речевыми кубиками
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Разумец Александра Владимировна

Картотека игр и упражнений с речевыми кубиками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._kartoteka_igr_i_uprazhneniy_s_rechevymi_kubikami.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения с речевыми кубиками

1. «Построй башню для рыцаря».

Цель: развитие слухового внимания, восприятия, моторики, автоматизация поставленного звука. 

Описание игры: на гранях кубиков найти картинки, содержащие в названии закрепляемый звук, например, звук «Р». Из отобранных кубиков построить башню (или дом) для рыцаря (либо для какого-нибудь героя на определенный звук).

В этом доме получилось 5 этажей. Предложите ребёнку назвать, что на первом этаже, на втором и т.д. Можно запомнить картинки и назвать их по-памяти, чётко проговаривая звук «р».

Аналогичную работу проводим с другими звуками (с, ш, з, ц, ж, л, ль, ч, щ, с гласными звуками).

Играть могут 2 ребёнка: один находит слова со звуком «ш», другой – со звуком «с». И т.п.

 

«Дом для Лунтика». Ребёнок отбирает картинки со звуком «л» в названии, строит из кубиков

дом. Называет чётко каждую картинку и придумывает рассказ о том, как Лунтик будет использовать предметы в доме. Например: ложкой он будет есть варенье из яблок, иголкой будет зашивать скатерть на столе, молоком и шоколадом будет угощать своих друзей: Пчелу и Слонёнка, голубей накормит семечками подсолнуха, юлой и балалайкой играть вечерами с друзьями и т.п.

 

2. «Строитель».

Цель: развитие фонематического восприятия, моторики, звукопроизношения.

Описание игры: на гранях кубиков найти картинки, в названии которых нет закрепляемого звука. Из этих кубиков построить дом для героя… или гостя занятия. Предложите ребёнку разделить каждое слово на слоги. Усложненный вариант: на первом этаже должны быть картинки, в названии которых один слог; на втором этаже – с двумя слогами, и на третьем – с тремя и т.д. 

 

3. «Прохлопай и построй».

Цель: развитие моторики, навыка деления слов на слоги.

Описание игры: отобрать кубики с картинками, названия которых содержат по 2 слога. Построить из них дом. Рядом с этим домом построить другой дом, названия картинок которых должны содержать 3 слога. Запомнить картинки и назвать по-памяти. Ответить на вопросы: - Про какой предмет я спрошу кто это? или что это?  

 

4. «Скажи наоборот» (твердый-мягкий/легкий-тяжелый/высокий-низкий).

Цель: учить подбирать слова противоположные по смыслу, развитие внимания, моторики.

Описание игры: отобрать картинки, на которых нарисованы только легкие (либо тяжелые, твердые, мягкие) предметы, а затем подобрать к ним слова, обозначающие предметы противоположные по качеству.  Построить из этих кубиков башни.

Другой вариант: ребенок кидает кубик, называет выпавший предмет, называет его качество, а затем подбирает к нему слово противоположное по смыслу (либо другой ребенок подбирает).

 

5. «Кто? или Что?».

Цель: уточнить знания детей о живых и неживых предметах, о животных, насекомых и птицах, учить соотносить с ними вопросы: Кто? Что?

Описание игры: найти на гранях кубиков картинки с изображением живых и неживых предметов. Объяснить свой выбор, обобщить понятия.

Предложите ребёнку четко назвать каждого животного, насекомого на первом, втором, третьем этаже. Пофантазируйте с малышом: кто к кому пойдёт в гости? (ёрш к дельфину, белка к обезьяне, лягушка к змее и т.д.).

 

6. «Я – покупатель».

Цель: закрепить знания детей о том, что можно купить в магазине, подбирать слова на заданный звук (можно на определённый звук, либо по определенному цвету, категории и т.д.), автоматизация звуков, развитие монологической речи.

Описание игры: сначала ребёнок находит предметы, которые можно купить в магазине на определенный звук, затем строит «магазин», т.е. полочки в магазине, на которых будут лежать предметы. Закрепляем понятия: нижняя полочка, верхняя и т.д. Далее ребёнок образовывает фразу: - Я купил виноград. Из винограда мама сварит виноградное варенье. –Я купил расчёску. Расчёской я буду причесывать волосы. И т.д.

7. «Самый внимательный».

Цель: закрепление в речи обобщающих понятий, развитие внимания, моторики.

Описание игры: отобрать кубики, на которых нарисована посуда, одежда, овощи, фрукты, транспорт, животные, птицы и др. Может играть один, два или три ребёнка. У каждого своё задание. Можно предложить детям проверить друг у друга правильность выполнения задания. Запомнить картинки и назвать по памяти.

 

8. «В лесу».

Цель: уточнить знания детей о лесе, развивать воображение, моторику.

Описание игры: на гранях кубиков найти те предметы, которые можно увидеть в лесу. Объяснить свой выбор. Чётко проговаривать слова, фразы.

- Я в лесу видел … или Я в лесу нашёл…

 

9. «Мой-моя-мои».

Цель: учить детей согласовывать местоимения с сущ-ми в роде, числе, развивать внимание, мышление, моторику. Автоматизация звуков в речи.

Описание игры: найти картинки, на которых нарисованы предметы, про которые можно сказать «он мой», «она моя», «они мои». Построить 3 башни или разложить кубики в ряд. Могут играть 3 человека. Обязательно каждый ребёнок проговаривает «Моя белочка», «Мой зонт», «Мои шишки». И т.п.

     

     10. «Летает – не летает».

Цель: закрепить в словаре детей названия того, что летает, и не летает. Различать понятия: кто? и что? Развивать внимание, моторику, речь.

Описание игры: на гранях кубиков найти предметы, про которые можно сказать «летает» и «не летает». Могут играть 2 ребёнка. Каждый рассказывает о том, что нашёл.

 

11. «Один – много».

Цель: употребление в речи единственного и множественного числа сущ-х. Автоматизация звуков, фраза. Развитие моторики, памяти, внимания.

Описание игры: один ребёнок отбирает картинки с одним предметом, другой ребёнок с несколькими предметами.

Ребенок, глядя на верхнюю грань куба говорит: «У меня две морковки», - затем переворачивает его любой другой гранью и передает его следующему ребенку, со словами «А у тебя?». «У меня три яблока» и т. д.

 

12. «Какой? Какая? Какое? Какие?».

Цель: закрепить согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Уточнение и закрепление основных и оттеночных цветов.

Описание игры: сначала можно брать кубик и называть предмет в цвете, какой он.

Логопед (воспитатель), глядя на верхнюю грань кубика, говорит: «У меня   синий пиджак, - переворачивая куб на другую грань и передавая его ребенку спрашивает, - «А у тебя?». Затем предложить ребёнку найти предметы определённого цвета, или такого цвета, которого эти предметы могут быть. Например, найти предметы, которые могут быть красного, жёлтого или   

зелёного цвета.

  

13. «Что растёт?».

Цель: закрепить в словаре детей глагол «растёт», развивать внимание, мышление, речь. Автоматизация звука «р» и «с».

Описание игры: у педагога в руке кубик. Он выбирает предмет на гранях, про который можно сказать «растёт». Он говорит: «Яблоко растет на яблоне, в саду». Каждому ребенку предлагает на своих кубиках найти то, что растёт, и рассказать, где это растёт. 

 

14. «Цепочка слов».

Цель: развивать слуховое восприятие, навык звукового анализа слов, учить детей слышать первый и последний звуки в словах. Моторика.

Описание игры: начинает педагог: в центр стола кладёт кубик. На верхней грани картинка. Называет картинку и определяет последний звук в слове. Дальше дети по-очереди кладут кубики, образовывая звуковую цепочку. Т.е. по последнему звуку находят слово на этот звук. Например: лисА-АрбуЗ-ЗаяЦ-Цыплята- Автобус и т.д.

 

      15. «Подбери похожее по смыслу слово».

Цель: учить детей подбирать слова похожие по смыслу.

Описание игры: ребенок кидает кубик и подбирает синоним к выпавшему слову, обозначенному картинкой.

 

      16. «Найди нужный звук».

Цель: закреплять навыки четкого различения и произношения заданного звука в словах.

Описание игры: дети берут по 1 кубику из мешочка. Задание: найти на гранях кубиков слова, в которых есть звук «о», «у», «м» и т.д.

Картинки можно трактовать по-разному. Например, как можно изменить слово на этой картинке так, чтобы оно начиналось с буквы «И»? (дерево-ива, девочка-Ирина и т.п.)

 

       17. «Определи, где стоит звук».

Цель: учить определять место заданного звука в слове: в начале, середине, конце.

Описание игры: ребенку дается определенный звук, нужно найти его в названиях картинок на гранях кубиках так, чтобы данный звук в одном слове находился в начале, в другом – в середине и в третьем – в конце слова.

 

       18. «Кто больше?»

Цель: закреплять умение подбирать слова на заданный звук.

Описание игры: ребенок кидает кубик. Нужно назвать как можно больше слов, начинающихся с первого звука слова на картинке, выпавшей на гранях кубика.        

Например, дверь-двор, дорога, дебри, друг, дача и т.д. 

  

       19. «Длинное – короткое слово».

Цель: развивать умение определять на слух длинные и короткие слова.

Описание игры: дети берут кубики из мешочка, находят на гранях самое короткое и самое длинное слово.

 

        20. «Найди общий признак».

Цель: учить детей выделять и классифицировать предметы по общему признаку.

Описание игры: выберите из мешка по очереди по одному кубику, рассмотрите кубик и назовите общий признак, который связывает все картинки вашего кубика.

        

        21. «Алфавит».

Цель: учить подбирать слова на заданный звук, и слова, связанные одной тематикой с заданным.

Описание игры: найдите по очереди картинки на букву «А», букву «Б» и т.д., используя не только прямое значение, например, «телескоп» может быть не только на букву «Т», но и на букву «Н»- небо или «З» звёзды.

     

         22. «Гласный звук».

Цель: закреплять знание гласных звуков, учить находить заданный звук в слове, подбирать картинки с изображением предметов, в названиях которых есть заданный звук.

Описание игры: воспитатель называет любой гласный звук, дети находят картинки с изображением предметов на заданный звук и называют их (можно в середине слова, в конце слова).

    

          23. «Третий лишний».

Цель: развивать умение слышать в слове определенный звук.

Описание игры: воспитатель перед детьми выкладывает ряд кубиков, из нескольких картинок на верхних гранях кубиков, дети должны выбрать ту, в названии которой нет звука Ш (С, Р, М и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Речевое развитие": картотека игр и упражнений "Киоск Красивой и правильной речи"

Как порой бывает трудно высказать свои мысли, чувства, пересказать событие или книгу. Поэтому очень важно тренировать свою речь. Мы встречаем людей, за «корявой» речью которых через какое-то врем...

Создаем дидактические пособия своими руками. Речевые кубики "Речь:плюс" и наш аналог - кубики из картона , как элемент "говорящей среды".

              Уважаемые коллеги, хочу представить вам интересный набор речевых кубиков «Речь:плюс» издательство "Народное образование" и...

Игры и упражнения с речевыми кубиками

Игры и упражнения с речевыми кубиками " Речь:плюс"...

МАСТЕР- КЛАСС «Использование сочетания методических пособий «Дары Фребеля» и «Речевые кубики» для игр по развитию речи в уголке речевого развития младшей группы»

Текст мастер- класса по сочетанию использования двух методических пособий "Дары Фребеля" и "Речевые кубики" для развития речи детей младшей группы (см. далее)Презентация к мастер- ...

Буклет для педагогов и родителей "Речевые кубики" и "Кубики историй" как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

Буклет знакомит с формами работы по развитию связной речи при помощи "Речевых кубиков " и "Кубиков историй". Благодаря удобному формату может использоваться как раздаточный материа...

Картотека игр и упражнений для развития речевого дыхания, речевого слуха, артикуляционного аппарата

Данная картотека содержит перечень игр с описанием, направленных на развитие речевого дыхания....