Буклет "Способы постановки свистящих"
консультация по логопедии
Существуют основные или базовые способы постановки звуков, которые используются при формировании всех или почти всех звуков языка. Применительно к постановке конкретных звуков эти способы по-разному видоизменяются и приспосабливаются, а также комбинируются между собой. При постановке звуков желательно использовать также некоторые дополнительные приемы, повышающие эффективность работы над звуками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_postanovka_s_.docx | 662 КБ |
Предварительный просмотр:
Существуют основные или базовые способы постановки звуков, которые используются при формировании всех или почти всех звуков языка. Применительно к постановке конкретных звуков эти способы по-разному видоизменяются и приспосабливаются, а также комбинируются между собой. При постановке звуков желательно использовать также некоторые дополнительные приемы, повышающие эффективность работы над звуками.
Постановка звука по подражанию, когда он отсутствует в речи ребенка.
Постановка звука [С] по подражанию от артикуляционных упражнений
Ребенку дается инструкция:
«Положить широкий язык на нижнюю губу, завести кончик языка за нижние зубы, сблизить зубы, улыбнуться и выдохнуть»
Постановка звука [С] на выдохе
Приоткрыв рот, разместить плоский широкий язык на дне ротовой полости так, чтобы он по всему периметру соприкасался с нижними зубами.
Сомкнуть, но (не сжать) зубы в форме правильного прикуса и вытянуть губы в улыбку.
«Всосать» в себя очень немного воздуха (слегка охладить кончик языка). Послышится подобие тихого звука [С] .
«Сдуть холодок» сквозь зубы с кончика языка наружу, «процедить» его сквозь зубы. Губы должны оставаться в широкой улыбке.
На вдохе и выдохе гонять туда-сюда с кончика языка маленькую порцию холодка.
Затем надо свистеть только на выдохе – прерывисто, с паузами
Опорные звуки
Для звука [С] опорными являются звуки [И] и [Ф]
Звуки [С], [И] одинаковые по месту образования (переднеязычные)
Звуки [С], [Ф] одинаковые по способу образования (щелевые)
Постановка звука [С] от звука [Ф]
На фоне звука [Ф] оттягивается вниз нижняя губа.
Кончик языка при этом рефлекторно отодвигается за нижние зубы.
Постановка звука[С]от звукосочетания [ИЭ]
(английское «yes»)Ребенок последовательно проговаривает звуки [ИЭ],
оставляет язык в данном положении, сближает зубы и добавляет выдох.
Постановка звука [С] от звука [Ц]
Попросите ребенка протяжно произнести звук [Ц]. Обратите его внимание на звук [С], который слышится после [Т]. Скажите ему, что этот звук напоминает свист комара.
Пусть ребенок произносит звукосочетание [ЦСС] таким образом: [ ЦС – С – С – С ], прерывая звучание звука С короткими паузами. В дальнейшем паузы следует удлинять. Затем предложите ребенку произнести изолированный звук [С], – сразу «посвистеть» как комар.
После этого переходите к произнесению слогов
Постановка звука [С] от звука [С’]
Ребенок тянет верхнеязычный звук [С’].Губы должны быть вытянуты в улыбку.
Во время длительного произношения [С’] ребенок должен постепенно округлять губы и, в конце концов, вытянуть их в трубочку, как при произношении гласного У, только оставив, более широкое отверстие.
Вы беззвучно показываете ребенку, каким образом нужно менять форму губ.
Звук [С’] зазвучит более твердо, прохладная струя воздуха становится более теплой
Постановка звука [С] механическим способом
Постановка звука [С] с механической помощью
В качестве помощников можно использовать ручку чайной ложечки, обломанные спичку(серу предварительно счистить) или зубочистку, ватную палочку.
Ребенок должен улыбнуться и поместить широкий распластанный язык между зубами так, чтобы на нижних зубах лежал только его распластанный кончик.
Предложите ребенку подуть на самый кончик языка и положите вдоль средней линии языка спичку, слегка надавливая ею на язык. Зубочистка должна входить в рот примерно на 2 см.
Перемещайте зубочистку, ищите положение, в котором звук [С] будет звучать наиболее правильно.
Способы постановки
свистящих звуков
Подготовила учитель-логопед
МБДОУ д/с №3 г.Лебедянь
Жданова Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков
Описание упражнения, сопровождаемое фотографией...
Тема: Постановка свистящего звука ’’С’’ ( мастер – класс)
Мастер - класс для учителей - логопедов. Обучение учителей - логопедов методам и приёмам постановке свистящего звука "С"....
Консультация для логопедов "Постановка свистящих звуков с использованием мнемотехники"
В данной консультации дан материал по мнемотехники, которую можно использовать на индивидуальных занятиях. Приведены примеры мнемокарточек и мнемотаблиц....
Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков
Буклет для родителей и воспитателей....
Артикуляционная гимнастика (для постановки свистящих звуков)
Артикуляционная гимнастика (для постановки свистящих звуков)...
упражнения для языка при постановке свистящих звуков
упражнения для языка при постановке свистящих звуков...
Нарушения произношения свистящих звуков. Способы постановки свистящих (Мастер-класс для педагогов)
Актуальный методические разработки для начинающих логопедов: представлена и традиционная система и современные образовтаельные технологии коррекции звукопроизношения...