Игровые технологии на запуск речи.
консультация по логопедии

Ирина Николаевна Мельникова

Безречевые дети – это условное понятие, под которым мы понимаем детей с тяжелыми нарушениями  речи, которые клинически являются неоднородной группой и характеризуются отсутствием активной речи, то есть развитие общения с помощью речевых средств для них является невозможным вследствие особенностей их психофизического развития.

Группа безречевых детей неоднородна. В неё входят дети с сенсорной и моторной алалией,   различными задержками психо-речевого развития, в том числе недифференцированными, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, ДЦП, нарушением слуха.

Что же является общим для этих детей?

Отсутствие мотивации к общению, не умение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость – всё, что мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром.

В летний период 2022 года в МДОАУ д/с №11 появился программно-дидактический комплекс «Логомер-2». Это современный универсальный набор интерактивных дидактических материалов для логопедического кабинета.

Программно-дидактический комплекс «Логомер-2» является принципиально новым продуктом. Его содержание полностью отвечает требованиям времени, условиям, в которых работают логопеды.

В соответствии с положением ФГОС (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении  федерального государственного стандарта дошкольного образования») развитию речи детей  придается особое значение.

Отдельно выделены направления:

  • Владению речью как средством общения и культуры;
  • Обогащение активного словаря;
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической  и монологической речи;
  • Развитие речевого творчества;
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

База интерактивных игр позволяет решить коррекционные задачи наиболее эффективным для ребенка способом – в игре. ФГОС подчеркивает статус ребенка как «человека играющего», то есть акцентирует внимание педагогов на необходимости больше уделять внимания процессу игры.

Все игры и упражнения комплекса «Логомер-2» обеспечиваю возможность выбора: применять игры на этапе знакомства с ребенком, в процессе диагностики или использовать их на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях, повышая мотивацию детей к учебно-игровой деятельности.

Отвечая требованиям времени, а также ФГОС, интерактивные игры программного комплекса:

  • Являются элементом компьютерной среды, которая касается ребенка;
  • Требуют участия взрослого, совместной деятельности;
  • Несут грамотное эстетическое оформление и наполнение;
  • Формируют у детей навыки и умения, необходимые нормам возрастного развития;
  • Создают ситуацию успеха и достижения цели;
  • Стимулируют познавательное развитие детей.

Предлагаемый  в комплекте с играми «Конструктор картинок 2» позволяет специалисту создавать, сохранять и распечатывать свои собственные картинки, пособия и сюжеты, подстраивая материал под нужды определенной группы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья. Таким образом реализуется творческий подход к решению коррекционной задачи, направленной на развитие речи ребенка.

Программно-дидактический комплекс «Логомер 2» работает автономно на компьютере пользователя, не требуя подключения к сети интернет.

Комплекс «Логомер 2» дополняется набором печатных материалов от компании Мерсибо, что позволяет современными средствами добиваться результатов в работе  гораздо быстрее и эффективнее.

 

Коррекционная работа с безречевыми детьми строиться на следующих направлениях:

  • Развитие слухового восприятия.
  • Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
  • Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
  • Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.
  • Развитие сенсорно-перцептивной деятельности.
  • Развитие функции голоса и дыхания.
  • Развитие чувства ритма.
  • Развитие экспрессивной и импрессивной речи.

В комплексе «Логомер 2» есть интерактивные игры и упражнения, позволяющие специалисту эффективнее  проводить  занятия с «неговорящими» детьми на запуск речи. В игре с весёлыми героями дети начинают активно подрожать звукам, словам, наблюдать за действиями. Укреплять и развивать речевое дыхание с помощью специальных игр.

Эти игры подходят для занятий с обычными детьми и детьми с трудностями в психологическом развитии, здоровье и интеллекте. Этими играми легко раскрепостить и заинтересовать ребенка, вовлечь в занятие.

Так же многообразие представленных игр комплекса «Логомер 2» позволяет решить ряд задач, которые стоят перед педагогами, работающими с воспитанниками, в том числе и «безречевыми»:

  • Формировать умение выполнять дифференцированные движения органами речевого аппарата (Закладка «Артикуляционная гимнастика»).
  • Вырабатывать правильное речевое дыхание (Закладка «Воздушная струя»).
  • Развивать слуховое восприятие и внимание.
  •  Формирование умения воспроизводить гласные звуки, слоговые ряды (на более сложном уровне игры).
  •  Дифференциация речевых звуков.
  • Формирование слухового контроля за качеством собственного звукопроизношения (Закладка «Звукоподрожание»).

Весь комплекс игр позволяет

  • Поддерживать положительный эмоциональный фон занятий.
  • Повышать интерес воспитанника к занятиям по коррекции речи.

В закладке  игры по звукоподражанию отражен принцип запуска речи и развития фонематического слуха. В закладке представлено 4 игры:

  1. «Грибники».

Цель игры: Научиться слышать и различать сочетание гласных звуков и точно их повторять.  Звуковые цепочки от 1 до 4 звуков. Возраст от 2-6 лет.

  1. «Игрозвуки».

Цель игры: научиться слушать звуки и точно их повторять. Возраст 2-4 года.

Игра для малышей, которые только начинают говорить. Послушав звуки, нужно несколько раз повторить за героем.

  1. «Пожужжим».

Цель игры: вызывать у ребенка подражание речевому звуку с помощью проговаривания трудных звуков. Возраст 2-5 лет.

Материал полезен в работе с «неговорящими» детьми, а так же как игра для обследования звуков речи.

  1. «Тик-так-звуки».

Цель игры: начать повторять простые речевые звуки. Возраст 2-4 года.

Данный дидактический комплекс позволяет максимально упростить подготовку логопедов к занятиям, сократить время на поиск подходящего материала, представленный материал разработан в соответствии с ФГОС, подходит к разной категории воспитанников с разными нарушениями в развитии.

Считаю, технологию инновационной.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_zapusk_rechi.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад № 11 (МДОАУ д/с № 11) город Зея

Доклад: Игровые технологии на запуск речи.

Подготовила доклад:

 учитель-логопед МДОАУ д/с №11

Мельникова И.Н.

г. Зея

Безречевые дети – это условное понятие, под которым мы понимаем детей с тяжелыми нарушениями  речи, которые клинически являются неоднородной группой и характеризуются отсутствием активной речи, то есть развитие общения с помощью речевых средств для них является невозможным вследствие особенностей их психофизического развития.

Группа безречевых детей неоднородна. В неё входят дети с сенсорной и моторной алалией,   различными задержками психо-речевого развития, в том числе недифференцированными, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, ДЦП, нарушением слуха.

Что же является общим для этих детей?

Отсутствие мотивации к общению, не умение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость – всё, что мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром.

В летний период 2022 года в МДОАУ д/с №11 появился программно-дидактический комплекс «Логомер-2». Это современный универсальный набор интерактивных дидактических материалов для логопедического кабинета.

Программно-дидактический комплекс «Логомер-2» является принципиально новым продуктом. Его содержание полностью отвечает требованиям времени, условиям, в которых работают логопеды.

В соответствии с положением ФГОС (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении  федерального государственного стандарта дошкольного образования») развитию речи детей  придается особое значение.

Отдельно выделены направления:

  • Владению речью как средством общения и культуры;
  • Обогащение активного словаря;
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической  и монологической речи;
  • Развитие речевого творчества;
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

База интерактивных игр позволяет решить коррекционные задачи наиболее эффективным для ребенка способом – в игре. ФГОС подчеркивает статус ребенка как «человека играющего», то есть акцентирует внимание педагогов на необходимости больше уделять внимания процессу игры.

Все игры и упражнения комплекса «Логомер-2» обеспечиваю возможность выбора: применять игры на этапе знакомства с ребенком, в процессе диагностики или использовать их на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях, повышая мотивацию детей к учебно-игровой деятельности.

Отвечая требованиям времени, а также ФГОС, интерактивные игры программного комплекса:

  • Являются элементом компьютерной среды, которая касается ребенка;
  • Требуют участия взрослого, совместной деятельности;
  • Несут грамотное эстетическое оформление и наполнение;
  • Формируют у детей навыки и умения, необходимые нормам возрастного развития;
  • Создают ситуацию успеха и достижения цели;
  • Стимулируют познавательное развитие детей.

Предлагаемый  в комплекте с играми «Конструктор картинок 2» позволяет специалисту создавать, сохранять и распечатывать свои собственные картинки, пособия и сюжеты, подстраивая материал под нужды определенной группы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья. Таким образом реализуется творческий подход к решению коррекционной задачи, направленной на развитие речи ребенка.

Программно-дидактический комплекс «Логомер 2» работает автономно на компьютере пользователя, не требуя подключения к сети интернет.

Комплекс «Логомер 2» дополняется набором печатных материалов от компании Мерсибо, что позволяет современными средствами добиваться результатов в работе  гораздо быстрее и эффективнее.

Коррекционная работа с безречевыми детьми строиться на следующих направлениях:

  • Развитие слухового восприятия.
  • Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
  • Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
  • Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.
  • Развитие сенсорно-перцептивной деятельности.
  • Развитие функции голоса и дыхания.
  • Развитие чувства ритма.
  • Развитие экспрессивной и импрессивной речи.

В комплексе «Логомер 2» есть интерактивные игры и упражнения, позволяющие специалисту эффективнее  проводить  занятия с «неговорящими» детьми на запуск речи. В игре с весёлыми героями дети начинают активно подрожать звукам, словам, наблюдать за действиями. Укреплять и развивать речевое дыхание с помощью специальных игр.

Эти игры подходят для занятий с обычными детьми и детьми с трудностями в психологическом развитии, здоровье и интеллекте. Этими играми легко раскрепостить и заинтересовать ребенка, вовлечь в занятие.

Так же многообразие представленных игр комплекса «Логомер 2» позволяет решить ряд задач, которые стоят перед педагогами, работающими с воспитанниками, в том числе и «безречевыми»:

  • Формировать умение выполнять дифференцированные движения органами речевого аппарата (Закладка «Артикуляционная гимнастика»).
  • Вырабатывать правильное речевое дыхание (Закладка «Воздушная струя»).
  • Развивать слуховое восприятие и внимание.
  •  Формирование умения воспроизводить гласные звуки, слоговые ряды (на более сложном уровне игры).
  •  Дифференциация речевых звуков.
  • Формирование слухового контроля за качеством собственного звукопроизношения (Закладка «Звукоподрожание»).

Весь комплекс игр позволяет

  • Поддерживать положительный эмоциональный фон занятий.
  • Повышать интерес воспитанника к занятиям по коррекции речи.

В закладке  игры по звукоподражанию отражен принцип запуска речи и развития фонематического слуха. В закладке представлено 4 игры:

  1. «Грибники».

Цель игры: Научиться слышать и различать сочетание гласных звуков и точно их повторять.  Звуковые цепочки от 1 до 4 звуков. Возраст от 2-6 лет.

  1. «Игрозвуки».

Цель игры: научиться слушать звуки и точно их повторять. Возраст 2-4 года.

Игра для малышей, которые только начинают говорить. Послушав звуки, нужно несколько раз повторить за героем.

  1. «Пожужжим».

Цель игры: вызывать у ребенка подражание речевому звуку с помощью проговаривания трудных звуков. Возраст 2-5 лет.

Материал полезен в работе с «неговорящими» детьми, а так же как игра для обследования звуков речи.

  1. «Тик-так-звуки».

Цель игры: начать повторять простые речевые звуки. Возраст 2-4 года.

Данный дидактический комплекс позволяет максимально упростить подготовку логопедов к занятиям, сократить время на поиск подходящего материала, представленный материал разработан в соответствии с ФГОС, подходит к разной категории воспитанников с разными нарушениями в развитии.

Считаю, технологию инновационной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игровых технологий в развитии речи детей с общим недоразвитием речи

Основная идея статьи: работа с детьми дошкольного возраста осуществляется в игровой деятельности...

Мастер класс «Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. Путешествие в страну Правильной речи. Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)

Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов.  Задачи:1.Способствовать созданию условий для профессионального раз...

Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда . Путешествие в страну Правильной речи!

laquo;Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организован...

"Игровая логопедия. От запуска речи до фразовой речи"

Данная статья рассматривает методику, которая изучает жесты через игру. Каждому жесту соответствует своя игра и свой звук.Специалист создаёт условия для стимуляции речи, обучает сначала ребёнка выполн...

картотека игровых упражнений для запуска речи

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдохаДуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыриЗадуваем свечки — конечно, под стро...