Речевые игры, упражнения и задания по лексической теме «Насекомые»
план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа)
Конспект занаятия на лексическую тему "Насекомые". рекомендации логопеда по составлению описательного рассказа про насекомых.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи, поэтому, взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников. Для того, чтобы ребенка мотивировать на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет успешна при условии, если ребенок поймет, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками. Только тогда он получит удовольствие от этой деятельности. Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения детей созданию сравнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_igry.docx | 19 КБ |
nasekomye_2.docx | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевые игры, упражнения и задания по лексической теме «Насекомые»
Необходимый словарь по теме
Слова-предметы | Слова-действия | Слова-признаки |
Жук, комар, муха, оса, муравей, стрекоза, пчела, кузнечик, шмель, гусеница, божья коровка, таракан, насекомое; крылья, лапки, усы, брюшко, хобот, жало, муравейник, вредитель | Просыпаться, выползать, летать, пищать, прыгать, кусать, вредить, грызть, собирать, вылезать, перелетать, вить, порхать, жалить | Большой, маленький, мохнатый, прозрачный, назойливый, майский, вредный, опасный, красивый, хрупкий, пестрый, полосатый и.т. д. |
1.Развитие речевого дыхания.
Сделай вдох, затем произнеси всю фразу на одном выдохе: «Шмель жужжит: ж-ж-ж-ж».
Сделай вдох, затем произнеси на одном выдохе: «Комар звенит: з-з-з-з-з».
2.Формирование восприятия речевого ритма.
Изображение жука, осы, мухи, бабочки. Карточки со словами, разделенными на слоги или можно прописать слова на доске.
Совместно с воспитателем дети прохлопывают слова: на безударный слог выполняет хлопок ладонями, на ударный — хлопок по коленям. Более простой вариант, когда дети просто отхлопывают вместе с педагогом слова по слогам только в ладоши.
Например: • / о-са / ба-бо-чка/ му-ха/жук
3.Формирование умения пользоваться интонационными средства
ми для выражения эмоций.
Игра «Произнеси по-разному»
Ребенку предлагается произнести одну и ту же фразу разным тоном, соответствующим передаче эмоций радости, удивления, гнева, печали.
Например: Жук залетел в комнату. Бабочка села на цветок.
4.Лексико-грамматические игры и упражнения
Игра «Подбери слово».
Подбор глаголов к слову насекомые ( можно подбирать слова к конкретным насекомым и желательно опираться на наглядный образ): летают, порхают, ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, собирают, пьют, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помогают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылезают, трудятся, переносят.
Игра «Кто как передвигается?»
Составление сложных предложений со значением противопоставления.
Муравей ползает, а бабочка ... Гусеница ползает, а кузнечик ... Бабочка летает, а улитка ... Жук ползает, а стрекоза ... Оса летает, а червяк ... Оса летает, а червяк... Кузнечик прыгает, а комар ... Таракан ползает, а стрекоза ... Бабочка порхает, а муха ...
Игра «Четвертый лишний».
Употребление сложных предложений с союзом потому что.
На доске — четыре картинки: сорока, ласточка, оса, ворона. Дети составляют предложение: «Лишняя оса, потому что это насекомое». И т. д.
(Муха, муравей, грач, пчела. Стрекоза, жук, гусеница, собака. Жук, голубь, синица, сорока. Бабочка, таракан, муха, комар. Тля, моль, пчела, гусеница).
Игра «Насекомые-великаны».
Употребление слов с увеличительными оттенками. Составление предложений по образцу.
Это не жук, а жучище. Это не муравей, а муравьище. Это не комар, а комарище. Это не червяк, а червячище. Это не шмель, а шмелище. Это не клоп, а клопище. Это не таракан, а тараканище. И т. д.
«Объясни значение пословиц и поговорки»
Слетелись, как мухи на мед.
Трудится, как пчелка.
Где сладкий сок, там и муха скок.
За семь верст комара искали, а комар на носу.
Игра «Скажи на оборот»
Стрекоза большая, а муравей…….(маленький).
Жук маленький, а бабочка…….. (большая).
Комары вредные, а пчелы……. (полезные).
Игра «Измени предложение»
Мальчик ловит бабочку-мальчик поймал бабочку.
Маша сажает жука в банку-……..
Бабочка садиться на цветок-…….
Муравьи строят муравейник-……
Гусеница есть листок-………
Игра «Кто где живет?»
Для данной игры необходимы изображения насекомых и их место обитания.
Составь предложение по образцу:
Пчелы живут в…… .
Тараканы живут в…… .
Муравей живет в …. .
Бабочка обитает (живет) в…. .
Игра «1,2,5»
Для данной игры необходимы изображения насекомых и цифры 1,2,5 или изображение каждого насекомого в варианте оной, двух и пять штук.
Посчитай насекомых: один комар, два комара, 5 комаров; один таракан,…..; один шмель, …..; один кузнечик, …… и.т.д.
Игра «Чей?»
Образование притяжательных прилагательных.
У комара писк - комариный
У пчелы мед - ...
У муравья лапка - ...
У шмеля жужжание - ...
У таракана усы - ...
Игра «Исправь предложения»
Червяк склевал скворца. Мохнатая гусеница съела кукушку. Муха поймала в сети большого паука.
Игра «Закончи предложение»
Употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе.
Муравей сидел около… Божья коровка ползла по… Жук спрятался под… Муха села на… Гусеница сидела на… Муха ползала по…
5.Связная речь
Составь предложение из слов: Цветок, села, на, бабочка. По, ветка, ползает, гусеница. Листок, под, жук, спрятался. Червяк, из, выползает, земля. Через, перепрыгнул, кузнечик, кочка. Паутина, муха, в, попалась.
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя-логопеда Леонтьевой И.А.
«Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению
рассказа-сравнения по лексической теме «Насекомые».
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи, поэтому, взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников. Для того, чтобы ребенка мотивировать на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет успешна при условии, если ребенок поймет, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками. Только тогда он получит удовольствие от этой деятельности. Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения детей созданию сравнений.
Технология обучения детей составлению сравнений. Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
Беседа. Педагог называет какой-либо объект; обозначает его признак; определяет значение этого признака; сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.
Открытие новых знаний. Игры и упражнения.
«Мой, моя»
Про каких насекомых можно сказать мой? Про каких насекомых можно сказать моя?
Например. Жук – мой жук. Бабочка моя бабочка.
«Один – много»
Взрослый называет одно насекомое, а ребёнок много насекомых.
Например. Жук – много жуков
(Смотри Приложение 1)
Развитие умений. Применение знаний. Составление рассказа-сравнения
Рассмотрите насекомых. Назовите их.
Спросите, чем питаются насекомые?
Покажите и назовите части тела насекомых (лапки, грудь, голова, усики, крылья).
Расскажите, какие насекомые приносят пользу?
Какую пользу приносят:
- бабочки (перелетая с цветка на цветок и питаясь нектаром, бабочки приносят пользу природе — они помогают опылению растений. К их телу и лапкам прилипает пыльца с одного цветка и переносится на другой);
- осы (считаются одними из лучших природных санитаров, так как питаются падалью, ускоряя ее разложение участвуют в опылении растений являются хищниками, которые охотятся на многих насекомых, регулируя их численность);
- пчёлы (перенося пыльцу с цветка на цветок, пчелы и другие крылатые опылители не только обеспечивают богатый урожай плодов, орехов и семян, но и способствуют повышению их разнообразия и качества);
- муравьи (способствуют повышению биологической активности почвы, ее обогащению кислородом и полезными для роста растений веществами. Сами муравьи являются кормом для многих птиц, таких как дятлы, синицы, глухари, тетерева. А еще пернатые любят принимать «муравьиные ванны», прилетают к муравейнику, чтобы очиститься от паразитов, смазывая перья муравьиной кислотой. Муравьи могут уничтожить за лето около 10 миллионов погибших и вредных насекомых).
Расскажите, какие насекомые приносят вред?
Какой вред приносят:
- комары (они вызывают болезненные укусы, от которых часто не спасает одежда. Могут являться переносчиками ряда заболеваний человека),
-мухи (личинки мух могут наносить серьезный вред продуктам питания. Вредитель способен вызвать заболевание желудочно-кишечного тракта. Это связано с тем, что мухи обитают в местах скопления микробов, бактерий и гельминтов. Они прилипают к лапкам насекомого, после чего попадают на продукты питания, а затем в пищеварительный тракт человека);
- гусеницы (весной гусеницы наносят значительный вред в садах, а при высокой численности совершенно оголяют деревья. Повреждения вызывают снижение не только урожая плодов в текущем году, но и количества закладывающихся цветочных почек под урожай следующего года. Гусеницы объедают листья, выгрызают цветки, завязи, а также недозрелые плоды.)
Составь рассказ-сравнение о каждой паре насекомых по плану.
1. Название.
2. Части тела.
3. Цвет.
4. Размер.
5. Какую пользу или вред приносит?
Образец рассказа:
Я расскажу о божьей коровке и комаре.
У божьей коровки и комара есть голова, брюшко, крылья, шесть лапок. Ещё у комара есть хоботок. Крылья божьей коровки красные, на них чёрные точки, а комар коричневый. Божьи коровки и комары – маленькие насекомые. Божьи коровки полезны, потому что уничтожают тлю. Комары – вредные насекомые – кусая людей и животных, они распространяют болезни.
Приложение
Бабочка. Бабочник. Бибион. Блестянка. Блоха. Блошка. Богомол. Божья коровка. Боливария. Водомерка. Вошь. Галица. Гусеница. Долгоножка. Дыбка. Жужелица. Жук. Журчалка. Златоглазка. Клоп. Кожеед. Комар. Корнеед. Короед. Костянка. Кошениль. Кровососка. Кузнечик. Ледничник. Листовидка. Медведка. Мокрица. Моль. Москит. Мотыль. Мошка. Муравей. Муравьиный лев. Муха. Мушка. Наездник. Овод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека речевых игр и логопедических заданий по лексической теме «Ягоды»
Дидактические игры и упражнения для выполнения дома с родителями...
Домашние задания по лексической теме: «Насекомые»
Домашние задания по лексической теме: "Насекомые"...
ЗАНИМАЕМСЯ ДОМА. Домашнее задание по лексической теме: Насекомые.
Задание для родителей по лексической теме: Насекомые....
Домашнее задание по лексической теме "Насекомые"
quot;Насекомые"...
Упражнения и задания по лексическим темам
Материал по каждой лексической теме содержит:- текстовую информацию для словарного запаса, представлений об окружающем мире;- описания пальчиковых игр и упражнений на координацию речи с движением;- за...
Сборник упражнений и заданий по лексическим темам , в помощь учителю-дефектологу.
В сборнике представлены игры на развитие восприятия,мышления внимания, памяти, которые распределены по лексическим темам....
Домашнее задание по лексической теме "Насекомые"
Тема недели «Насекомые» 1. Рассмотрите картинки.· Покажи и назови кто изображен на картинках...