Главные вкладки
Индивидуальные образовательные маршруты детей
учебно-методический материал по логопедии (младшая группа)
Предоставление ребенку с ОВЗ образования, в соответствии с его возможностями и
потребностями.
Содействие социализации ребенка с ОВЗ и максимального развития потенциала ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marshrut_butenko_1.docx | 30.21 КБ |
marshrut_arzamazova_2018-2019.doc | 164 КБ |
marshrut_zyablikov.doc | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: Утверждаю
Ф.И.О. родителя Заведующий МБДОУ
Мухаматгалеева К.А.
___________________
Согласовано:
зам.зав.по ВМР _____
Согласовано:
ст.воспитатель_______ Агаева А.В.
Индивидуальный образовательный маршрут
(Младшая группа)
Бутенко Иван Андреевич
Разработана:
Учитель-логопед: Астаева Н.Н
Воспитатели: Путятина О.Г, Марченко С.А
Учитель-дефектолог: Герасимова О.П.
Музыкальный руководитель: Деринг О.А
Инструктор по физической культуре: Хитина О.
Особенности ребенка
Ф.И.О.: Бутенко Иван Андреевич
Дата рождения –24.04.2013
Заключение РПМПК –
Заключение невролога –
Ребенок посещает ДОУ с 3 лет.
Контакт устанавливает НЕ легко (со знакомыми людьми - легче), ухудшается по мере утомления и незаинтересованностью деятельностью.
Познавательный интерес – НЕ устойчивый, при постоянном удержании внимания, смены видов деятельности –достаточно выраженный.
Мелкая моторика развита слабо – может самостоятельно черкать, рисует с помощью взрослого, наМАЗЫВАЕТ КЛЕЕМ лист , пытается сам приклеить. Может отщипывать кусочки пластилина и приклеивать на готовую форму. Испытывает затруднения в пользовании столовыми приборами. Получает удовольствие от тактильных контактов.
Интеллектуальные умения - соотносит простые вкладыши (круг, квадрат), цвета соотносит неустойчиво. Пары предметов соотносит частично. Находит по слуху пары музыкальных инструментов. Картинки не соотносит, Показывает и узнает отдельные знакомые изображения. Классификацию не проводит. Пирамидку, мисочки собирает без учета величины.
Несформированность всех компонентов речи, есть много отдельных звуков, вербальной имитации нет.
Любит слушать определенную музыку, пытается подражать.
Навыки самостоятельности недостаточно сформированы – необходима организующая, направляющая, обучающая помощь, поддается организации при условии высокого темпа, смены видов деятельности.
Обращенную речь понимает не всегда – простые бытовые, многократно отработанные фразы.
Работоспособность нестабильная, выполняет задания при желании. Концентрация и устойчивость внимания недостаточные.
Саморегуляция поведения развита недостаточно, поддается организации по желанию.
Навыки конструктивного взаимодействия сформированы недостаточно, навыки коммуникативного взаимодействия не сформированы.
Учебное поведение сформировано недостаточно,
ЗУН не соответствуют возрасту.
Обучаемость затруднена. Необходимы все виды помощи, которые не всегда эффективны. Обучаемость лучше в ситуации, когда заинтересован, сорганизован на работу.
Навыки самообслуживания недостаточны –в силу ОВЗ.
Игровая деятельность – предметно-манипулятивная
Семья занимается ребенком активно и целенаправленно.
Особенности группы
В группе 15 человек. Дети очень дружелюбно относятся к мальчику, с удовольствием общаются с ним, вовлекают в совместную деятельность, предлагают помощь.
Цель: Предоставление ребенку с ОВЗ образования, в соответствии с его возможностями и
потребностями.
Содействие социализации ребенка с ОВЗ и максимального развития потенциала ребенка
Задачи: - охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
- обеспечивать равные возможности полноценного развития каждого ребёнка в период
дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального
статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей
здоровья);
- обеспечивать преемственность основных образовательных программ дошкольного и
начального общего образования;
- создавать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями развития, способностей и творческого
потенциала каждого ребёнка как субъекта образовательных отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром;
- обеспечивать преемственность обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формировать общую культуру личности воспитанников, развивать их социальные,
нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность,
самостоятельность и ответственность ребёнка, формировать предпосылки учебной
деятельности;
- обеспечить вариативность и разнообразие содержания образовательных программ и
организационных форм уровня дошкольного образования, возможность формирования
образовательных программ различной направленности с учётом образовательных
потребностей и способностей воспитанников;
- формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение
компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей;
- определить направления для систематического межведомственного взаимодействия,
а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе
сетевого).
- Развитие учебного поведения
- Развитие умения подражать
- Развитие крупной и мелкой моторики
- Стимуляция речевого развития, в частности наращивания умения понимать обращенную речь
- Стимуляция глубокой чувствительности
- Развитие элементарных предметных ЗУН и интеллектуальных умений
Содержание по предметным областям:
Область | Задача | Ожидаемые результаты | Форма оценивания |
Физическое воспитание: | Развитие умения передвигаться самостоятельно. Стимуляция глубокой чувствительности | Самостоятельно ползет 1 метр. | Деятельностные пробы |
Художественно-эстетическое | Развитие имитации на музыкальном материале, двигательную активность рук, удерживать музыкальные инструменты и извлекать из них звуки (бубен и погремушка), самостоятельно брать их. Уметь узнавать муз. инструмент по звучанию, указывая рукой. Умение реагировать на музыку разного характера, стимулировать позитивное настроение, учить подражать подпеванию гласных. | Расширились умения имитации: хлопает, самостоятельно берет музыкальный инструмент, играет на нем. пропевает гласные звуки, отличает разные муз. произведения. | Пробы, участие в итоговом событии |
Речевое развитие и социально-коммуникативное развитие | Расширение степени понимания обращенной речи, стимуляция вербальной имитации, обучение умениям работать с картинным материалом,введение способов альтернативной коммуникации | Появилось не менее 2-3 новых инструкций, которые понимает. Появление 2-3 имитационных вербальных актов Показывает на карточке 2 действия. | Система тестов и проб, создание ситуаций применения в реальной жизни |
Интеллект (познавательное развитие) | Обучение умениям соотносить, конструировать по образцу, обучение навыкам элементарной классификации, формирование способа действий с учетом величины, умения собирать простые разрезные картинки из 2 частей. | Соотносит цвета, не менее 3 форм, раскладывает предметы на 2 группы Строит постройку из 2-3 элементов по образцу Собирает вкладыш из 3 частей. | Деятельностные пробы |
Мелкая моторика (познавательное развитие) | Формирование умения рисовать элементарные элементы, приклеивать, лепить простые предметы из пластилина | Приклеивает, мажет клеем , лепит шар, колбаску из пластилина, рисует простые элементы с дозированной помощью взрослого по подражанию | Деятельностныепробы, анализ продуктов деятельности |
Учебное поведение (социально-коммуникативное) | Формирование умения работать за столом не менее чем 15 минут, коммуницировать с педагогом, удерживать контакт с педагогом и со сверстниками. | Работает за столом не менее 15 минут, удерживает контакт | Наблюдение, фиксация времени |
Саморегуляция деятельности (социально-коммуникативное) | Формирование элементарного самоконтроля, умения выполнить самостоятельно многократно отработанное действие | На сенсорном материале может проверить себя при указании на ошибку | Деятельностные пробы, наблюдение |
Игровая деятельость (социально-коммуникативное) | Повторение игровых действий по образцу, манипуляция игрушками, Формирование интереса к игровой деятельности | Элементарные попытки самостоятельной игры | Деятельностные пробы, наблюдение |
Навыки самообслуживания (социально-коммуникативное) | Обучение умению есть ложкой самостоятельно, одеваться , формировать к.г.н. | Есть ложкой крупные овощи, суп, гарнир, одевает не менее 1 предмета гардероба сам, снимаем 2 предмета гардероба сам | Деятельностные пробы, наблюдение |
Глубокая чувствительность и восприятие собственного тела | Формирование умения давать адекватный тонический ответ на раздражитель | Увеличивается скорость тонического ответа, улучшается качество тонического ответа Улучшение целостности ответа | Деятельностные пробы, наблюдение |
Система работы узких специалистов
Область | Задача | Ожидаемые результаты | Форма оценивания |
педагог-психолог | |||
учитель-дефектолог | |||
музыкальный руководитель | |||
инструктор по физической культуре |
Виды деятельности, через которые идет реализация:
- восприятие музыки, детских песен и стихов,
- двигательная активность,
- тактильно-двигательные игры
- предметно-манипулятивная деятельность
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками
- самообслуживание
- действия на основе образца, конструирование
- музыкальная
- изобразительная
За счет чего достигаем результатов?
- Использование методов моторной коррекции
- элементы ABA
- элементы Floortime
- обучение работе по образцу и навыкам имитации от простого к более сложному
- многократное повторение
- стимулирование речи
- метод замещающего онтогенеза
- игровая деятельность
- реабилитация через искусство
- метод от простого к сложному
Условия реализации индивидуального маршрута
1.Режим посещения – полный день /ГКП
2. Сопровождение узких специалистов:
- Логопеда
- Дефектолога
- Психолога
- Дополнительные индивидуальные занятия по музыке и физкультуре
Сопровождение узких специалистов осуществляется в индивидуальной форме
График индивидуальных занятий
Специалист | График |
дефектолог | Понедельник, четверг – с 10.00 до 10.30 |
психолог | Понедельник, четверг |
музыка (инд) | Понедельник, четверг |
физкультура | Понедельник, четверг |
3. Условия в реализации инклюзивного образования на групповых занятиях
- адаптация содержания по типу упрощения
-активное включение ребенка в групповые формы работы на доступном материале
-чередование занятий и отдыха, гибкие занятия исходя из состояния ребенка
-при проектировании занятия учитывать индивидуальные задачи ребенка
-планируя проектную деятельность в рамках общей темы ставить индивидуальные задачи для ребенка с ОВЗ
-многократное повторение материала
-использование специальных методических комплексов, которые облегчают овладение навыками у детей с интеллектуальными нарушениями.
-частая смена видов деятельности
-быстрый темп
-визуальная поддержка инструкций, медленный темп
Организация пространства
Параметр | исполнение | Ресурс для исполнения | ответственный |
Организация пространства | |||
Построение комфортной среды: место в группе, организация места, освещение и уровень шума | Дозированное сочетание индивидуальной и групповой работы, дозированное присутствие на занятиях Музыка, шум без ограничений | специалисты, воспитатель | |
Изменение в помещении | Наличие мата, где ребенок может отдыхать | Детский сад | Старший воспитатель, дефектолог |
Материалы для нормализации тонуса | Мат, фитбол, музыкальные диски, комплекс упражнений | Детский сад, ОД «Право на счастье» | воспитатель, дефектолог |
Визуальная поддержка | Подкрепление на доске | Детский сад | воспитатель, дефектолог |
Организация оптимального временного режима | Время пребывания –полный день/ГКП. Дозированное сочетание групповых и индивидуальных форм Присутствие на общих занятиях частично, музыка и физкультура –сколько способен воспринимать Чередование отдыха и работы | Детский сад | воспитатель, дефектолог, специалисты |
Срок реализации программы -6 месяцев. Пересмотр программы – май 2017г.
Работа с родителями
Целевая группа | Задача | Форма |
Работа с родителями ребенка с ОВЗ | Формирование адекватной родительской позиции в отношении поддержки ребенка в домашних условиях Обучение мамы технологиям сопровождения ребенка с ОВЗ | Индивидуальное консультирование Совместная работа по простраиванию индивидуального маршрута ребенка и его реализации в домашних условиях |
Работа с родителями группы, где обучается ребенок с ОВЗ | Формирование адекватной позиции и адекватных способов общения в отношении ребенка с ОВЗ | Групповое и индивидуальное консультирование |
Работа с детьми группы
- работа по формированию у детей адекватных способов общения с ребенка с ОВЗ
- формирование умение видеть ситуации, где ребенку с ОВЗ нужна помощь и оказывать ее
- объяснение детям тех или иных особенностей поведения ребенка и причин их вызывающих
Организация оценки индивидуального развития ребенка:
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за ребенком в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов. Диагностика проводится через:
- Наблюдение
- Беседа
- Анализ продуктов деятельности
- Анализ карт развития
- Использование специализированных диагностических комплексов
- Деятельностные пробы
Оценка становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка осуществляется с помощью заполнения педагогами карт оценки индивидуального развития (карта развития).
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 «Морозко»
660130, г. Красноярск, ул. Гусарова 31 тел. 246-47-79
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО
Заведующий МБДОУ № 322 Старший воспитатель
Мухаматгалеева К.А. Агаева А.В.
«_____»_______________ 2019г. «_____»______________ 2019г.
Законный представитель ребенка
Арзамазова Елена Валерьевна
__________________________
Индивидуальный маршрут развития
(подготовительная к школе группа)
Арзамазова Дарина
Разработан:
Воспитатели: Путятина О.Г.
Марченко С.А
Учитель-логопед: Астаева Н.Н. Психолог : Музыкальный руководитель: Морозова Я.А.
Инструктор по физической культуре: Хитина О.А.
Особенности ребенка
Ф.И.О. Арзамазова Дарина Александровна
Дата рождения – 12.08.2013г.
Заключение невролога – последствия ППЦНС;
Дарина посещает ДОУ с 5 лет.
Познавательный интерес – неустойчивый, нужно удерживать внимание в течение всей образовательной деятельности.
Речь непонятная окружающим. Фраза простая, из 2-х слов, аграмматичная. Рассказ по картинке не составляет, а просто перечисляет предметы на картинке. Словарь ограничен бытом и ближайшим социальным окружением (в речи мало признаков, частей предметов, обобщений, наречий, предлогов, союзов; недостаточно глаголов). Пассивный словарь намного шире активного.
Звукопроизношение ребенка характеризуется дефектом шипящих. сонорных звуков..
Подвижность органов артикуляционного аппарата неустойчивая, артикуляционные движения воспроизводит не в полном объеме. Испытывает трудности в переключении с одного движения на другое.
Грамматический строй речи – требует развития. Слоговая структура сложных слов нарушена.
Общая моторика развита недостаточно – незначительно нарушена координация, темп, ритм движения.
Мелкая моторика требует развития – испытывает трудности в овладении приемами рисования, лепки, аппликации. Не может самостоятельно приступить к выполнению работы, ждет дополнительных инструкций.
Интеллектуальные умения - мыслительные операции не сформированы: затрудняется при исключении четвёртого лишнего предмета на наглядном уровне, испытывает трудности при классификации предметов , подбирает обобщающее слово к ряду предметов с помощью педагога , «Овощи», «Фрукты»). Ребенок не достаточно активен и самостоятелен Представления о сенсорных эталонах сформированы в неполном объеме: путает при показе геометрические фигуры. Соотносит предметы по величине (большой, маленький).
На занятия идет с желанием. Не всегда понимает словесные инструкции. Часто отвлекается. Навыки самостоятельности недостаточны – необходима организующая, направляющая, обучающая помощь взрослого. Преобладает зрительное внимание. Работоспособность стабильная. Концентрация и устойчивость внимания не достаточно сформированы.
В психическом облике ребенка отмечаются отдельные черты общей эмоционально волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. Саморегуляция поведения развита недостаточно, но поддается организации.
Навыки конструктивного взаимодействия сформированы. Учебное поведение сформировано достаточно, может заниматься продуктивно продолжительное время. Обучаемость затруднена, так как необходимы различные виды помощи. Обучаемость лучше в ситуации, когда заинтересован, сорганизован на работу .ЗУН не в полном объеме соответствуют возрасту.
Сон ребенка спокойный. Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания сформированы. Воспитанием ребенка занимаются мама и папа.
Особенности группы
В группе 21 человек. Дети дружелюбно относятся к Дарине, но друзей для игры выбирает избирательно.
Цель:
- Развитие личности ребенка в различных видах общения и деятельности с учетом его индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
- Обеспечение системного подхода в создании условий для развития и оказание помощи в освоении образовательной программы дошкольного учреждения.
Задачи:
- Развитие крупной и мелкой моторики.
- Стимуляция развития самостоятельной речи.
4. Развитие элементарных предметных ЗУН и интеллектуальных умений
5. Охрана и укрепление физического и психического здоровья
6. Создание благоприятных условий для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.
Принципы работы:
- принцип опоры на обучаемость ребенка,
- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
-принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет "на стороне ребенка". Воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!
- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации);
- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.
- принцип избегания прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
Предполагаемый результат:
- Дарина овладеет основными культурными способами деятельности, научится проявлять инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Будет самостоятельно выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- у девочки появится положительное отношение к миру, другим людям , самому себе, овладеет чувством собственного достоинства. Ребенок станет активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Научится договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараясь разрешать конфликты;
- развитие воображения поможет Дарину реализоваться в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок овладеет разными формами и видами игры, научится различать условную и реальную ситуации, следовать игровым правилам;
- Дарина с помощью устной речи сможет высказывать свои мысли и желания, чувства. Научиться выстраивать диалог с детьми и взрослыми;
- Развитие у Дарины крупной и мелкой моторики. Девочка станет более выносливой, овладеет основными произвольными движениями, сможет контролировать свои движения и управлять ими;
- Развитие у Дарины волевых усилий, девочка сможет следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, сможет соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- Дарина самостоятельно сможет задавать вопросы взрослыми сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, начнет самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Научится наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, овладеет начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. У ребенка появится способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- Способен слушать музыкальное произведение, не отвлекаясь. Проявляет эмоциональный отклик на прослушанную музыку. Слушать пение и игру взрослого, подпевать отдельные повторяющиеся слова, подражая интонации взрослого. Запоминает простейшие плясовых движений: притопы одной ногой, переступание с ноги на ногу, хлопки в ладоши, вращение кистями рук, кружение вокруг себя. Выполнению движений с предметами, в парах.
По итогам наблюдение за индивидуальным развитием ребенка, для формирования отсутствующих умений и навыков, мы разработали ИОМ для Дарина по следующим направлениям:
Содержание по предметным областям:
Область | Задача | Ожидаемые результаты | Форма оценивания |
Физическое воспитание | Развитие координации движений. Развитие скоростно-силовых качеств в прыжках, беге, работе рук и ног. Совершенствование навыков общей и мелкой моторики | На предложенные задания реагирует частично. Упражнения в ходьбе и беге выполняются с достаточными затруднениями: - с высоким подниманием колена (бедра) по гимнастической скамейке; спрыгивает со скамейки с помощью взрослого; Хорошо выполняет общеразвивающие упражнения. Расширились умения в перелезании через несколько предметов подряд. | Деятельностные пробы |
Художественно-эстетическое | Развитие имитации на музыкальном материале, двигательную активность рук. Уметь узнавать муз. инструмент по звучанию. Умение реагировать на музыку разного характера, стимулировать позитивное настроение. Развивать интерес к изобразительной деятельности и ее результату; учить создавать сюжетные изображения, в нескольких предложениях передавать их содержание; развивать чувство ритма в процессе работы с кистью, карандашами; формировать умение определять способ лепки (раскатывать, защипывать, оттягивать, соединять части и пр.) | Расширились умения имитации: самостоятельно берет музыкальный инструмент, играет на нем. Отличает разные муз. произведения. Умеет оценить свою работу, что получилось, а что нет. Владеет кистью, карандашами. Знает приемы лепки, и умеет передавать образ человека и животных. | Пробы, участие в итоговом событии |
Речевое развитие | Расширение степени понимания обращенной речи, развивать диалогическую форму речи, поддерживать инициативные диалоги между детьми, расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей; формировать умение понимать содержание литературных произведений | Поддерживает диалогическую форму речи, расширен словарный запас, понимает и проявляет интерес к прослушиванию литературных произведений. | Создание ситуаций применения в реальной жизни, чтение сказок, потешек, рассказов, стихотворений. |
Познавательное развитие | Продолжать развивать интерес к процессу и результату конструирования; формировать умение устанавливать причинно-следственные связи; развивать сенсорную способность ребенка, формировать умение выделять знакомые объекты из фона зрительно, по звучанию, на ощупь, по запаху и на вкус; - совершенствовать навыки пользования способами проверки (приемы наложения и приложения), - развивать ориентировочные действия на листе бумаги, формировать умение образовывать последующее число добавлением одно- го предмета к группе, - формировать умение называть цифровой ряд, выкладывая цифры в последовательности, подбирая соответствующую цифру к количеству предметов | Может выделить предмет на ощупь, по запах и вкусу. Ориентируется на листе бумаге и в пространстве. Знает прямой счет. Умеет соотнести цифру к количеству. Умеет образовывать цифровой ряд путем прибавления. | Деятельностные пробы Наблюдения, беседы, игры |
Мелкая моторика | Формирование умения рисовать элементарные элементы, приклеивать, лепить предметы из пластилина | Приклеивает, лепит используя различные приемы, рисует простые элементы по подражанию | Деятельностные пробы, анализ продуктов деятельности |
Социально-коммуникативное Саморегуляция деятельности | Формирование умения работать за столом не менее чем 25 минут, выстраивать диалог с педагогом, удерживать контакт с педагогом и со сверстниками. владеть основными способами продуктивной деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.; Формирование элементарного самоконтроля, умения выполнить самостоятельно многократно отработанное действие, регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявлять кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки | Работает за столом не менее 25 минут, удерживает контакт, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности На сенсорном материале может проверить себя при указании на ошибку, регулирует свое поведение, проявляет кооперативные умения | Наблюдение, фиксация времени Деятельностные пробы, наблюдение |
Игровая деятельность | закреплять ролевые действия в соответствии с содержанием игры; – формировать умение обыгрывать сюжеты, – формировать умение использовать в новых по содержанию играх различные натуральные предметы и их модели, предметы-заместители; – развивать воображение ребенка в ходе подвижных, сюжетно-ролевых и театрализованных игр с помощью воображаемых действий; – учить детей создавать воображаемую игровую ситуацию, брать на себя роль и действовать в соответствии с нею, проявляя соответствующие эмоциональные реакции по ходу игры; – закреплять умения ребенка в процессе игры, проявлять отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки. | Проявляет интерес к с/р играм, принимает на себя роль, умеет обыграть сюжет, построить сюжетную линию использовать предметы – заместители. | Деятельностные пробы, наблюдение Самостоятельные игры и игры с участием взрослых, способствующим обогащению социально-бытового опыта ребенка. |
Система работа узких специалистов
узкие специалисты | области | проблема | пути решения | Ожидаемые результаты | Форма оценивания |
педагог-психолог | I.Развитие психических функций II.Развитие коммуникативной деятельности | 1.Восприятие недостаточно развито 2.Внимание недостаточно развито 3.Память недостаточно развита 4.Мышление недостаточно развито 5.Саморегуляция недостаточно развита 6.Мелкая моторика недостаточно развита Отсутствие игровой деятельности | - Развивать подражание действиям педагога; -развивать умение понимать и выполнять односложные, простые инструкции педагога ("дай", "покажи"); -развивать звукоподражание животным, транспорту. Слуховое восприятие: - различение громких-тихих звуков; Тактильное восприятие: - снятие негативных проявлений на прикосновения; - формировать умение различать различные текстуры: мягкие, твердые, гладкие, шершавые. -Развивать произвольность внимания, умение сосредотачиваться на одном задании в течении 3 минут; - формировать умение работать за столом. -Развивать умение запоминать зрительно 3 несвязанных друг с другом предмета (изображения). - Формировать понимание назначения предметов (одежда, посуда, мебель). -Развивать умение выполнять самостоятельно многократно отработанное действие. -Развивать умение раскрашивать изображение не заходя за его границы; -развивать умение нанизывать бусы на веревочку (без указания на принцип сборки, с указанием принципа сборки). -Развитие взаимодействия ребенка с педагогом; - выполняет инструкции педагога; - формирование умения организовывать игровую деятельность с психологом, по правилам, предложенным | -Умеет подражать действиям педагога; -понимает и выполняет односложные, простые инструкции; -подражает звукам животных, транспорта. - Различает громкие-тихие звуки; -Отсутствуют негативные проявления на прикосновения; - различает различные текстуры: мягкие, твердые, гладкие, шершавые. -Ребенок сосредотачивает внимание на одном задании в течении 3 минут; - ребенок работает за столом. -Зрительно запоминает 3 несвязанных друг с другом предмета (изображения). -Знает и применяет по назначению одежду, посуду, мебель (может одеть и покормить куклу и т.д.). -Выполняет самостоятельно многократно отработанное действие. -Умеет раскрашивать изображение не заходя за его границы. - умеет нанизывать бусы. -Четко выполняет инструкции педагога; - участвует в игровой деятельности со взрослым по правилам, предложенным педагогом. | Наблюдение. Наблюдение. Промежуточный мониторинг по блоку. Промежуточный мониторинг по блоку. Наблюдение. Промежуточный мониторинг. Наблюдение. |
учитель-дефектолог | Познание | Представление об основных цветах, форме, величине сформировано не достаточно. Элементарные математические представления ниже возрастных нормативов. Слабо ориентируется в пространстве и времени. Ручная умелость, графические навыки требуют совершенства. | Развитие восприятия цвета, формы, величины в соответствии с программными требованиями. Формирование и развитие элементарных математических представлений. Форм. -е временных представлений и пространственной ориентировки. Совершенствование графических навыков и ручной умелости. | Называет, соотносит и выделяет основные цвета и оттенки, плоскостные и объёмные фигуры в окружающем мире, может разложить предметы учитывая цвет, форму, величину. Владеет временным понятием (утро-день-вечер-ночь). Различает пространственные направления относительно себя (верху - в низу). Уверенно владеет карандашом. | Заполнение диагностического протокола, анализ продуктов деятельности |
музыкальный руководитель | Музы каль ная деятель ность | Элементарные представления о видах искусства не сформированы, свой опыт не отражает. Не узнает и не понимает содержания музыкальных произведений; в совместной со взрослыми деятельности выполняет некоторые простые движения под музыку, но неритмично; на изменение музыки не реагирует; избегает любых проявлений самостоятельности | Упражнения на развитие чувства ритма. на развитие речевых и мимических движений Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах. Хороводы и пляски. Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам. | Способен слушать музыкальное произведение, не отвлекаясь. Проявляет эмоциональный отклик на прослушанную музыку. Слушать пение и игру взрослого, подпевать отдельные повторяющиеся слова, подражая интонации взрослого. | Наблюдение в течение года |
инструктор по физической культуре | Физическое развитие | Любое задание необходимо повторить несколько раз прежде, чем ребенок начнет его выполнять | Создание ситуаций в которых нужно выполнять поручения педагога с неоднократным повторение инструкции | Такой способ способствует развитию механизмов саморегуляции умения выполнять задания по устной инструкции, и устранению причин возникших трудностей. | Целевые ориентиры подлежат непосредственной оценке, в том числе педагогической диагностике (мониторингу). |
учитель-логопед | Коррекция речевых нарушений | Нарушено произношение шипящих и сонорных звуков Автоматизация звуков с,з.ц Нарушение слоговой структуры слова (сложной структуры) Артикуляционная и мелкая моторика требует развития Фонематический слух требует развития: не выделяет звук на фоне других слогов, слов. Не владеет навыком звукового анализа и синтеза Словарный запас недостаточно развит. В речи есть обобщающие понятия (ограниченные 3-4 лексическими темами). Трудности в образовании слов -антонимов. С ошибками соотносит количество предметов с числом Трудности в словообразовании и словоизменении, в образовании имен сущ-ых множ. числа в родит.падеже В речи не использует предлоги (в, на, под, над). Допускает ошибки в согласовании частей речи Трудности в составлении рассказа по картинке, рассказа по серии картин, рассказа - описания, в пересказе небольшого текста | Артикуляционная и дыхательная гимнастика, самомоссаж. Постановка звуков: ш.ж.ч,щ, л, , л, р, р, , автоматизация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Работа над слоговой структурой слова. Развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика, шнуровка, штриховка, мозаика и т.д. Развивать умение: выделять звук на фоне слогов, слов. Выполнять звуковой анализ и синтез слогов и слов. Определение первого и последнего звука в слове с четко выраженной артикуляцией и силой голоса Расширять, активизировать предметный, глагольный словарь, словарь признаков по лексическим темам. Употреблять притяжательные, относительные прилагательные. Вводить в речь обобщающие слова, учить классификации предметов по лексическим темам. Всегда использовать наглядный материал Образование слов уменьшительно-ласкательного значения. Образование: сущ. мн. числа от ед. числа, падежной формы сущ-х, сущ. мн. в родит. падеже. Согласование частей речи в роде, числе, падеже. Работа над понимание и использованием в речи простых предлогов Развитие монологической и диалогической речи. Формирование положительного отношения к занятиям. Составление рассказа по картине, по серии картин, описание рассказа по образцу педагога, схеме (4-5 пункта). Пересказ - по образцу с помощью наводящих вопросов | Изолированно поставлены звуки: л, , л, р, р, и автоматизированны в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях .... Произносит односложные, двухсложные и трехсложные слова без нарушения слоговой структуры. Умеет штриховать, шнуровать, выкладывать мозаику Умеет: выделять звук на фоне других звуков, слов, определять первый и последний звук в слове с четко выраженной артикуляцией и силой голоса Усвоил предметный, глагольный словарь, словарь признаков по лексическим темам. Умеет употреблять притяжательные, относительные прилагательные. Пользуется обобщающими понятиями по изученным лексическим темам. Умеет классифицировать предметы по лексическим темам Умеет образовывать: слова уменьшительно-ласкательного значения, сущ. мн. числа от ед. числа, падежной формы сущ-х. Умеет согласовывать части речи в роде, числе, падеже. Понимает и использует в речи простые предлоги (на, в, под, из, у.....) Умеет составлять простые предложения по образцу, по картинке, по наводящим вопросам (без ошибки в согласовании). Самостоятельно может составить описательный рассказ по образцу, по простой схеме. Владеет пересказом небольшого текста. | Создание ситуаций для применении в жизни. Наблюдение. Диагностика Заполнение протокола обследования |
Рекомендации к организации работы с Арзамазовой Дариной:
- создание благоприятных для развития речи ребенка условий;
- связь работы над речью с предметно-практической и игровой деятельностью Дарины;
- учет дозировки времени на занятии;
- использование в работе над речью возможно большего числа анализаторов: двигательного, слухового, зрительного, осязательного;
- индивидуальный, личностно - ориентированный подход к ребенку;
- создание ситуаций, когда Дарина должна общаться с другими детьми в группе;
- действия на основе образца (конструирование, лепка, рисование, аппликация);
- музыкальная (разучивание коротких подпевок, учить водить хоровод);
- одновременная работа над всеми компонентами речевой системы: фонематические процессы, звуко-буквенный анализ и синтез слов, лексико-грамматическая сторона речи.
Виды деятельности, через которые идет реализация:
1. Игровая (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры)
2. Коммуникативная.
3. Познавательно-исследовательская (наблюдение, опыты)
4. Восприятие художественной литературы и фольклора.
5. Самообслуживание и элементарный бытовой труд.
6. Конструирование из разного материала.
7. Изобразительная (рисование, лепка, аппликация).
8. Музыкальная.
9. Двигательная.
За счет чего достигаем результатов?
- Наглядные методы и приемы (использование их по дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями мышления Дарины.
- Словесные методы и приемы (многократное повторение, стимулирование речи)
- Использование методов моторной коррекции
- Обучение работе по образцу и навыкам имитации от простого к сложному
- Метод игры (игровая деятельность)
- Использование ИКТ
- Сказкотерапия
- Куклотерапия
Условия реализации индивидуального маршрута
1.Режим посещения – полный день
2. Сопровождение узких специалистов:
- Учителя-логопеда
- Психолога
- Дополнительные индивидуальные занятия по музыке и физкультуре
Сопровождение узких специалистов осуществляется в индивидуальной форме
График индивидуальных занятий
Специалист | График |
психолог | |
музыка (инд) | |
физкультура |
3. Условия в реализации инклюзивного образования на групповых занятиях
- содержание материала по образовательной деятельности по типу упрощения
-активное включение ребенка в групповые формы работы на доступном материале
-чередование занятий и отдыха, гибкие занятия исходя из состояния ребенка
-при проектировании занятия учитывать индивидуальные задачи ребенка
-многократное повторение материала
Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольном образовании подготовительной к школе группе
Развивающая предметно - пространственная среда в нашей группе организована так, чтобы Дарина имела свободный доступ к играм, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности, а также имела возможность свободно заниматься любимым делом. Для этого пространство нашей группы условно разделено на центры:
- В центре двигательной деятельности Дарина любит играть с различными мячами, мешочками с наполнителями.
- В центре конструирования Дарина играет в конструктор «ежик», мягкий конструктор, крупногабаритные модульные блоки.
- В центрах музыкально - театрализованной деятельности и книги, Дарина с удовольствием играет с пальчиковым театром и музыкальными инструментами. Любит книжки – малышки, азбуку в картинках.
- В центре познавательной и исследовательской деятельности ребенок с интересом использует песок, куб для изучения геометрических фигур, игру «Собери бусы»,различные вкладыши.
- В центре продуктивной и творческой деятельности Дарина любит работать пластилином, штампами, с книжками-раскрасками.
- В центре правильной речи и моторики для ребенка находятся мозаика разных размеров, мелкие игрушки , бусы, шнуровки.
Организация пространства
Параметр | Исполнение | Ресурс для исполнения | ответственный |
Организация пространства | |||
Построение комфортной среды: место в группе, организация места, освещение и уровень шума | Дозированное сочетание индивидуальной и групповой работы, дозированное присутствие на занятиях Музыка, шум без ограничений Оформление центра центра уединения | Материал для центра уединения | Воспитатель, логопед педагог-психолог муз. руководитель |
Дидактический и методический материал | Музыкальные диски, картотеки игр, диагностический альбом, подбор картинок и иллюстраций, сенсорные доски, карточки с геометрическими фигурами | Материал для изготовления дидактических игр | воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, муз. руководитель, инструктор по ф/к |
Визуальная поддержка | Подкрепление для усвоения материала | Доска групповая, мольберт, доска для выставки работ детских, подставки | воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, муз. руководитель |
Организация оптимального временного режима | Время пребывания –полный день. Дозированное сочетание групповых и индивидуальных форм работы с мальчиком. Присутствие на занятиях в полном объеме. Чередование отдыха и работы. | Детский сад | воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, муз.руководитель, инструктор по ф/к |
Организация режима дня.
Режим дня составлен с расчетом на 12 часового пребывания в детском саду.
Виды деятельности | Время |
Прием, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика, пальчиковая гимнастика, игры на эмоции. | 7.00 – 8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак. | 8.30 – 8.50 |
Подготовка к образовательной деятельности | 8.50 – 9.00 |
Образовательная деятельность (пальчиковая гимнастика +физкультминутка) | 9.00 – 10.50 |
Игры, подготовка к прогулке. (раньше всех детей начинает подготовку к прогулке) | 10.500-11.00 |
Прогулка (индивидуальное наблюдение за явлениями природы, упражнения на развитие двигательной активности). | 11.00- 12.25 |
Возвращение с прогулки (увеличено время на переодевание после прогулки) | 12.25 – 12.40 |
Подготовка к обеду, обед. | 12.40 – 13.10 |
Подготовка к сну (увеличение времени), дневной сон. | 13.10 – 15.00 |
Подъем, воздушные и водные процедуры. | 15.00 – 15.15 |
Подготовка к полднику, полдник. | 15.15 – 15.25 |
Игры, самостоятельная художественная деятельность, индивидуальная и коррекционная работа по заданию логопеда. | 15.25 – 17.25 |
Подготовка к ужину, ужин. | 17.25 – 17.55 |
Подготовка к прогулке (раньше всех детей начинает подготовку к прогулке), прогулка (подвижные игры). | 17.55 – 19.00 |
В режиме дня предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных. Во время образовательной деятельности для Максима увеличивается время на выполнение заданий, для этого может использоваться вторая половина дня.
Срок реализации маршрута -6 месяцев. Пересмотр маршрута – апрель-май 2020 г.
Работа с родителями
Целевая группа | Задача | Форма |
Работа с родителями Дарины | Оказание помощи в вопросах воспитания и обучения ребенка, приобщение родителей к участию в жизни ДОУ, формирование психолого-педагогических знаний родителей. | Индивидуальное консультирование Совместная работа по простраиванию индивидуального маршрута ребенка и его реализации в домашних условиях, анкетирование, участие в праздниках и мероприятиях детского сада. |
Работа с родителями группы, где воспитывается Дарина. | Воспитание толерантного отношения к детям с индивидуальными особенностями развития, принятие ребенка в группу | Групповое и индивидуальное консультирование, совместная театральная деятельность |
Работа с детьми группы
- работа по формированию у детей умения общаться со сверстниками с индивидуальными особенностями развития, через беседу, игру.
Организация оценки индивидуального развития ребенка:
Оценка индивидуального развития Дарины осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках мониторинга специалистов. Оценка индивидуального развития проводится через:
- Наблюдение
- Беседа
- Анализ продуктов деятельности
- Анализ карт развития
- Использование специализированных диагностических комплексов
- Деятельностные пробы
Оценка становления основных (ключевых) характеристик индивидуального развития Максима осуществляется с помощью заполнения педагогами карт оценки индивидуального развития (карта развития).
Библиография:
1. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми речевыми нарушениям.
2.Рабочая программа подготовительной к школе группы №3 на 2018 – 2019 учебный год.
3. «Я и мое тело» (тематический словарь в картинках), С.Е.Шукшина, М: Школьная Пресса, 2004г -48с.
4.Аверина И.Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ», М: Айрис – пресс, 2005г – 144с.
5.Береславский Л., БереславскаяА., «Современные игровые методы развития интеллекта», М: Школьная Пресса, 2010г – 80с.
6.Павлова Л.Ю. « Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром», издательство «Мозаика-Синтез» 2011г – 80с.
7. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», М: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА». 2009г – 208с.
8. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», Л.А. Венгер, О.М.Дьяченко М: Просвещение, 1989г – 127с.
9. Куцакова Л.В. « Конструирование и художественный труд в детском саду», ООО «ТЦ Сфера»2005 – 212с.
10. Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми», ООО «Издательство ГНОМ», 2006г – 64с.
11. Степаненкова Э.Я. «Сборник подвижных игр», М,:МОЗАМКА-СИНТЕЗ, 2011г – 144с.
12.Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», М: АСТ: Астрель, 2006г -61с.
13. Узорова О.В. «Игры с пальчиками», М:, АСТ: Астрель,2006г – 124с.
14.Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников», М,: АСТ: Астрель, 2007г – 58с.
15. Семенака С.И. «Уроки добра», М,: АРКТИ, 2005г -80с.
16. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми речевыми нарушениям.
17.Рабочая программа подготовительной к школе группы №2 на 2019 – 2020 учебный год.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 « Морозко» компенсирующего вида»
660130, г. Красноярск, ул. Гусарова 31 тел. 246-47-79
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО
Заведующий МБДОУ №322 Старший воспитатель
К. А. Мухаматгалеева А.В.Агаева
«___»____________2021 г. «__»________2021г.
Законный представитель ребенка:
___________
Индивидуальный маршрут развития
(старшая группа)
Зябликов Степан Дмитриевич
Разработана:
Учитель-логопед: АстаеваН.Н.
Воспитатели: Путятина О.Г.
Марченко С.А.
Психолог:
Дефектолог: Герасимова О.П.
Музыкальный руководитель:
Инструктор по физической культуре: Хитина О.А.
Особенности ребенка
Ф.И.О.
Дата рождения –
Заключение невролога – резидуальная энцефалопатия; дизартрия.
Степан посещает МАОУ с 4 лет.
Контакт устанавливает трудно (со знакомыми людьми - легче), ухудшается по мере утомления и незаинтересованностью деятельностью.
Познавательный интерес – неустойчивый, нужно постоянно удерживать внимание, менять виды деятельности.
Речь малопонятная окружающим, голос тихий, мало модулированный. В речи использует распространенные предложения. Рассказ по картинке , по серии сюжетных картин составляет с помощью наводящих вопросов, мнемосхем. Словарь ограничен бытом и ближайшим социальным окружением (в речи мало признаков, частей предметов, обобщений, наречий, предлогов, союзов; недостаточно глаголов, существительных).
Звукопроизношение ребенка характеризуется смазанностью. Подвижность органов артикуляционного аппарата неустойчивая, артикуляционные движения воспроизводит не в полном объеме. Испытывает трудности в переключении с одного движения на другое.
Грамматический строй речи – требует развития. Слоговая структура нарушена.
Общая моторика развита недостаточно – незначительно нарушена координация, темп, ритм движения, наблюдается моторная неловкость.
Мелкая моторика требует развития – испытывает трудности в овладении приемами рисования, лепки, аппликации. Не может самостоятельно приступить к выполнению работы, ждет дополнительных инструкций.
Интеллектуальные умения - соотносит простые вкладыши (круг, квадрат, треугольник), цвета соотносит. Находит по слуху пары музыкальных инструментов. Парные картинки соотносит. Понимает слова, обозначающие реальные предметы, понимает названия предметов, изображенных на картинке. Показывает и узнает фрукты, овощи, мебель, обувь, людей разных профессий.
На занятия идет без особого желания. Понимает словесные инструкции. Концентрация и устойчивость внимания недостаточные. Быстро устает, часто отвлекается. Навыки самостоятельности недостаточны – необходима организующая, направляющая, обучающая помощь взрослого.
В психическом облике ребенка отмечаются отдельные черты общей эмоционально волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. Саморегуляция поведения развита недостаточно, но поддается организации. Ребенок малоактивен. имеются двигательная расторможенность. В коммуникацию с детьми не вступает.
Учебное поведение сформировано недостаточно, может заниматься продуктивно непродолжительное время. Обучаемость затруднена, так как необходимы различные виды помощи. Обучаемость лучше в ситуации, когда заинтересован, сорганизован на работу. ЗУН не соответствуют возрасту.
Игровая деятельность – предметно -манипулятивная.
Сон ребенка спокойный. Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания сформированы. Пользуется столовыми приборами.
Воспитанием ребенка занимается мама активно и целенаправленно.
Преобладает зрительное внимание.
Навыки самостоятельности недостаточны – необходима организующая, направляющая, обучающая помощь.
Работоспособность нестабильная, признаки истощения. Концентрация и устойчивость внимания не сформированы.
Поведение поддается организации при направляющей помощи, наличие стереотипных движений.
Особенности группы
В группе 21 человек. Дети дружелюбно относятся к Степану.
Цель:
- Развитие личности ребенка в различных видах общения и деятельности с учетом его индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
- Обеспечение системного подхода в создании условий для развития и оказание помощи в освоении образовательной программы дошкольного учреждения.
Задачи:
- Развитие учебного поведения.
- Развитие крупной и мелкой моторики.
- Стимуляция развития самостоятельной речи.
4.Развитие элементарных предметных ЗУН и интеллектуальных умений
5.Охрана и укрепление физического и психического здоровья
6.Создание благоприятных условий для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.
Принципы работы:
- принцип опоры на обучаемость ребенка,
- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
- принцип соблюдения интересов ребенка. По- другому его называет "на стороне ребенка". Воспитатели должны объективно относиться к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!
- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации);
- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.
- принцип избегания прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
Предполагаемый результат:
- Степан овладеет основными культурными способами деятельности, научится проявлять инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Будет самостоятельно выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- у мальчика появится положительное отношение к миру, другим людям , самому себе, овладеет чувством собственного достоинства. Ребенок станет активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, начнет участвовать в совместных играх. Научится договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараясь разрешать конфликты;
- развитие воображения поможет Степану реализоваться в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок овладеет разными формами и видами игры, научится различать условную и реальную ситуации, следовать игровым правилам;
- Степан с помощью устной речи сможет высказывать свои мысли и желания, чувства. Научиться выстраивать диалог с детьми и взрослыми;
- Развитие у Степана крупной и мелкой моторики. Мальчик станет более выносливым, овладеет основными произвольными движениями, сможет контролировать свои движения и управлять ими;
- Развитие у Степана волевых усилий, мальчик сможет следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, сможет соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- Проявление любознательности –Степан самостоятельно сможет задавать вопросы взрослыми сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, начнет самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Научится наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, овладеет начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. У ребенка появится способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- Способен слушать музыкальное произведение, не отвлекаясь. Проявляет эмоциональный отклик на прослушанную музыку. Слушать пение и игру взрослого, подпевать отдельные повторяющиеся слова, подражая интонации взрослого. Запоминает простейших плясовых движений: притопы одной ногой, переступание с ноги на ногу, хлопки в ладоши, вращение кистями рук, кружение вокруг себя. Выполнению движений с предметами, в парах.
По итогам наблюдение за индивидуальным развитием ребенка, для формирования отсутствующих умений и навыков, мы разработали ИОМ для Макара по следующим направлениям:
Содержание по предметным областям:
Область | Задача | Ожидаемые результаты | Форма оценивания |
Физическое воспитание: | Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности, куда включаются совершенствование навыков общей и мелкой моторики. Развитие зрительно-моторной координации, визуального и тактильного восприятия | На предложенные задания реагирует частично. Двигается легко – ходьба и бег беспорядочные по дорожке и по ограниченной поверхности; спрыгивает со скамейки с помощью взрослого; Хорошо держит в руках большой и малый мяч. Расширились умения прыгать на двух ногах. | Деятельностные пробы |
Художественно-эстетическое | Развитие имитации на музыкальном материале, двигательную активность рук, удерживать музыкальные инструменты и извлекать из них звуки (бубен и погремушка), самостоятельно брать их. Уметь узнавать муз. инструмент по звучанию, указывая рукой. Умение реагировать на музыку разного характера, стимулировать позитивное настроение, учить подражать подпеванию гласных. | Расширились умения имитации: хлопает, самостоятельно берет музыкальный инструмент, играет на нем. пропевает гласные звуки, отличает разные муз. произведения. | Пробы, участие в итоговом событии |
Речевое развитие | Понимание и работа с картинным материалом. | Показывает на карточке 3-4 действия. | Система тестов и проб, создание ситуаций применения в реальной жизни |
Познавательное развитие | Обучение умениям соотносить, конструировать по образцу, обучение навыкам элементарной классификации, формирование способа действий с учетом величины, умения собирать простые разрезные картинки из 4-5 частей. | Раскладывает предметы на 2 группы Строит постройку из 4-5 элементов по образцу Собирает вкладыш из 4-5 частей. | Деятельностные пробы |
Мелкая моторика | Формирование умения рисовать элементарные элементы, приклеивать, лепить сюжетные предметы из пластилина | Приклеивает, мажет клеем, лепит сюжетные предметы из пластилина, рисует простые элементы с помощью взрослого. | Деятельностныепробы, анализ продуктов деятельности |
Социально-коммуникативное Саморегуляция деятельности | Формирование умения работать за столом не менее чем 25 минут, выстраивать диалог с педагогом, удерживать контакт с педагогом и со сверстниками. Формирование элементарного самоконтроля, умения выполнить самостоятельно многократно отработанное действие | Работает за столом не менее 20 минут, удерживает контакт На сенсорном материале может проверить себя при указании на ошибку | Наблюдение, фиксация времени Деятельностные пробы, наблюдение |
Игровая деятельость | Повторение игровых действий по образцу, манипуляция игрушками, Формирование интереса к игровой деятельности | Элементарные попытки самостоятельной игры | Деятельностные пробы, наблюдение |
Система работа узких специалистов
узкие специалисты | области | проблема | пути решения | Ожидаемые результаты | Форма оценивания |
педагог-психолог | I.Развитие психических функций II.Развитие коммуникативной деятельности | 1.Восприятие недостаточно развито 2.Внимание недостаточно развито 3.Память недостаточно развита 4.Мышление недостаточно развито 5.Саморегуляция недостаточно развита 6.Мелкая моторика недостаточно развита Отсутствие игровой деятельности | -Развивать умение выделять наложенные и зашумленные изображения; -развивать умение воспринимать изображение целостно и отдельные его части; -развивать умение понимать и выполнять двухступенчатые инструкции педагога. - Развивать произвольность внимания, умения сосредотачиваться на одном задании в течении 5-7 минут; - формировать умение работать за столом в течении 30 минут; - развитие умения находить такую же картинку (одинаковую); -развитие умения находить отличия (до 10 отличий). - Построение звукового ряда за педагогом. -Развивать умение запоминать зрительно 5 несвязанных друг с другом предметов (изображений) с опорой на картинку/ без опоры на наглядность; - выделять из короткого текста (5-7 предложений), с опорой на наглядность, главную мысль. - Развивать умение обобщать предметный материал по категориям: дикие животные, домашние животные, овощи, фрукты, посуда, транспорт, школьные принадлежности; - развивать умение из предложенных ребенку изображений выделять лишнее и объяснять причину выбора; - развитие умения оперировать категориями: высокий-низкий; узкий-широкий; длиный-короткий. -Развивать умение выполнять самостоятельно многократно отработанное действие; - развитие умения осуществлять перенос действия на аналогичную деятельность. -Развивать умение раскрашивать изображение не заходя за его границы; -развивать умение обводить контур предмета; - развивать умение ориентироваться в пространстве листа и клетки. | -Выделяет и называет зашумленные и наложенные изображения; - понимает и выполняет двухступенчатые инструкции. -Сосредотачивает внимание на одном задании в течении 5-7 минут; - ребенок работает за столом в течении 30 минут; - находит такую же картинку (одинаковую); - находит отличия (до 10 отличий). - Повторяет за педагогом определенный звуковой ряд. -Зрительно запоминает 5 несвязанных друг с другом предметов (изображений) с опорой на картинку/ без опоры на наглядность ; - выделяет из короткого текста (5-7 предложений) главную мысль с опорой на наглядность. -Умеет обобщать и исключать изображения по категориям: игрушки, овощи, фрукты, посуда, транспорт, школьные принадлежности, объясняя свой выбор; развитие умения оперировать категориями: высокий-низкий; узкий-широкий; длиный-короткий. -Выполняет самостоятельно многократно отработанное действие; - развитие умения осуществлять перенос действия на аналогичную деятельность. -Раскрашивает изображение не заходя за его границы; - обводит контур предмета. - развивать умение ориентироваться в пространстве листа и клетки. | Промежуточный мониторинг по блоку. Наблюдение. Промежуточный мониторинг по блоку. Промежуточный мониторинг по блоку. Промежуточный мониторинг. Наблюдение. Промежуточный мониторинг. |
учитель-дефектолог | Познание | Представление об основных цветах, форме, величине сформировано не достаточно. Элементарные математические представления ниже возрастных нормативов. Слабо ориентируется в пространстве и времени. Ручная умелость, графические навыки требуют совершенства | Развитие восприятия цвета, формы, величины в соответствии с программными требованиями. Формирование и развитие элементарных математических представлений. Форм. -е временных представлений и пространственной ориентировки. Совершенствование графических навыков и ручной умелости. | Называет, соотносит и выделяет основные цвета и оттенки, плоскостные и объёмные фигуры в окружающем мире, может разложить предметы учитывая цвет, форму, величину. Владеет временным понятием (сутки, вр.года).Владеет понятием числовой ряд, колич.предст. Различает пространственные направления относительно себя (верху - в низу, право-лево). Уверенно владеет карандашом. | Заполнение диагностического протокола, анализ продуктов деятельности. |
музыкальный руководитель | Музы каль ная деятель ность | на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкальных произведений отсутствует, то есть ребенок эмоционально не откликается при восприятии музыкальных произведений (низший уровень). Элементарные представления о видах искусства не сформированы, свой опыт не отражает. Не узнает и не понимает содержания музыкальных произведений; в совместной со взрослыми деятельности выполняет некоторые простые движения под музыку, но неритмично; на изменение музыки не реагирует; избегает любых проявлений самостоятельности | Музыкально-ритмические упражнения Свободное движение. Ритмические разминки. Упражнения на развитие чувства ритма. Пальчиковые игры. Упражнения на развитие мелкой моторики. Упражнения на развитие речевых и мимических движений Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах. Распевание и пение. Хороводы и пляски. Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам. | Способен слушать музыкальное произведение, не отвлекаясь. Проявляет эмоциональный отклик на прослушанную музыку. Слушать пение и игру взрослого, подпевать отдельные повторяющиеся слова, подражая интонации взрослого. Запоминает простейших плясовых движений: притопы одной ногой, переступание с ноги на ногу, хлопки в ладоши, вращение кистями рук, кружение вокруг себя. Выполнению движений с предметами, в парах. | Наблюдение в течение года |
инструктор по физической культуре | Физическое развитие | При выполнении упражнений ребенок не может переключится с одного упражнения на другое упражнение. | Выполнение упражнений, педагога с занимающимся ребенком вместе. | Такой способ способствует быстрому переключению внимания ребенка с одного задания на выполнение другого задания по устной инструкции педагога и непосредственному показу. | Целевые ориентиры подлежат непосредственной оценке, в том числе педагогической диагностике (мониторингу). |
учитель-логопед | Коррекция речевых нарушений | Речь малопонятна а, но ошибки заметны. Грамматический строй речи недостаточно сформирован: согласование слов в предложении,. Не образует существительные мн.ч И.п. Понимает, но не использует в речи предлоги: на, в и др. Нарушение звукопроизношения Нарушение слоговой структуры слова (сложной структуры) Слабость артикуляционной мелкой моторики. Фонематическое восприятие и связная речь недостаточно сформированы. | Учить понимать слова обобщающего значения. Обогащение словарного запаса через игровые приёмы в обиходно-бытовых ситуациях. Формировать способность использовать два знакомых слова в одном высказывании. Корректировать употребление ребёнком местоимений. Различение количества предметов (один, много). Различение антонимов: большой – маленький, высокий-низкий Различение ед. и множ. Числа (стол, столы). Развитие артикуляционной и мелкой моторики. Уточнение артикуляции гласных звуков. Составление предложений с предлогами. Подготовительный этап к постановке свистящих звуков. Артикуляционная, дыхательная гимнастика, самомоссаж. Постановка звуков: с, з, ц, автоматизация их в слогах, в словах, словосочетаниях..... Работа над слоговой структурой слова. Развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика, шнуровка, штриховка, мозаика и т.д. Развивать умение выделять звук на фоне других звуков, слогов в составе слова; дифференцировать звуки. Составление словосочетаний, предложений по образцу, по картинке | Составлять простые предложения, состоящие из 3-4 слов с опорой на картинки с изображением людей, животных, выполняющих какое-либо действие. Накоплен словарный запас через игровые приемы в обиходно- бытовых ситуациях. Научится: - употреблять в речи местоимения; - различать количество предметов, ед. и множ. число, антонимы; - выполнять комплекс артикуляционной гимнастики(сказка «Весёлый язычок»); - работать с прищепками, шнуровками, нанизыванием бус; - петь гласные звуки; - с опорой на картинку составлять предложения с простыми предлогами(в, на, под …). Изолированно поставлены звуки: л. ль и автоматизированы в слогах, словах, словосочетаниях.... Произносит односложные, двухсложные слова со стечением согласных без нарушения слоговой структуры. Умеет штриховать, шнуровать, собирать мозаику. Умеет выделять звук на фоне других звуков, слогов, слов; дифференцировать звуки Умеет составлять простые предложения по образцу, по картинке, по наводящим вопросам | Создание ситуаций для применении в жизни. Наблюдение. Деятельностные пробы. |
Рекомендации к организации работы с Михайловым Макаром :
- создание благоприятных для развития речи ребенка условий;
- связь работы над речью с предметно-практической и игровой деятельностью Алексея;
- учет дозировки времени на занятии;
- использование в работе над речью возможно большего числа анализаторов: двигательного, слухового, зрительного, осязательного;
- индивидуальный, личностно-ориетированный подход к ребенку;
- создание ситуаций, когда Леша должен общаться с другими детьми в группе;
- действия на основе образца (конструирование, лепка, рисование, аппликация);
- музыкальная (разучивание коротких попевок, учить водить хоровод);
- одновременная работа над всеми компонентами речевой системы: фонематические процессы, звуко-буквенный анализ и синтез слов, лексико-грамматическая сторона речи.
Виды деятельности, через которые идет реализация:
1. Игровая (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры)
2. Коммуникативная.
3. Познавательно-исследовательская (наблюдение, опыты)
4. Восприятие художественной литературы и фольклора.
5. Самообслуживание и элементарный бытовой труд.
6. Конструирование из разного материала.
7. Изобразительная (рисование, лепка, аппликация).
8. Музыкальная.
9. Двигательная.
За счет чего достигаем результатов?
- Наглядные методы и приемы (использование их по дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями мышления Макара).
- Словесные методы и приемы (многократное повторение, стимулирование речи)
- Использование методов моторной коррекции
- обучение работе по образцу и навыкам имитации от простого к сложному
- Метод игры (игровая деятельность)
- Использование ИКТ
- Сказкотерапия
- Куклотерапия
Условия реализации индивидуального маршрута
1.Режим посещения – полный день
2. Сопровождение узких специалистов:
- Учителя-логопеда
- Психолога
Сопровождение узких специалистов осуществляется в индивидуальной форме
График индивидуальных занятий
Специалист | График |
Учитель-логопед | |
психолог | Четверг: 16.20-16-50. |
3. Условия в реализации инклюзивного образования на групповых занятиях
- содержание материала по образовательной деятельности по типу упрощения
-активное включение ребенка в групповые формы работы на доступном материале
-чередование занятий и отдыха, гибкие занятия исходя из состояния ребенка
-при проектировании занятия учитывать индивидуальные задачи ребенка
-многократное повторение материала
Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольном образовании подготовительной к школе группы
Развивающая предметно - пространственная среда в нашей группе организована так, чтобы Макар имел свободный доступ к играм, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности, а также имела возможность свободно заниматься любимым делом. Для этого пространство нашей группы условно разделено на центры:
- В центре двигательной деятельности Леша любит играть с различными мячами, мешочками с наполнителями, в кольцеброс.
- В центре конструирования Макар играет в «лего дакто» и «лего дупло». Присутствует различный строительный материал, крупногабаритные модульные блоки.
- В центрах музыкально - театрализованной деятельности и книги, Макар с удовольствием играет с пальчиковым театром и музыкальными инструментами. Любит книжки – малышки, азбуку в картинках.
- В центре познавательной и исследовательской деятельности ребенок с интересом использует песок, куб для изучения геометрических фигур, игру «Собери бусы»,различные вкладыши.
- В центре продуктивной и творческой деятельности Макар любит работать пластилином, штампами, с книжками-раскрасками.
- В центре правильной речи и моторики для ребенка находятся мозаика разных размеров, мелкие игрушки , бусы, шнуровки.
Организация пространства
Параметр | исполнение | Ресурс для исполнения | ответственный |
Организация пространства | |||
Построение комфортной среды: место в группе, организация места, освещение и уровень шума | Дозированное сочетание индивидуальной и групповой работы, центра уединения | Материал для центра уединения | Воспитатель, логопед педагог-психолог муз. руководитель |
Дидактический и методический материал | Музыкальные диски, картотеки игр, диагностический альбом, подбор картинок и иллюстраций для работы с Алексеем, сенсорные доски, карточки с геометрическими фигурами | Материал для изготовления дидактических игр | воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, муз. руководитель, инструктор по ф/к |
Визуальная поддержка | Подкрепление для усвоения материала | Доска групповая, мольберт, доска для выставки работ детских, подставки | воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, муз. руководитель |
Организация оптимального временного режима | Время пребывания –полный день. Дозированное сочетание групповых и индивидуальных форм работы с мальчиком. Присутствие на общих занятиях частично, музыка и физкультура –сколько способен воспринимать. Чередование отдыха и работы. | Детский сад | воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, муз.руководитель, инструктор по ф/к |
Организация режима дня.
Режим дня составлен с расчетом на 12 часового пребывания в детском саду.
Виды деятельности | Время |
Прием, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика, пальчиковая гимнастика, игры на эмоции. | 7.00 – 8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак. | 8.30 – 8.50 |
Подготовка к образовательной деятельности | 8.50 – 9.00 |
Образовательная деятельность (пальчиковая гимнастика +физкультминутка) | 9.00 – 10.50 |
Игры, подготовка к прогулке. (раньше всех детей начинает подготовку к прогулке) | 10.500-11.00 |
Прогулка (индивидуальное наблюдение за явлениями природы, упражнения на развитие двигательной активности). | 11.00- 12.25 |
Возвращение с прогулки (увеличено время на переодевание после прогулки) | 12.25 – 12.40 |
Подготовка к обеду, обед. | 12.40 – 13.10 |
Подготовка к сну (увеличение времени), дневной сон. | 13.10 – 15.00 |
Подъем, воздушные и водные процедуры. | 15.00 – 15.15 |
Подготовка к полднику, полдник. | 15.15 – 15.25 |
Игры, самостоятельная художественная деятельность, индивидуальная и коррекционная работа по заданию логопеда. | 15.25 – 17.25 |
Подготовка к ужину, ужин. | 17.25 – 17.55 |
Подготовка к прогулке (раньше всех детей начинает подготовку к прогулке), прогулка (подвижные игры). | 17.55 – 19.00 |
В режиме дня предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных. Во время образовательной деятельности для Макара увеличивается время на выполнение заданий, для этого может использоваться вторая половина дня.
Срок реализации маршрута -6 месяцев. Пересмотр маршрута – апрель-май 2020г.
Работа с родителями
Целевая группа | Задача | Форма |
Работа с мамой Макара, Лазаревой Екатериной Александровной | Оказание помощи в вопросах воспитания и обучения ребенка, приобщение родителей к участию в жизни ДОУ, формирование психолого-педагогических знаний родителей. | Индивидуальное консультирование Совместная работа по простраиванию индивидуального маршрута ребенка и его реализации в домашних условиях, анкетирование, участие в праздниках и мероприятиях детского сада. |
Работа с родителями группы, где воспитывается Макар | Воспитание толерантного отношения к детям с индивидуальными особенностями развития, принятие ребенка в группу | Групповое и индивидуальное консультирование, совместная театральная деятельность |
Работа с детьми группы
- работа по формированию у детей умения общаться со сверстниками с индивидуальными особенностями развития, через беседу, игру.
Организация оценки индивидуального развития ребенка:
Оценка индивидуального развития Макара осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за мальчиком в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках мониторинга специалистов. Оценка индивидуального развития проводится через:
- Наблюдение
- Беседа
- Анализ продуктов деятельности
- Анализ карт развития
- Использование специализированных диагностических комплексов
- Деятельностные пробы
Оценка становления основных (ключевых) характеристик индивидуального развития Макара осуществляется с помощью заполнения педагогами карт оценки индивидуального развития (карта развития).
По истечению года работы с ребенком необходимо динамическое обследование ребенка для отслеживания динамики его развития, которое проводится сначала на заседании медико-психолого-педагогического консилиума с участием всех педагогов ДОУ, затем на заседании районной психолого-медико-педагогической комиссии для решения вопроса о дальнейшем его обучении.