Консультации для педагогов и родителей
консультация по логопедии (старшая группа)
Консультативная работа для педагогов и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ростки речи | 21.56 КБ |
Особенности нарушений речи у детей с ЗЛР | 22.34 КБ |
Скороговорки со звуком К | 15.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ростки речи».
В доме появился ребёнок. Это огромная радость и серьезная ответственность. Как хочется, чтобы малыш вырос добрым, здоровым, умным, способным. Он уже принадлежит к виду Homo sapiens – человек разумный, но по-настоящему разумным, умеющем мыслить и говорить, предстоит ему стать с помощью нас, взрослых.
Мозг ребенка анатомически почти не отличается от мозга взрослого, однако, функционирует по-другому, многие мозговые структуры включаются в работу постепенно, под воздействием определенных стимулов из внешнего мира. Важно, чтобы стимулы поступали, иначе – целые отделы останутся бездействующими навсегда, так как способны запуститься только в детстве. Такими отделами являются речевые зоны мозга.
Речь – один из видов высшей психической деятельности, принадлежащий только человеку. От уровня развития речи зависит интеллектуальное развитие ребенка, возможности успешно обучаться в школе. Речь – не врожденная функция, ее нужно воспитывать, бережно взращивать как драгоценный цветок. Ребенок рано начинает реагировать на нашу речь, поэтому она должна быть разборчивой, неторопливой и очень богатой интонационно. Не пытайтесь изобрести новый детский язык, не сюсюкайте и не уподобляйтесь маленьким. Дайте возможность малышу видеть вашу артикуляцию, мимику, жесты.
Поощряйте любые его попытки заговорить – будут ли это «песенки» из гласных звуков или отдельные слоги. Ребенок должен заразиться вашей речевой и эмоциональной активностью, должен захотеть подражать вам. Чаще берите ребенка на руки, ему нужен телесный контакт с матерью. Покачивайте его. Похлопывайте по спинке в такт напеваемым стишкам, малышу необходимы простые итеральные (равномерно повторяющиеся) ритмы. Влияние ритма на организм человека неоспоримо – он лежит в основе деятельности разных функциональных систем организма (сокращения сердечной мышцы, дыхание, перистальтика кишечника, жевательные, сосательные движения, ползание, ходьба, чередованию сна-бодрствования). У детей раннего возраста продолжается созревание головного мозга. Ритмичные движения способствуют правильному формированию подкорковых структур мозга, которые входят в так называемый энергетический блок мозга, питающий и заряжающий выше лежащие отделы коры, которые в свою очередь, хранят, перерабатывают информацию и программируют произвольную деятельность. Как не восхититься мудростью наших предков, оставивших нам в наследство богатейший кладезь народных ритмов, так необходимых маленькому человечку, в песенках, играх, шутках-прибаутках. С года до полутора лет, как правило, повышается речевая активность детей. Не просите ребенка повторить за вами. Часто у детей это вызывает негативную реакцию, не критикуйте его за сказанное неправильно. При любой попытке подражать вам поощряйте его лаской, похвалите, и сами за него повторите правильное высказывание. Некоторым взрослым это кажется разговором самим с собой. Но не забывайте, что важным условием для появления первых слов является положительный настрой и огромное желание ребенка общаться с вами. Пусть на первых этапах ваших взаимодействий будут использоваться и жесты, это – хороший признак желания малыша общаться. Когда появится речь, жесты уйдут на второй план. Для формирования речи важное место занимает развитие слухового внимания. Взаимодействуя с малышом, взрослые формируют у него слуховое сосредоточение, умение прислушиваться к звукам.
Для развития слухового внимания можно придумать много разных игр:
•«Отгадай, что звучит?» — используются разные звучащие игрушки: дудочка, бубен, барабан, неваляшка;
• «Кто тебя позвал?» — позволить ребёнку отгадать по голосу озвученную игрушку, например, большую и маленькую собачку.
• «Палочка-постучалочка» — дать ребенку извлечь звуки при помощи деревянной палочки или металлической ложки, касаясь разных предметов в доме и на улице;
• «Где спрятался горошек?» — демонстрируются одинаковые коробочки, заранее заполненные разными сыпучими, стучащими, шуршащими предметами (крупы, бумажные шарика, канцелярские скрепки);
• «Игры с бумагой» — ребенку предлагается отгадать действие с бумагой (сминание, разрывание, разрезание ножницами)
• «Что там шумит?» — привлечение внимания к природным и бытовым шумам;
• «Разговор по телефону» — используется как настоящий, так и игрушечный телефон;
• «Тихо – громко» — предложить извлекать звуки по заданию, варьируя силу звука;
• «Быстро – медленно» — учить ребенка соотносить свои движения (общие движения и движения пальчиков рук) с характером звучащей музыки или со скоростью ударов барабана;
• Слушание детских дисков и кассет. Пение коротких песенок, чтение ритмичных стихов. Представьте ребенку возможность слушать разнообразные неречевые звуки (природные и бытовые): звуки, издаваемые животными, шум дождя, ветра, морских волн, звон капели, рокот проезжающей машины и так далее. Обязательно давайте «перевод» этих звуков на русский язык (котик говорит: «мяу», дождик стучит: «кап-кап», машина гудит: «би-би», поезд едет: «ту-ту», дядя стучит: «бум-бум», и так далее).
В последующем показывайте на отдельных картинках эти звучащие предметы и явления, проговаривайте звукоподражания много-много раз. Звукоподражания проще для воспроизведения, чем настоящие слова, так как состоит из повторяющихся слогов, они облегчают ребенку общение. Добавляйте звукоподражания в обиходной речи (ложка упала: «бах»), при чтении детской литературы (постучала Маша в дверь: «тук-тук», позвали на помощь мышку: «пи-пи-пи»), озвучивайте молчащие игрушки (кукла ест: «ням-ням, молоток стучит: «тук-тук»).
Все слова-звукоподражания подчинены законам эвфонии, то есть благозвучия. В языкознании данным термином называют приятность звучания. А то, что приятно звучит – удобнее произносятся. Недаром имена маленьких детей и слова начального детского лексикона на разных языках мира — слова простой слоговой структуры (из 1-2 слогов). Сделайте ребенка активным участником игры. Изготавливайте вместе игрушки. Это будет способствовать развитию мелкой моторики рук, благотворно влиять на становление всех высших психических функций. Разыгрывайте театрализованные действия при помощи персонажей настольного театра, кукол, надеваемых на руку. Ребенку обязательно захочется включиться в игровую ситуацию, договорить за героя словечко или фразу. Очень действенным способом побудить ребенка к речевой активности является обучение чтению. Не пугайтесь, это не школьное чтение, а так называемое глобальное, узнавание слова целиком, как иероглиф. Малыша обязательно заинтересуют надписи, сделанные в его присутствии в фотоальбоме, игры по типу лото с карточками-словами и картинками игрушек и зверей. Проговаривайте, когда сами производите какие-либо действия; давайте малышу задания, оформив их словесно во фразы из 2-3 слов с обязательным присутствием глагола. Проговаривайте эти фразы по несколько раз, меняя интонацию по ситуации. Это будут для ребенка эталоны, необходимые для построения своих речевых высказываний. Умение называть предметы – это еще не речь, для полноценного общения ребенку необходим запас слов-действий (глаголов). Речь вашего ребенка не сразу станет правильно оформленной фонетически и грамматически. Важно, чтобы для выражения своих мыслей и чувств он пользовался простыми фразами из нескольких слов, чтобы понимал смысл простых речевых инструкций и их интонаций.
Подготовила учитель – логопед Сытина О.И.
Предварительный просмотр:
Особенности нарушений речи у детей с ЗПР
У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушений речи.
Так, в исследовании В. А. Ковшикова и Ю. Г. Демьянова из 40 детей с ЗПР 7-9 лет у 38 (95%) выявлены разнообразные нарушения речи.
Исследованием Е. В. Мальцевой в младших классах школы для детей с ЗПР выявлено 39,2% детей с дефектами речи.
У детей с ЗПР имеют место все нарушения речи, наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом. Однако наиболее распространенными являются нарушения звукопроизношения и нарушения письменной речи (дислексии и дисграфии). По данным В. А. Ковшикова и Ю. Г. Демьянова, нарушения письменной речи у этих детей наблюдаются чаще, чем нарушения звукопроизношения. По данным Е. В. Мальцевой, наиболее распространенными являются нарушения фонетической стороны устной речи.
Характерным признаком клинической картины большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей.
У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения как устной, так и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.
Импрессивная речь этих детей, характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков и неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов.
Во многих случаях картина речевых нарушений свидетельствует о наличии общего недоразвития речи, о задержке процесса речевого развития. Задержка развития речи проявляется и в недостаточном уровне вербальных интеллектуальных способностей.
С учетом проявления нарушений речи выделяеют 3 группы детей с ЗПР.
Первая группа — дети с изолированным фонетическим дефектом, проявляющимся в неправильном произношении лишь одной группы звуков. Нарушения произношения звуков в этой группе детей связаны с аномалией строения артикуляторного аппарата, недоразвитием речевой моторики. В эту группу вошли 24,7% детей с ЗПР, имеющих нарушения речи.
Вторая группа (52,6%) — дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются чаще всего в заменах фонетически близких звуков. Кроме дефектов звукопроизношения, у детей этой группы наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа.
Недостаточное развитие фонематических процессов у этих детей отражается в письменной речи, обусловливает нарушения чтения и письма. В письменных работах этих детей отмечается большое количество ошибок: замены букв, искажения звуко -слоговой структуры слова, неправильное оформление предложения.
Третья группа (22,5%) — дети с системным недоразвитием всех сторон речи (дети с ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений, у этих детей наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность и недиференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы. Нарушения устной речи отражаются на письме. Кроме замен букв, искажений звуко-слоговой структуры слова, характерными ошибками в письме детей этой группы являются смысловые замены слов, аграмматизмы, синтаксические ошибки.
И. А. Смирнова выделяет 5 групп первоклассников с ЗПР с учетом характера речевых нарушений:
- дети с мономорфной дислалией;
- дети с полиморфной дислалией, которая отражается на письме;
- дети, у которых, кроме функциональной дислалии, отмечается и недоразвитие фонематического анализа и синтеза. У этих детей, как и у детей второй группы, наблюдаются нарушения чтения и письма;
- дети с дислексией и дисграфией;
- дети со стертой формой дизартрии.
В качестве ведущего психопатологического синдрома у этих детей выделяется незрелость эмоционально-волевой сферы. У школьников этой группы сохраняются игровые интересы, отмечается неподготовленность к учебной деятельности, отсутствие познавательного интереса к учебе. Им трудно подчинить свои эмоциональные реакции школьным требованиям. Очень активные, целенаправленные и неутомимые в игре, эти дети быстро устают во время урока, отвлекаются. Они либо растормаживаются, либо становятся пассивными, вялыми. Учебная деятельность этих детей характеризуется импульсивностью, хаотичностью, неравномерностью.
В анамнезе большинства этих детей отмечается задержка речевого развития: так, первые слова появляются к 1,5-2 годам, фразы — к 3 годам.
В процессе логопедического обследования этих детей нарушения звукопроизношения выявлены лишь у одного ребенка. Почти у всех детей оказалась сохранной артикуляционная моторика. Небольшие отклонения наблюдались лишь при выполнении серии артикуляторных движений. Вместе с тем, у детей выявились также трудности повторения серий из 3-4 слогов с фонетически близкими звуками. При повторении слогов дети чаще всего смешивали звонкие и глухие звуки. Аналогичные смешения наблюдались иногда и на письме, однако дети самостоятельно исправляли ошибки.
Дети этой группы неточно различают понятия «слог», «звук», «буква». У детей сформированы лишь простые формы фонематического анализа. Сложные же формы звукового анализа (определение последовательности и количества звуков в слове) затруднены. Процесс звукослогового анализа значительно облегчается использованием вспомогательных приемов, внешних действий (например, с помощью отхлопывания слогов).
У детей с неосложненным инфантилизмом выявляются особенности речи, связанные со своеобразием эмоционально-волевой сферы. Эти дети многословны, охотно вступают в речевое общение, активны в диалоге, часто перебивают собеседника.
Дети этой группы не продумывают ответы, в связи с чем их ответы характеризуются импульсивностью, наличием побочных ассоциаций.
Речь таких детей во многом определяется наличием эмоционального компонента.
Так, при составлении рассказа по серии сюжетных картинок, интересных и доступных ребенку, дети легко составляют грамматически сложные предложения, используют прямую речь, вносят в рассказы элементы фантазии, разнообразные детали. При этом речь сопровождается выразительной интонацией, адекватной мимикой, эмоциональными жестами.
В заданиях же, которые ограничивают речевую деятельность определенными рамками, когда требуется обдумывание, четкие формулировки, точное словесное оформление, наблюдается снижение речевой активности, трудности в подборе слов, неточное их употребление.
Во второй группе детей с ЗПР (с осложненным инфантилизмом и с цереброастеническими состояниями) наблюдалась иная картина речевого недоразвития.
Дети в этой группе испытывали существенные трудности с самого начала школьного обучения. У детей с осложненными формами инфантилизма эти трудности были обусловлены незрелостью эмоционально-волевой сферы и недоразвитием интеллектуальной деятельности. У детей с цереброастеническими состояниями в основе школьной неуспеваемости лежит истощаемость нервной системы, быстрая утомляемость, нарушение работоспособности.
В анамнезе большинства детей этой группы отмечалась задержка развития речи. Первые слова появились лишь к 2-2,5 годам.
Логопедическое исследование выявило у большого количества этих детей (32% ) нарушения звукопроизношения, которые проявляются в основном в нечетком произношении свистящих и шипящих (боковое, межзубное произношение), отсутствии или неправильном произношении звука р.
При повторении серий из 3-4 слогов с фонетически близкими звуками наблюдалось большое количество ошибок: смешение глухих и звонких, твердых и мягких согласных звуков, расщепление аффрикат.
У детей этой группы не дифференцированы понятия «буква», «звук», «слово». Они испытывают большие затруднения в звукобуквенном анализе слов. Так, 18 детей из 50 не смогли определить последовательность и количество слогов и звуков в слове. Таким образом, у детей этой группы выявлено недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи.
Особенности речи у детей второй группы проявлялись в бедности лексико-семантической стороны речи, в ограниченном объеме словаря, в неточном употреблении слов.
Несформированность лексической стороны речи особенно ярко проявлялась в особенностях выполнения заданий на подбор синонимов и антонимов.
Характерной ошибкой при выполнении этого задания была замена необходимого антонима исходным словом с частицей не {спокойный — неспокойный, храбрый — нехрабрый). Другой характерной ошибкой был подбор вместо антонима других форм слова или родственных слов.
При выполнении заданий на подбор синонимов дети часто предлагали вместо синонимов слова, связанные одной ситуацией (врач — больной, медсестра; огонь — газ, огнетушитель).
Особую трудность вызывает у этих детей употребление обобщающих понятий (мебель, посуда) и т.д. Дети не осознают взаимоотношений между родовыми и видовыми понятиями (стол, шкаф, мебель, кровать). Вместе с тем, обобщающие понятия находятся в пассивном словаре детей, так, например, они правильно подбирают картинки к словам мебель, посуда и т. д.
В активном словаре этих детей широко представлены неологизмы (подметальщики, кирпичник, шахтерка (вместо швея), столист).
В экспрессивной речи детей с ЗПР второй группы используется очень небольшое количество прилагательных и наречий. В речевых высказываниях часто наблюдаются аграмматизмы, неправильная последовательность слов.
Связная речь детей с ЗПР второй группы находится на более низком уровне, чем у детей первой группы.
Рассказы этих детей характеризуются бедностью языкового оформления и нарушением логической связности. Отмечается непоследовательность в изложении, смысловое несоответствие частей высказывания, их искажения. Дети с ЗПР этой группы часто не сохраняют основной сюжетной линии при пересказе, соскальзывают на второстепенные детали. Страдает взаимосвязанность отдельных частей.
В высказываниях детей этой группы проявляется и неумение оформлять с помощью языковых средств смысловые (временные, причинно-следственные) отношения: Доктор лечит мальчика, чтобы он не заболел. Шел дождь, потому что он взял зонт.
Таким образом, особенности речи у этой группы детей характеризуются нарушением речи как системы; своеобразие речи отражает недоразвитие как эмоционально-волевой сферы, так и познавательной деятельности.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что симптоматика и механизмы речевых нарушений у детей с ЗПР являются неоднородными.
Одним из характерных признаков нарушений речевого развития детей с ЗПР является недостаточность речевой регуляции действия, трудности вербализации действий, не-сформированность планирующей функции речи.
Предварительный просмотр:
Скороговорки со звуком К
- Любит кошка молоко, только рыльце коротко.
- Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.
- Идёт козёл, косой козел.
- Около кола бьют в колокола.
- Клара-краля кралась к Ларе.
- Скок-поскок сколочу мосток.
- Купи кипу пик.
- Сорока балаболка, кобылка белобока.
- Коля бежал с другом по кругу.
- Каждый кочет кукарекать хочет.
- У Кондрата куртка коротковата.
- Дали Клаше каши с простоквашей; ела Клаша кашу с простоквашей.
- Идёт козёл с косой козой, идёт коза с косым козлом.
- Косарь Касьян косит косо, не скосить косарю Касьяну покоса.
- Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу. Грабь граблями гравий краб.
- Копна-копёнка, а в ней сена не тонко. Прячет копна перепелицу с перепелёнком.
- Короб корок корова съела.
- Сидит заяц косой за осокой-травой. Смотрит косой, как девица с косой косит траву косой.
- Вышла курочка из-под крыльца, и опять под крыльцо.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- Сух сук несёт барсук.
- Палку толкал лапкой Полкан.
- Коваль колокол ковал, ковал и перековывал.
- Карась карасю кропило продал, карась карася кропил да рыдал.
- Пилят, колют, колют, пилят Филя с Колей, Коля с Филей.
- Клара клала лук на полку, угощала им Николку.
- У Кондрата куртка коротковата.
- Купили Егорке салазки для горки. Всю зиму, Егорка калайся на горке.
- Коваль ковал коня. Конь копытом коваля, коваль кнутом коня.
- Жирок да сахарок вот и блинок.
- Наша река широка, как Ока. Как Ока, широка наша река. Так, как Ока, широка наша река.
- Несёт колпак Проха, а в колпаке полколпака гороха.
- Колокол, колокол, кот на окне молоко лакал.
- Сок с берёзы стёк, стёк с берёзы сок.
- Покатил Костя в Кострому в гости.
- Дал Макар Роману карамель, а Роман Макару карандаш.
- Коту прекрасно спится, ему котлета снится.
- Козёл-мукомол, кому муку молол, кому не молол!
- Котик ниток клубок укатил в уголок.
- Ходит квочка около дворочка, водит деток около клеток.
- Курочка черна-пестра, уточка с носка плоска.
- На лугу под горкой лежит сырок с красной коркой. Сорок сорок съели сырок.
- Катька-кокетка купила кепку в клетку.
- Клала Клава лук на полку, Кликнула к себе Николку.
- Скок сорока, скок сорока, слепа с ока, крива с бока.
- Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
- Кровельщик Кирилл криво крышу крыл. Перекрыть крышу пригласили Гришу.
- Около кола колокола, и на колах колокола.
- Стоит дед на копне, колпак на деде, копна под дедом, дед под колпаком.
- На полице в коробице полтора каравая лежит.
- Не хочет косой косить косой, говорит: "Коси коса!"
- Не рад Ларя, что кисель кисел.
- Я сидела у Оки, ела яблоки.
- Макар да кошка, комар да мошка.
- У киски в миске сливки скисли.
- В Луку Клим луком кинул.
- Голубой платок, красный колобок.
- Колотил Клим клин, колотил Клим клин, колотил, да не выколотил.
- Кому чин, кому блин, а кому и клин.
- Мелкие ручейки несите струйки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"
Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....
Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
Консультация для педагогов и родителей...
Консультация для педагогов и родителей "Роль родителей в речевом развитии детей раннего возраста с нарушениями слуха"
онсультация для педагогов и родителей...
Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Представленные методические рекомендации основаны на взаимодействии науки и практики, что повышает качественный уровень образовательной деятельности дошкольного учреждения, а также призваны оказать ме...
Консультация для педагогов и родителей "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ «Социальный педагог в ДОО»
В ТЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ НАБЛЮДАЕТСЯ УСИЛЕНИЕ РОЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕШЕНИИ ЖИЗНЕННЫХ ПРОБЛЕМ РЕБЁНКА. ЛЮБОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, В СТЕНАХ КОТОРОГО НАХОДЯТСЯ ДЕТИ, С...
Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаютсяотклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьнойдезадаптации и неуспеваемости. Особую тревогу вызывает...