логопедический самомассаж
картотека по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Логопедический массаж
Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующую нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.
Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.
Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, занятия по релаксации (аутогенной тренировки), дневного сна. Самомассаж также может быть включен в логопедическое занятие, при этом приемы самомассажа могут предварять, либо завершать артикуляционную гимнастику.
|
Утюг. Цель: Расслабление мышц, подготовка их к следующим массажным приёмам. Ход: Поглаживание руки от кончиков пальцев к локтю.
| ||
Мыши. Цель: Улучшение динамического праксиса. Ход: Разминаем каждый палец от ногтя к запястью, также прорабатываем каждый сустав.
|
| |||||||||||||||||
МАССАЖ ЛИЦЕВОЙ МУСКУЛАТУРЫ Массаж лобной области. «Шапочка». Цель: снижение мышечного тонуса. Ход: плоскостное поглаживание от середины лба к вискам.
| |||||||||||||||||
«Машинка». Цель: снижение мышечного тонуса. Ход: плоскостное поглаживание от бровей к волосистой части головы. Еду, еду на машинке |
Массаж лобной области. «Змейка». Цель: усиление кровообращения, повышение тонуса лобных мышц. Ход: растирание подушечками указательного и среднего пальцев от бровей к волосистой части головы волнистыми движениями.
|
Массаж лобной области. «Слоник». Цель: максимально активизировать работу лобных мышц. Ход: прерывистое надавливание двумя пальцами — большим и указательным. Динь-дон. Динь-дон. (И. Токмакова) |
Массаж лобной области. «Душ». Цель: повышение тонуса мышц. Ход: сильная вибрация всеми пальцами. Дождик сверху кап-кап-кап… Да, без душа я никак! |
Массаж в области глаз. «Спокойной ночи». Цель: оказать воздействие на круговую мышцу глаза и мышцу, смор щивающую бровь. Ход: поглаживание подушечками средних пальцев обеих рук. Движение от височной ямки по нижнему краю глаза к внутреннему углу глаза; затем вверх до брови и далее поглаживание ведется указательным и средним пальцами по брови к виску; при этом средний палец ложится под бровью,а указательный – над бровью. Спи, глазок! Спи, другой! |
Массаж в области щек и подбородка. «Ветерок». Цель: воздействовать на скуловые, щечную, подбородочную мышцы. Ход: указательные пальцы обеих рук располагаются под нижней губой, а Остальные – под подбородком. Пальцы скользят от середины подбородка к височным впадинам, с фиксацией пальцев в углублениях у козелка и мочки уха. Видел я, как ветерок К нам летел на огонек! Скрипнул он оконной рамой, Тихо форточку толкнул, Поиграл моей панамой, Повозился и уснул. |
«Неваляшка». Цель: повышение тонуса щечных мышц. Ход: круговое растирание в области щек проводится тыльной поверхностью концевой и средней фаланг четырех пальцев в направлении от края нижней челюсти к краю скуловой кости. Влево-вправо, влево-вправо |
Массаж щек. «Гусь». Цель: повышение тонуса щечных мышц. Ход: захватить в складку кожу щек между большим и указательным пальцами, легко сдавить и отпустить, движение пощипывания. Гусь купил себе гармошку, |
«Пурга». Цель: максимально активизировать работу щечных мышц. Ход: захватив кожу щек вместе с подкожными мышцами между большим и указательным пальцами, производить разминание в круговом направлении. И дни, и ночи напролет |
Массаж воротниковой зоны «Комары» Задачи: учить детей навыкам самомассажа; развивать навыки коллективной работы; закреплять знание частей тела; упражнять в умении разогревать свое тело; нормализация мышечного тонуса.
Затем дети поворачиваются на 180° и повторяют массаж. | ||||||||||
Массаж спины «Кап на туче ночевал» Задачи: учить детей навыкам самомассажа; развивать навыки коллективной работы; закреплять знание частей тела; упражнять в умении разогревать свое тело; нормализация мышечного тонуса. Дети встают друг за другом.
| ||||||||||
Массаж спины «Свинки» Задачи: учить детей навыкам самомассажа; развивать навыки коллективной работы; закреплять знание частей тела; упражнять в умении разогревать свое тело; нормализация мышечного тонуса.
| ||||||||||
Массаж спины «Суп» Задачи: учить детей навыкам самомассажа; развивать навыки коллективной работы; закреплять знание частей тела; упражнять в умении разогревать свое тело; нормализация мышечного тонуса. Дети встают друг за другом, кладут ладони на спину впереди стоящего ребенка.
|
Массаж спины Задачи: учить детей навыкам самомассажа; развивать навыки коллективной работы; закреплять знание частей тела; упражнять в умении разогревать свое тело; нормализация мышечного тонуса. Дети встают друг за другом «паровозиком».
| ||||||||
Массаж спины «Барабан» Задачи: учить детей навыкам самомассажа; развивать навыки коллективной работы; закреплять знание частей тела; упражнять в умении разогревать свое тело; нормализация мышечного тонуса.
|
Массаж шеи «Лук» Задачи: учить детей навыкам самомассажа; закреплять знание частей тела; нормализация мышечного тонуса.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедический самомассаж
Описание приемов самомассажа поможет родителям и воспитателям готовить речевой аппарат детей-логопатов к постановке звукой стороны речи....
Логопедический самомассаж.
Приемы массажа для детей с дизартрией по методике О.Крупенчук....
Конспект индивидуального логопедического занятия с применением техники логопедического самомассажа
Данный материал содержит Конспект индивидуального логопедического занятия с применением элементов технологий логопедического массажа и самомассажа(для детей 6-7 лет; ОНР 3-4 уровень; дизартрия) и през...
Логопедический самомассаж
Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом. В материале представлены различные варианты массажных упражнений, которые ребенок может выполня...
Практические рекомендации родителям,воспитывающим детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, по проведению логопедического самомассажа
Практические рекомендации родителям,воспитывающим детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, по проведению логопедического самомассажа...
Логопедический самомассаж лица
Применяя самомассаж в комплексной коррекционной работе значительно повышается эффективность работы по преодолению речевых нарушений у детей....
Логопедический самомассаж лица, ушей и языка
Логопедический самомассаж позволяет скорректировать произношение, улучшить тонус мышц речевого аппарата, позволяет ребенку расслабиться. Он необходим для детей, имеющих тяжелые нарушения речи: дизартр...