Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме "День Государственного герба России"
план-конспект урока по логопедии (старшая группа)
Лексическая тема: «День Государственного герба России»
Предварительная работа:
беседа о том, что Россия – это страна, в которой мы живём. Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира
Вопросы для закрепления:
- Какой город является столицей нашей Родины? (Москва)
- Почему мы называем Россию Родиной? (Потому что мы здесь родились)
- Глава Российского государства – Президент. Его зовут Путин Владимир Владимирович.
Наглядный материал: познакомить детей с государственными символами России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
29.11.2024_konspekt_logop_zanyatiya_v_starshey_gruppe_gerb_gimn_flag.docx | 32.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ детский сад "Солнышко" г.Яранска Кировской области
Конспект занятия на тему: «Герб России»
в старшей группе
Составила и провела учитель-логопед: Кропачева С.В.
Ноябрь, 2024 год
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе
Тема: «Герб России»
Цель: Сформировать представления детей о значении государственного герба как символа нашей страны.
Задачи:
Образовательная: Познакомить с элементарными сведениями истории происхождения Государственного герба нашей страны. Сформировать начальные представления о символическом значении изображений на гербе России. Дать детям представления о существовании различных видов гербов, о символическом значении цветов и изображений на гербах. Учить узнавать герб среди других гербов.
Коррекционно-развивающая: Развивать у детей познавательный интерес, общую, мелкую и артикуляционную моторику, фонематический слух и зрительное внимание, логическое мышление, память.
Воспитательная: Воспитывать у детей патриотическое чувство к Родине, гордость, любовь и уважение к своей стране, гербу.
Оборудование: компьютер, иллюстрации с изображением герба РФ, презентация со слайдами, изображение герба разрезанного на части, мнемотаблицы со стихами.
Предварительная работа:
Заучивание стихов «Здравствуй родина моя" В. Орлов; «Россия». Дидактические игры: «О чем рассказывает флаг», «Узнай на фото».
Рассматривание современных российских монет, рассматривание печати, аппликация «российский флаг». Рассказ воспитателя об истории флага, об истории герба.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
(Дети входят. Слушают песню «Россия» Слова: А. И. Пилецкая, музыка: Д. Трубачев, В. Трубачева) (слайд №1)
- Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.
Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живём.
Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
- Как называется наша Родина? (Составляют слово Россия)
- Наша Родина называется Российская Федерация или просто Россия. (слайд №2)
- Россия самая большая страна на свете, посмотрите на карту. (слайд №3)
2. Чтение стихотворения с помощью мнемотаблицы.
Как велика наша страна,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля (слайд №4)
Леса и степи, горы.
Раскинулась наша страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
- Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.
Давайте выполним артикуляционную гимнастику, как ехали бы на машине, поезде, плыли на корабле или летели на самолете. (слайд 5)
1.Упражнение на дыхание «Ветерок». Подуем на «облака»: воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот.
2.Развитие речевого дыхания и голоса.
Прокололась шина у машины. Произнесение звука ш-ш-ш.
Насос. Произнесение звука с-с-с-с.
Машины едут по мокрой мостовой. Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо».
Гудит поезд. Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту».
Сигналит машина. Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би».
3.Упражнения для щек и губ.
Шторм на море. Поставить три пальца к уголкам губ. Приподнимать и спускать уголки губ, одновременно поднимая щеки.
Гребем веслом. Перемещать язык из одного угла рта в другой.
4.Упражнения для языка.
«Лодочка». Рот открыт. Язык высунуть «лодочкой» («желобком»), держать неподвижно. Губы то широко раскрывать («оскал»), то касаться ими «желобка».
«Вагон на рельсах». Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку языка прогнуть вниз, кончик держать свободно. Делать движение языком вперед-назад, боковые края языка при этом должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
«Самосвал высыпает груз». Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упереть в боковые верхние зубы почти до клыков. Поднимать и опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней нижней десны за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губ были неподвижны.
«Летит самолет»--кончик языка зажать между зубами. Произносить длительно звук л-л-л-л-л. Руки—это крылья самолета. Показать как он летит.
«Заводим моторчик»-- улыбнуться, открыть рот. Во время длительного произнесения звука: д-д-д-д за верхними зубами быстрыми движениями чистым прямым указательным пальцем сам ребенок производит частые колебательные движения из стороны в сторону.
А теперь вернемся к рассказу о гербе.
3. Рассказ «История герба».
- Каждая страна имеет свои отличительные знаки: герб, флаг и гимн. По-другому они называются символами.
- Кто знает, что это такое? Как называется это изображение? (ответы детей (слайд 6)
- Это герб. Что такое герб, откуда он появился и для чего нужен, я сейчас вам расскажу.
- Герб - это отличительный знак страны. Слово "герб" в переводе означает "наследство". В нём отражена история. Гербы появились очень давно. Наши предки много времени проводили в боях. Давным-давно, были такие воины – рыцари.
- Войны были хорошо вооружены. (слайд №7)
- Рыцари часто проводили турниры (соревнования). Рыцарь должен был быть обязательно на коне. А одежда у них была металлическая, чтоб ее нельзя было проколоть мечом или копьем, потому что это было основным оружием в те времена.
- Какие виды старинного оружия вы знаете? (ответы детей)
- Что защищало тело война? (доспехи, щит)
- Так как одежда у них была одинаковая, во время таких турниров трудно было узнать, где свои, а где соперники.
- Как определяли воины где свой, а где чужой? (ответы детей)
- И тогда, рыцари стали придумывали разные знаки отличия, чтобы отличить своих от врагов: плащи разных цветов (слайд №8), шлемы разной формы (слайд №9) султанчики, ленточки, а потом стали рисовать на щитах различные рисунки. Но главный опознавательный знак наносили на щит (слайд №10). Так они различали во время турниров своих от соперников.
- Щит с таким рисунком стали называть гербом.
- Гербы были различными по форме, различными по цвету.
- Часто на гербе изображали животных, с которыми себя сравнивали (медведь – храбрый; лев – сильный, храбрый; сова – мудрый; лиса – хитрый; волк – бесстрашный; пчела – трудолюбивый).
- Войны дорожили своими гербами, передавали их своим детям и внукам. Гербом гордились и старались его не позорить.
4. Стихотворение С. Маршака «Наш герб» (слайд №11) (рассказывают дети)
Различным образом державы
Свои украсили гербы.
Вот леопард, орел двуглавый
И лев, встающий на дыбы.
Таков обычай был старинный, -
Чтоб с государственных гербов
Грозил соседям лик звериный
Оскалом всех своих зубов.
То хищный зверь, то птица злая,
Подобье потеряв свое,
Сжимают в лапах, угрожая,
Разящий меч или копье.
5. Рассказ о гербе России.
- Свой герб есть у каждой страны, области, города. Посмотрите на этот герб, это герб России. (слайд № 12)
- Герб России величественный и красивый. На красном поле мы видим золотого орла с расправленными крыльями. Это не обычный, а волшебный орёл - царь, повелитель всех птиц.
-У него две головы, потому что он должен смотреть во все стороны огромной страны и видеть всё, что происходит вокруг. Над головами орла три короны, а в лапах он держит знаки царской власти:
- похожий на волшебную палочку скипетр;
- и золотой шар- державу.
- Государственный герб Российской Федерации был принят в декабре 2000 года. Каждый год в нашей стране 30 ноября отмечают День Государственного Герба России
Символ России – это герб. Государственный герб России – это четырёхугольный геральдический щит, нижние углы которого закруглены, а оконечность заострена.
– Каждый элемент герба имеет свое значение:
• двуглавый орел – символ единства России;
• короны – союз республик, входящих в состав России;
• жезл и шар означают сильную власть, защиту государства и его единство.
• всадник на щите на груди орла – победа добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врагов.
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он — России дух свободный.
В. Степанов
– А почему орёл двуглавый, может, вы знаете? Да, ребята, такой птицы в природе не существует. Но существует такая версия этого изображения. Люди с глубокой древности изображали двуглавого орла. Может быть, хотели удвоить могущество орла? Или видели в нём зоркого стража, изгоняющего нечистую силу и с правой, и с левой стороны.
Физминутка
Орёл – Защитник золотой (Дети поднимают руки в стороны и
изображают взмах крыльев орла)
Раскинул два своих крыла,
И в небо взмыл под облака. (Соединяют руки наверху)
Высоко орёл летает, (Взмахи рук – крыльев)
Всё он видит, всё он знает (Повороты головы направо, налево)
Летит над страною двуглавый орёл (Взмахи рук – крыльев)
На две стороны озирается он (Повороты головы направо, налево)
То вправо посмотрит, (Смотрят вправо)
То влево, (Смотрят влево)
Вперед. (Смотрят вперед)
И дальше он свой продолжает полёт. (Взмахи рук – крыльев)
Не прилагая сил, легко, (Делают выпад ногой вправо, лева рука на поясе, правую руку подносят ко лбу, делая
"козырёк") (и в другую сторону)
(Складывают руки под щеку и закрывают глаза.)
Врагов он видит далеко
Он границы защищает
И страну оберегает,
Чтоб любимая страна
Ночью крепким сном спала.
- (слайд №12) - В самой середине герба располагается щит. На щите изображён всадник на белом коне. Воин вонзает копьё в страшного дракона. Кто же этот герой? (ответы детей)
- Это святой Георгий Победоносец - покровитель и помощник отважных воинов.
В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее.
- В давние- давние времена в озере жил змей, который требовал, чтобы каждый день его кормили досыта свежим мясом. Чудовище было прожорливым, и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз. Тогда велел змей приводить к нему на съедение юношей и девушек. Однажды к змею привели царскую дочку, но вдруг появился Георгий, убил змея и спас девушку.
- Святой Георгий с давних времен был, наиболее почитаем, на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой".
- Внимательно посмотрите и запомните, как выглядит государственный герб России.
(слайд № 19)
У каждой страны есть и герб свой, и флаг.
Вот гордая птица о двух головах, корона
И щит этот герб украшают
И воин, который змею поражает.
-: Подумайте и скажите, где можно увидеть государственный герб?
Мы герб этот видим на важной бумаге (слайд №20)
На нашем большом государственном флаге.
Когда бы и где бы о нем не спросили
Скажи: «Это герб дорогой нам России».
- Герб можно увидеть на денежных знаках, печатях, наградах, на границе, помещают на специальных столбах.
- Теперь мы посмотрим как вы запомнили, как выглядит наш герб. Попробуйте собрать его из частей (разрезные картинки).
6. Игра «Собери герб»
7. Герб нашей области.
- У всех городов России есть свои гербы. На гербе Москвы изображен Георгий Победоносец, который сидит на серебряном коне и золотым копьём поражает чёрного дракона. (слайд №21)
- На гербе Санкт-Петербурга – два скрещенных серебряных якоря, морской и речной, а на них золотой царский скипетр с двуглавым орлом. (слайд №21)
- Герб Саратова, изображен на голубом фоне, что обозначает речные просторы реки Волги. Три рыбины – Стерляди – символизируют изобилие рыбных запасов, чистоту реки. Рыбная ловля и торговля рыбой, в то время были главными источниками существования жителей города. (слайд №22)
- Герб города Вольска (слайд №22)
(На верхнем голубом поле- 3 стерлядки, на нижнем жёлтом – спящий медведь). Это символизирует не разбуженную силу этого богатого, но пока дремлющего края. Герб сохранился в таком виде до наших дней.
6. Итог занятия. (слайд №23)
- Сегодня мы говорили о одном главном и важном символе России. Все граждане России гордятся Государственным гербом, флагом и гимном. Без этих отличительных знаков страны не обходится ни одно важное событие. Случаи использования герба, флага и гимна России определены законом. Мы познакомились с государственными символами величия и могущества России. Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем – зависит только от нас.
- Россия – великая страна, которая имеет богатую и славную историю. Мы граждане многонациональной страны, которые должны гордиться своей страной, её традициями, культурным наследием. Любить и в минуты опасности защищать свою Отчизну.
Вы – дети России; вы надежда и будущее нашей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме: «Перелётные и зимующие птицы»
Конспект логопедического занятия в старшей группе №1 (первый год обучения)Лексическая тема: «Перелётные и зимующие птицы».Логопедическая тема: «Уточнение артикуляции гласных звуков: А, О, У, И»....
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Овощи. Огород»
Логопедическое занятие по развитию речи для детей 5-6 лет с ОНР по теме Овощи. Огород.Задачи:1. Расширять и активизировать предметный и глагольный словарь по теме.2. Совершенствовать грамматический ст...
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Продукты питания».
Цель: уточнение и закрепление знаний продуктах питания и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие связной речи....
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Мебель».
Цель: уточнение и закрепление знаний о предметах мебели и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие связной речи...
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме Домашние животные
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической темеДомашние животные подготовилаучитель - логопедФадеева Я. А....
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Новый год»
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Новый год» для детей с ОНР в старшей группе ....
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Осень. Приметы осени»
Конспект логопедического занятия в старшей группепо лексической теме «Осень. Приметы осени» Подготовила учитель-логопед Кравченко Ю.В....