Развитие речи детей дошкольного возраста посредством техники "Друдлы"
методическая разработка по логопедии

Шукилович Наталья Степановна

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством техники "Друдлы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_tehnika_drudly.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                    «Развитие речи детей дошкольного возраста

посредством техники «друдлы»

                                                                                Разработала: Шукилович Н.С.

        Фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны воспитателей и родителей. Формирование речи подрастающего поколения – это огромная ответственность педагогов, занимающихся воспитанием детей дошкольного возраста.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем овладение речью в возрасте от трех до семи лет имеет ключевое значение. Игровая деятельность – наиболее доступный ребенку, и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Эффективным средством развития связной речи детей может стать игра.

И одной из них является игра – друдлы, главная цель, которой: развивать умение видеть необычное в обычном, и рассказывать об этом.

«Друдлы» (в переводе с английского – каракули, загадки) стали известны в 1950-х годах благодаря американскому автору-юмористу Роджеру Прайсу и продюсеру Леонарду Стерну. Изначально они носили исключительно развлекательный характер, но постепенно распространились и в другие сферы, в том числе и в образование. Подобная методика встречается в трудах великого Леонардо да Винчи. Когда ему требовалось освежить творческую энергию, он садился и долго вглядывался в облака или скалы. Художник мог открыть для себя на старой стене, покрытой грязью, на иной причудливой поверхности, испещренной извилистыми прожилками целые картины, пейзажы, битвы, людей, узоры [18].

 Суть техники друдлы заключается в том, что предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. Это линии, геометрические фигуры или просто размытые кляксы. Надо угадать: «На что похоже?». Предполагается масса ответов и, как правило, правильным считался самый необычный ответ, который даже не мог никому прийти в голову. Но как отмечает автор опыта в этой игре, как и в самой технике друдлы – правильного ответа просто нет. Здесь считается правильным, самый оригинальный и необычный ответ. Таким образом ребенок учиться выражать свои мысли. Друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Они заставляют мозг перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, который человек видит на картинке. В итоге друдлы учат нас смотреть на мир без ярлыков и подходить ко всему креативно.

По мнению педагогов-практиков применение техники друдлы в рамках системно-деятельностного подхода при организации обучения в дошкольном образовательном учреждении способно значительно повысить качество образовательного процесса. Актуальность исследования проблемы развития речи детей дошкольного возраста определяется современными тенденциями развивающей педагогики в области развития у детей социально-коммуникативных качеств.

Еще К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

В современном мире основой «друдлов» могут стать какие-либо каракули, линии, неопределённых форм фигуры, кляксы. Это весьма занимательный процесс для любого возраста, особенно для дошкольного. Начинать лучше с самого простого графичного варианта, который будет хорошо угадываться детьми. Для стимуляции воображения в начале пути рисунки лучше выполнять в черно-белом варианте. Эта технология обладает способностью заставлять мозг обрабатывать и анализировать массу информации, чтобы соотнести увиденное на картинке со знакомым образом в жизни. В итоге «друдлы» способствуют формированию гибкости мышления, ломке шаблонов и стереотипов, умению креативно подходить к решению поставленных задач. Учитывая особенности сенситивности дошкольного периода, эта технология весьма удачно может использоваться педагогами в развивающей деятельности с воспитанниками [14].

Друдлы обладают удивительной способностью развивать речь и воображение. Использование техники друдлы происходит по принципу от простого к сложному. То есть с возрастом происходит усложнение выполняемых детьми игровых действий.

Знакомство детей с данной техникой желательно начинать с более простых игр таких, как «На что похожа геометрическая фигура?», «Придумай название друдлу» где в процессе игры постепенно дорисовываются и оговариваются дополнительные детали. В ходе подобных игр с детьми, когда обговариваются линии, фигуры, формулируются вопросы («На что похоже?», «А что ты здесь дорисуешь?», «А какого цвета это будет?») происходит невольное и ненавязчивое общение. Как только дети достаточно хорошо освоят подобные задания, то можно усложнить. Предложив придумать не один вариант, например: 3-5 разных вариантов описания того, что изображено на рисунке. На самом деле для каждого изображения возможно не менее 20-30 различных толкований.. Описания недолжны повторяться. В результате дети отвечают, проговаривают слова, звуки. И с каждым разом их предположения и высказывания становятся более креативными и развернутыми.

В старшей группе игровые задания постепенно усложняются. Теперь детям предлагается не просто описывать готовые друдлы, а дорисовывать и оговаривать самим. Например: игра «Дорисуй геометрическую фигуру» позволяет придумывать и превращать во что-либо геометрические фигуры. В игре «Что за зверь?» необходимо объяснить, почему вы решили, что картинка похожа на данный предмет. При необходимости картинку можно перевернуть вверх ногами и фантазийные высказывания ребенка продолжатся. Подобные игры способствуют развитию речевого планирования у ребят. Если ранее слова сопровождали действие или шли за ними, то теперь слова выходят на первый план. Дети сначала продумывают и рассказывают о том, что они намереваются дорисовать.

В результате у детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. Дети шестого года жизни достаточно последовательно и четко, с использованием эмоциональной окраски описывают дорисованные ими друдлы.

К более сложному, творческому этапу переходим в подготовительном к школе возрасте. На данном этапе ребенку предлагается самостоятельно нарисовать друдл (игра «Придумай и нарисуй друдл»), придумать название, никому при этом не сообщая. Отгадать друдл и описать его предлагается другим детям или взрослым (педагогам, родителям). После заслушивания возможных вариантов озвучивается авторская версия. Это позволяет развить у ребят не только воображение, но и умение вести диалог. Таким образом, с помощью друдлов можно расширить словарный запас, тренировать воображение, мелкую моторику, развить умение вести диалог, заставить работать мозг и получить эмоциональный эффект.

Также детям предлагается соединить несколько друдлов, определить, что в них зашифровано, и составить небольшой рассказ.

Таким образом, речевые навыки поднимаются на новый уровень, когда на смену ситуативным простым предложениям постепенно приходит развитая во всех аспектах речь. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Таким образом, мы видим, что игры друдлы помогают стимулировать речевую активность ребёнка. И дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Высказывания детей напоминают короткий рассказ, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью.

Друдлы – одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться, учиться видеть необычное в обычном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора

Народный   фольклор представляет собой прекрасный речевой материал,который помогает развитию речи дошкольника....

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности. Соавторы педагоги Моисеенко Н.Н, Ивлева Т.И

Сегодня вопрос в развитии речевой активности дошкольников стоит особенно остро, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию.1 Ухудшение состояния здоровья детей2 Глоба...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством придумывания сказок

Данный материал предлагает методику (этапы) составления коллективных сказок в игровой деятельности как один из приемов развития речи детей старшего дошкольного возраста. Творческое коллективное с...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам нравственного воспитания»

Задачи1.                  Формирование начал нравственного сознания2....

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством лингвистических игр

Обеспечение условий для развития речи дошкольников через лингвистическую игру....

Консультация для воспитателей на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развивающих игр»

В консультации представлены разнообразные игры на развитие речевого дыхания, силы голоса и темпа....

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности Сказка «Репка» (преобразованная)

вторая младшая группа (конец года) Театр - это игра, чудо, волшебство, сказка!  Основной целью является  разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическому, социал...